Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции История 4 663.63kb.
1. История – как наука. Методы и формы ее изучения 6 1059.13kb.
1. История как гуманитарная наука «Отцом истории» 5 742.46kb.
З. А. Каменский история философии как наука в россии XIX-XX вв. 30 5095.29kb.
1. Политология как наука и научная дисциплина История политической... 7 1554.04kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплинам «История»... 1 34.32kb.
История Отечества как наука. Исочники. Периодизация 3 517.86kb.
Контрольная работа 2012 2 вариант Информатика как наука. История... 3 477.02kb.
Ис История развития русской системы мер 3 р роль Д. И. Менделеева... 1 353.58kb.
Наука и религия: религиоведение 1 255.18kb.
Шпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. 40 1978.04kb.
Балакирева Елена Александровна (ученое звание, ученая степень фамилия... 7 1615.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука - страница №1/11

Вопрос 1

История как наука

История -гуманитарная  наука , занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле —  наука , изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие  историю, склонны повторять ошибки прошлого .

Слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса.

Главной задачей исторической  науки  является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип - принцип объективности - требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс.

Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. При этом материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей). Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для достижения этой цели применяются методы математической обработки данных исторических источников (структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок). Кроме того, в историческом познании используются методы ретромоделирования, с помощью которых свойства исторических объектов воспроизводятся на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Интерес к проблеме альтернатив в истории заставляет обращаться к методу актуализации - анализу перехода реальности из состояния возможного в действительное.



Вопрос 2

Догосударственный период в истории России

Прародина славян находятся в бассейне Зап. Двины при побережье Балтийского моря.

Славяне относятся к единой Индоевропейской общности, которая сложилась на рубеже 5 и 4 тыс. до н.э. в сев.-вост. Части Балтийского пол-ва и на территории малой Азии. На рубеже 3-го 4-го рубежа нашей эры разделение единого индо-европ. общества. Праславяне заняли территорию Центральной и Восточной Европы. С запада Карпаты, с севера Балтийское море, на востоке р. Припять, на юге верховье Днепра и Южного Буга.В 5-6 вв движения этноса, Зап. Направление в сторону Эльба, в восточном направлении к озеру Ильмень и на Балканы.

В средн. Преднепровье жили поляне. В бассейне р. Припять - древляне и древовичи. Вдоль левого притока Днепра и реки Сожь - родимичи. В боссейне р Семь,Сула,Десна – северяне. В верховьях Зап.Двины и Днепра – кривичи. В среднем течении Зап.Двины при впадении в неё Полоти- полочане. Вокруг о. Ильмень и по р. Волхов – ильменение и новгородние. И бассейне Волго - Океанного междуречья- вятичи. Среди вост. Славян- финоугорские и другие племена.

Основнимы занятиями др. славян - земледелие. Господствующее положение занимало пашенное земледелие, с использованием деревянного плуга и т.д.

Политический строй Восточнославянского общ-ва

До расселения славян по Русской равнине их общественно-политическое устройство было патриархальным. или родовым.

В 6- середине 9 века политический строй - представительным гос. Органом власти являлось ВЕЧЕ(народное собрание)и выбранный им вождь.

С 9 века началось формирование военно-дружинного слоя, сосредоточившее в своих руках власть и богатство.

С 6 века начинается вытеснение соседской правно-родственной общины.

Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Учёные основывались на сведениях, полученных из древних русских летописей, считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал Рюрик со своей дружиной и сопоставляют слово «русь» со словом «руотси», которым финны называли викингов-мореплавателей.

Религиозные верования древних славян соединяли в себе поклонение явлениям природы и культ предков. Точные сведения об их религии отсутствуют. Главными богами были 1)бог неба-Сварог 2)бог грома и молнии – Перун ,3) бог света-Свентовит, кроме них славяне почитали бога солнца-Хорса, бога ветра-Стибога, бога скотоводства- Велеса и т.д.

Вопрос 3

Образование Древнерусского государства

В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства.



1 – норманнская. Её суть заключается в том, что русское гос-во было создано выходцами из Скандинавии, варягами.

Т.к. славянские племена не могли договориться о мире, в 862 был приглашен варяжский князь Рюрик с дружиной, он и стал основателем первой русской царской династии.862 год принято считать образованием Древнерусской государственности центром стал Новгород.



2. К IX в в некоторых областях образовались варяжские княжества. Новгородцы, желая восстановить в стране порядок и правосудие, решили пригласить на княжество варягов. В ответ на это варяжский князь Рюрик с двумя братьями и сильной дружиной в 862 году явился на Русь и стал государем в Новгородской земле.

Предпосылки образования государства:

1)развитие земледелия

2)эволюция родовой общины

3)усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускорили процесс становления княжеской власти, повышенная роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов и выступающих в качестве арбитров при спорах.

4)внешние политические предпосылки – необходимость обороны от кочевников.

В 882 Вещий Олег (воевода Рюрика и наставник его сына) объединяет Киев и Новгород. После смерти Олега к власти приходит сын Рюрика - Игорь. За ним была Ольга (в месть за смерть Игоря сожгла город Искоростень, которые убили Игоря за то что он брал с них непосильную дань). затем Святослав сын Игоря, потом Ярополк сын Святослава. С 980 по 1015 – правление Владимира СвятогоI(Красно Солнышко). Он присоединил к Руси Волынь, Полоцкую и Туровскую землю.


Вопрос 4

Принятие христианства на Руси.

Владимир понял, что язычество отжило свой век.

Новой религией стало христианство потому что:1)сказалось политическое влияние Византии;2)эта вера уже была распространена на Руси; 3),на отвечала менталитету славян в отличие от иудаизма и ислама. Крещение новгородцев сопровождалось массовым кровопролитием, репрессиями, кроме того христианские нововведения долго не приживались в обществе: славяне называли своих детей старыми именами, церковный брак не был обязательным. Хрестианству только предстояло стать религией русских
Причины принятия Христианства

-с помощью монополистической религии Владимир хотел укрепить страну и территориальное единство.

-принятие Х-ва вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей.

Значение принятия Х-ва

1)Христианство помогло объединить Вост.-Славян в единое древнерусское общество. Создало духовную основу рус. государственности.

2)Х. церковь стремилась к стабильности. Осуждала как соц. протесты и насилия со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Формировала терпимость к ближнему и уважение к власти.

3)Принятие христианства повлекло качественные сдвиги в развитии культуры.

Христианство допускало использование науки, как и служанки богословия, в целях познания Бога и его творения. Восточная церковь ориентируется не на познание мира, а на его мистическое понимание.

Произошедшие изменения затрагивали все сферы деятельности Руси

Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяют одна религия, язык и духовные отцы.

Вопрос 5

Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета.

Государственный строй Др.Руси представлял собой раннюю феодальную монархию во главе с великим князем.-защитником русской земли, её устроителем и законодателем, верховным судьёй, адресатом и распределителем дани. Особенностью др. русской феод. монархии являлось сохранение элементов догосударственной системы организации общества(элементы –Вече(народное собрание)).Двоякую роль играла княжеская дружина.



Другой особенностью являлся характер наследования власти(власть передавалась к старшему в роду(династическая))

а) князь;

В Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)

б) община;

Ещё ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы.

г) система

"старший "старший город - пригороды", то первые ее - пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв.

Как и все феодальные общества, общество  Древней   Руси  было строго стратифицировано, то есть оно состояло из сословий, страт, права и обязанности которых четко были определены законом как неравные по отношению друг к другу и государству. Однако для Древнерусского государства характерна слабая социальная дифференциация и поэтому основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, что не отменяло существование промежуточных и переходных категорий.

Главную массу населения составляли свободные жители городов и сел, хотя существует мнение, это было сельское население, земледельческое, противоположное горожанам. Со временем города сделались значительнее и стали вмещать в себя население, более разнообразное по своему делению на классы и сословия.

Сельское население  Древней   Руси  мало отличалось от городского. В мирное время, в зависимости от природных условий, оно занималось земледелием, звериным и рыбным промыслом, жило в тех хуторах и поселках, которые были рассеяны вблизи городов.

Со временем число хуторов и деревень множилось, да и сами городки превращались в открытые селения. Тогда и название «смерд», обозначавшее вообще простых горожан и сельчан в совокупности. Рядом со свободным населением в городах и селах жили несвободные люди, называвшиеся холопами. Первоначальным источником рабства в  Древней   Руси , как и везде, служила война, то есть пленных обращали в рабов и продавали наравне со всякой другой добычей. В рабство попадали также за тяжкие уголовные преступления, в случае кражи в рабство обращался злостный банкрот.



Вопрос 6

Русские земли в условиях феодальной раздробленности

В середине XII века Киевская Русь представляет собой аморфное образование без единого зафиксированного центра,тяжести.



Причины феодальной раздробленности:

1)развитие феодальных отношений, укрепление феод. вотчин, утверждение натурального хозяйства, которое препятствовало становлению экономических связей и приводило к политической обособленности.

2)формирование местных княжеских династий (князь закреплял за собой собственные владения).

3)укрепление местного боярства,(происходит складывание местных боярских группировок, вызванное ,прежде всего ,успехами в земледелии), распределение трехполья.

4)развитие ремесла и торговли, которые приводят к росту и укреплению городов и превращению их в центры отдельных территорий. В них сосредотачивалась местная княжеская администрация, городское население начинало тяготиться необходимости выплачивать дани и защиты интересов далёкого ему киевского князя.

5)изменение положения роли Киева.

Причины:

1.Потеря торгового пути

2.Население покидало населённые пункты страдающие от набегов половцев и междоусобиц

Во второй половине XII- XV в образовались Киевская, Черниговская, Ростово-Суздальская, Рязанская, Галицкая, Владимиро-Волынская, Новгородская и др.земли.

Связь между русскими землями сохранялась благодаря общей вере, языку, действию общих законов.

В XIII веке уже существовало 50 княжеств, а d XIV -150.


Выделяются три центра : Северо-Восточная Русь(Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Западная Русь (Новгородская республика).

Отношения между ними напоминают скорее межгосударственные, чем внутригосударственные. Нередкими были военные столкновения при участии половцев(кочевое племя).

Формирование Русского государства продолжалось в большей степени на территории Владимиро-Суздальского княжества, нежели во всех остальных.

Во времена раннефеодальной монархии в эти земли бежал народ в целях обеспечения своей безопасности. Густые леса надежно укрывали беглецов. Землепашество было возможным лишь на отдельных участках, зато развивалось огородничество, охота, бортничество.


Владимиро-Суздальским княжеством правили потомки Юрия Долгорукого(Юрий Долгорукий(1155-1157)-правил киевским престолом , Андрей Боголюбский(1157-1174)) ,младшего сына Владимира Мономаха. В их подчинении были старые русские города: Ростов, Суздаль, Муром. Столица была перенесена из Суздаля во Владимир. Перенос был связан со стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-Суздальского боярства. Потомки Ю. Долгорукого сталкивались с проблемой боярской вольницы. Всеволод Большое Гнездо(1176-1212), благодаря дипломатии выправил ситуацию в свою пользу. Авторитарный тип государственного управления.


Территория Галицко-Волынского княжества граничила с Польшей и Чехией. Это был благородный земледельческий край. Олигархический тип государственного управления
Северо-Западная Русь (Новгородское княжество) не могла похвастаться теплым климатом. Напротив, суровые климатические условия делали невозможным хлебопашество. Зато процветали ремесла и торговля пушниной, мёдом, воском. Новгородцы сажали овощи и ловили рыбу. На рынках Новгорода можно было услышать разную речь и увидеть представителей разных религий. Этот богатый край отличался и особым политическим устройством: он был феодальной республикой. Городом правил посадник, ему помогал военный предводитель, прозванный тысяцким. Тысяцкий — должностное лицо в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»), в дальнейшем помимо военной функции тысяцкий приобретает и функции управителя городского округа. Религиозными делами ведал архиепископ. Функции епископа - глава Новгородской церкви, осуществлял судебные, финансовые и внешнеполитические функции.

Князь, если была необходимость в военной силе, приглашался из числа наиболее сильных светских владык. Как правило, это был князь из Владимирской земли, получивший при монголотатарских завоеваниях ярлык великого княжества. Функции князя- не имел права вмешиваться во внутренние дела городского самоуправления, не имел права приобретать земли в пределах Новгородской области, сменять должностных лиц, вершить расправу без суда. Ведал военными, полицейскими и арбитражными делами. Демократический тип государственного управления.


Значение феодальной раздробленности:

1)раздробленность представляла собой закономерный этап развития в средние века, через которое прошла вся Европейская цивилизация.

2) ослабила военный потенциал Руси, способствовала совершенствованию систем самоуправления и создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры.

3) раздробленность усилила княжеские междоусобенности ,что привело к ослаблению Русских земель, и стало одним из факторов национальной катастрофы вызванной татаро-монгольским нашествием.




Вопрос 7

Культура Древней (домогольской) Руси.

Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе. Большую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века.


Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.
Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла.
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы.
С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)
Типичный русский храм был крестово-купольным. С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Вопрос 8

Монгольское нашествие на русские земли и его последствия.

1237-1242 гг. – монголо-татарское нашествие, разгром большинства русских княжеств, городов (Рязань, Владимир, Суздаль, Тверь, Торжок, Москва, Козельск, Киев и др.), захват русских земель монголо-татарами, Великим княжеством Литовским и Ливонским орденом.
1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи, завоевавшую огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи - Чингисхана - Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Их зависимость выражалась в уплате податей. Киевская земля после нашествия окончательно утратила свое былое значение. Киев был взят татарами в 1240 г. в разгар борьбы за него между соперничающими князьями. В Черниговской земле во второй половине XIII столетия резко усиливается политическая раздробленность. XIV в. Большая часть Черниговщины была подчинена литовским князем. В Юго-Западной Руси в результате объединения Волыни и Галичины сформировалось сильное государство и успешно противостояло татарскому натиску. Но в конце 50-х годов Галицкому князю все же пришлось признать зависимость от татарского хана. В Смоленской земле удельные княжества не закрепились за определенными княжескими линиями, как это было в Черниговской земле. Рязанская земля в второй половине XIII-XV в. сохраняла относительную независимость. Однако она была зажата между Золотой Ордой, с которой непосредственно граничила, и Северо-Восточной Русью. Муромское княжество уже в середине XIV в. стало зависеть от Московского, а в начале 90-х годов вошло в ее состав. Территория Переяславского княжества после Батыева нашествия перешла под непосредственное управление Орды. После монголо-татарского нашествия судьбы различных земель разошлись. Из четырех сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) теряют свой суверенитет и входят в состав государств - Литвы и Польши. На территории четвертого - Владимиро-Суздальского - начинается формирование нового единого русского государства. Таким образом перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества - земли. Непосредственное воздействие на экономику выразилось, во-первых, в разорении территорий во время ордынских походов и набегов, особенно частых

во второй половине XIII в. Во-вторых завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского "выхода" и других поборов, что обескровливало страну. После нашествия XIII в. усилилась разобщенность русских земель. Прекратилась борьба разных княжеских ветвей за Киев, Новгород и Галич



Основные события:

1223- битва на реке Калке ,где русско-половецкое войско было разбито.

В 1231 монголо татары вторглись на территорию Др.Руси.

В 1237 монголо-татары появились в пределах Рязанского княжества, они требовали 10-ю часть всего .В этом же году пала Москва и Коломна.

В 1238- монголы овладели территорией от Клязьмы до Торжка, разорив около 14 городов.



4 марта 1238- сражение на реке Сити, где русское войско снова было разбито.

следующая страница >>



Женщина нуждается в защите и нападении. Геннадий Малкин
ещё >>