Военное сотрудничество государств-участников СНГ. Создание одкб - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Административное соглашение 1 201.9kb.
Доклад на Международном экономическом Форуме государств участников... 3 446.54kb.
Содружество независимых государств исполнительный комитет 15 1623.14kb.
Железных дорог государств-участников содружества независимых государств... 10 2257.69kb.
Программа IV международного инвестиционного форума государств – участников СНГ 1 117.35kb.
Консультативный совет по защите прав потребителей государств участников СНГ 9 679.12kb.
Программа III международного инвестиционного бизнес-форума государств... 1 76.5kb.
Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств... 1 240.67kb.
Сотрудничество стран СНГ в вопросах борьбы с терроризмом 1 52.63kb.
Постановление 07 апреля 2011 г. №7-14 Москва о ратификации и соблюдении... 1 289.04kb.
Информация о ходе работы по поэтапной отмене ограничений во взаимной... 12 2719.42kb.
Интервью Генерального Секретаря нато яапа де Хооп Схеффера риа новости 1 69.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Военное сотрудничество государств-участников СНГ. Создание одкб - страница №1/1

ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ. СОЗДАНИЕ ОДКБ
Глёза Д.В., 1 курс, ГУЭ

Научный руководитель: Новицкий В.И., д.и.н., профессор
В настоящее время проблема развития военно-политического сотрудничества в рамках СНГ заслуживает особого внимания. Это обусловлено давними связями между государствами-участниками СНГ, а также сформировавшимися ещё в советский период тесных политических, экономических, демографических, культурных, научных, информационных и других взаимосвязей. С учетом реалий современной международной обстановки необходимо эффективно противостоять возможным вызовам, опасностям и угрозам различного характера, таким как международный терроризм, рост масштабов и активности организованной преступности, наркоторговли, религиозного экстремизма и многим другим [2].

Создание региональных механизмов безопасности – жизненно важная потребность, в том числе и для Республики Беларусь. Государства СНГ в равной степени заинтересованы в том, чтобы их граждане жили в атмосфере безопасности, строили спокойную жизнь на многие годы вперед. Сотрудничество в военно-политической сфере также способствует дальнейшим интеграционным процессам в рамках Содружества Независимых Государств[2].

Распад Советского Союза привёл к разрыву десятилетиями складывавшихся тесных социально-политических, экономических и культурных связей между бывшими союзными республиками, а ныне – независимыми государствами. Не менее катастрофичными явились последствия распада СССР и с точки зрения безопасности. В условиях, когда в мире возник существенный дисбаланс сил, была разрушена единая система обороны от внешней агрессии и угроз. Возможность отстаивания постсоветскими странами своих долгосрочных национальных интересов и выбора ими самостоятельного пути развития была поставлена под угрозу. Поэтому уже в первые месяцы существования Содружества Независимых Государств остро встал вопрос о защите новых государственных образований от потенциальных и реальных внешних угроз. В основу сотрудничества и обеспечения безопасности стран Содружества легли совпадение или близость их стратегических интересов, общее прошлое, экономические, научные, культурные и другие традиционные связи [1].

15 мая 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября1993 г., Грузия – 9 сентября 1993 г., Беларусь – 31 декабря 1993 г. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. [3].

Большое значение для развития военной организации СНГ имело заседание Совета министров обороны стран СНГ, состоявшееся 20 мая 1999 г. в Ереване. В ходе него были определены конкретные направления военно-технического сотрудничества государств-участников ДКБ. Фактически была принята программа создания группой стран Договора о Коллективной Безопасности военного и союза по типу того, что существует в отношениях России и Беларуси.

В ходе заседания ряд государств СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова) сделали выбор в пользу более интенсивного взаимодействия и сотрудничества со странами НАТО в рамках Совета евроатлантического партнерства и программы НАТО «Партнерство ради мира» и решения вопросов собственной безопасности с опорой на Запад [2].

Важное значение для развития военной организации СНГ имела 10-я юбилейная сессия коллективной безопасности (СКБ) государств-участников ДКБ, состоявшаяся в мае 2002 г., в которой приняли участие президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. По итогам сессии ДКБ был преобразован в полноценную международную военно-политическую организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности.

7 октября 2002 г. в Кишинёве были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 г. 2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Задачами ОДКБ являются защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба [3].

Следует отметить, что степень взаимодействия между членами СНГ неодинакова. Одни страны участвуют в интеграционных процессах довольно ограниченно, другие выражают готовность к более тесному военному сотрудничеству, вплоть до создания оборонного союза. Таким образом,сегодня военное сотрудничество приобрело определённую направленность и формы, обусловленные интересами тех или иных государств, и развивается на нескольких уровнях: в рамках всего Содружества – прежде всего в области миротворчества, охраны границ, охраны воздушного пространства; в рамках Договора о коллективной безопасности – в области укрепления региональной безопасности; на основе двусторонних договоров и соглашений между государствами-участниками – по приоритетным вопросам обеспечения безопасности [2].

За период существования СНГ государства Содружества добились значительных успехов в военно-политической области. Созданы и работают высшие органы СНГ, уполномоченные рассматривать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-участников в сфере военной политики и военного строительства. Приобрели необходимый опыт работы межгосударственные консультативные и рабочие органы, на которые возложена координация военного сотрудничества государств Содружества. В основном сформирована нормативная правовая база, определились общие направления и формы сотрудничества в военной сфере, сложилась тенденция к его дальнейшему укреплению и всестороннему развитию. Удалось решить важные вопросы, связанные с коллективной военной безопасностью, охраной внешних границ, предупреждением и урегулированием конфликтов, осуществлением миротворческой деятельности. В большинстве государств СНГ растёт понимание того, что интеграция в военной области, не нанося ущерба государственному суверенитету, снижает бремя военных расходов и тем самым положительно сказывается на политических и экономических процессах, способствует развитию и укреплению всего Содружества [2].

Вместе с тем стоит признать, что за эти годы государства-участники в вопросах обеспечения коллективной безопасности по ряду позиций значительно отошли от тех договоренностей, которые были закреплены в документах, подписанных в декабре 1991 г., а также в Договоре о коллективной безопасности. Многие положения, зафиксированные в принятой Концепции коллективной безопасности и других документах, в значительной своей части остаются пока только на бумаге [2].

Дальнейшее всестороннее развитие сотрудничества государств Содружества в военной сфере с учетом реалий современной международной обстановки позволит эффективно противостоять возможным вызовам, опасностям и угрозам различного характера, а также будет способствовать стабилизации ситуации внутри СНГ. Имеются все основания и создаются условия для реализации многочисленных военно-технических проектов, дальнейшего укрепления безопасности в регионе. Сотрудничество в военно-политической сфере также способствует дальнейшим интеграционным процессам в рамках Содружества Независимых Государств [2].

Республика Беларусь придает большое значение деятельности ОДКБ и принимает активное участие в её работе. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утверждённой Указом Президента от 9 ноября 2010 г. № 575 [4], повышение эффективности деятельности ОДКБ отнесено к сфере национальных интересов государства.


Литература

1. Парамонов, В. Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии) / В. Парамонов, О. Столповский // Новое восточное обозрение [Электронный ресурс]. – 2011.– Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm. – Дата доступа: 25.11.2011.

2. Подготовка занятий для военнослужащих // Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ: приоритеты и перспективы [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.plan-konspekt.ru/ogp/ ogp118002.htm. – Дата доступа: 25.11.2011.

3. Договор о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www. dkb.gov.ru /start/ – Дата доступа: 25.11.2011.



4.Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://gknt.org.by/rus/ bulletin/20100910/ 20100910/– Дата доступа: 26.11.2011




Думайте что хотите, но длинное платье прикрывает множество грехов голени. Мэй Уэст
ещё >>