Водогреева Л. В. к филос н., зав лабораторией нии общественного здоровья и управления здравоохранением - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации технология разработки и применения стандартов... 4 708.73kb.
График межцикловой подготовки ординаторов 2 года обучения 3 семестр... 1 60.86kb.
Анналы хирургической гепатологии  анри 1 245.53kb.
Календарно-тематический план по дисциплине Общественное здоровье... 1 50.53kb.
Опыт кучного цианирования окисленной руды Урусайской площади 1 97.52kb.
Добрый день, дорогие радиослушатели! И вновь в эфире екатеринославское... 1 38.72kb.
Отчет о работе секции 1 119.74kb.
Общие положения законодательное регулирование 4 742.51kb.
Соза борьбы за народную трезвость 1 56.34kb.
Нормативные правовые основы государственно-общественного управления... 1 179.63kb.
Инструкция по герметизации стыков при ремонте полносборных зданий 1 314.76kb.
Учебно-методическим объединением по классическому университетскому... 1 102.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Водогреева Л. В. к филос н., зав лабораторией нии общественного здоровья и управления - страница №1/1

Водогреева Л.В.

к.филос.н., зав. лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением



Полесский В.А.

д.м.н., профессор, зам. директора НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением



Шиленко Ю.В.

Первый Московский государственный медицинский университет


МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ
Здоровье как фактор национальной безопасности и стратегическая цель общественного развития имеет широкий спектр механизмов управления, включая экологические, значимость которых за последние десятилетия значительно выросла. Социальная действительность ХХI века, появление новых техногенных, образовательных, экономических, социально-политических, этических тенденций существенно меняют традиционную картину формирования, сохранения и укрепления здоровья населения.

Причины экологической опасности для индивидуального и общественного здоровья в первую очередь связаны с увеличением антропогенных нагрузок на окружающую среду. Как следствие, обостряются проблемы глобального загрязнения среды обитания и обусловленные им изменения климата, истощаются природные ресурсы, увеличивается число техногенных катастроф. Экологический кризис следует рассматривать как системный. Его преодоление во многом связано с образом жизни и самоопределением человека, его ценностными ориентациями, которые необходимо учитывать при решении социокультурных и мировоззренческих проблем в сфере системной защиты здоровья.

Необходимость изменений во взаимоотношениях человека с социоприродной средой обусловлена состоянием здоровья общества. Чтобы уменьшить масштабы своей экспансии, ослабить давление на природу и повлиять на остроту развивающегося конфликта между обществом и окружающей природной средой, человек должен отказаться от агрессивно-потребительского отношения к ней, сформировать экологически целесообразные и разумные жизненные ценности, идеалы и приоритеты.

Здоровье как состояние полного физического, социального, психического и экологического благополучия предполагает полную гармонию человека с социальной и природной внешней средой, а также высокий уровень развития и жизнеспособности общества с учетом таких показателей, характеристик и критериев здоровья, как рождаемость, заболеваемость, смертность, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни, уровень физического развития.

Интегрального количественного показателя здоровья до сих пор не существует. В связи с этим актуализируется проблема квантификации взаимосвязей «здоровье – факторы риска», которая становится все более актуальной не только для России, но и для других технологически развитых стран мира. Необходима разработка программ управления факторами риска для здоровья, направленных на минимизацию их выраженности и распространенности. При этом сила влияния различных факторов на здоровье учитывается при формировании групп риска путем отбора совокупностей лиц с повышенной вероятностью заболеваний, в т. ч. для проведения профилактической работы.

Влияние окружающей среды на здоровье человека комплексно оценивается с помощью математической модели риска возникновения хронической патологии с использованием базы данных о состоянии здоровья, полученных в результате мониторинга популяций, которые подвергались различным средовым воздействиям [3].

Здоровье интегрирует и обобщает все многообразие сторон феномена качества жизни, включая аспекты творческого и физического долголетия, состояния среды обитания, общей и экологической культуры. Неоднократно отмечалось, что в основе современных представлений о здоровье и болезни лежат особенности взаимодействия организма со средой, и хорошее здоровье является главным ресурсом социального и экономического развития общества в целом и важнейшим критерием качества жизни.

Тенденция к депопуляции и ухудшению здоровья во многом связана с такими факторами, как недостаточно высокий уровень и качество жизни, следствием чего может являться социально-психологический стресс, имущественное расслоение, курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, что свидетельствует о деструкции не только природной, но и социальной среды.

Следствием превалирования краткосрочных ориентиров текущей выгоды над долгосрочными целями человека и общества явилось резкое увеличение опасных для жизни болезней, преобладание смертности над рождаемостью, что определяет необходимость поиска новых теоретических оснований и практических решений, позволяющих обеспечить не только физическое, но и духовное здоровье в контексте демографической и медико-экологической культуры общества в целом. Это актуализирует необходимость системного анализа причин ухудшающегося состояния здоровья населения России в современных условиях, принятия воспитательно-образовательных мер по повышению медико-экологической и демографической культуры, основанной на гармоничном сочетании биологического и социального в человеке.

Известно, что в общей структуре факторов, формирующих общественное здоровье, до 20% влияния приходится на окружающую среду [2]. В связи с этим международные научные школы объединяются вокруг идеи «устойчивого развития», предполагающей такое цивилизационное движение общества, которое, не разрушая своей природной основы, гарантирует возможность сохранения здоровья и выживания человека. Поэтому одним из ведущих направлений экологических знаний становится экология здоровья человека, приобретающая в современном мире все большую социальную и экономическую значимость. С этим направлением тесно связаны практически все специальности и разделы медицинской науки, организации и управления здравоохранением, основные задачи создания методов исследования, технологий охраны здоровья и защиты окружающей среды.

Когда речь идет об эколого-гигиенических проблемах, обычно имеют в виду загрязнение воздуха, воды, почвы, шумовое и электромагнитное загрязнение среды, развитие техники и постоянно возрастающие техногенные воздействия в окружающей нас среде (электромагнитные поля, шумы, ионизирующие излучения, химические поллютанты и т. д.). При этом системные вопросы экологии здоровья остаются вне сферы должного внимания. В то же время особую значимость приобретает системный подход к социально-экологическим и медико-экологическим проблемам формирования здоровья человека в современном обществе на основе единой методологии, включая учет последних достижений социальной гигиены, демографии, философии, социологии, психологии, экономики1, медицинского права. В этой связи в системе знаний социальная экология здоровья позиционируется как комплексная научно-медицинская дисциплина. В попытках разобраться в проблемах воздействия человека на окружающую среду, способах защиты его здоровья от негативных проявлений этого воздействия возникают научные направления, каждое из которых оперирует своей терминологией, использует свои методы исследований. В этом многообразии научных направлений, понятий и определений практически важно выделить те, которые системно освещают медико-профилактическую и здравоохранную деятельность. Все известные до настоящего времени отрасли экологии, их методы и средства контроля защиты окружающей среды от негативных факторов воздействия на здоровье являются по существу ветвями развития социальной экологии здоровья, занимающей центральное место в системе «человек-общество-природа-здоровье».

В практическом аспекте этой сферой знания применительно к здоровью человека занимаются учреждения Роспотребнадзора, другие структуры индустрии здоровья, функционирующие на уровне взаимодействия конкретных видов медико-технического и общественного производства с социальной и окружающей природной средой. При этом теоретические и методические положения медико-экологических исследований и их реализация одинаковы для всех видов общественного производства, взаимодействующих с природной средой, отличаясь лишь некоторыми особенностями.



Санитарно-защитные службы призваны изучать структуру, состав и источники загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы, нормировать загрязняющие вещества; классифицировать их с учетом возможных последствий для здоровья и управлять качеством состояния соответствующих природных сред на основе санитарно-гигиенических и комплексных показателей; регламентировать поступление вредных выбросов в разные объекты среды посредством раздельного их нормирования.

Множество острых противоречий в эколого-гигиеническом отношении представляет современный город. Процессы стихийной урбанизации наносят ощутимые удары по достаточно хрупкому экологическому равновесию: загрязняются воздушный и водный бассейны, почвы в городах и на прилегающих территориях; изменяются природные ландшафты из-за отчуждения земель, в т. ч. для создания свалок (как организованных, так и несанкционированных)1.

Интересы ряда отраслей промышленности, строящих предприятия, часто не совпадают с интересами местного населения, требующего сохранения экологичных условий проживания. Усиливаются процессы перемещения людей из городов в пригороды в поисках экологически более приемлемой среды обитания.

Во многом противоречивые тенденции в развитии городов требуют квалифицированного и взвешенного подхода к решению экологической проблематики городских территорий. Эти решения связаны с необходимостью разработки медико-экологической и социально-экологической теории и практики организации и управления в сфере охраны окружающей среды, а, следовательно, и в сфере охраны здоровья городских жителей. Для этого необходим комплексный подход ко всем компонентам городской среды – от архитектуры, качества и защиты воздуха урбанизированных территорий, водоподготовки и водоснабжения жителей, охраны водных ресурсов и очистки сточных вод, энергообеспечения населенных мест (включая источники альтернативной природосберегающей энергетики), сбора и транспортировки городских отходов до вопросов эколого-гигиенического менеджмента населенных пунктов и экологической экспертизы последствий хозяйственной деятельности.

Среди инструментов экономико-правового управления природоохранной деятельностью следует назвать экологическую паспортизацию промышленных предприятий и методы стимулирования этой деятельности, а также проблемы экореконструкции городских территорий и создание зон рекреации. В числе последних − особо охраняемые природные территории, лечебно-оздоровительные местности и курорты, рекреационные ландшафты.

По мере усиления негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, усложнения процессов комплексного анализа экологической обстановки в деятельности органов управления, ответственных за обеспечение эколого-гигиенической безопасности, возрастает роль и значение единой систем экомониторинга. В Российской Федерации ее структура включает пять функциональных блоков:



  • информационно-измерительную подсистему;

  • передвижные посты-лаборатории экологического контроля;

  • подсистему коммуникаций между постами контроля;

  • геоинформационную систему экологической направленности;

  • систему информационной поддержки принятия управленческих решений.

Датчик (пост) экологического контроля фиксирует информацию о состоянии окружающей среды (температура, влажность, направление и скорости ветра, загрязнения среды, гамма-излучение, концентрация СО и диоксида азота)1. Проводимые работниками постов обследования позволяют выявлять наиболее опасные по уровню загрязнения районы, определять возможные источники негативных воздействий на окружающую среду и здоровье человека с учетом влияния нескольких негативных факторов различной природы.

Наиболее полно решению этих задач отвечает современная саноинформационная система (СИС1). Она представляет собой интегрированный тип пространственно-временных данных о разных характеристиках здоровья (заболеваемости, инвалидности и др.), обеспечивающих принятие решений по эффективному управлению в социальных областях человеческой деятельности: не только в медико-экологической и медико-географической, но и в социально-экономических сферах (рис. 1).



Рис. 1. Структура саноинформационной системы.


Таким образом реализуется возможность целостного решения комплексных проблем экологического здоровья в системе «окружающая среда–человек–социум». В этом контексте основным инструментом решения проблем социально-гигиенического взаимодействия человека и окружающей среды, ресурсо- и энергосбережения, рационального природопользования становится саноэкологический мониторинг (СЭМ), обеспечивающий анализ ситуации в промышленно развитых районах с напряженной экологической обстановкой и реализацию мероприятий по экологической безопасности жизнедеятельности, включая медицинские, биологические, гигиенические, социальные, экономические, инженерно-технические аспекты.

Решение этой задачи обеспечивается следующей структурой:

- базы и банки данных экологической, медико-биологической, санитарно-гигиенической, правовой, технико-экономической направленности;

- блоки моделирования и оптимизации деятельности;

- блок принятия управленческих решений органами Роспотребнадзора и Министерства здравоохранения.

Для административных органов регионального и муниципального уровней в этой области деятельности определены функции, к которым относятся:

- отчетность о результатах выполнения работ в рамках социально-экологического и гигиенического состояния и мерах по его улучшению;

- контроль текущего состояния окружающей среды, превышения предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ на подведомственной территории;

- планирование программ изучения качества жизни населения, повышения экологической безопасности его жизнедеятельности в регионе, городе.

Таким образом, комплексность социально-экологических и медико-экологических проблем связывает воедино задачи СИС, решаемые разными специалистами. Структура социально-экологического мониторинга отражает специфику этих задач за счет включения в нее нескольких тематических слоев информации1:



  • общая эколого-гигиеническая характеристика (атмосферный воздух, водоемы, почва, санитарно-эпидемиологические условия);

  • источники негативного воздействия на среду обитания (выбросы и сбросы, твердые отходы и др.);

  • состояние здоровья и социально-бытовые условия;

  • зонирование территорий (объекты производственного назначения, селитебные территории и др.);

  • инженерно-технические и транспортные коммуникации;

  • нормативные и правовые документы;

  • перспективы развития регионов и муниципальных образований.

Исследования взаимосвязей факторов риска с показателями здоровья, классифицируемые как медико-экологический мониторинг, развиваются в единой, но более широкой логике управления качеством среды в системе «общество–здоровье человека–социально-природные условия». Это означает, что социоэкология здоровья рассматривает соотношение общества не только с экогеографическим и социально-экономическим, но и с социокультурным окружением, т. е. со средой жизни человека. Тем самым медико-экологическая наука все больше обогащается междисциплинарными подходами и исследовательскими методами смежных наук, которые позволяют переходить на новые уровни изучения эколого-гигиенических и медико-демографических проблем1. Получая статус глобальных, они требуют разработки программ развития человека и общества, их здоровья в гармонии с социоприродной средой. В условиях глобализации взаимоотношения человека, общества и природы имеют противоречивый характер: научно-технический прогресс, с одной стороны, способствует росту благосостояния людей, с другой, – заключает в себе серьезные опасности техно-антропогенного свойства.

Речь идет об органичном внедрении эколого-гигиенического сознания и мышления непосредственно в материальную деятельность и межличностное общение людей. Поэтому экологическая и медико-экологическая культура является одними из важнейших составляющих в ходе социализации человека в обществе для приобщении его к такой «вечной» и непреходящей ценности, как здоровье.

Все в большей степени осознается необходимость перехода к синтезу и системному методу исследовании такой сложной проблемы, как формирование человека и влияние неблагоприятной социоприродной среды на здоровье людей, включая новые взаимообусловленные патогенные факторы (социальные, экологические, биологические и др.). Проблема здоровья и болезни человека не может быть ограничена областью биологического исследования: необходимо учитывать его социальную сущность. В этом отношении использование социально-экологического подхода к формированию здоровья становится системообразующим фактором в модели, опирающейся на более частные стратегии (гигиеническое обучение и воспитание, профилактика заболеваний и др.), объединяя в одно целое медицинские, социальные, мировоззренческие вопросы здоровья как сущностной характеристики личности и достигнутого качества жизни. Одним из инструментов реализации этого подхода выступает медико-экологическое воспитание, содержание которого с точки зрения экологии как предметной деятельности выходит за рамки собственно медицинских вопросов и носит междисциплинарный характер, обеспечивая формирование экологического сознания и предопределяя переход с биомедицинской на социально-экологическую модель здоровья. Воспитание как сознательное целенаправленное воздействие на индивида с целью привития ему определенных навыков и способов поведения является одной из определяющих форм социализации личности. В конечном счете, результатом воспитательного процесса является создание такой системы ценностных ориентаций, которая обеспечивает формирование индивида в соответствии с поставленными обществом задачами, в т. ч. в его отношении к здоровью.

Длительное время медико-экологическое воспитание и образование ограничивалось преимущественно природоохранным и санитарным просвещением. Сегодня медико-экологическое воспитание рассматривается как одна из стратегий формирования здоровья. Разрабатываются содержание и методы формирования экологической и медико-экологической культуры, уточняются взаимосвязи и взаимозависимость факторов окружающей среды и личностно-общественного здоровья, актуализируется задача овладения навыками гармоничного взаимодействия общества и природы. В связи с этим в последние годы разрабатываются концептуально-прикладные аспекты становления экологической и медико-экологической культуры населения, на практике реализуемой в стиле поведения по отношению к окружающей социоприродной среде и здоровью на основе сложившихся экокультурных ценностей. Проблемы формирования медико-экологического мировоззрения таких групп населения, как студенты, медицинские работники (особенно в связи с проблемой устойчивого развития, коэволюции общества и природы), не нашли пока должного освещения в социально-гигиенических исследованиях и не стали предметом самостоятельного концептуально-прикладного проекта. В достаточной мере не изучены множественные факторы, влияющие как на здоровье людей, так и на формирование мировоззренческих взглядов, экологической культуры и здоровьесберегающих убеждений. Не определены ведущие идеи современной экологии и здоровья, которые должны найти отражение в системах медицинского, технического и педагогического образования. Предстоит детализировать взаимосвязи между экологической и медико-экологической культурой человека и состоянием его здоровья, провести анализ мировоззренческого ядра личности и стиля поведения по отношению к окружающей социоприродной среде. Мировоззренческие компоненты этой культуры определяются пока достаточно произвольно. Во внимание не принимается тот факт, что экологическая здоровьесозидающая культура должна включаться в целостную систему мировоззрения личности.



Существующее противоречие между востребованностью и социальной значимостью формирования медико-экологической культуры личности в образовательном процессе должно быть устранено проведением социально-гигиенических исследований этой проблемы. В качестве объекта исследования может выступать медико-экологическая культура личности, а предмета – закономерности ее формирования в образовательно-воспитательном процессе. Обозначенный круг теоретико-методологических и прикладных направлений и целей предполагает решение следующих задач:

  • обоснование концептуально-прикладных основ экологического и медико-экологического образования и воспитания;

  • выделение медико-экологической культуры как базовой характеристики личности и интегрального качества здоровья;

  • раскрытие роли медико-экологической культуры в формировании мировоззрения личности;

  • изучение состояния и перспектив развития социально-системной политики в области медико-экологического образования и воспитания;

  • определение основных компонентов системы управления развитием медико-экологического образования на региональном и муниципальном уровнях.

Базовую основу формирования медико-экологической культуры личности в медико-экологическом образовательно-воспитательном процессе составляют:

  • установление взаимосвязей медико-экологической культуры и экологической этики как интегративного качества личности;

  • обеспечение целенаправленного процесса формирования этических основ медико-экологической культуры личности для овладения, воспроизводства, создания и развития опыта ценностного отношения к окружающей социоприродной среде;

  • создание системы непрерывного экологического и медико-экологического образования и воспитания, включая мировоззренческие основы;

  • включение круга вопросов медико-санитарной экологии, рационального природопользования и природоустройства, охраны окружающей среды и устойчивого развития общества в учебные планы медицинских, педагогических и технических вузов на всех уровнях образовательного процесса;

  • усиление роли и повышение значимости социально-гуманитарных подходов и аспектов медико-экологического образования и эколого-санитарной просветительской деятельности;

  • подготовка и переподготовка в области экологии здоровья медико-педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и послевузовского образования;

  • включение проблематики медико-экологической культуры и этики при разработке содержания и проведения в жизнь федеральных, целевых, региональных и местных программ в области здравоохранения;

  • развитие системной политики в области медико-экологического образования и воспитания, включая как его содержательные, так и процессуальные аспекты.

Междисциплинарный подход требует обращения к основам системного управления, социологии медицины, педагогики, психологии профессионального управления. Системной проработки требуют положения о всеобщей связи и взаимообусловленности факторов среды (социальной, природной), развития и целостности социально-деятельной сущности личности. Теоретическими предпосылками медико-экологического исследования могут стать идеи и положения социальной гигиены и системного управления, экологии здоровья, отражающие проблемы культуры здорового образа жизни и новой образовательной парадигмы. Речь идет об экологизации, системности, доступности и непрерывности образования с учетом его опережающего и инновационного характера, а также использовании теоретико-педагогического анализа (ретроспективного, системного, индуктивно-дедуктивного, сравнительно-сопоставительного), теоретического моделирования, обобщения педагогического опыта. Экспериментальную составляющую подобного исследования можно реализовать на основе системы рефлексивно-оценочных процедур. Особое место занимают опросно-диагностические (анкетирование, интервью, экспертная оценка, самооценка, тестирование, ранжирование) и праксиметрические (анализ деятельности учителей и студентов) методы. Заслуживает внимания синтез представлений о медико-экологической культуре личности и ее этических основах.

Основу исследовательского поиска могут составить положения, согласно которым:

- медико-экологическая культура и ее этическая составляющая являются составной частью общей культуры человека. Это важнейшее качество личности, выполняющее функции внутреннего регулятора в отношениях человека с социо-природной средой и самим собой. Эта функция обеспечивает гармонизацию и взаимную адаптацию и проявляется в природо- и здоровьесозидающей деятельности. Медико-экологическая культура есть совокупность отношений и взаимосвязей с природой, социумом и самим человеком. Они воспринимаются, осваиваются и воспроизводятся каждым человеком во взаимодействии с окружающим миром, развиваются в процессе освоения действительности, обеспечивают формирование устойчивых личностных ценностей. В этом смысле медико-экологическую культуру и ее этическую составляющую целесообразно рассматривать как мировоззренческую категорию, ориентированную на устойчивое развитие. Основные положения этого процесса:

- медико-экологическое образование и воспитание как один из решающих механизмов формирования медико-экологической культуры личности включаются в процесс преподавания экологии здоровья, и "экологизацию" многих ведущих дисциплин учебных программ в зависимости от типа и специализации учебного заведения (медицинского, технического, природоохранного).;

- содержание медико-экологического образования и воспитания носит междисциплинарный характер, что позволяет раскрывать универсальную роль медико-экологических ценностей здоровья и их значение в процессе формирования ценностных ориентаций личности. В содержании, формах и методах непрерывного экологического и медико-экологического образования предусмотрена организация целенаправленного накопления массового экологического опыта, способствующего развитию разнообразных связей с социоприродным окружением в системе территориальных рекреационных, познавательных, трудовых, экономических, коммуникационных, правовых, эстетических, нравственных ориентиров и направлений деятельности.

Теоретико-прикладная значимость подобного подхода заключается:



  • в целостном осмыслении и системном представлении процесса формирования медико-экологической культуры личности в образовательно-воспитательном аспекте; создании теоретико-практических основ формирования массовой медико-экологической культуры с учетом санитарно-гигиенических особенностей и условий социоприродной среды;

  • в конкретизации и расширении понятийно-категориального ряда терминов и содержательных дефиниций в области социальной гигиены, системного управления, педагогики. Данный категориальный аппарат существенно дополнен положениями и определениями, касающимися мировоззренческой направленности медико-экологического образования.

Разработка и реализация способов формирования поведения, обеспечивающего и поддерживающего здоровье в изменяющихся социальных, экономических и природных условиях предполагает использование схем поведения, зависящих от сознательной мотивации, менее устойчивых, чем те, которые являются итогом воздействия социальных норм и традиций. Помимо этого, степень загрязнения внешней среды обратно пропорциональна социальным, психологическим и физиологическим возможностям человека. Чем хуже экологическая обстановка, тем значительнее человек ограничен в свободе самореализации.

Осмысление новой социальной, экологической, экономической и, если угодно, мировоззренческой ситуации для изучения и практической реализации медико-экологических аспектов формирования здоровья нации расширяет рамки проблемного поля «человек–среда–здоровье», позволяя задействовать новые механизмы его формирования. Данная проблематика – чрезвычайно сложное теоретико-прикладное направление, не имеющее аналогов и располагающее весьма приблизительными алгоритмами своего разрешения [1]. В то же время исключительная важность решения этой проблемы обусловлена растущей опасностью, угрожающей человечеству в рамках глобального экологического кризиса, и потому является одной из главных в XXI веке. Все большее значение придается социально-экологической детерминации болезней и здоровья человека, обусловленной ухудшающимися качеством природы и социально-экономическими условиями жизни. Осознание масштабов и опасности экологического кризиса ставит перед обществом задачу экологизации науки, организации всеобщего непрерывного медико-экологического образования, формирования экологического менталитета, экологической и медико-экологической культуры каждого человека, его нацеленности на природосообразную деятельность и здоровьесберегающее поведение, разработку экологически чистых технологий производства в целях сохранения и укрепления здоровья нации.


Список литературы

  1. Здоровье в контексте взаимовлияния риск-факторов: эколого-социальный анализ / Под ред. Н.Н. Моисеева // Зеленый мир. 1998. № 26. – С. 19-21.

  2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и управление здравоохранением: Учебник. 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 512 с.

  3. Распознавание угрожающих экологических состояний. Математические методы анализа. - М.: Вильямс, 2008. - 1056 с.

1 В последние годы Всемирный банк опубликовал серию докладов, ставших «важной вехой в области международного здравоохранения (World Development Report, 1999: Investing in Health. - N.Y., The World Bank, 1999). «Впервые банкиры и экономисты открыто и прямо признали важность здоровья не только как человеческой ценности, но и как экономического ресурса» (Glick Sh. Disability-Adjusted Life Years – Ethical Implication // Poverty, Vulnerability, the Value of Human Life, and the Emergence of Bioethics / Ed. By Z. Bankowski, J.H. Bryant. - Geneva, 2008. – P. 177).

1 Экополис 2009: Экология и устойчивое развитие города: Материалы III Международной конференции. - М., 2010.

1 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 2006.

1 Глобальная экологическая перспектива (ГЕО-3). Издание ЕНЕП ООН. - М., 2008.

1 Weber R.A. Information Systems Control and Public Health Service. Pearson Education, 2008. – P. 241-242.

1 ООН. Детерминанты и последствия демографического роста. Т. 1, ч. 2. - Женева, 2006. - С. 295.






Когда человеку действительно стыдно того, что он сделал, он говорит, что это было его долгом. Клод Верморель
ещё >>