Внешнеторговый путеводитель для российских участников внешнеэкономической деятельности китай - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внешнеторговый путеводитель для российских участников внешнеэкономической... 3 475.85kb.
Путеводитель для бизнеса 3 639.07kb.
Условия участия 1 14.91kb.
Памятка по валютному контролю для клиентов участников внешнеэкономической... 1 243.54kb.
Финансы внешнеэкономической деятельности 1 261.84kb.
Современное состояние и актуальные вопросы Государственного регулирования... 7 1635.68kb.
4. мероприятия нетарифного регулирования вэд 1 102.88kb.
Каков внешнеторговый оборот Татарстана и в чем специфика внешней... 1 65.24kb.
Юристов, специалистов-практиков отделов вэд предприятий 1 24.26kb.
Министерство экономического развития и торговли украины 1 15.69kb.
Закон о регулировании деятельности российских граждан и российских... 1 203.55kb.
Поручение Министра от 12. 2011 №233-пм вопрос 1 167.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внешнеторговый путеводитель для российских участников внешнеэкономической деятельности - страница №1/3



Внешнеторговый путеводитель для российских участников внешнеэкономической деятельности

КИТАЙ



Содержание.

Глава 1. Общая информация о стране


3

Глава 2. Торговый оборот и структура торговли между Россией и Китаем


4

Глава 3. Торгово-логистические аспекты выхода на китайский рынок


6

Глава 4. Вопросы, связанные с открытием представительства иностранных компаний в Китае


17

Глава 5. Справочная информация

- Перечень нормативных правовых актов КНР по отдельным вопросам ведения ВЭД

- Контактная информация российских представительств в КНР

- Система государственного управления сферой внешнеэкономической деятельности. Основные министерства и ведомства КНР, ответственные за управление и поддержку развития различных сфер внешнеэкономической деятельности

- Основные ежегодно проводимые выставочные и конгрессные мероприятия в КНР

- Юридические фирмы, оказывающие содействие в решении правовых вопросов в российско-китайском сотрудничестве




22

22
23

24

24
38



Глава 6. Особенности ведения бизнеса в Китае


40



Глава 1


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ
Китайская Народная Республика (КНР)


Столица


г. Пекин

Территория


9,6 млн. кв. км

Население


1  млрд.  340  млн.  

Политический строй


Высший орган государственной власти - Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).

ВСНП избирает Председателя КНР и заместителя Председателя КНР.

Высший государственный административный и исполнительный орган - Государственный совет КНР (Центральное народное правительство).


Объем ВВП


51,930 трлн. юаней (примерно 8,28 трлн. долл. США)
в 2012 г.

Объем внешнеторгового оборота

3 трлн. 866,76 млрд. долларов (на 6,2 % выше чем в 2011 г.)


Внешнеторговый баланс

Активного сальдо торгового баланса - 231,11 млрд. долл. США в 2012 г. (выше на
49,2 % по сравнению с 2011 г.)




Глава 2


ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ МЕЖДУ КАМЧАТСКИМ КРАЕМ И КИТАЕМ

Ключевые индикаторы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Камчатского края с КНР.


  • Доля Китая во внешнеторговом обороте Камчатского края за 2012 составила 31,7%;

  • Объем торговли Камчатского края с КНР: товарами в 2012 г. – 272,1 млн. долл. США; услугами в 2012 г. – 1,4 млн. долл. США;

  • Экспорт Камчатского края в Китай – 253,1 млн. долл. США, импорт из Китая – 19,0 млн. долл. США;

  • Общий объем китайских прямых инвестиций в экономику Камчатского края к началу 2013 г. увеличился на 56,3% до 5,4 млн. долл. США, в том числе в течение 2012 г. составил 2 млн. долл.;

Китайская Народная Республика (КНР) является одним из основных торговых партнеров Камчатского края. В 2012 году доля КНР в общем объеме внешнеторгового оборота края составила 31,7% (в 2011 году – 32,0%). За 1 квартал 2013 года доля внешнеторгового оборота КНР составила 56,6%, а его величина - 87,3 млн. долларов США. За период с 2000 года товарооборот с КНР рос высокими темпами. С 2000 года по 2012 год он вырос в 9,8 раза и составил 272,1 млн. долларов США.

Экспорт в КНР в 2012 году составил 253,1 млн. долларов США. На экспорт вывозится в основном рыбопродукция, ее доля составила 91,8%, руды и концентраты никелевые – 7,3%, прочие товары – 0,4%.

За I квартал 2013 года экспорт Камчатского края в КНР составил 85,1 млн. долларов США (66,4% от уровня I квартала 2012 года).

Импорт с 2000 года вырос в 12,6 раза и в 2012 году составил 19,0 млн. долларов США. В китайском импорте преобладают машины, оборудование и механизмы – 17,0%, черные металлы и изделия из них – 14,2%, штукатурные материалы, известь и цемент – 14,0%, разные промышленные товары – 7,3%.

Импорт товаров из КНР за I квартал 2013 года составил 2,2 млн. долларов США (73,7% от уровня I квартала 2012 года).

Экспорт международных услуг в КНР в 2012 году составил 99,5 тыс. долларов США. 62,5% (62,2 тыс. долларов США) - услуги гостиниц. Экспорт транспортных услуг составил 2083,4 тыс. долларов США. За I квартал 2013 года экспорт международных услуг сложился в размере 19,1 тыс. долларов США и на 85,3% сформирован услугами гостиниц. Транспортные услуги не оказывались.

В 2012 году основным видом услуг, оказываемых предприятиям Камчатского края, являются транспортные услуги (79% от общего объема услуг или 4768,8 тыс. долларов США). Услуги по ремонту оборудования составили 1200,6 тыс. долларов США, посреднические услуги в области торговли – 28,0 тыс. долларов США.

За I квартал 2013 года импорт услуг составил 162,5 тыс. долларов США. На услуги водного транспорта приходится 99,3% объема импорта услуг, 0,7% - услуги бюро путешествий и туристических агентств.

Объем накопленных инвестиций из КНР на 01.01.2013 года составил 5798,4 тыс. долларов США.




Глава 3


ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫХОДА
НА КИТАЙСКИЙ РЫНОК



Инфраструктура российско-китайской логистики.




Перевозка грузов на российско-китайском направлении с учетом масштабной протяженности общей сухопутной границы, наличия нескольких десятков пограничных пунктов пропуска и железнодорожной инфраструктуры «Китай – Россия – Европа», сети прямых международных авиарейсов, соединяющих крупнейшие региональные центры двух стран, разветвленной грузовой портовой инфраструктуры активно осуществляется как авиационным, так и морским, железнодорожным транспортом, а также и смешанными видами транспортировки.

1. Морские перевозки.

Основные морские порты КНР, их пропускная способность (по итогам 2011 г.) даны в прилагаемой таблице:






Морской порт

Пропускная способность

(млн. тонн)



1

Нинбо-Чжоушань

693.93

2

Шанхай

624.32

3

Тяньцзинь

453.38

4

Гуанчжоу-Шэньчжэнь

431.49

5

Циндао

372.3

6

Далянь

336.91

7

Циньхуандао

287.7

8

Инкоу

260.85

9

Жичжао

252.66

10

Яньтай

180.29

11

Ляньюньган

156.27

12

Чжаньцзян

155.39

Наиболее востребованными портами с точки зрения международной перевозки грузов по маршруту «Россия-Китай-Россия» являются вышеперечисленные морские грузовые порты в китайских городах Нинбо, Шанхае, Тяньцзине, Шэньчжэне, Циндао и Даляне.

При перевозке импортных китайских грузов в Россию морским транспортом активно используется Санкт-Петербургский морской порт (наиболее популярный для компаний из Северо-Западной и Центральной Европейской части России), порт г. Новороссийска (популярный среди предпринимателей из южных регионов России), грузовой порт г. Владивостока (в основном – для импорта в Россию китайских товаров), порт Находка (популярный «экспортный» порт для российских товаров, направляемых в Китай). Также активно используются порты украинского города Одесса (южные российские регионы) и финский грузовой порт «Котка» близ границы с Россией (с дальнейшей транспортировкой товара автотранспортом в Санкт-Петербург и другие регионы России).

Стоимость доставки поименованных грузов рассчитывается в каждом случае отдельно с учетом типа упаковки, сезонности, объема груза и т.п.

По имеющейся информации, средняя стоимость доставки одного сорокафутового контейнера генерального груза из Китая до порта г. Санкт-Петербурга – около 2,5 – 3 тыс. долл. США, однако нужно учитывать, что себестоимость транспортируемого товара кратно увеличивается за счет стоимости последующей таможенной очистки и перевозки по территории России. Транспортировка 40-футового контейнера из России до китайского порта обойдется дороже – 3,5 – 4 тысячи долл. Перевозка контейнерных грузов на территории Китая обходится из расчета 10 юаней (1,5 долл.) за километр.



2. Регулярные и чартерные рейсы между российскими и китайскими городами осуществляют российские авиакомпании «Аэрофлот» (Москва - Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Сянган), S7 (Новосибирск, Екатеринбург – Пекин, Гонконг), компания «Уральские авиалинии» (Красноярск, Челябинск - Пекин, Гуанчжоу, Харбин), Владивостокавиа (Владивосток – Пекин, Харбин, Далянь) и китайские авиакомпании «Air China» (Пекин - Москва), Хайнань эрлайнз (регулярные рейсы по маршрутам Пекин, Шанхай - Москва, Санкт-Петербург, чартерные рейсы Пекин - Иркутск, Екатеринбург), Восточные китайские авиалинии (Шанхай – Москва). Чартерные грузовые перевозки «Россия - Китай» осуществляет российская компания «Волга - Днепр».

С точки зрения грузовых перевозок, авиатранспорт главным образом используется для переправки грузов с высокой добавочной стоимостью. Так, по информации, доставку в Россию своей продукции – ноутбуков авиатранспортом обеспечивает компания «Леново».



3. Что касается логистической инфраструктуры приграничной торговли, то в этих целях организованы погранпереходы с возможностью таможенной очистки грузов (около 30 железнодорожных, автомобильных и пешеходных погранпереходов с различной степенью оснащенности), обслуживающих активно растущий в последние годы товарооборот приграничной и межрегиональной торговли.

Из них основные железнодорожные погранпереходы - «Манчжурия - Забайкальск» (Забайкальский край) и «Суйфэньхэ - Гродеково» (Приморский край) с дальнейшим выходом на Транссибирскую магистраль. Кроме этого, для железнодорожных перевозок используется транзитный железнодорожный погранпереход через Казахстанскую территорию «Аланьшанькоу/Достык» (направление «Китай – Казахстан - Москва - Европа») и транзитный ж./д. погранпереход через территорию Монголии «Эрлян – Цзамун-удэ – Наушки».






Таможенные аспекты при ведении торговли с Китаем




1. Тарифное регулирование импорта
Правовой основой для тарифного регулирования при их импорте на территорию Китая является «Положения КНР об импортно-экспортном тарифе» В соответствии со статьей 6. указанного «Положения» импортные пошлины состоят из двух различных ставок - общей ставки и льготной ставки.

Общая ставка применяется при импорте товаров из стран или регионов, которые не заключили соглашений с Китайской Народной Республикой, содержащих положения о взаимности в отношении таможенных пошлин. (Прим. Применяется для товаров из стран не членов ВТО. Существует более чем 20 разновидностей общих ставок - от 0%, 8% до 270%)

Льготная ставка применяется при импорте товаров из стран или регионов, которые заключили такие торговые соглашения с КНР.

В Китае существует следующие категории льготных импортных ставок:1



Ставки режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ)

Для товаров из стран-членов ВТО; стран, заключивших с Китаем двусторонние соглашения о таможенных преференциях, и для таможенных территорий КНР

Ставки, применяемые в рамках региональных договоренностей и двухсторонних соглашений о свободной торговле

Приложение 2

к «Таможенному тарифу
2011 г
.».

Для товаров из государств, которые вместе с Китаем участвуют в региональных соглашениях, предусматривающих льготный таможенный режим:

  • стран АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Лаос, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Филлипины)

  • стран Азиатско-Тихоокеанского соглашения (Р.Корея, Шри-Ланка, Бангладеш, Индия; Лаос)

  • в соответствии с Китайско-Пакистанским соглашением о преференциальной торговле

  • Гонконга и Макао (введены на основе принятых в 2003 г. планов развития более тесных торгово-экономических связей с данными территориями и означают введение «нулевой ставки» по ряду товаров).

  • Чили в соответствии с Китайско-чилийским соглашением о свободной торговле от 2006 г.

  • Пакистан, соглашение о свободной торговле от 2008 г.

  • Новая Зеландия, соглашение о свободной торговле от 2008 г.

  • Китай-Сингапур, соглашение о свободной торговле от 2008 г.

  • Перу, соглашение о свободной торговле от 2009 г.

  • Коста-Рика, соглашение о свободной торговле от 2010 г.

  • Тайвань, рамочное соглашение о сотрудничестве по торговле товарами от 2010 г.




Особые преференциальные ставки (ОПС)

Приложение 6

к «Таможенному тарифу
2011 г.»


    1. Для ряда товаров из Камбоджи, Мьянмы, Лаоса, Бангладеш в рамках соглашения между Китаем и странами АСЕАН о зоне свободной торговли

    2. В соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями для 30 африканских стран, Афганистана, Йемена, всего для 39 стран, признанных Китаем наименее экономически развитыми.

(Прим. С 01.01.2005г. в целях расширения импорта из стран африканского континента, стимулирования китайско-африканской двусторонней торговли в Китае введены «нулевые ставки» импортного таможенного тарифа)

Временные преференциальные

ставки (ВПС)

В отношении видов товаров, импорт которых имеет временные ограничения. ( Прим. Применяется только в отношении государств, с которыми имеется РНБ, В среднем они более чем в 2 раза ниже, чем ставки на соответствующие товары, применяемые в отношении стран РНБ, срок действия, как правило, –1 год).

Особые комбинированные ставки (ОКС)

Приложение 1 к о Таможенному тарифу 20011 г



Применяется только в отношении государств, с которыми имеется РНБ, странам АСЕАН, странам Азиатско-Тихоокеанского соглашения, а также Пакистана, Чили.).

Ставки на продукцию информационных технологий (ПИТ) Приложение 4 к

« Таможенному тарифу 2011 г




Применяется в соответствии соглашением ВТО в отношении продукции информационных технологий (Прим. Если товары ввозятся для производства продуктов высоких технологий (определяется на основе Уведомления Главного таможенного управления КНР №39 от 2002 г.), могут применяться льготные пошлины, введены нулевые ставки.)

На основе ставок импортного тарифа, а также ставок НДС и акцизных ставок формируется импортный налог (ИН), который взимается китайскими таможенными органами с импортера при оформлении им импортной таможенной декларации.

Формула исчисления импортного налога следующая:

Импортный налог (ИН) = Таможенные сборы + НДС + Акциз, при этом таможенные сборы (т.е. услуги таможни по оформлению таможенной декларации) исчисляется по формуле: цена товара на условиях СIF х ставку таможенного тарифа.



(В качестве примера: стоимость бутылки шампанского (код 220410000), импортируемой из стран АСЕАН на условиях СIF составляет 2 долл.

В этом случае, с учетом льготной ставки импортного тарифа в 5% таможенные сборы составят 2 долл. х 0,05 = 0,1 долл,. НДС в размере 17% составит 2 долл. х 0,17=0,34 долл, и акциз в размере 10% составит 2 долл. х 0,10 =0,20 долл.

Таким образом, сумма импортного налога, который китайский импортер должен заплатить за 1 бут шампанского будет составлять 0,1+ 0,34+ 0,20= 0,64 долл.)
2. Нетарифное регулирование импорта,

Если в соответствии с обязательствами, как члена ВТО, Китай после присоединения к этой международной организации, поэтапно снижал ставки импортного налога, то одновременно, в целях защиты внутреннего рынка, в стране все более активно стали применяться прямые ограничения по импорту товаров и услуг в виде системы импортного квотирования и лицензирования, которые формально не противоречат требованиям ВТО.

Министерство коммерции КНР ежегодно утверждает квоты на импорт определенного вида товарной продукции, а также перечень товаров, при импорте которых необходимо оформление импортной лицензии.

Список квотируемых и лицензируемых товаров официально опубликован


на сайте Управления по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР http://www.licence.org.cn/.




Процедура оформления импортных лицензий в КНР




Общие положения

В отношении товаров, импорт которых возможен только при наличии специальных разрешений, в Китае применяется система импортного лицензирования. Правовой основой этой деятельности являются Закон КНР


«О внешней торговле» (пункты 1,4,5,6,7 статьи 16), «Положения о регулировании импорта и экспорта товаров», а также целый ряд ведомственных нормативных актов.

Процедуры оформления импортных лицензий подробно изложены в «Административных мерах по импортному лицензированию» (вступили в силу


с 1 января 2005 г.).

Органами, занимающимися выдачей импортных лицензий, являются Управление по делам квотирования и лицензирования при Министерстве коммерции КНР, а также структурные подразделения этого министерства на уровне провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, и городов отдельного планирования (далее – лицензирующие органы).

Лицензирующие органы в пределах своих полномочий занимаются выдачей лицензий на импорт определенных товаров в соответствии с Каталогом лицензируемых импортных товаров и Каталогом категорий лицензий на импорт лицензируемых товаров, публикуемых ежегодно Министерством коммерции КНР. Не допускается выдача лицензий без квот или с превышением квот.

Импортные лицензии не подлежат купле, продаже, передаче.



Подача документов на оформление лицензии

Для оформления импортной лицензии заявитель должен представить письменное заявление, скрепленное печатью компании. Кроме того, необходимо представить документы об одобрении импорта, Лицензию о регистрации права ведения хозяйственной деятельности (Business License of Corporations Registration) с удостоверением прохождения ежегодной проверки, а также регистрационную форму установленного образца. Если заявителем является предприятие с иностранным капиталом, необходимо также представить Сертификат об одобрении предприятия с иностранными инвестициями (approval certificate of foreign invested enterprises). Если импортируемые товары подпадают под категорию «государственная торговля» или под иное специальное регулирование, по запросу лицензирующих органов необходимо представить соответствующие документы.



Основания выдачи импортной лицензии

Лицензирующие органы выдают импортные лицензии в соответствии с Каталогом лицензируемых импортных товаров и Каталогом категорий лицензий на импорт лицензируемых товаров, руководствуясь следующими положениями:



  1. В отношении поднадзорных и подконтрольных химических товаров лицензирующие органы выдают импортную лицензию на основании Списка утвержденных к импорту поднадзорных и подконтрольных химических товаров (Import Verification List of Supervised and Controlled Chemical Products), одобренного головным офисом группы по выполнению соглашения по запрещению химического оружия.

  2. В отношении химических товаров, из которых легко произвести яд, лицензирующие органы выдают импортную лицензию на основании документа Министерства коммерции КНР с комментариями о химических товарах, из которых легко произвести яд (Import Comments Paper of Chemical Products that are Easy to Produce Poison).

  3. В отношении субстанций, разрушающих озоновый слой, лицензирующие органы выдают импортную лицензию, руководствуясь документом, одобренным Государственным управлением по импорту и экспорту субстанций, разрушающих озоновый слой (Import Approval Paper of Controlled Ozone Layer Depleting Substance).

  4. В отношении иных товаров, импорт которых требует осуществления контроля в соответствии с законами и административными положениями, лицензирующие органы выдают импортную лицензию самостоятельно, либо выдают ее совместно с разрешительным документом, выдаваемым соответствующей структурой Госсовета.

Выдача импортной лицензии

В выдаваемых импортных лицензиях в графе «Примечания» указывается: «одна лицензия – одна таможня» (“one license one customs”), что означает необходимость декларирования товаров в одной таможне. Обычно в лицензии указывается «одна партия – одна лицензия» (“оne lot one license”), что означает возможность одного декларирования в таможне в течение срока действия лицензии. Указание «не одна партия – одна лицензия» (“Non one lot one license”) означает, что импортная лицензия может декларироваться в таможне несколько раз в течение ее срока действия, но не более 12 месяцев.

В отношении указания в лицензии объемов насыпных грузов применяются соответствующие нормы международной торговой практики. При этом фактическое превышение объемов не должно быть выше 5% от объема импортируемого груза, указанного в импортной лицензии. В отношении насыпных грузов с указанием «одна партия – одна лицензия» количество груза определяется в соответствии с действительным объемом импортируемой партии товара. При импорте последней партии товара превышение объема определяется в соответствии с действительным количеством и 5% от предусмотренного верхнего предела превышения.

При условии выполнения заявителем всех требований, лицензирующий орган обязан оформить импортную лицензию в течение 10 рабочих дней после получения заявления. Лишь специальные обстоятельства позволяют увеличивать этот срок.



Срок действия импортной лицензии

Срок действия импортной лицензии установлен в 1 год. При этом лицензия выдается на срок, определенный в разрешающих импорт документах. Лицензия может быть использована в следующем году, но не позднее 31 марта. После истечения установленного срока действия лицензия считается автоматически утратившей силу.

При необходимости заявитель может обратиться с просьбой о продлении срока действия импортной лицензии. Лицензирующие органы в этом случае выдают новую лицензию, ликвидируют старую и заносят соответствующие изменения в регистрационную компьютерную систему.

Продлить импортную лицензию разрешается только один раз, срок продления не должен превышать 3 месяцев.

В импортную лицензию нельзя вносить изменения без разрешения лицензирующих органов. Изменения могут быть внесены по заявлению держателя лицензии тем же лицензирующим органом, что выдавал лицензию первоначально.

При наличии любых изменений в вопросах налогообложения импортируемых товаров, количества, цены, страны происхождения товара, цели импорта, вида валюты, метода осуществления торговли, порта декларирования, а также, если первоначальные лицензирующие органы вводят ограничения, держатель лицензии обязан предоставить документ, выражающий согласие с внесением изменений в первоначальную лицензию.



Проверки и санкции

Министерство коммерции КНР уполномочило Управление по делам квотирования и лицензирования проводить на регулярной основе проверки лицензирующих органов всех уровней. Основной акцент при таких проверках делается на вопросе о возможных превышениях служебных полномочий или выдаче лицензий без соответствующих разрешений. Проверки проводятся как в форме самопроверок лицензирующими органами, так и выборочных проверок со стороны Управления. О результатах информируется Министерство коммерции КНР.



Импортная лицензия, выданная с превышением полномочий, органом несоответствующего уровня или без необходимого утверждения, считается недействительной. Минкоммерции может выносить в отношении нарушителей дисциплинарное предупреждение, приостанавливать или прекращать их деятельность по выдаче лицензий. При наличии состава преступления в действиях виновных лиц, может наступать уголовная ответственность. Незаконно выданные лицензии подлежат изъятию в возможно короткие сроки по указанию Министерства коммерции КНР.




Торговые барьеры




Основной формой торговых ограничений (барьеров) для российских товаров на китайском рынке по-прежнему являются антидемпинговые пошлины. В настоящее время Китаем применяются пошлины в отношении следующих видов российской экспортной продукции:

  1. Поливинилхлорид (код ТН ВЭД: 39041000) антидемпинговая пошлина в размере 34% установлена в отношении продукции ЗАО «Каустик», ЗАО «Саянскхимпласт» взяла на себя ценовые обязательства. В отношении остальных российских компаний размер пошлины составляет 47%. Срок действия пошлины: с 28.09.2009 г. по 27 09.2014 г.

  2. Бутадиен-стирольный каучук (коды ТН ВЭД: 40021911, 40021912, 40021919) антидемпинговая пошлина установлена в отношении продукции ОАО «Воронежсинтезкаучук» в размере 4,02%, в отношении продукции ОАО «Тольяттикаучук» размер пошлины – 6,81%, ЗАО «Каучук» – 14%, ОАО «Омсккаучук» – 23%. В отношении остальных российских компаний размер пошлины составляет 38%. Срок действия пошлины: с 08.09.2009 г. по 07.09.2014 г.

  3. Эпихлоргидрин (код ТН ВЭД: 2910300) антидемпинговая пошлина установлена в отношении продукции ЗАО «Каустик» в размере 17,9%, ОАО «Усольехимпром» – 5,4%. В отношении остальных российских компаний размер пошлины составляет 71,5%. Срок действия пошлины: с 28.06.2012 г. по 27.06.2017 г.

  4. Полиамиды в первичных формах (код ТН ВЭД: 39081019) антидемпинговая пошлина установлена в отношении продукции ОАО «Куйбышевазот» в размере 5,9%. В отношении остальных российских компаний размер пошлины составляет 23,9%, Срок действия пошлины: с 22.04.2010 г. по 21.04.2015 г.

  5. Трансформаторная сталь (коды ТН ВЭД: 7225110, 72261100) антидемпинговая пошлина установлена в отношении продукции ОАО «НЛМК» и ОАО «ВИЗ-сталь» – 6,3%. В отношении остальных российских компаний размер пошлины составляет 24%. Срок действия пошлины: с 11.04.2010 г. до 10.04.2015 г.

  6. Трихлорэтилен (код ТН ВЭД: 29032200) антидемпинговая пошлина установлена в отношении продукции ОАО «Усольехимпром» – 3%. В отношении остальных российских компаний размер пошлины составляет 159%. Срок действия пошлины: с 22.07.2011 г. по 21.07.2016 г.





Общая характеристика налогового регулирования КНР




В КНР существуют два вида налогов - центральные налоги, представляющие доход в центральный бюджет, и местные налоги, которые поступают в бюджеты провинций, автономных районов, городов прямого подчинения. Поэтому в КНР параллельно существуют две системы налоговых органов: система управлений по центральным налогам во главе с Государственным налоговым управлением КНР (ГНУ) и система управлений по местным налогам, находящиеся под совместным руководством ГНУ и местных правительств провинциального уровня.

Главным налоговым органом является Главное налоговое управление КНР, State Administration of Taxation http://www.chmatax.gov.cn/, которое имеет статус министерства и подчинено непосредственно Госсовету КНР.

На местах в КНР существуют местные налоговые управления по центральным налогам и по местным налогам.



Управления по центральным налогам являются подразделениями ГНУ на местах. Данные управления находятся в прямом подчинении ГНУ. Выделяются три ступени управлений по центральным налогам: управления по центральным налогам провинциального уровня, городского уровня и уездного уровня (уровня городского района).

Как правило, предприятия с иностранным капиталом находятся на налоговом учете в управлении по центральным налогам уездного уровня, т.е. управлении уезда, городского района или города уездного уровня.



Управления по местным налогам - это подразделения Управлений по местным налогам при народных правительствах провинциального уровня (провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). Деятельность данных управлений находится под управлением местных правительств в сотрудничестве с ГНУ КНР, которое осуществляет надзор за соблюдением налоговой политики и налогового законодательства данными управлениями. Подобно управлениям по центральным налогам, управления по местным налогам действуют на трех уровнях.

Как правило, предприятия с иностранным капиталом находятся на налоговом учете в управлении по местным налогам уездного уровня.



Полномочия управлений по центральным налогам и управлений по местным налогам распределены на основании принадлежности того или иного налога к категории центральных или местных. Смешанные налоги (т.е. налоги, доход от которых распределяется между центральным и местными бюджетами), как правило, взимаются управлениями по центральным налогам.

С точки зрения распределения налоговых поступлений между центральным и местными бюджетами, все налоги в КНР можно разделить на местные, центральные и смешанные. Местные и центральные налоги представляют исключительный доход местных и центрального бюджетов соответственно.

Поступления от взимания смешанных налогов распределяются между центральными и местными правительствами по определенной пропорции или в зависимости от характера налогового дохода.

К смешанным налогам, распределяемым между центральным и местными бюджетами относятся: НДС, налог на хозяйственную деятельность, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на использование природных ресурсов, налог на поддержание городского строительства и гербовый сбор.

С точки зрения классификации налогов КНР, принято выделять три основные группы, исходя из основных признаков: по объекту налогообложения; по распределению налоговых поступлений; по системе (органу власти) взимания налога.

Например, к первой категории налогов относятся налоги с оборота (налог на хозяйственную деятельность, налог на добавленную стоимость, потребительский налог); налоги на доходы (налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц); налоги на имущество (налог на недвижимость, налог па пользование землями городов и городских районов, налог на использование автотранспорта и водных судов); налоги на ресурсы (налог на использование природных ресурсов); налоги на действия (гербовый сбор, налог на передачу имущества, налог на прирост стоимости земли, налог на занятие сельскохозяйственных земель). В случае если какое-либо лицо допускает налоговое правонарушение, к данному лицу быть применены меры административную или уголовную ответственность.

К основным видам налогов в КНР относятся следующие налоги:





п/п

Название налога

Название налога на английском языке



Налог на прибыль предприятий

Enterprise Income Tax



Налог на добавленную стоимость

Value Added Tax (VAT)



Потребительский налог

Consumption Tax



Налог на хозяйственную деятельность

Business Tax



Налог на доходы физических лиц (личный подоходный налог)

Individual Income Tax



Налог на прирост земли

Land Appreciation Tax



Налог на недвижимость

Real Estate Tax



Налог на передачу имущества

Deed Tax



Налог на приобретение автотранспорта

Vehicle Purchase Tax



Налог на использование автотранспорта и водных судов

Vehicle and Vessel Usage Tax




Налог на пользование землями городов и городских районов

Urban and Township Land-use Tax



Налог на использование природных ресурсов

Resource Tax



Налог на поддержание городского строительства

City Maintenance and Construction Tax



Налог на занятие сельскохозяйственных земель

Farmland Occupation Tax



Гербовый сбор

Stamp Tax (StampDuty)

В КНР установлены следующие ставки основных налогов:

- Налог на прибыль предприятий. Закон 2008 года предусматривает единую ставку налога для предприятий с иностранным капиталом и собственно китайских предприятий (25%). Также предусмотрена сниженная ставка налога на прибыль для малых малорентабельных предприятий (20%) и предприятий новых и высоких технологий (15%).

- Потребительский налог. В зависимости от объекта налогообложения (табачные изделия, алкогольная продукция, косметика, ювелирные изделия, нефтепродукты, автомобили и пр.) ставка налога варьируется от 3% мотоциклы) до 56% (сигареты).

- Налог на хозяйственную деятельность. Предоставление услуг (в сфере транспорта, строительства и пр.) облагается налогом по ставке от 3% до 20% (развлечения).

- Личный подоходный налог. В зависимости от величины дохода установлена прогрессивная шкала ставок в размере от 3% (при доходе ниже 1,5 тыс. юаней) до 45% (свыше 80 тыс. юаней).

- Налог на прирост стоимости земли. В отношении к налогооблагаемому доходу применяется прогрессивная ставка налога в размере от 30% до 60%.

- Налог на недвижимость. Ставка налога составляет 1,2% от стоимости недвижимости после вычета или 12% от суммы аренды недвижимости.

- Налог на передачу имущества. Ставка налога составляет от 3% до 5% от налогооблагаемой суммы. Конкретная ставка налога устанавливается в данных пределах народными правительствами провинциального уровня.

- Налог на приобретение автотранспорта. Ставка налога составляет 10% от стоимости автотранспортного средства.

- Налог на пользование землями городов и городских районов. Налог рассчитывается на основании площади фактически занимаемой налогоплательщиком по ставкам от 1,5 до 12 юаней за 1 кв. метр площади.





ГЛАВА 4


ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТКРЫТИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В КНР
19 ноября 2010 года Государственный совет КНР опубликовал Нормы и правила «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» (№ 584)2, которые призваны заменить ранее действовавшие правила регистрации представительств иностранных компаний. Данный документ вступил в силу с 1 марта 2011 г.

До принятия новых Правил основным документом, регулирующим регистрацию представительств иностранных компаний, являлись «Правила регистрации и регулирования деятельности представительств иностранных компаний в КНР» (1983 г.).

Нормы и правила «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» в принятой редакции устанавливают следующие изменения в регистрации представительств иностранных компаний и регулировании их деятельности:


  1. Обязанность по ежегодной отчетности представительства перед регистрационным органом

Представительства иностранных компаний обязаны подавать в регистрационный орган (орган промышленно-торговой администрации - ПТА, в котором зарегистрировано представительство) ежегодный отчет. Срок подачи отчета – с 1 марта по 30 июня.

Данный отчет должен включать сведения, подтверждающие законность существования иностранного предприятия, сведения о деятельности представительства, а также сведения о поступлениях и расходах представительства, прошедшие аудит в бухгалтерской фирме.

Ранее ежегодная проверка представительств заключалась в проверке Свидетельства о регистрации представительства.




  1. Ограничение численности представителей

Новые правила продолжают политику ограничения численности представителей, которые могут быть зарегистрированы в представительстве: иностранные предприятия вправе направить от 1 до 3 обычных представителей (не включая генерального представителя).

То есть, максимальная численность представителей не должна превышать 4 человек (один генеральный представитель + 3 обычных представителей), как было установлено в начале 2010 г. Главным управлением промышленно-торговой администрации КНР (Уведомление № 4 [2010]).
3. Требования к представителям
В соответствии с новыми правилами занимать должность генерального представителя или представителя не может лицо, которое:

1. привлекалось к уголовной ответственности за преступления, наносящие ущерб государственной безопасности КНР или публичным интересам общества;

2. занимало должность генерального представителя или представителя в представительстве, если по причине правонарушения регистрация данного представительства была аннулирована, Свидетельство о регистрации представительства аннулировано или представительство было закрыто по предписанию соответствующих органов. Срок запрета на занятие должностей представителя для данных лиц составляет 5 лет;

3. в иных случаях, установленных Главным управлением промышленно-торговой администрации КНР.


4. Публичное объявление при регистрации представительства
При регистрации создания представительства и внесении изменений в регистрационные данные иностранное предприятие обязано давать объявление в средствах массовой информации, уполномоченных регистрационным органом.

Ранее требование о публичном объявлении при создании или внесения изменений в регистрационные данные представительства отсутствовало.

В соответствии с правилами публичное объявление также дается органом регистрации при снятии представительства с регистрационного учета или аннулировании регистрации представительства. Представительство обязано давать объявление о признании недействительными Свидетельства о регистрации представительства или Удостоверения представителя в случае их утраты.
5. Изменение заявительных документов при создании представительства
В соответствии с новыми правилами при создании представительства иностранной компании в регистрационный орган должны быть представлены:

1. заявление о регистрации представительства;

2. подтверждение законного существования в течение 2 лет и подтверждение местонахождения иностранного предприятия;

3. устав (или аналогичный уставу документ) иностранного предприятия;

4. документы о назначении генерального представителя и представителей;

5. подтверждения (удостоверения) личности и биографии генерального представителя и представителей;

6. подтверждение кредитоспособности, выдаваемое финансово-кредитным учреждением, в котором открыт счет иностранного предприятия;

7. подтверждение законного использования места расположения представительства.

Новым в этом списке является требование о подтверждении местонахождения иностранного предприятия и отсутствие требования о легализации документов головной компании, что, однако, не отменяет требования о легализации, установленное Уведомлением № 4 [2010].

Какой документ будет считаться подтверждением адреса иностранного предприятия в КНР, скорее всего, будет установлено в дальнейшем, до вступления данных Норм и правил в силу.

Требование о легализации документов головной компании было распространено на всю территорию КНР в начале 2010 г. Уведомлением № 4 [2010]. До этого легализация документов при регистрации представительства в Пекине не требовалась.
6. Изменение сроков регистрации представительства в органах ПТА
По новым правилам регистрационный орган должен принять решение о регистрации или отказе в регистрации в течение 15 дней с момента приема документов к рассмотрению; при необходимости в течение этого срока орган ПТА вправе запросить мнение других ведомств. При вынесении решения о регистрации регистрационный орган должен в течение 5 дней с момента вынесения решения выдать заявителю Свидетельство о регистрации представительства и Удостоверения представителей. При отказе в регистрации орган ПТА должен в аналогичный срок выдать заявителю Уведомление об отказе в регистрации с разъяснением причины отказа.
7. Изменение сроков подачи заявления о внесении изменений в регистрационные данные
По новым правилам представительство обязано обратиться в регистрационный орган для внесения изменений в регистрационные данные в течение 60 дней с момента возникновения изменений.

Ранее срок, в течение которого представительство было обязано внести изменения в регистрационные данные, составлял 30 дней.

К регистрационным данным относятся: наименование представительства, имя и фамилия генерального представителя, сфера деятельности, место нахождения представительства, срок аккредитации представительства, наименование и местонахождение головной компании.

Кроме того, в соответствии с новыми правилами иностранное предприятие обязано уведомить регистрационный орган в течение 60 дней в случае изменения лица, имеющего право подписи, изменения формы ответственности предприятия, капитала, сферы деятельности, а также представителей.


8. Изменение сроков подачи заявления о снятии представительства с регистрационного учета
По новым правилам заявление о снятии представительства с регистрационного учета должно быть подано в течение 60 дней с момента прекращения головной компанией деятельности, ликвидации представительства, истечения срока аккредитации представительства и отказа от дальнейшего продления или при аннулировании утверждения или вынесения предписания о ликвидации представительства.

Ранее срок, в течение которого иностранное предприятие обязано подать заявление о снятии представительства с регистрационного учета, составлял 30 дней.


9. Изменение сроков снятия представительства с регистрационного учета в органах ПТА
По новым правилам регистрационный орган должен принять решение о снятии представительства с регистрационного учета или об отказе в течение 10 дней с момента приема документов к рассмотрению. При вынесении решения о снятии с регистрационного учета регистрационный орган должен в течение 5 дней с момента вынесения решения выдать Уведомление о снятии с регистрационного учета, а также забрать Свидетельство о регистрации представительства и Удостоверения представителей. При отказе в снятии с регистрационного учета в аналогичный срок регистрационный орган выдает Уведомление об отказе в снятии с регистрационного учета с разъяснением причины отказа.
10. Увеличение штрафов за правонарушения
Новые правила увеличивают максимальный размер штрафов, которые органы ПТА могут наложить при нарушении порядка регистрации и регулировании деятельности представительств.

В случае самовольного создания представительства и ведения деятельности без регистрации регистрационный орган выносит предписание о прекращении деятельности и применяет штраф в размере от 50 000 до 200 000 юаней жэньминьби.

Если представительство ведет деятельность, которая направлена на получение дохода и нарушает действующий порядок регулирования, регистрационный орган выносит предписание об исправлении положения, конфискует незаконно полученный доход, конфискует используемые для извлечения прибыли инструменты, оборудование, сырье и материалы, продукцию (товары), а также применяет штраф в размере от 50 000 до 500 000 юаней жэньминьби; при наличии отягчающих обстоятельств Свидетельство о регистрации представительства должно быть аннулировано. В случае превышения сферы деятельности применяется штраф в размере от 10 000 до 100 000 юаней жэньминьби; при наличии отягчающих обстоятельств Свидетельство о регистрации должно быть аннулировано.

При подаче ложных сведений, сокрытия достоверных сведений какими-либо способами в целях получения Свидетельства о регистрации представительства регистрационный орган выносит предписание об исправлении положения и применяет штраф в размере от 20 000 до 200 000 юаней жэньминьби в отношении представительства и штраф в размере от 1 000 до 10 000 юаней жэньминьби в отношении руководящих и других лиц, которые несут прямую ответственность. При наличии отягчающих обстоятельств орган регистрации аннулирует регистрацию или аннулирует Свидетельство о регистрации представительства и Удостоверения представителей.

В случае сокрытия достоверных сведений при подаче ежегодной отчетности регистрационный орган выносит предписание об исправлении положения и применяет штраф в размере от 20 000 до 200 000 юаней жэньминьби.

Подделка, внесение правок, продажа и передача Свидетельства о регистрации представительства и Удостоверения представителя карается штрафом в размере от 10 000 до 100 000 юаней жэньминьби в отношении представительства и штрафом в размере от 1 000 до 10 000 юаней в отношении руководящих и иных лиц, которые несут прямую ответственность; при наличии отягчающих обстоятельств Свидетельство о регистрации представительства и Удостоверение представителя аннулируются.

В следующих случаях регистрационный орган выносит предписание об исправлении положения и применяет штраф в размере от 10 000 до 30 000 юаней жэньминьби; если положение не исправлено в установленный срок, Свидетельство о регистрации представительства должно быть аннулировано:

1. Представительство не подало ежегодную отчетность.

2. Представительство ведет деятельность не от того имени, под которым оно зарегистрировано.

3. Представительство не меняет место нахождения по требованию соответствующих органов.

4. Представительство не подает объявление при создании или внесении изменений в регистрационные данные.

5. Представительство не проводит необходимое внесение изменений в регистрационные данные, не оформляет снятие с регистрационного учета или уведомление регистрационного органа.

Свидетельство о регистрации представительства должно быть аннулировано также в случае если представительство ведет деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности КНР или публичным интересам общества.

Кроме того, по новым правилам иностранная компания не имеет права создания в КНР представительства в течение 5 лет в случае аннулирования регистрации, аннулирования Свидетельства о регистрации или закрытия прежнего представительства компании по предписанию соответствующих органов.





ГЛАВА 5


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Перечень нормативных правовых актов КНР

по отдельным вопросам ведения ВЭД


1. Внешняя торговля

- Закон КНР «О внешней торговле» 2004 г. с последующими изменениями и дополнениями;

- Закон КНР о договорах 1999 г. в последующих редакциях;

- Закон КНР «О компаниях» 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями.



2. Иностранные инвестиции

- Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» 1986 г. в редакции 2000 г.;



- Закон КНР «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» 1979 г. в редакции 2001 г.;

- Закон КНР «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» 1988 г. в редакции 2000 г.;

- Нормы и правила «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» 2010 г.

3. Таможенное регулирование

- Закон КНР «О таможне» 1987 г. с последующими изменениями и дополнениями;

- Таможенный кодекс КНР 1987 г. в последующих редакциях;

- Положения КНР «Об импортно-экспортном тарифе» от 1992 г.



4. Банковская деятельность

- Закон КНР «О Народном Банке Китая» 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями;

- Закон КНР «О коммерческих банках» 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями;

- Закон КНР «О надзоре и контроле в банковской сфере» 2003 г.

5. Валютный контроль

- Положение КНР «О валютном контроле» 1997 г. с последующими изменениями и дополнениями.

6. Налоговое регулирование

- Временные нормы и правила КНР «О налоге на хозяйственную деятельность»;

- Закон КНР «О личном подоходном налоге» 2005 г.

7. Организация государственного аудита в КНР

- Закон КНР «Об аудите» 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.
8. Антимонопольное законодательство

- Антимонопольный закон КНР 2007 г.;

- Закон КНР «О недобросовестной конкуренции» 1993 г.

9. Банкротство (несостоятельность)

- Закон КНР «О банкротстве предприятий» 2006 г.

10. Ценные бумаги

- Закон КНР «О ценных бумагах» в редакции 2005 г.



11. Страхование

- Закон КНР «О страховании» в редакции 2002 г.



12. Малый бизнес

- Закон КНР «О стимулировании малых и средних предприятий» в редакции 2002 г.

13. Реклама

- Закон КНР «О рекламе» 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.

14. Арбитраж в КНР

- Закон КНР «Об арбитраже» 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.


Контактная информация российских представительств в КНР

Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике


Торгпред России в КНР – Сергей Сергеевич Цыплаков

Адрес: China, Beijing, Dongzhimennei Dajie, Mashao Hutong, 27A

Телефон/факс: (+86) 10 653-222-01, (+86) 10 653-221-81,

Факс: (+86) 10 653-253-98

Электронная почта: russchinatrade@gmail.com

Сайт: www.russchinatrade.ru


Отделение Торгпредства в г. Шанхае

Руководитель отделения - Заместитель Торгпреда РФ в КНР: Лукашин Федор Александрович

Адрес: 200080, China, Shanghai, Huangpu Rd, 20, Shanghai Branch of Trade Representation of the Russian Federation in the People's Republic of China

Телефон:  (8621) 63240026,   Факс:  (8621) 63240029

Электронная почта:  rucnsh@gmail.com

Сайт:  www.russchinatrade.ru  
Представительство ТПП России в Пекине

Руководитель представительства – Белозеров Николай Николаевич,

Тел.: +86 (10) 64653651, 64653652, 64653653

Факс: +86 (10) 58383550, 64653675


Организации содействия сотрудничеству

следующая страница >>



Будем кратки. Мир перенаселен словами. Станислав Ежи Лец
ещё >>