Внеклассное мероприятие «Гагаринские чтения» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гагаринские районные чтения в моу сош №6. В честь 50-летия полета Ю. 1 11.48kb.
Внеклассное мероприятие для 9-11-х классов «Костер жизни» Сичинава... 1 205.34kb.
Внеклассное мероприятие «Шуховские чтения» 1 243.9kb.
Внеклассное мероприятие по английскому языку «Я люблю английский... 1 23.43kb.
Иваненко Ирина Юрьевна учитель начальных классов звание «Учитель-... 1 88.41kb.
Внеклассное мероприятие «Математическое казино» 1 53.41kb.
Поэзию Дениса Давыдова высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин, с... 1 17.02kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 11 классов по математике... 1 119.34kb.
Внеклассное мероприятие квн по русскому языку 2 класс 1 103.92kb.
Внеклассное мероприятие "Сказочный язык героев Дж. Р. Р. Толкиена"... 1 349.23kb.
Внеклассное мероприятие по физической культуре «Большие гонки» Аннотация... 1 32.18kb.
10 класс для младших школьников 1 123kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внеклассное мероприятие «Гагаринские чтения» - страница №1/1

Внеклассное мероприятие

«Гагаринские чтения»
Сердюкова Елена Ивановна, преподаватель

ГБОУ СПО «Белгородский педагогический колледж»
Цели мероприятия: Восстановление хода исторических событий. Воспитание патриотических чувств и гордости подвигом Юрия Гагарина. Осознание величайшей роли первого полета в прогрессе человечества.
Ведущий:

12 апреля 1961г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль - спутник «Восток» с человеком на борту Пилот-космонавт гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.



Сообщение 1:

Юрий Алексеевич Гагарин родился в марте 1934 г. в селе Клушино Смоленс­кой области, в семье плотника. В 1941 г. он пошел в школу, но начавшаяся вскоре война прервала его учение — школа сгорела, а потом в Клушино вошли немцы. Оккупация продолжалась два долгих года (большую часть этого времени Гагариным пришлось прожить в землянке, так как в их доме поселились немецкие солдаты). В 1943 г. семья перебралась в недавно освобожденный Гжатск. Возобновились занятия в начальной школе. Время было очень трудное — не было ни учебников, ни тетрадей. Пятый и шестой классы Гагарин доучивался в средней школе, единственной на весь разбитый город, а в 1949 г. с большим пил трудом (брали только после семилетки) поступил в ремесленное училище в Люберцах.



Ведущий:

Еще в школе Гагарин прочитал книгу Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

".. .Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околосолнечное пространство." Эти слова запали ему в душу. Хоть он выбрал рабочую профессию литейщика-формовщика, но всегда и везде мечтал о полетах.

Сообщение 2:

Через два года, приобретя специальность литейщика-формовщика и окончив школу рабочей молодежи, Гагарин вместе с друзьями поступил в Саратовский индустриальный техникум. Одновременно он занимался в аэроклубе, именно аэроклуб изменил его судьбу. Он не пошел в Саратовский индустриальный институт, как сделали многие его товарищи. В 1955 году он сдал экзамен в Оренбургское Чкаловское военно-авиационное училище, учеба продолжалась два года. Сказать, что летное дело давалось ему легко было бы преувеличением, но он был самолюбив и не любил числиться в отстающих, поэтому он учился очень хорошо. Сначала летал на Як-40, а потом на реактивных самолетах Миг-15 и Миг-17.



Ведущий:

1957г. - запуск первого космического спутника. Перед С.П.Королевым поставлена задача: создание пилотируемого спутника, способного работать на околоземной орбите и вернутся на Землю.

Май 1960г. запуск в космос беспилотного корабля-спутника. Август 1960г. полет корабля с первыми "испытательными"- собаками Белка и Стрелка.


  1. корабль спутник 19 августа 1960г - (17оборотов).

  2. корабль - март 1961г. с манекеном человека. Так создавался "Восток".

Сообщение 3:

В 1957 году сразу по окончании училища, Гагарин женился на Валентине Горячевой. Как отличник он мог выбирать место службы поближе к столице. «Но, я - писал позже Гагарин, - решил ехать туда, где всего труднее». Он выбрал службу в авиации Северного флота и был направлен служить в один из затерявшихся в тундре военных городков Заполярья. Здесь он провел два года. Жизнь Гагарина круто изменилась в конце 1959 года, когда по указанию Королева стали набирать первую группу будущих космонавтов. В то время внимание обращали прежде всего, на физические данные. Отбор был очень строгим - принимали только абсолютно здоровых. Из десятка претендентов едва проходил один. «Нас обмеривали вкривь и вкось, выстукивали на теле «азбуку Морзе», крутили на специальных приборах, проверяя вестибулярные аппараты, - вспоминал потом Гагарин. Главным предметом исследования были наши сердца. По ним медики прочитывали биографию каждого. И ничего нельзя было утаить. У самого Гагарина оказалось идеальное здоровье, и врачи его обнадежили: «Стратосфера для вас не предел». «Это были самые приятные слова, слышанные мной, когда -либо», - признался потом Гагарин. Его включили в группу космонавтов. В начале 1960 году он переехал с семьей в недавно отстроенный вблизи Щелковского аэродрома Звездный городок.



Ведущий:

Космонавты готовились к полету параллельно с рождением корабля. Уже на первой стадии подготовки старший лейтенант Юрий Гагарин стал один из лидеров.



Сообщение 4:

Начались занятия. Гагарин вспоминал позже: «Мы должны были изучить основы ракетной космической техники, конструкцию корабля, астрономию, геофизику, космическую медицину. Предстояли полеты на самолетах в условиях невесомости, тренировки в макете кабины космического корабля, в специально оборудованной звукоизолированной и тепловой камере, на — центрифуге и вибростенде. До готовности номер один к полету в космос было еще ох как далеко!.. Занимались с нами видные специалисты с громкими именами... Мы находились в идеальных условиях. Все у нас было, ничего не отвлекало от полюбившихся интересных занятий. Программа тренировок была очень обширной, поскольку неизвестно было, как встретит человека космос. Поэтому старались предугадать любую неожиданность. Были тут прыжки с парашютом, многодневное пребывание в звуконепроницаемой сурдокамере и испытания в термокамере. Кандидатов в космонавты крутили на центрифуге и трясли на вибростенде. Рабочий день начинался с часовой утренней зарядки — занимались на открытом воздухе в любую погоду, под наблюдением врачей. Были и специальные занятия по физкультуре: гимнастика, игры с мячом, прыжки в воду с трамплина и вышки, упражнения на перекладине и брусьях, на батуте и с гантелями.



Ведущий:

"Восток" был полностью автоматизированным кораблем. Общая масса корабля составляла 4,73 тонны.

Диаметр спускаемого аппарата составил 2,3 метра, масса 2,4 тонны.

Сообщение 5:

Между тем проходила всесторонняя проверка комплекса «Восток». Преж­де, чем в космос был отправлен человек, «Восток» семь раз стартовал в беспилотном режиме. Наконец, все было готово. В начале апреля 1961 г. группа космонавтов вылетела на космодром Байконур. Фактически до последнего момента было неизвестно, кто из них полетит. Только 8 апреля Государственная комиссия утвердила кандидатом на первый полет Гагарина, а в дублеры ему назначила Титова. Сейчас уже трудно сказать, почему выбор остановился именно на Гагарине. Наверняка здесь сыграли роль не только его мастерство и физическая подготовка — смотрели на социальное происхождение, на черты характера, на внешние данные, на благозвучие фамилии, брались во внимание и многие другие моменты. Первый космонавт Земли должен был идеально воплощать в себе образ советского человека, и Гагарин оказался к нему ближе, чем другие.

Оставшиеся до старта дни прошли в обычных тренировках. В судьбонос­ный для него день, 12 апреля, Гагарина подняли еще до рассвета. Он сделал зарядку, умылся, позавтракал «на космический манер» из труб, прошел меди­цинский осмотр. Все показатели оказались в норме. Его облачили в скафандр и на специальном автобусе доставили на стартовую площадку. Перед тем, как подняться на лифте в кабину корабля, Гагарин сделал заявление для печати и радио. После этого его провели в кабину, усадили в кресло и захлопнули люк. Довольно много времени заняла проверка приборов и систем. Наконец, в 9 часов 7 минут по московскому времени был дан старт.
Ведущий: Прослушаем запись переговоров во время полета.
9 час. 02 мин. «ЗАРЯ». Минутная готовность. Как вы слышите?

ГАГАРИН. Вас понял: минутная готовность. Занял исходное положение. «ЗАРЯ». Понял вас.

ГАГАРИН. Понял вас. Настроение бодрое, самочувствие хорошее, к старту готов.

«ЗАРЯ». Отлично.

9 час. 07 мин. «ЗАРЯ». ПОДЪЕМ!

ГАГАРИН. ПОЕХАЛИ!



Стрелки часов показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Начался исторический рейс к звездам.

9 час. 08 мин. «ЗАРЯ». Прошло семьдесят секунд после взлета.

ГАГАРИН. Поняли вас: семьдесят. Самочувствие отличное. Продолжаю полет. Растут перегрузки. Все хорошо.

«ЗАРЯ». Как себя чувствуете?

ГАГАРИН. Самочувствие хорошее, как у вас?

«ЗАРЯ». Все нормально.



Прошел сброс головного обтекателя. И вот «Восток» на орбите.

ГАГАРИН. Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые и тени от них. Красиво. Красота-то, какая! Как слышите?

«ЗАРЯ». Слышим вас отлично. Продолжайте полет.

ГАГАРИН. Полет продолжается хорошо. Медленное вращение, все переносится хорошо, самочувствие отличное. В иллюминаторе наблюдаю Землю: все больше закрывается облаками.

«ЗАРЯ». Все идет нормально. Вас поняли, слышим отлично.

ГАГАРИН. Слышу вас отлично. Самочувствие отличное. Полет продолжается хорошо. Наблюдаю Землю, видимость хорошая: различать, видеть можно все. Некоторое пространство покрыто кучевой облачностью. Полет продолжается, все нормально.

«ЗАРЯ». Вас поняли, молодец! Связь отлично держите, продолжайте в том же духе.

ГАГАРИН. Все работает отлично, идем дальше.

9 час. 17 мин. «ЗАРЯ». Как самочувствие?

ГАГАРИН. Самочувствие отличное. Машина работает нормально. В иллюминаторе наблюдаю Землю. Все нормально. Привет. Как поняли меня?

ЗАРЯ». Вас поняли.

ГАГАРИН. Понял. Знаю, с кем связь имею. Привет.

«ЗАРЯ». Понял вас.

ГАГАРИН. Полет проходит успешно. Чувство невесомости нормальное. Самочувствие хорошее. Все приборы, вся система работают хорошо. Что можете мне сообщить?

9 час. 48 мин. ГАГАРИН. Как слышите? Передаю очередное сообщение: девять часов сорок восемь минут, полет проходит успешно (следуют конкретные данные о работе корабля). Самочувствие хорошее, настроение бодрое.

«ЗАРЯ». Вас поняли.

ГАГАРИН. Включилась солнечная ориентация.

«ЗАРЯ». Полет проходит нормально, орбита расчетная.

ГАГАРИН. Вас понял: полет проходит нормально. Нахожусь в тени Земли.

«ЗАРЯ». Вас поняли!

9 час. 57 мин. ГАГАРИН. Настроение бодрое, продолжаю полет, нахожусь над Америкой.

«ЗАРЯ». Вас поняли.

10 час. 06 мин. ГАГАРИН. Внимание. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол! Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красиво. Все шло через правый иллюминатор. Вижу звезды через «взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище. Продолжайте полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезду. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит...

ГАГАРИН. Внимание, внимание. Вышел из тени Земли. Через «взор» видно, как появилось Солнце. Работает солнечная система ориентира.

ГАГАРИН. Вот сейчас во «взоре» наблюдаю Землю. Наблюдаю Землю. Пролетаю над морем. Сейчас я примерно двигаюсь правым боком. Несколько облачностью закрыто.

ГАГАРИН. Полет проходит успешно. Самочувствие отличное. Все системы работают хорошо. Продолжаю полет...



Ведущий:

В 10 часов 55 минут "Восток", облетев земной шар, опустился на Землю поле колхоза "Ленинский путь" юго-западнее города Энгельса, неподалеку деревни Смеловка. Был ли это подвиг?



Сообщение 6:

Гагарин так описывал эту волнующую минуту: «Я услышал свист и всевозрастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения... Я почувствовал, как какая-то необоримая сила все больше и больше вдавливала меня в кресло...» Когда ракета прошла плотные слои атмосферы, головной обтекатель был автоматически сброшен, и в иллюминаторах показалась земная поверхность. Перегрузку и вибрацию Гагарин перенес довольно легко — на тренировках ему приходилось переживать и не такое. О самом полете, он рассказывал следующее: «Корабль вышел на орбиту... Наступила невесомость — то самое состояние, о котором я еще в детстве читал в книгах Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет...» В иллюминаторе Гагарин наблюдал Землю, которая, по его словам, выглядела необыкновенно красиво. Он постоянно поддерживал связь с Центром управления, докладывал о самочувствии и показаниях приборов. Никаких других экспериментов этот первый полет не предусматривал.

«Радио, как пуповина, связывало меня с Землей, — вспоминал Гагарин. Я принимал команды, передавал сообщения о работе всех систем корабля, в каждом слове с Земли чувствовал поддержку народа, правительства, партии. Все время пристально наблюдал за показаниями приборов». Гагарин не чув­ствовал ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и выпил воды. Автоматика работала безупречно, космонавту ни разу не пришлось брать управление на себя. В 10 часов 25 минут, в точно заданное время, автоматически включилось тормозное устройство. «Восток» постепенно сбавил скорость и вошел в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалилась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, Гагарин видел жутковато багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине поддерживалась постоянная температура в 20 градусов. Невесомость исчезла, возникли перегрузки, более сильные, чем на взлете. Когда корабль оказался над Волгой, сработала парашютная система. В 10.55 «Восток», облетев вокруг Земли, благополучно опустился в заданном районе.

Ведущий:

Полет Гагарина не прошел гладко, на корабле "Восток" произошло несколько неурядиц:



  1. Перед стартом обнаружилось, что кабина негерметична.

  2. Во время подъема ракеты была потеряна связь.

3) Потом во время приземления Гарину пришлось поволноваться после выключения тормозной установки, должно было произойти отделение спускаемого аппарата от приборного отсека, но не произошло! Корабль крутило как юлу.

4) "Пожар!" - вызван трением обшивки об атмосферу. 5) После катапультирования космонавту не сразу удалось открыть клапан подачи воздуха. Что было после полета?



Сообщение 7:

Через день Гагарин вылетел в Москву, в это время наверно не было на земле более известного человека, чем он. Все газеты мира сообщали о его полете и на многих языках пересказывали подробности его незамысловатой биографии. С этого времени Гагарину предстояло жить под постоянным все возрастающим бременем славы. Уже через два дня вышел указ президиума верховного совета о присвоении ему звании Героя Советского Союза позже Гагарин был награжден множеством иностранных орденов. Со всех концов мира на его имя шли тысячи писем и телеграмм. В следующие месяцы были заполнены бесконечными митингами, торжественными встречами, официальными выездами за границу, пресконфиренциями и интервью. Гагарин увидел десятки стран и познакомился с сотнями выдающихся и интересных людей. Это было не легко, не случайно на многих фотографиях лицо улыбающегося Гагарина кажется чуть усталым, но за этим праздничным существованием скрывалась другая жизнь. Будничная служба в Звездном городке. В последние годы Гагарин старательно учился в военно-воздушной академии имени им. Жуковского, которую закончил незадолго до смерти в 1968 году. Он был полон планов и собирался совершить еще один полет в космос, увы, это не суждено было осуществить. 27 марта 1968 года во время выполнения тренировочного полета Гагарин погиб. Самолет на котором он летел неожиданно потерял управление и врезался в земля близ деревни Новоселово Владимирской области.



Ведущий:

Что же все - таки произошло 27 марта 1968г.



Сообщение 8:

Осенью 1963 г. лётчик-космонавт СССР Г С. Титов говорил с начальником ЦПК Н. Ф. Кузнецовым о необходимости укрепления отдела лётной подготовки и высказал пожелание отряда космонавтов о назначении Гагарина заместителем начальника ЦПК по лётной и космической подготовке. 20 декабря 1963 г. назначение Гагарина было утверждено.

Тем временем в ОКБ-1 под руководством главного конструктора С. П. Королёва полным ходом шли работы по созданию нового пилотируемого космического корабля «Союз». 20 августа 1 965 г. генерал Н. П. Каманин в беседе с Королевым согласовал кандидатуры на роль командиров кораблей для первых двух «Союзов», назвав Гагарина, А. Г Николаева, В. Ф. Быковского и В. М. Комарова.

15 ноября 1966 г. было решено, что Владимир Михайлович Комаров будет готовиться в качестве основного пилота-космонавта, Гагарин же станет его дублёром. 23 апреля 1967 г. в космос отправился «Союз», пилотируемый Комаровым, а на следующий день при посадке Комаров погиб. Запуски «Союзов» приостановили...

В феврале 1968 г. Гагарин на «отлично» защитил диплом, окончив Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского по специальности «лётчик-инженер». Мечтал ещё не один раз слетать в космос, продолжал подготовку, в том числе и как лётчик-истребитель.

27 марта Гагарин должен был самостоятельно пилотировать боевой МиГ-17. Однако до этого предстоял полёт на «Спарке» — двухместном учебно-тренировочном истребителе МиГ-15. Гагарин занял место в передней кабине, Герой Советского Союза лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Серёгин - в задней инструкторской кабине. В 10 ч 19 мин 00 с самолёт поднялся в воздух. В 10 ч 25 мин 50 сек. вошёл в рабочую зону, а в 10 ч 30 мин 10 сек. Гагарин запросил разрешения перейти на обратный курс. Получив согласие, подтвердил, что понял и выполняет. После этого экипаж в эфир больше не выходил. Всем самолётам, находившимся в том районе, было дано распоряжение связаться с бортом 625. Но он молчал. Когда же стало ясно, что горючего в самолёте Гагарина и Серёгина не осталось, тревога охватила всех. Последовала команда срочно подготовить и поднять в воздух транспортный Ил-14 и несколько вертолётов. И вот то сообщение, которое они передали: «Южнее посёлка Новосёлово в лесу видна большая воронка, дым и пожар»...

Экспертизой установлено, что трагедия произошла в 10 ч 31 мин 00 с. Это время столкновения МиГ-1 5 с землёй на скорости свыше 600 км/ч под углом около 70°. По убеждению О. М. Белоцерковского, научного руководителя дипломной работы Гагарина, «лётчики выжимали из машины абсолютно всё, на последнем участке они были активны». Известно, что после последнего доклада 625-го прошло около одной минуты.

Электрическая сеть самолёта оставалась под напряжением, кислородная система функционировала исправно, экипаж до конца находился в работоспособном состоянии, о чём свидетельствуют и позы лётчиков.

Анализ метеоусловий в день полёта позволил выявить очень существенное обстоятельство. Нижняя граница облачности в зоне пилотажа была не 900 м, как доложил разведчик погоды, а 400—500 м. Если допустить, что самолёт попал в «сваливание» (отвесное пикирование) и лётчики делали всё, стремясь исправить положение, то им не хватило лишь 250-300 м высоты или всего двух секунд, чтобы выйти из критической ситуации.

Почему так случилось? Двигатель заглох по причине газодинамической неустойчивости? Маловероятно. При резком переходе от малого газа к большему? Возможно. Произошло попадание самолёта в резкий восходящий поток, резкий маневр? Точно неизвестно, но само предположение о том, что самолёт попал в штопор, поддерживают многие специалисты.

Поиски деталей, которые дополнили бы картину трагедии, уточнили или опровергли выдвинутые предположения, продолжаются. Если внимательно прочитать запись радиопереговоров, получается, что в рабочей зоне «Спарка» пробыла совсем недолго. Значит, что-то заставило Гагарина сообщить руководителю полётов о возвращении. Какие обстоятельства стали причиной такого решения? Может быть, Серёгин почувствовал себя плохо, на какое-то мгновение потерял сознание, не ответил по внутреннему переговорному устройству... Может быть, он «навалился» на ручку управления и помешал Гагарину выровнять самолёт... Выяснился и ещё один важный факт. В тот момент, когда МиГ-1 5 находился в зоне, её на сверхзвуковой скорости пересёк самолёт марки «Су», взлетевший с другого аэродрома. Почему он там оказался? Кто его пилотировал? Как близко он прошёл от «Спарки»? Не в нём ли причина трагедии? Всё перечисленное только версии, хотя и правдоподобные.

Спасибо за внимание!








Прогнозировать средние экономические показатели — все равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что ее средняя глубина не больше четырех футов. Милтон Фридман
ещё >>