Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов «солдатушки, бравы ребятушки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 11 классов по математике... 1 119.34kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5 – 6 классов... 1 160.93kb.
Внеклассное мероприятие для 9-11-х классов «Костер жизни» Сичинава... 1 205.34kb.
Внеклассное мероприятие Для учащихся 9-11 классов Подготовила 1 160.47kb.
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное А. С. Грибоедову... 1 42.87kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное среди учащихся... 1 36.62kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «квн по сказкам» 1 63.09kb.
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся старших классов,... 1 148.38kb.
Внеклассное мероприятие по биологии в 7 классе «Амфибии. Ода земноводным» 1 81.26kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов 1 48.58kb.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов Цель 1 44.59kb.
К. Минин Д. Пожарский 3 1 48.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов «солдатушки, бравы ребятушки» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5


Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов

«СОЛДАТУШКИ,

БРАВЫ РЕБЯТУШКИ»

Подготовила: Дегтярёва

Наталья Витальевна,

учитель истории и обществознания



Тверская область,

г. Нелидово

2012 г.

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов

«СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ»

Форма проведения: « устный журнал» с применением интерактивных методов.

Оснащение: выставка книг о славных боевых страницах Отечественной истории, галерея портретов: Владимир Мономах, Александр Невский (репродукция картины П. Корина), Дмитрий Донской, Пётр Первый, Ф.М. Апраксин, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов.

Схемы важнейших сражений: Невская битва, Ледовой побоище, Куликовская битва, Гангутское морское сражение, Синопское сражение.

Фотографии, демонстрирующие современные рода войск.

Грамзапись: кантата «Александр Невский» С. Прокофьева.
Задачи:

Развивающие – расширение кругозора учащихся, формирование навыков поиска информации по дополнительной литературе.

Воспитательные – на примерах мужества и героизма русских воинов, сюжетах из славной боевой истории нашего Отечества способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у юного поколения.
I ведущий: На протяжении многовековой истории приходилось воевать русскому народу с иноземными захватчиками, которые нападали на нашу многострадальную Родину с разных сторон. Они жгли, убивали людей, грабили русские земли, желая покорить русские народ и взять его в рабство. Ничто не пугало врагов. И поднимался народ русский, чтобы отстоять свои земли, сохранить независимость; и бился с неприятелем и стар и млад до победного конца.

II ведущий: Чтобы восстановить в памяти события давно минувшей старины, мы предлагаем вам вспомнить ратные подвиги русских воинов.

На сцену приглашаются команды 7-х классов. (Выходят члены команды, зрители приветствуют их аплодисментами).



Представление команд: название, эмблема, девиз, участники команды, капитан.

I ведущий: Вряд ли найдутся сегодня люди, которым не известны

славные события боевой летописи России – Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавское сражение, Бородинский бой. Давно это было, но память об этих героических событиях навеки вечные сохранится в сердцах людей и будет передаваться из поколения в поколение.



II ведущий: Первая страница нашего устного журнала посвящена героям, чей подвиг воспет в русских народных былинах и называется она: «Богатырская застава». Именно в русских былинах народ отразил борьбу за землю Русскую с несметными полчищами, нападавшими на Русь, и олицетворенные в былинах в образе Змея-Горыныча.

Командам предлагаются вопросы. Победа признается за той командой, которая даст правильный ответ (ответы даются после поднятия сигнальной карточки).


Вопросы командам ведущие читают по очереди:

  1. Угадайте, кто из богатырей мог сказать о себе такие слова:

    • Я сижу на лавке неподвижен,

Пуще всех на свете обижен.

Соседи мне прозвище кидают,

Сиднем Илюхой называют.

(Илья Муромец)



  1. Откуда родом был Илья?

(Из города Мурома, из села Карачарово)

  1. Сколько лет Илья на печи лежал?

(Тридцать лет и три года)

  1. Кто и как исцелил Илью Муромца?

(Прохожие старцы – «калики перехожие»

    • поднесли ему питьё, дарующее богатырскую силу)

  1. Каким был первый подвиг Ильи?

(Схватка с Соловьём- разбойником)

  1. Каким «оружием массового поражения» владел Соловей-разбойник?

(Свистом)

  1. Как зовут автора картины «Три богатыря»?

(Виктор Васнецов)

  1. Как зовут героев этой картины?

(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)

  1. О каких богатырях вы ещё читали в былинах?

(Микула Селянинович, Волхв Всеславьевич, Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.)

  1. Как проходило в древности на Руси братание воинов?

(Они обменивались оружием и крестами, давая клятву побратимства)

  1. Какой богатырь возил в кармане Илью Муромца вместе с его богатырским конём?

(Святогор)

  1. Какой богатырь родился в городе Рязани?

(Добрыня Никитич)

  1. У какого киевского князя Добрыня Никитич был на службе послом?

(у князя Владимира)

  1. откуда родом Алёша Попович?

(из г. Ростова)

  1. Какой былинный герой соответствует следующему описанию?

«Росту … страшенного, голова … как пивной котёл, глазища – как чашища, в плечах – косая сажень».

(Тугарин Собачище)



  1. Какой былинный герой вступил с Тугарином Собачищем в поединок?

(Алёша Попович)

  1. Как называли первых воинов на Руси?

(Дружинники)

I ведущий: Молодцы, ребята. Былинных героев вы помните. Продолжаем наше путешествие. Вторая страница нашего журнала называется «Кто на Землю Русскую придёт, от меча и погибнет».

II ведущий: Ребята, а вы знаете кем и по какому поводу были произнесены эти слова. (Ребята говорят, что эти слова были сказаны Александром Невским, по поводу битвы с крестоносцами на Чудском озере, в которой русские дружинники одержали победу)

I ведущий: Вы уже, наверно, догадались, что эта страничка нашего устного журнала посвящена ратным подвигам русских воинов, знаменитым битвам, в которых своим боевым искусством прославились русские полководцы. Думаю, что многим из вас известно имя Александра Невского, одержавшего победы в битвах с крестоносцами, шведскими и немецкими рыцарями. Но ещё раньше русские земли повергались многократным набегам половцев, борьбу с которыми возглавил Владимир Мономах. Давайте узнаем о нём побольше, как о выдающемся полководце.

(На сцену выходит ученик и рассказывает о Владимире Мономахе).



Ученик: В XI веке участились набеги на русские земли из причерноморских степей половцев-кочевников. Много бедствий приносили они народу, повторяясь почти каждый год. Немало пришлось потрудиться князю Владимиру, чтобы собрать князей для организации отпора ненавистным половцам.

Весной 1103 г. собрались княжеские дружины и двинулись вниз по Днепру. В лодках – пехота, конница – по берегу. Во время сражения было убито 20 ханов. Русские воины вернулись домой с пленниками, много пригнали домашнего скота.

Спустя некоторое время половецкие набеги возобновились. 24 марта 1111 года в разыгравшемся сражении снова половцы были разбиты, но через три дня Владимиру Мономаху пришлось с ними вступить в бой на р. Сале. Дружинники Владимира прорвали окружение противника, отступление противника обернулось в бегство. Сражение на реке Сале закончилось полной победой Владимира Мономаха. Страшные, казалось никогда непобедимые половцы, были полностью сокрушены в самом центре своих владений.

II ведущий: Вспомним князя Александра Ярославича, который после победы в сражении со шведами на реке Неве был прозван Невским. Об этом человеке достоверно известно немногое. Давайте послушаем о нём рассказ, подготовленный ребятами из первой команды.

Представитель команды: Александр, сын великого князя Ярослава, большую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславе, подолгу жил в Новгороде со своим отцом и старшим братом. В 1236 году отец оставил его единственным правителем в Новгороде, а сам отправился на юг, чтобы попытаться установить свою власть в Киеве. Александру досталось неспокойное наследство. Немецкие рыцари из католического ордена Ливонских Меченосцев постепенно продвигались к русским границам с северо-запада. Приходилось бороться и с регулярными нападениями литовских отрядов на Новгород и Псков.

Но ключевыми в военной биографии князя были, несомненно, победы над шведами на Неве в 1240 г. (отсюда прозвище Невский, данное Александру летописцем XV в.) и и юда прозвище Невский, данное Александру летописцем рыцари из католического ордена Ливонских Меченосцев постепенно продвигалис над немецкими рыцарями на льду Чудского озера два года спустя. (обращает внимание детей на карты-схемы сражений).

В 1252 году Александр занял великокняжеский трон во Владимире. Правление Александра Невского явилось во многих смыслах заметным этапом в истории Руси. Оно было отмечено политикой уступок Золотой Орде, с одной стороны, и решительными действиями в отношении Запада – с другой.

Жизнь князя Александра издавна привлекала внимание не только профессиональных историков. Художники В. Васнецов, Н. Рерих, П. Корин создали картины, изображающие Александра то в боевом шлеме (демонстрируется картина П. Корина), то с нимбом святого. Сергей Прокофьев посвятил ему вдохновенную кантату, Сергей Эйзенштейн – ставший классикой советского кинематографа фильм. (Звучит отрывок из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»).



I ведущий: Князь и воин Александр Ярославич был причислен Русской Православной церковью к лику святых. Уважение к его личности и преклонение перед его памятью было и остаётся поистине всенародным.

II ведущий: Ребята, из отечественной истории вам известно, что более двух столетий русский народ жил под ярмом монголо-татар. В 1380 году на поле Куликово, где река Непрядва впадает в Дон, вышли тажеловооружённые ратники в шлемах, стальных доспехах на лошадях. Войско вёл московский князь Дмитрий Иванович. Об этом выдающемся князе послушаем рассказ, подготовленный ребятами второй команды.

Выступает представителей второй команды: Поход Мамая начался в июне 1380 г. 23 июля 1380 г. в Москве была получена «весть» о походе Мамая. Тут же во все столицы русских княжеств были разосланы грамоты: 2да готовы будут». Местом сосредоточения основных сил русского войска была назначена Коломна, крепость близ устья Москвы-реки.

25 августа Дмитрий Иванович произвел смотр всего войска, а уже 6 сентября русские полки остановились на донском берегу, неподалеку от устья р. Непрядвы. Здесь великий князь получил свежие известия о наступлении Мамая. Утром следующего дня ордынцы уже могли быть на Куликовом поле.

В ночь с 7 на 8 сентября ордынцы подошли к месту сражения. Великий князь Дмитрий Иванович в последний раз объехал полки, воодушевляя воинов. Затем переоделся в доспехи простого дружинника и поехал в первые ряды войска. Примерно в 11 часов утра началось сближение главных сил. Столкновению предшествовал героический эпизод – поединок Пересвета – монаха, которого благословил сам Сергий Радонежский - настоятель Троице –Сергиева монастыря, с богатырем Челубеем, а затем две огромные рати сошлись в яростной сече. Перелом наступил после неожиданного удара русского засадного полка. Ордынцы, не ожидавшие удара в тыл, пришли в замешательство, и вскоре их отступление приняло характер беспорядочного бегства.

Куликовская битва явилась триумфом великого князя Дмитрия Ивановича, которого народ в память о победе на Дону стал называть Донским. Победа русских войск нанесла Золотой Орде тяжелейший удар.



I ведущий: Да, в этом сражении русским ратникам удалось нанести впервые ощутимый удар по золотоордынцам. В память о тех событиях по проекту архитектора А.П. Брюллова на поле Куликовом был поставлен памятник – 28-метровый чугунный столб. Надпись на нём гласила: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому – признательное потомство». Во многих произведениях народ увековечил память об этих событиях: «Летописная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» и др.

II ведущий: А сейчас мы послушаем мнение жюри о работе команд (оцениваются ответы по былинам и сообщения учащихся об А. Невском и Д.И. Донском.

(слово представителю жюри)

I ведущий: Проходило время, а вместе с ним происходили и перемены в русских войсках. При Иване Грозном основу войска составляли стрельцы, вооруженные огнестрельными оружиями-пищалями. Но большой вклад в создание сильной, боеспособной армии внёс царь, выдающийся реформатор, Пётр Первый. Страна, окруженная сильными и агрессивными соседями, лишенная выхода к морю, нуждалась не только в армии нового типа, но и в военно-морском флоте.

II ведущий: И теперь мы открываем третью страницу нашего журнала, которая называется «Все приятели и неприятели имеют к нам уважение и почтение». Это слова адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. В морских сражениях было одержано много славных побед. А имена выдающихся флотоводцев надолго останутся в памяти народа. А теперь представьте, что мы все попали в музей Боевой Славы. Ребята, внимательно прослушайте, о чем будут рассказывать экскурсоводы музея, чтобы потом ответить на вопросы, (на сцену выходят экскурсоводы).

I экскурсовод: (обращает внимание детей на стенд с изображением схем наиболее знаменитых морских сражений и портретами адмиралов русского флота).

Сражение при Гангуте в 1714 г. – знаменитая морское сражение российского флота. Русским флотом командовали Фёдор Матвеевич Апраксин (1661-1728 гг.) и сам лично Пётр Первый. Хитрость и смекалка русских моряков помогли одержать победу в этом сражении. Победа в Гангутском сражении явилась первой победой российского флота.



II экскурсовод: А это перед вами портрет Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745-1817 гг.). Родился он на Тамбовщине. С детства мечтал стать моряком. Окончил морской кадетский корпус в Петербурге. Затем стал командующим русским флотом на Чёрном море. Ввёл много нового в тактику морских сражений. Неувядающей славой покрыл своё имя в войне с Турцией, Францией. Во время очередной русско-турецкой войны 1787-1791 гг. правительство Турции потребовало, чтобы Россия отказалась от присоединенного к ней Крыма и перестала защищать от турок Грузию. В ответ на отказ России Турция начала войну. В ходе этой войны неувядаемой славой покрыл себя Александр Васильевич Суворов, который нанес урон турецкой армии у р. Рымник, взял, неприступную ранее, турецкую крепость Измаил. Но Турция надеялась на свой флот. Адмиралу Ушакову было поручено найти в Чёрном море турецкий флот и уничтожить его. Эскадра Ушакова нашла его у мыса Калиакрия. Против 39 русских кораблей – 78 турецких и ветер в сторону моря, что неудобно для атаки. Не медля ни минуты, Ушаков повел свою эскадру в узкую полосу воды между берегом и турецкими кораблями. Теперь ветер дул в сторону русских кораблей. В жестоком бою русские корабли одержали победу.

I экскурсовод: А вот еще один портрет. Возможно, вы не знаете, кто на нём изображён, однако одна из улиц нашего города названа в честь этого человека, (возможно, дети смогут сами назвать имя Нахимова).

Это Павел Степанович Нахимов (1802-1855 гг.) – великий флотоводец России. Первую крупную свою победу он одержал в 1827 г., в Наваринском сражении с турецко-египетским флотом. За проявленную храбрость был произведен в капитан-лейтенанты и вскоре получил свой первый корабль. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) русский флот под командованием адмирала Нахимова вступил в сражение с турецким флотом в Синопской бухте. Имея в распоряжении три боевых корабля, против двенадцати противника, под прикрытием шести береговых батарей, Нахимов встал на выходе из бухты и запер в ней турецкую эскадру до прибытия подкрепления. А потом он ворвался в бухту. Спустя четыре часа турецкий флот перестал существовать.



I ведущий: А теперь мы предлагаем вам ответить на наши вопросы.

(Вопросы ведущие задают по очереди. Первой отвечает команда, поднявшая раньше другой сигнальную карточку).

1. В каком морском сражении русский флот впервые одержал победу?

(в Гангутском)

2. С кем пришлось вести бой в этом сражении?

(со шведами)

3. Кто руководил русским флотом в этом сражении?

(Апраксин и Пётр Первый)

4. В каком море состоялось Гангутское сражение?

(в Балтийском море)

5. В каком году состоялось это сражение?

(в 1714 г.)

6. С каким флотом вступила в сражение эскадра Ф.Ф. Ушакова в 1787 г.?

(с турецким флотом)

7. В каком море проходило это сражение?

(в Чёрном море)

8. Чем закончилось это сражение?

(победой русского флота)

9. С какой страной воевала Россия в XVIII – XIX веках на Чёрном море?

(с Турцией)

10. Кто руководил действиями русских кораблей во время сражения в Синопской бухте во время Крымской войны (в 1853 г.)?

(адмирал Нахимов)



II ведущий: Спасибо, ребята. По-моему, справились вы с вопросами хорошо.

I ведущий: Но и сейчас, как и прежде, есть у нас защитники. Давайте перелистаем следующую страницу нашего устного журнала, которая называется «Наша армия родная». Эта страница посвящена нашим славным защитникам.

На сцену выходят ещё двое ведущих.

III ведущий: 23 февраля – День Защитника Отечества. Это день воинской славы. Но почему именно 23 февраля?

Послушайте мой рассказ. Февраль 1918 г. На Петроград (ныне город Санкт Петербург) надвигаются войска германского кайзера Вильгельма. «Отечество в опасности! Все на защиту Отечества!» - раздавались призывы. И народ взял в руки оружие. Утром 23 февраля под Псковом закипел первый бой. Отсюда начала победоносный путь рабочее-крестьянская армия. С того времени 23 февраля считается днем рождения нашей армии.



IV ведущий: Добрая слава у наших храбрых солдат! Много лет назад наша страна перенесла Первую Мировую войну, Гражданскую войну. А в 1941 г. на нашу страну двинулись немецко-фашистские захватчики. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, более 27 млн. человеческих жизней унесла она. Но доблестная армия победила, освободив от немецких захватчиков не только нашу Родину, но и страны Европы.

III ведущий: И сегодня стоят наши защитники на страже мирной жизни, чтобы всем детям можно было жить и учиться спокойно. В нашем устном журнале содержится экспресс-информация, которая называется «Это наша армия».

IV ведущий: Предлагаем участникам команд отрывки из стихотворений, по которым нужно будет определить, о каких родах войск идёт в них речь.

На сцену выходит группа учащихся и зачитывает отрывки из стихотворений.

1-й ученик:

У самой границы, в секрете,

Я зоркую службу несу, -

За каждый пригорок в ответе,

За каждую ёлку в лесу.

(Пограничные войска)



2-й ученик:

Хмуро в море-океане

Пляшут волны там и тут.

Корабли идут в тумане,

Нашу землю стерегут.

(Военно-Морской флот)


3-й ученик:

В синем небе пролетает

Истребительный отряд,

Только жаль, не угадаю,

На котором старший брат.

(Войска Противовоздушной Обороны)


4-й ученик:

Броня от солнца горяча,

И пыль похода на одежде

Стянуть комбинезон с плеча –

И в тень, в траву, но только прежде

Проверь мотор и люк открой:

Пускай машина остывает.

Мы всё перенесём с тобой:

Мы люди, а она стальная.

(танковые войска)


5-й ученик:

И вот к победе прямиком

За ротой рота,

То по-пластунски, то бегом,

Пошла ……………

(пехота)
III ведущий: Хорошо, ребята, что уже сейчас вы знаете из каких родов войск состоит наша армия, ведь некоторым из вас (мальчиками) придётся служить в армии, и хочется верить, что из вас вырастут настоящие мужчины –патриоты и достойные защитники нашей Родины.



I ведущий: На этом мы заканчиваем наше путешествие по страницам устного журнала. И пускай мы сегодня не смогли вспомнить о всех героях военной славы нашей истории, о многих из них нам предстоит узнать ещё впереди. И хотелось, чтобы память об этих героях навсегда осталась в наших сердцах.

II ведущий: Всегда были и будут уважаемые люди, которые хранят славные традиции наших предков и всегда готовы защитить свою страну, свой народ.
(В заключение предоставляется слово членам жюри)




Если бы ты знал то, что знаю я, ты бы не мог знать того, что ты знаешь. Поль Валери
ещё >>