Власьев день коровий праздник - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
День знаний! (В гостях у Бередея) 1 20.59kb.
День синиц. Экологический праздник 1 47.16kb.
В российской империи, в Киеве запущен первый электрический трамвай... 1 28.22kb.
30 апреля в Нидерландах отмечается национальный праздник День королевы 1 73.32kb.
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) главный... 1 101.42kb.
«День рождения Деда Мороза» Этот необычный праздник «День рождения... 1 38.72kb.
Литературно-поэтическая композиция «Первый весенний праздник» 1 67.1kb.
День молодёжи: праздник удался! 1 20.77kb.
Факты о России 1 33.15kb.
«Навруз»- праздник доброты 1 8.95kb.
Классный час «день синиц» 1 50.04kb.
Шумилова Н. О 1 60.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Власьев день коровий праздник - страница №1/1


Велес

Власьев день — коровий праздник.



Пословица



Наряду с Перуном Велёс (Волос) — один из древней­ших славянских богов, культ которого сохранился на Руси вплоть до XIX в. Его каменные изваяния (идолы) находились во многих городах Руси, в том числе в Ки­еве, Новгороде, Ростове. Кста­ти, в Ростове идол Велеса сто­ял до XII в., когда уже на Руси было принято христиан­ство. Известно, что киевский князь Владимир не включал Велеса в пантеон особо почи­таемых богов, а поэтому не нашлось ему места на кня­жеском дворе. Однако идол Велеса был установлен в Ки­еве на Подоле, где жили ре­месленники и торговцы. Но после Крещения его ждала та же печальная участь: он был сброшен в реку Почайну.

Велес и Перун — неприми­римые противники. Бог грозы Перун, обитающий на небе или на вершине горы, преследует своего врага Велеса, который предстает перед ним в



Волхв с символом Велеса – головой кабана. Фреска на южной стороне Софии Киевской. XI в.




Изображение Велеса. Памятный монумент в Киеве

облике змееподобного существа. Причи­на их распри — похищение Белесом ско­та, людей, а по некоторым источникам — жены громовержца. Преследуемый Белее прячется от него под деревом, камнем, принимает вид человека, коня, коровы. Во время поединка с Белесом Перун в гневе расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет огненные стрелы. Победа завершается проливным дождем, прино­сящим плодородие земле. Эти два верхов­ных славянских божества не раз упоми­наются Нестором в «Повести временных лет»: «И кляшася оружьем своим и Перу­ном богом своим и Волосом скотием бо­гом».

В древнерусских летописях Велес упо­минается как «скотий бог», т. е. покро­витель домашних животных, в основном крупного рога­того скота. Возможно, что его культ у славян возник в то время, когда наши предки научились приручать ди­ких животных.

Велес считается богом, приносящим людям богатст­во. Некоторые исследователи прослеживают прямую связь имени этого бога со славянскими корнями «воло»,

«вло», означающими «володеть», «владеть» богатством. В качестве доказательств они приводят текс­ты договоров славян с греками, где Перун упоминается как покрови­тель оружия, а Велес — золота. Та­ким образом, слово скотий, по их мнению, могло иметь два значе­ния: покровительствующий скоту и приносящий богатства.



il iiliiinitllllW*llrtfTrmwHWIiMi»ilMili

Народная русская вышивка с изображением Велеса (в центре)

В древних славянских предани­ях бог Велес связывался с миром мертвых. В облике месяца он вос­принимался как пастырь (пастух) небесных стад (рассыпанных по не­бу звезд). В загробном царстве (на

пастбище) он пасет души умерших. Кстати, у балтий­ских славян Велес (Велса, Виелону) также выступал в качестве бога, связанного с культом умерших. На Руси, например, сохранился обычай оставлять на поле горсть несжатых колосьев («волотей») или снопов, связанных узлом для «волосовой бородки». Считалось, что умер­шие предки, погребенные в земле, при этом помогают ее плодородию.





Для большинства славянских народов празднование языческого Нового года (с 1 по 6 января) также было связано с культом Велеса. Под Новый год, когда люди без сожаления расставались со своим прошлым, они ис­полняли в честь Велеса былины — «старины». Тех, кто наиболее искусно это делал, называли «Велесовыми внуками». Если мы обратимся к выдающемуся памят­нику древнерусской литературы «Слову о полку Игоре-ве», то заметим, что вещий Боян, исполняющий под ак­компанемент гуслей «преданья старины глубокой», не случайно назван автором «Ве-лесовым внуком». («Вещий Бояне, Велесов внуче!»)

В христианскую эпоху имя Велеса было соотнесено со святым Власием Савастий-ским, долгое время считав­шимся покровителем домаш­него скота. Известно, что этот святой, много претерпевший за веру христианскую, жив­ший в уединении, благослов­лял и исцелял зверей, прихо­дивших к его убогому жи­лищу.



Святые Власий и Спиридоний. Ок. 1407 г. Государственный исторический музей, Москва

Особенно ярко культ свято­го Власия проявился в Новго­роде, где в XII в. в его честь был воздвигнут храм на Веле-совой улице. Ему посвяща­лись храмы и в других горо­дах — Ростове и Киеве. Сохра­нилось немало изображений



этого бога и на древнерусских ико­нах. Святого Власия легко можно узнать по длинной заостренной бородке. Нередко на иконах он изо­бражался рядом со святым Спири-донием, так же, как и он, покрови­телем домашнего скота. На сохра­нившихся иконах они чаще всего благословляют стада.

На новгородской иконе XV в. рядом с Власием изображены коро­вы и свиньи, что соответствовало одному из эпизодов его жития. Од­нажды он совершил чудо: возвра­тил бедной вдове поросенка, укра­денного волком.


Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона XIII в.
День святого Власия — особый праздник на Руси. К нему в кресть­янских домах пекли обрядовое пе­ченье с изображением различных домашних животных. Да и назва­ния они имели соответствующие: «коровки», «баран­ки», «караваи», «козульки», «рожки». Раздавали это печенье родным и знакомым, щедро одаривали им ни­щих и юродивых. Так как священным животным Беле­са был медведь (или тур, лось), то в народе длительное время сохранялся обычай хранить в доме в качестве ри­туальной одежды шкуру медведя или тура.


Власий благословляет стада. Фрагмент древнерусской иконы



В день святого Власия, 16 февраля, хозяин дома на­девал тулуп, вывернутый мехом наружу, и шел на скот­ный двор. При этом он подносил особое угощение (хлеб и крещенскую воду) всем имеющимся у него домашним животным. В некоторых местностях домашний скот пригоняли к церковной ограде ко времени служения Власьевских молебнов. После окропления святой водой его гнали домой. К иконе святого Власия в день празд­ника приносили коровье масло. Много и других инте­ресных обычаев и обрядов, связанных с почитанием святого Власия, сохранилось в народе.

Вопросы и задания

1. Что вам известно о распространении культа бога Велеса на Руси? По­
чему он воспринимался непримиримым противником Перуна?

2. Почему в древнерусских летописях Велеса называют скотьим богом?


Какой смысл и почему усматривают в его имени некоторые исследователи?

3. Какая связь прослеживается между Белесом и культом умерших? По­


чему празднование языческого Нового года связывали с именем этого
бога?

4. Почему в христианскую эпоху имя Велеса было соотнесено со святым


Власием? Какое воплощение нашел культ этого святого в древнерусском
зодчестве и иконописи?

5. Как отмечался на Руси праздник святого Власия?


Творческая мастерская

1. Какое отношение к славянскому богу Велесу может иметь известная народная загадка: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат»?


2. Почему на славянском Олимпе богов Велесу приписывались некото­рые черты греческого бога Аполлона или Пана? Поясните свой ответ.

3. Если на праздник святого Власия (16 февраля) вы соберетесь испечь обрядовое печенье, то как оно должно выглядеть? Опишите или нарисуйте его изображение. Почему в народе существовал обычай в течение года обя­зательно хранить одно обрядовое печенье до этого же праздника в следую-!щем году? 4. Как вы могли бы объяснить смысл пословицы: «Власий — сшиби рог с зимы».

5. Рассмотрите икону «Святые Власий и Спиридоний». Почему на ико­нах Власий чаще всего изображался на коне в окружении лошадей, коров, овец?


Данилова Г.И. Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология 5 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. С. 149-153.




Вы говорите, из двух зол? Тоже мне ассортимент! Веслав Брудзиньский
ещё >>