Владимиров А. С., министр образования Республики Саха (Якутия) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решение №419 с. Чурапча от 28 декабря 2012 года о бюджете муниципального... 1 95.19kb.
Закона Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по защите прав... 1 172.46kb.
Итоги конкурса по формированию кадрового резерва для замещения должностей... 1 111.54kb.
Решение о награждении Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия) 1 53.25kb.
Закона Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении... 15 2135.25kb.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин 1 14.17kb.
О реализации комплексных мер по развитию села в Республике Саха (Якутия) 8 1325.21kb.
Саха республикатын 1 213.36kb.
Закон республики саха (якутия) о мерах поддержки добровольной пожарной... 1 34.96kb.
Телефоны постоянного представительства Республики Саха (Якутия) 1 162.41kb.
Концепция развития национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) 1 297.36kb.
Перспективы развития здравоохранения Республики Саха (Якутия) 1 240.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Владимиров А. С., министр образования Республики Саха (Якутия) - страница №1/1

Владимиров А.С.,

министр образования Республики Саха (Якутия)

Проблемы обеспечения прав граждан на доступность и качество общего образования: способы решения в Республике Саха (Якутия)


Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) - одна из приоритетных задач национальной политики, проводимой в республике.

Серьезным шагом в данном направлении явилось обоснованное придание юридического статуса языкам коренных народов Якутии, функционирующим на ее территории. Вопросы языковой политики в Республике Саха (Якутия) регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 №1170-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)», Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 111-З №243-III «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», Законом Республики Саха (Якутия) от 23.05.1995 З № 59-I «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующими проблемы языка.

В статье 46 Конституции Республики Саха (Якутия) закреплено, что «государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Языки народов Севера республики являются официальными в местах их компактного проживания».

Система образования Республики – билингвальная, в рамках которой создаются условия для изучения родных языков всех народов Республики Саха (Якутия). Если в 2000-2001 учебном году доля общеобразовательных учреждений с якутским языком обучения составляла 60,54%, в которых обучалось 38,84 % от всего количества обучающихся, то в 2010-2011 учебном году доля вышеназванных общеобразовательных учреждений составила 67,1%, в которых обучается 41,43% учащихся от общего количества учеников ОУ в Республике Саха (Якутия). Кроме того, в 29,1% общеобразовательных учреждений проводится обучение якутскому языку как государственному. Из 133381 обучающихся общеобразовательных школ 78 345 (58,7%) обучающихся по национальности якуты, 92% владеют родным языком. Но в городах и северных улусах республики показатели владения родным (якутским) языком учащихся общеобразовательных учреждений значительно ниже: Абыйский улус (65%), Аллаиховский улус (82%), Верхоянский улус (84%), Ленский район (62%), г. Мирный (81%), г. Нерюнгри (63%), Нижнеколымский улус (56%). Согласно данным опроса 97% родителей хотят, чтобы их дети изучали родной язык (якутский, языки КМНС).

Родным считают русский язык 36,4% обучающихся из всей численности учащихся Республики Саха (Якутия), 100% владеют родным (русским) языком. Доля общеобразовательных учреждений с русским языком обучения в 2000 – 2001 году равнялась 45,9% с долей обучающихся 58,62% от общего количества учащихся республики, а в 2010-2011 году – 47,49%, в которых обучаются 58,57% учеников.

Число школ с обучением языкам коренных народов РС(Я) имеет стойкую тенденцию к увеличению. 18 школ обучают детей эвенскому, 17 школ – эвенкийскому, 2 школы – юкагирскому и 1 школа – чукотскому языкам.

Органами государственной власти Республики Саха (Якутия) принимаются конкретные меры по сохранению и развитию языков коренных народов. В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 №1170-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)» была разработана и реализована Государственная целевая программа языкового строительства Республики Саха (Якутия) на 2005-2007 годы, во многом определившая языковую политику республики.

Указом Президента от 12 октября 2011 г. №962 утверждена Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012 – 2016 гг.». Министерство образования Республики Саха (Якутия) является ответственным исполнителем государственной программы. Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 64 833,4 тыс. руб. по базовому варианту. Программа состоит из трех стратегических направлений (подпрограмм): «Повышение роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)», «Комплексные исследования и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)», «Разработка и внедрение современных технологий для развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)». Результатом государственного стимулирования сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера должно стать их эффективное использование в различных сферах общественной жизни.

В настоящее время остаются актуальными вопросы повышения качества разработки законодательных и иных нормативных правовых актов на государственных языках, не преодолены разночтения в вопросах развития терминологии, качества перевода, поддержки национальных языков в компьютерных системах и сети Интернет.

Актуальными вопросами, требующими решения в сфере языковой политики на федеральном уровне, являются:

необходимость создания условий для эффективного функционирования государственных языков субъектов Российской Федерации и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов в районах Крайнего Севера и приравненным к ним областях как важнейшего средства обеспечения государственной целостности и национальной безопасности Российской Федерации;

необходимость создания равных условий для овладения государственными языками субъектов России и официальными языками в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.



Актуально создание финансовых механизмов государственной поддержки изучения языков коренных малочисленных народов и обучения на этих языках, особенно в условиях сокращения функций языков малочисленных народов, недооценки значения и роли национальных языков для сохранения этносов, разнообразия и единства многонациональной культуры нашей страны.

Следует отметить, что несмотря на возрастание интереса коренных малочисленных народов Севера к изучению родных языков, языковая ситуация однозначно оценивается как кризисная и может служить индикатором общего социально-экономического неблагополучия малочисленных народов Севера. Анализ современной языковой ситуации в республике показывает, что эвенкийский и эвенский относятся к тем языкам, которые имеют неблагоприятные параметры по степени сохранности родного языка, а юкагирский является исчезающим.




Виноватый боится закона, невиновный — судьбы. Публилий Сир
ещё >>