Высшее землеустроительное образование в России на пороге XXI века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Американский менеджмент на пороге XXI века 17 4268.16kb.
П. кубрушко. Профессионально-педагогическое образование: вопросы... 9 2065.29kb.
Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? 1 236.77kb.
Артамонов Максим Олегович Образование: высшее «юриспруденция» 1 331.69kb.
Программа история России. XX – начало XXI века. 9 класс (47 ч) 3 505.66kb.
Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993. 1 53.7kb.
Институционализация социальной работы в модернизирующемся российском... 1 87.07kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История бухгалтерского учета... 1 325.92kb.
Программа / И. Мелик-Гайказян // Высшее образование в России. 1 100.8kb.
Праксеология на пороге XXI века 1 54.51kb.
Образование как инструмент «мягкой силы» китая в отношении россии 1 74.93kb.
Систематическое профессиональное образование начинает складываться... 1 139.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Высшее землеустроительное образование в России на пороге XXI века - страница №1/2

С.Н. Волков

Высшее землеустроительное образование в России на пороге XXI века.
Первоначально землемерное дело и землемерное образование было семейным. В период удельных княжеств и во времена Московского государства, судя по сохранившимся сведениям, межевые работы осуществляли представители известных Княжеских и боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было также и наследственным. В связи с тем, что в стране специальных землемерных школ не было, землемерные знания, навыки и умения передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. По свидетельству известного историка межевого дела в России И.Е. Германа, фамилии некоторых межевщиков, участвовавших “в государевом писцовом и земляном деле”, например Вельяминовых, Беклемишевых, Загряжских, князей Звенигородских и Пушкиных, Плещеевых, Шаховских, Жеребцовых, Заболотских и др., повторяются нередко на протяжении 100—150 лет.

Первые землемеры должны были обязательно знать грамоту, межевые законы и владеть элементарными приемами геодезических измерений. К середине XV в. на Руси существовало до двухсот монастырей, которые являлись основными центрами обучения грамотности. В городах с появлением книгопечатания начали образовываться первые школы. В княжеской среде начальное образование было домашним; учителя, как правило, были из духовного сословия.

Уже с конца XVI в. В России начинает складываться система профессионального образования. Наиболее важными государственными учреждениями того времени были приказы, ведавшие дипломатическими, торговыми, военными, земельными и другими делами. Для подготовки людей, способных служить в них, при приказах создавались школы, дававшие в основном среднее специальное образование. В школах обучались дети приказных, посольских, подьячих, землемеров, стрельцов, лекарей. Наиболее образованные дьяки и подьячие (основные должностные лица в государственных учреждениях XVI—XVII вв.) Работали в Посольском, Поместном, Тайном приказах и Приказе печатного дела.

Необходимость навести ясность в границах государства, в материалах по составу и ценности российских территорий, земель землевладельцев и землепользователей, в других земельно-учетных данных повлекла за собой развитие межевого дела и землемерного (землеустроительного) образования.

Первая специальная землемерная школа в России возникла при Поместном приказе. К началу XVII столетия он уже насчитывал до 400 подьячих. Школа существовала с 70-х годов XVII в.; в разные годы в ней обучалось от 35 до 100 человек. Учащиеся были разделены между столами (отделами) приказа и прикреплены к стоявшим во главе них опытным подьячим. Обучение продолжалось от 2-х до 3-х лет в зависимости от уровня предыдущей подготовки. В школе изучались математика, грамматика, сошное письмо (включавшее землемерное дело, технику оценки качества земель, расчет площадей), черчение, картография. Имеются также данные об открытии в 1698 г. В Москве при Пушкарском приказе школы “цифири и землемерия”, где также изучалось землемерное дело.

С приходом к власти Петра I, во втором десятилетии XVIII в. Поместный приказ был упразднен и главным межевым учреждением в России стала Вотчинная коллегия, занимавшаяся производством межеваний и оформлением дел по передаче недвижимости по указаниям Сената.

Главным образовательным учреждением в России, где можно было получить профессиональную землемерную подготовку, стала учрежденная Петром I в Москве школа математических и навигационных наук. Она располагалась в Сухаревой башне. Первоначально это была морская школа, связанная с новыми потребностями государства и предназначавшаяся для обучения офицеров армии и флота. Одно временно с обучением офицеров школа математических и навигационных наук ре шала общеобразовательные задачи. Ее выпускники становились дипломатами, учителями, строителями, землемерами, геодезистами, инженерами. Петр I скоро убедился, что “не токмо к морскому делу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству”.

Курс обучения состоял из трех ступеней (классов или школ). В начальной, так называемой русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и арифметики. В цифровой (арифметической) школе на второй ступени изучали арифметику, геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию. В высших, навигаторских классах преподавались математическая география, основы астрономии, черчение, геодезия, навигация и др.

Выпускники школы в качестве геодезистов-картографов, землемеров-чертежников, навигаторов приняли самое действенное участие во всех экспедициях XVIII в. По обследованию территории обширного Российского государства, по созданию первых географических карт (называвшихся в то время ландкартами), а также по межеванию Ингерманландии (так называлась местность между Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями — это были прибалтийские земли). После закрытия школы математических и навигационных наук в Москве, на базе навигаторских классов в 1715 г. В Петербурге была создана Морская академия, и землемерное и геодезическое образование стало развиваться в Адмиралтействе и Морской академии.

Работы по генеральному межеванию в России, начавшиеся с середине 60-х годов XVIII столетия, вызвали очевидную нехватку землеустроительных кадров. При отсутствии в то время специальных межевых учебных заведений забота о подготовке землеустроителей легла на межевые учреждения — Межевую экспедицию Правительствующего сената и Межевую канцелярию.

Именным указом Сената от 8 октября 1765 г. (ПСЗ, № 12488) и последовавшими в его развитие указами Межевой экспедиции от 7 апреля 1768 г. (ПСЗ, № 13093) было объявлено, чтобы все, умеющие осуществлять землемерные действия (“имеющие сведения в снятии дач на планы”) и желающие поступить в землемеры, заявили об этом Межевой экспедиции или Межевой канцелярии. Землемерам Межевой канцелярии вменялось в обязанность обучать межевому делу землемерных учеников, определенных на службу из учеников гарнизонных школ.

Указом № 439 от 23 апреля 1779 г. Межевая экспедиция, обратив внимание на безуспешность обучения землемерных учеников, предписала Межевой канцелярии “дабы все определенные при сей канцелярии ученики, из коих до тридцати пяти человек, ни копировать, ни писать не умеют, доведены были в том до совершенства, к чему и принять сей канцелярии надлежащие средства по собственному ее изобретению”. Этот Указ, полученный Межевой канцелярией 3 мая 1779 г., И послужил основанием к учреждению специальной землемерной школы. Она была открыта 25 мая 1779 г. (14 мая по старому стилю) и названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II цесаревича Константина.

С этого времени Константиновская землемерная школа, родоначальница Государственного университета по землеустройству, стала основным и единственным специальным межевым учебным заведением в России. По первому штату Константиновской землемерной школы, утвержденному императором Павлом I, предусматривалось иметь 100 учеников с жалованием по 30 рублей в год, “при них быть учителю из землемеров, знающему совершенно должность свою, с окладным жалованием, кроме рационов, 500 рублей в год и при нем двум помощникам с жалованием каждому по 200 рублей в год, а всего на всю школу 3 900 рублей”.

В 1819 г. Константиновская землемерная школа, решением Государственного совета от 10 декабря (Полн. Собр. Законов Российской империи, № 28024), переименована в Константиновское землемерное училище с увеличением числа учеников со 100 до 200 человек.

К середине 30-х годов XIX в. работы по генеральному и специальному межеванию земель в России замедлились из-за нехватки землемеров, особенно высокой квалификации. Выпускники Константиновского землемерного училища, которое находилось в ведении Межевой канцелярии, сразу же включались в работы по межеванию земель, однако профессиональных знаний им явно не хватало. Поэтому 10 мая1835 г. был подписан высочайший Указ, по которому училище было преобразовано в Константиновский межевой институт (КМИ) — первое высшее межевое учебное заведение России.

Институт находился в ведении Министерства юстиции и непосредственно подчинялся попечителю, являющемуся одновременно заведующим межевой частью России в звании сенатора. По штату институт имел 200 воспитанников, в том числе обучающихся за государственный счет — 150 человек и за свой счет — 50 человек. А также директора, инспектора, 8 надзирателей, 15 учителей, эконома, письмоводителя.

Подробнее об истории и деятельности Константиновского межевого института можно прочитать в книге “От землемерной школы до университета. Очерки истории Государственного университета по землеустройству за 1779—1999 гг.” (Под ред. СН. Волкова. — М.: Колос, 1999).

Для ускорения подготовки специалистов (чертежников и землемерных помощников) в 1835 г. межевому ведомству также была предоставлена возможность истребовать в течение 5 лет из военного ведомства 200 кантонистов, имеющих успехи в математике, черчении и чистописании. Для подготовки к межевой службе было разрешено также привлечь желающих из воспитанников гимназий Киевского учебного округа.

Из привлеченных кантонистов при межевом ведомстве сформировалась школа чертежников, преобразованная после многих перемен в Школу межевых топографов.

В это же время землемерам было разрешено брать вольных учеников, которые после специального государственного экзамена могли назначаться на должности землемерных помощников.

Позднее, в 1843 г., в 15 губерниях России при уездных училищах были учреждены дополнительные классы элементарного землемерия. Марьинский сиротский дом в Петербурге, воспитывавший детей дворянского сословия, был преобразован в Марьинское межевое училище.

В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного высшего учебного заведения, и с этого года до 1867 г. Имел статус военного, также как и Межевое ведомство.

В 1858 г. Число учеников в Константиновском межевом институте увеличилось до 260 человек, а школа межевых топографов состояла тогда из 240 человек. К 1861 г. Школа межевых топографов увеличилась еще на 80 человек — пансионеров министерства государственных имуществ, предназначенных для службы по этому ведомству.

Еще в середине XVIII в. В России велись постоянные дискуссии о квалификации и профессиональных способностях землемеров. Одни считали, что приоритет в их подготовке должна занимать правовая (юридическая) сторона и умение проводить межевание (составлять проект, разрешать земельные споры, приводить проект в исполнение). Другие — отдавали приоритет технической стороне, умению составлять топографические планы, осуществлять геодезические измерения на местности.

Поэтому не случайно появление в середине XIX в. двух школ: Константиновского межевого института — ведущего подготовку, ориентированную на осуществление генерального и специального межевания в России, т.е. землеустройство и Школы межевых топографов, специализировавшейся на технико-геодезической подготовке. Ряд ученых и специалистов считают, что такая специализация является обоснованной и стала прообразом создания в настоящее время двух университетов: Государственного университета по землеустройству и Московского государственного университета геодезии и картографии, вышедших из Константиновского межевого института. В то время 8-летние учебные курсы института и школы, были практически параллельными. Они отличались только тем, что воспитанники из 8 класса школы выпускались на службу прапорщиками межевых топографов, а из института выходили подпоручики и прапорщики межевых инженеров, старшие и младшие землемерные помощники.

По историческому стечению обстоятельств в 1858 г. Межевая канцелярия приобрела Дом Демидовых (Гороховский пер., Д. 4) для Школы межевых топографов. Это здание принадлежало с 1873 г. КМИ, а ныне — Московскому государственному университету геодезии и картографии.

Потребность в землемерах еще более возросла в ходе крестьянской реформы после 1861 г. Для проведения землемерных действий в короткий срок и на крупных площадях требовалось большое число специалистов-землемеров, между тем их наличный состав находился в основном на службе Межевого ведомства и Министерства государственных имуществ, число их было невелико и штаты не заполнены. Так, по Межевому ведомству был предусмотрен штат в 1 233 человека, а фактически работало только 1 065 человек. Все же было решено временно отпускать штатных специалистов для выполнения частных работ на землях помещиков сроком от 6 месяцев до 1 года. Кроме того, офицерам Военного министерства разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. Число учащихся в школе межевых топографов увеличилось до 320 человек. В 1858 г. По приказу попечителя Константиновского межевого института был составлен Проект положения о классах для подготовки частных землемеров и таксаторов. Этот Проект появился в связи необходимостью подготовки частных землемеров и оценщиков земли для осуществления землеустроительных работ по предстоящему освобождению крестьян от крепостной зависимости.

По докладу министра государственных имуществ и управляющего Межевым корпусом сенатора М.Н. Муравьева 15 декабря 1858 г. Последовал Указ об открытии с января 1859 г. При Константиновском межевом и Горигорецком земледельческом институтах особых классов для подготовки частных землемеров и таксаторов, в которые принимались “вольно приходящие” ученики из всех свободных сословий. Но эти мероприятия не позволили обеспечить подготовку необходимого количества специалистов. Поэтому в 1860—1861 гг. В 38 губерниях при гимназиях открылись дополнительные классы землемерия и таксации, где обучалось примерно 900 человек.

Землемерам Межевого ведомства было поручено обучать мальчиков из помещичьих крестьян практическому простому землемерию.

Чтобы увеличить выпуск специалистов для осуществления реформы 1861 г., В Константиновском межевом институте в 1861 —1865 гг. Были проведены некоторые преобразования учебного процесса, сущность которых заключалась в следующем:

— временно закрывался младший подготовительный класс, за счет чего срок обучения сокращался на 1 год;

— преподавание в землемерных классах (4, 5 и 6-м) предполагалось вести таким образом, чтобы наиболее способные воспитанники могли быть переведены в инженерные классы (7-й и 8-й) и затем в офицерский (9-й класс), а остальные, закончив 6-й класс, — поступить на службу в Межевое ведомство;

— разрешался прием в институт экстернов на любой курс с целью перепрофилировать наиболее способных молодых людей и отправить их на службу в Межевой корпус для осуществления земельных преобразований;

— 7-й и 8-й классы Константиновского межевого института и школы межевых топографов объединялись в одно инженерное отделение при институте для того, чтобы школа часть своих выпускников также отправляла на производство.

В 1873 г. В связи с необходимостью подготовки кадров землемеров для регионов было решено:

— закрыть Школу межевых топографов;

— за счет средств, отпускаемых ранее на содержание школы, открыть первых 4 землемерных училища, что и было сделано правительством в 1874—1877 гг.

Так, в 1874 г. Было открыто Псковское, в 1875 г. — Пензенское, в 1876 г. — Курское, в 1877 г. — Оренбургское землемерные училища. Последнее в 1879 г. Было переведено в Уфу. В 1889 г. Было открыто также землемерное училище в Тифлисе.

Из архивных материалов (ЦГИА, ф. 1408, оп. 4, ч. II, л. 524) известно, что в 1894/95 учебном году в 5 землемерных училищах обучалось всего 294 ученика, из них было выпущено на службу 59 человек.

В 1873 г. Константиновский межевой институт переехал в освободившееся здание Школы межевых топографов, которое было переоборудовано из расчета возможности обучения в нем 420 человек. В среднем за период с 1873 по 1905 гг. В институте обучалось 300 воспитанников.

Всего за период с 1836 по 1878 гг. Константиновский межевой институт выпустил на службу 1172 человека, с 1879 по 1897 гг. — 455 человек.

Столыпинская земельная реформа (1906—1911 гг.) Послужила мощным толчком для развития землеустроительного образования в России. Специальность “землемер” все чаще стала вытесняться и заменяться специальностью “землеустроитель”. Термин “землеустройство” прочно вошел в законодательную, нормативно-правовую и исполнительную деятельность. Получило дальнейшее развитие землеустроительное образование в Константиновском межевом институте. За период с 1907 по 1915 гг. общее число воспитанников возросло с 327 в 1907 г. До 590 — в 1915 г. Прием студентов в институт доходил до 206 человек в год (1910 г.). Общее число только преподавателей в институте увеличилось с 35 до 50 человек.

26 декабря 1916 г. Константиновскому межевому институту было присвоено звание “Императорского”, что свидетельствовало о значимости этого высшего учебного заведения в деле осуществления земельной реформы.

Число землемерных училищ к 1916 г. достигло 14. В 1909 г. были открыты Полтавское и Красноярское, в 1910— Читинское, в 1911 — Костромское, Новочеркасское, Омское, в 1912 г. — Екатеринославское, Житомирское, Симбирское землемерные училища. В них обучалось уже 2093 человека, в том числе в самом маленьком Читинском — 122, а в самом большом Житомирском — 199, в среднем по 174 учащихся в училище. Кроме государственных, накануне революции, существовало 3 частных землемерных училища — в Петрограде, Москве и Киеве.

Для подготовки специалистов низшего звена — землемерных техников — были организованы курсы: с марта 1908 г. При Константиновском межевом институте обучалось 300 человек, при землемерных училищах — по 100 и при 26 губернских чертежных — по 50, всего примерно 2 тыс. Человек в год. Подготовка специалистов успешно велась вплоть до первой мировой войны.

Межевых инженеров, как и раньше, готовили лишь в одном учебном заведении — Константиновском межевом институте. Выпускники поступали на работу в различные учреждения межевого ведомства: определялись в штат межевой канцелярии, уезжали преподавать в землемерные училища, служили при губернских и областных чертежных, объединявших губернских и уездных землемеров. Сравнительно малую долю питомцы Межевого института составляли в больших коллективах губернских землеустроительных комиссий, где преобладали землемеры среднего и низшего звена и люди, вообще не имевшие специального образования.

Следует заметить, что в 1914 г. Состав технического персонала по землеустройству и межеванию в России насчитывал 7200 человек. Кроме того, по государственным земельным имуществам, Переселенческому управлению и Удельному ведомству а также занимающихся частным землемерным трудом в это время числилось ещё около 4 000 человек. Таким образом, общий состав землеустроительного персонала был равен примерно 11 тыс. человек.

Не было ни одного земельного училища, где бы не преподавали выпускники Межевого института. В некоторых землемерных училищах, например Полтавском и Житомирском (ЦГАДА, ф. 1295, оп. 4, л. 756, 1916 г.), Питомцы Межевого института составляли значительную часть преподавателей. Большинство начальников училищ заканчивали, кроме института, курсы при университете.

Из сведений о чиновниках губернских и областных чертежных известно, что к 1916 г. питомцев Межевого института в штате 24 чертежных было более половины. Всего же их в штате всех 53 чертежных было 45% (151 из 336). При этом выпускниками Межевого института полностью были укомплектованы штат Московской (18), Казанской (6), Тверской (4), Минской (3), Астраханской (2) губернских чертежных. Не было их лишь в маленьких Амурской и Терской областных и Лифляндской губернской чертежных.

Столыпинская аграрная реформа потребовала в соответствии с новыми задачами землеустройства внесения существенных изменений в учебный процесс Константиновского межевого института, его материально-техническое оснащение. Если в XIX в. основное внимание уделялось подготовке межевых инженеров по геодезическим и математическим дисциплинам, то в начале XX в. стали придавать большое значение юридическим наукам, в учебный план ввели государственное, гражданское, межевое право, политическую экономию и другие предметы. После 1906 г. увеличились часы занятий химией, ботаникой, почвоведением, земледелием, лесной таксацией, а также курсам культтехники по обводнению, осушению, проложению дорог, сельскому строительному искусству (включавшему планировку селений).

Октябрьская социалистическая революция в России внесла существенные изменения в организацию землеустроительной службы и существенно изменила содержанию землеустроительного образования.

В связи с предпринятой советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью постановлением Народного Комиссариата Юстиции от 11 декабря 1917 г. было передано в ведение Народного Комиссариата Земледелия, созданного на базе бывшего Министерства земледелия. Вместе с управлением межевой частью в состав Наркомзема поступили и подчиненные управлению местные межевые учреждения: Межевая канцелярия в Москве, губернские и областные чертежные (61), межевые комиссии для размежевания башкирских земель (в городах Уфе, Перми и Оренбурге), комиссии для отграничения земель забайкальского казачьего войска (в Чите) и закавказская межевая часть в составе межевых учреждений 5 губерний Закавказья.

Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения — Константиновский межевой институт и 14 землемерных училищ — были при пере даче управления в Наркомзем выделены и переданы в Народный Комиссариат Просвещения.

Ввиду несоответствия устройства и порядка деятельности Управления Межевой частью новым условиям названное управление Приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. Было упразднено и вместо него для объединения и направления деятельности местных межевых учреждений и землемерных организаций образован Цен тральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО). Подбор основного рабочего персонала отдела, преимущественно из межевых инженеров, был завершен во второй половине февраля 1918 г.

Для осуществления положений Декрета о земле правительство сделало ставку на ускоренную подготовку землеустроителей. По данным Наркомзема для проведения земельных преобразований в России в 1919—1921 гг. Требовалось не менее 4,5—5 тыс. землеустроителей со специальным образованием, фактическое же их число в 1919 г. Было чуть более 3 тыс. Человек.

Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском межевом институте, так стал называться КМИ, в 1917—1919 гг. Составил только 17 человек, поэтому был взят курс на развитие землеустроительного образования, центром которого вновь стал институт. К середине 1924 г. Число подготовленных специалистов по землеустройству значительно возросло. Инженеров-землеустроителей начали готовить не только в Московском межевом, но и в Воронежском (с 1922 г.) И Омском сельскохозяйственных институтах (с 1922 г.). Среднюю специальную подготовку землеустроителей (техников-землеустроителей) в России осуществляли 26 техникумов, в том числе 15 землеустроительных.

В 1928 году общая потребность в землеустроителях согласно расчетам Земплана составила 7 170 человек, в том числе губернский (областной) административно-технический аппарат — 200, уездный (окружной) — 200, ревизоры — 150, участковые землеустроители — 850, землеустроители-исполнители (оперативный состав) — 5770 человек.

В 1923/24 году наличный состав слагался из губернского аппарата — 510 чело век, уездных специалистов — 490, губернских ревизоров — 200, участковых земле устроителей — 221, оперативно-технического персонала, состоявшего на постоянной службе, — 3 244 человека и привлеченных в качестве сезонных работников из безработных и техников полевых районов Высшего геодезического управления — 876. Всего технического персонала по землеустройству числилось 5 541 человек.

Для усиления этого состава уже в 1924—1925 гг. Предполагалось привлечь на службу 1 000 безработных специалистов (из них 876 на сезонную работу) и, кроме того, ежегодно привлекать молодых специалистов из Московского межевого института — 75 человек, землеустроительных факультетов Воронежского и Омского сельскохозяйственных институтов — по 20, из 26 техникумов — 400.

К 1930 г. Предусматривалось выпустить 10—12 тыс. Землеустроителей, в том числе из вузов — 1 723, техникумов — 4 227, окончивших курсы — 4 050.

Согласно решениям Наркомзема по подготовке землеустроительных кадров, уже к 1 января 1924 г. Численность студентов в Московском межевом институте (ММИ) достигла 1 300 человек. Прием студентов увеличился с 150—160 человек в 1916 г. До 400—450 человек в 1923—1924 гг.

Всего за период с 1917 по 1930 гг. ММИ подготовил 986 инженеров-землеустроителей и 390 инженеров-геодезистов.

После 1928 г. Для обеспечения работ по коллективизации и в целях усиления отраслевых вузов, Постановлением СНК СССР от 2 февраля 1930 г. Московский Межевой институт был передан в ведение Наркомзема СССР. В том же году провели его реорганизацию. В соответствии с решением комиссии СНК СССР о реформе высшего и среднего образования на основе земельно-переселенческого землеустроительного факультета был создан Московский институт землеустройства (МИЗ), впоследствии, в 1945 г., Переименованный в Московский институт инженеров землеустройства (МИИЗ), готовящий землеустроительные кадры для сельского хозяйства, а на основе геодезического факультета — Московский геодезический институт (МГИ), переименованный затем в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, готовящий кадры геодезистов для других отраслей народного хозяйства.

МИЗ остался в ведении Наркомзема СССР и вновь стал главным в стране специализированным землеустроительным вузом. Следует отметить, что в 30-е годы некоторое время существовали также самостоятельные учебные землеустроительные институты в Воронеже, Харькове и Омске, но затем они были преобразованы в Землеустроительные факультеты сельскохозяйственных вузов (как и ранее).

Московский институт землеустройства по-прежнему оставался главной кузницей землеустроительных кадров в стране. С 1931 по 1941 гг. Институтом было подготовлено 1235 инженеров-землеустроителей, 151 (выпускники с 1937 г.) инженер-геодезист, 150 (выпускники с 1936 по 1938 гг.) инженеров-торфмейстеров.

Несмотря на тяжелые условия военного времени, с 1942 по 1945 гг. Было подготовлено 204 инженера-землеустроителя и 41 инженер-геодезист.

За время войны общее число студентов в МИЗе снизилось, а в период с 1946 по 1965 гг. Вновь возросло с 553 до 1147 человек. За 1946—1977 гг. включительно институтом было подготовлено: инженеров-землеустроителей — 5 020, инженеров-геодезистов — 2123, инженеров-землеустроителей со специализацией “Планировка и застройка сельских населенных мест” — 160 человек, архитекторов — 445, других специалистов — 256 человек.

В послевоенные годы землеустроительное образование получило дальнейшее развитие. Так, в первой половине 50-х годов инженеров-землеустроителей уже готовили: Московский институт инженеров землеустройства; Омский, Воронежский, Харьковский, Львовский сельскохозяйственные институты; Белорусская сельскохозяйственная академия. В послевоенные годы была открыта подготовка инженеров-землеустроителей в Прибалтийских республиках: Латвийской, Литовской и Эстонской сельскохозяйственных академиях. В 50-е годы землеустроителей готовили также в Одесском и Пермском сельскохозяйственном институтах. Вскоре землеустроительная подготовка специалистов в Одессе и Перми была закрыта, а в Целиноградском СХИ в Казахстане был открыт землеустроительный факультет.

Существенные изменения происходили в организации землеустроительной службы страны. В конце 50-х — начале 60-х годов работал Отдел учета земель при Госплане СССР, который занимался только составлением земельных балансов страны. В органах управления сельскохозяйственным производством существовали также инспекции по использованию и охране земель, выполняющие землеустроительные функции.

Освоение целинных и залежных земель, а также необходимость повышения эффективности использования земель колхозов и совхозов вновь поставили на повестку дня вопросы развития землеустройства и землеустроительного образования в стране. В 1961 г. В Российской Федерации был создан республиканский проектный институт по землеустройству “Росгипрозем” с подразделения в областях и краях России. В дальнейшем (после 1975 г.) Преобразованный во Всероссийское производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов “Росземпроект”, с зональными проектными институтами, филиалами институтов и изыскательскими экспедициями, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства РСФСР. Данное объединение насчитывало в своем составе более 12 тыс. Человек, из которых почти 5 тыс. Были инженерами-землеустроителями.

С 1965 г. Землеустроительными работами в СССР руководило созданное Главное управление землепользования и землеустройства Министерства сельского хозяйства СССР (МСХ СССР), а в Российской Федерации — Главное управление землепользования и землеустройства МСХ РСФСР. Методическое и научное руководство землеустроительными работами возлагалось на созданный в это время Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов (ГИЗР).

В областных (краевых) управлениях сельского хозяйства России работали отделы землепользования и землеустройства, а в районных управлениях сельского хозяйства имелись должности районных землеустроителей' (главных, старших). В наиболее крупных административных районах при районных землеустроителях существовали землеустроительные группы, а некоторые крупные сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы) вводили штатные должности инженеров-землеустроителей.

За 1976—1978 гг. МИИЗ и землеустроительные факультеты сельскохозяйственных вузов СССР подготовили около 3 тыс. Инженеров-землеустроителей, 800 архитекторов и 300 инженеров-геодезистов. В это время в МИИЗе, Львовском и Харьковском СХИ заочно обучалось также 1720 человек по программе “Землеустройство”.

Землеустроительная специальность в середине 70-х годов имела специализации: землеустроительное проектирование, земельный кадастр, изучение земельных ресурсов аэрокосмическими методами.

По основной специальности 1508 — “Землеустройство” за 1976—1980 гг. По очной и заочной формам обучения МИИЗ и все сельскохозяйственные вузы страны выпустили около 6 тыс. Инженеров-землеустроителей.

К 1979 г. В МИИЗе обучался уже 1 731 студент. 11 марта 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, значительный вклад в развитие науки и практики землеустройства и в связи с 200-летием со дня основания Московский институт инженеров землеустройства был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

За 1978—1991 гг. Институт выпустил на производство: инженеров-землеустроителей — 3607, инженеров-геодезистов— 338, архитекторов— 518 человек.

В первые годы земельной реформы в Российской Федерации (1991 —1993), численность работников земельной службы увеличилась на 20% и достигла 19785 человек (включая работников Гипроземов). Были созданы районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые координировали ход земельной реформы и организовывали работы по перераспределению земель. Однако руководство и составы указанных комитетов большей частью формировались не из числа специалистов землеустроителей, а из работников бывших советских и партийных органов, технологов производства (агрономов, экономистов и т.д.), других администраторов. Поэтому общая численность лиц, имеющих землеустроительное образование, в составе комитетов насчитывала всего 7482 человек (37,8%). В Московской области из 862 человек, работающих в системе землеустройства было 435 человек (50,5%), имеющих специальное землеустроительное образование, а в Юродском комитете г. Москвы — только 86 человек (31,0%) из 277.

Таким образом, на повестку дня вновь встал вопрос о необходимости подготовки землеустроительных кадров для осуществления крупных земельных преобразований в России.

Головным институтом для этого вновь был выбран Московский институт инженеров землеустройства. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. №30 “О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР” и Приказом №193 от 24 марта 1992 г. по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на базе Московского института инженеров землеустройства был создан Государственный университет по : землеустройству (ГУЗ) с подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству, земельному кадастру, почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест.

По инициативе и при участии Государственного университета по землеустройству в 1996—1997 гг. Госкомземом России была разработана Комплексная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Госкомзема и других ведомств, организаций и учреждений на перспективу до 2005 г.

Согласно этой Программе, численность работников землеустроительной службы страны должна увеличиться к 2005 г. с 19785 до 38990 человек, в том числе специалистов, имеющих землеустроительное образование и прошедших переподготовку и повышения квалификации — с 7482 до 28798 человек.

По московскому региону (Москва и Московская область) общую численность работающих намечается увеличить с 1139 до 1467 человек (на 28,8%), а число лиц с землеустроительным образованием — в 2 раза с 521 до 1085 человек.

Согласно существующей организации высшего профессионального образования в нашей стране, образовательной деятельностью по различным направлениям и специальностям руководят учебно-методические объединения вузов России (УМО). В 1998 г. Число таких объединений составляло 75. Учебно-методическое объединение создавалось, как правило, при ведущем вузе, возглавляющем направление или специальность. Это объединение разрабатывает Госстандарты, образовательные профессиональные программы, типовые учебные планы, учебные программы, дает разрешение на открытие направлений и специальностей подготовки при новых вузах, координирует издание учебников и учебных пособий, а также осуществляет контроль за обучением только аккредитованными и аттестованными заведениями, имеющими лицензии “а проведение соответствующего вида учебной и образовательной деятельности.

В 1988 г. УМО по специальности “Землеустройство” на основе Приказа Мин вуза СССР от 18 сентября 1987 г. № 670 и Приказа Госагропрома СССР от 30 июня 1988 г. № 451 было создано при Московском институте инженеров землеустройства. Оно включало в себя 15 сельскохозяйственных вузов бывшего СССР:

— Московский институт инженеров землеустройства;

— Воронежский, Ленинградский, Омский сельскохозяйственные институты;

— Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт;

— Львовский и Харьковский сельскохозяйственный институты Украины;

— Белорусскую (г. Горки), Латвийскую (г. Елгава), Литовскую (г. Каунас) и Эстонскую (г. Тарту) сельскохозяйственные академии;

— Целиноградский сельскохозяйственный институт (СХИ, Казахстан);

— Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (Узбекистан);

— Азербайджанский и Грузинский СХИ.

В 1992 г. Было создано УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров (головной вуз — Государственный университет по землеустройству), насчитывающее 9 высших учебных заведений.

В 1998 г. УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров объединяло уже 33 высших учебных заведений. К их числу относились следующие вузы:

— находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации:

1) ГУЗ — головной;

2) Воронежский государственный аграрный университет (ГАУ);

3) Санкт-Петербургский ГАУ;

4) Красноярский ГАУ;

5) Кубанский ГАУ;

6) Дальневосточный ГАУ;

7) Уральский ГАУ;

8) Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (ГСХА);

9) Алтайский ГАУ;

10) Бурятская ГСХА;

11) Омский СХИ;

12) Пермский СХИ;

13) Приморский СХИ;

14) Кабардино-Балкарский аграрный институт;

15) Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт;

16) Саратовская ГСХА;

17) Иркутский СХИ;

18) Ивановская ГСХА;

19) Новгородская ГСХА;

— находящиеся в ведении Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации:

1) Нижегородская архитектурно-строительная академия;

2) Новосибирский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии;

3) Московский государственный университет геодезии и картографии (МИГАиК);

4) Челябинский государственный технический университет (ГТУ);

5) Кубанский ГТУ;

6) Комсомольский ГТУ;

7) Вологодский политехнический институт;

8) Хабаровский ГТУ;

9) Государственная академия строительства (ГАС, Ростов на Дону);

10) Санкт- Петербургский Государственный горный университет (ГГУ);

11) Майкопский Государственный технологический институт (ГТИ);

12) Кузбасский ГТИ;

13) Уральская горно-геологическая академия (ГГА);

14) Северо-Осетинский государственный университет.

Одна группа землеустроителей (10 человек) готовилась на астрономо-геодезическом отделении Казанского Государственного университета.

За УМО закреплено одно направление — 560600 “Землеустройство и земельный кадастр” и три специальности:

310900 — “Землеустройство”;

311000 — “Земельный кадастр”;

311100 — “Городской кадастр”.

Кроме того, в составе УМО работали представители 13 зарубежных вузов в качестве ассоциированных членов и 10 представителей министерств, ведомств, предприятий, организаций и других учреждений, занимающихся землеустроительной деятельностью.

В 1998 г. прием студентов по землеустроительным специальностям в вузы России составлял (табл. 1): по землеустройству— 1216 человек, земельному кадастру— 150 человек, городскому кадастру — 536 человек. Это почти в 3 раза больше, чем в 1991 г.

Государственный университет по землеустройству, кроме этого, принял на дневные факультеты 25 человек по направлению “Землеустройство и земельный кадастр” на обучение по четырехлетней программе бакалавров, 25 человек бакалавров — для завершения обучения по двухлетней программе магистров, 109 человек — по специальности “Юриспруденция”, 60 человек — по специальности “Экономика и управление на предприятии” (операции с недвижимым имуществом), 53 человека — по специальности “Геодезия” и 52 человека — по специальности “Архитектура”.


Таблица 1

следующая страница >>



Количество дураков уменьшается, но качество их растет. Михаил Генин
ещё >>