«Весенние радости» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Открытые краевые соревнования по художественной гимнастике «Весенние... 1 45.97kb.
Конкурсу учащихся дмш «Весенние нотки-2012» I. Общие сведения по... 7 798.83kb.
Сказка для взрослых (16+) 12. четверг нач. 18. 30-20. 50 «В поисках... 1 42.63kb.
«Тень от пальмы» Радости земной любви 13 2627.07kb.
Вестники радости и весны» Зав библиотекой Кыштовской средней общеобразовательной... 1 51.33kb.
Культурные аллюзии в романе Эми Тэн «Клуб радости и удачи» Диалог... 1 226.74kb.
Юрий Петрович Власов Соленые радости Юрий Власов Соленые радости 22 5188.26kb.
Ведущая: Дорогие наши выпускники! У вас сегодня торжественное событие. 1 96.48kb.
Сценарий речевого праздника: «Весенние гонцы» 1 67.12kb.
Конкурс юных вокалистов «Весенние голоса» 1 127.64kb.
На весенние каникулы 2010/2011 учебного года 1 155.12kb.
Экскурсии на Неаполитанском побережье: Экскурсия на о. Капри 1 144.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Весенние радости» - страница №1/1



Содержание учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям модуля УМК «Основы православной культуры» для 4-х классов под ред. А.В. Кураева, 2012 г.
Тема урока: «Весенние радости».

Цели урока:

образовательные - формирование представлений о сложившихся традициях празднования русской Пасхи, ее истории, значении для россиян;

воспитательные - воспитание эмоционально-ценностного отношения к отечественной истории и культуре пробуждающей природе, к пониманию прекрасного, через звуки и краски;

развивающие - развитие творческих способностей личности учащихся, реализации коллективной и проектной деятельности.

Планируемые результаты:

- обогащение знания отечественной истории и памятников духовной культуры (Священного Писания);

- развитие у учащихся чувства преданности и любви к истории России и культуре, её традициям и преданиям;

- развитие культуры поведения учащихся по отношению к окружающим на основе выбора высших нравственных ценностей.



Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационный этап.

  3. Этап освоения нового учебного содержания.

  4. Этап обобщения и систематизации новых знаний (в форме игры и творческой работы).

  5. Этап рефлексии.

  6. Домашнее задание.

Словарь основных терминов:

Радость - это веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

Воскресенье - день возобновление жизни.

Пасха - избавление через Христа, от смерти к жизни вечной

Великий пост – 40 дней не принимают в пищу мясные и молочные продукты.

Пасхальные песнопения – радостные духовные молитвы.

Пасхальный благовест - колокольный звон.

Кулич - символ «Великого дня».

Творожная Пасха - символ пасхального веселья и сладости райской жизни.

Яйцо - символ жизни, воскресения из мертвых.

«Писанки», «крашенки», «крапанки» - произведение народного творчества.

Имена:


  1. Иисус Христос – Спаситель.

  2. Мария Магдалина – ученица Христа.

  3. Тиберий – римский император.

  4. Георгий Свиридов – композитор.

  5. Исаак Ильич Левитан – русский художник.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.



Наглядные пособия:

рисунки, мини-выставка «Пасхальное яйцо», слова-термины.



Раздаточный материал:

яйца, раскраска – пасхальная открытка, цветные карандаши.



Музыкальные произведения:

Г. Свиридов «Весна», колокольный звон «Пасхальный благовест».



Дополнительная литература:

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.


Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Готовность рабочего места

Ребята, представим, что утром мы отправились на прогулку. Что мы могли увидеть?

Предполагаемые ответы учащихся

Давайте пожелаем доброго утра солнцу, деревьям, небу, березкам. Это будет звучать так:



Доброе утро, солнышко ясное!

Доброе утро, деревья прекрасные!

Доброе утро, небо синее!

Доброе утро, березки красивые!

II. Мотивационный этап.

Ребята, сегодня мы будем говорить о замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Давайте послушаем, как описывает это время года поэт Михаил Пляцковский.

(Учащиеся рассказывают стихотворение)

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются.

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят пёрышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей – весеннее.

Вопрос: Вы уже догадались, о каком времени года мы будем говорить?

(Ответы учащихся)

Цель урока – узнать об истории и традиции христианского праздника Пасхи и почему этот праздник отмечают именно весной.

Тема урока «Весенние радости» (Слайд 1)


  1. Освоение нового учебного содержания.

Ребята, как вы думаете, что такое радость?

(Примерные ответы учащихся)

Радость – это веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения (см. Словарь Ожегова)

Что значит весенняя радость?

(Примерные ответы учащихся)

Весна – красивое время года.

Природу можно изобразить не только словами, но и музыкальными звуками.

(Слайд 2)

Композитор Георгий Свиридов ощутил свое настроение и передал это в музыке. Послушайте. (Слайд 3)

Как звучала музыка? Найдите среди данных слов, те которые более точно описывают музыку Г. Свиридова.



На доске слова:

легко

светло

лучезарно

призывно

прозрачно

приветливо

восторженно

ликующе

(Ответы учащихся)

3.1. Знакомство с художником и его картиной.

Замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан изобразил весну красками “Весна. Большая вода” (Слайд 3)

Какой месяц весны изображен на картине?

Апрель

Как вы догадались, что это апрель?



В апреле на водоемах лед тает, разливается вода

Какие цвета использовал художник создавая свою картину?



Нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

Какое настроение они создают у зрителя?



Они передают радостное, весеннее настроение.

Яркий пейзаж Левитана наполнен светом и теплом, что помогает зрителю создать впечатление радостного, весеннего настроения.

И человек радуется весне и ждет наступления весенних праздников.

Ребята, какие весенние праздники знаете вы?



Восьмое марта, Пасха

3.2. Происхождение праздника Пасха.

Почему Пасху отмечают именно весной? (Слайд 4)



Предполагаемые ответы учащихся.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права.



Ученик читает стихотворение:

Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!
Запоют воробушки,
Зазвенит капель.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день
!

(Е. Матвиенко)

В этот пасхальный день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим. Только успеет выглянуть весеннее солнышко, как природа уже оживет, на деревьях обновляются листочки, появляются подснежники. Таким образом, праздник Воскресения Христа – это и воскресения природы.

Самый любимый и почитаемый праздник на Руси – святая Пасха (ее именовали, как Велик день, Царь дней, Торжество из Торжеств). Кроме того, Пасха была первым христианским праздником. Ее отмечают более 2000 лет, а на Руси с конца 10 века (вместе с крещением).

История праздника связана с воскресением Иисуса Христа. (Слайд 5) Когда Господь умер, будучи распят на кресте, Его положили в пещеру. На третий день Христос Воскрес, т.е. вернулся к жизни. Так история дошла и до наших дней.

Всем вам хорошо знакомое слово «воскресенье»? Назовите корень в этом слове.

(Ответы учащихся)

Корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Оказывается воскресение – день возобновление жизни. Издревле русский народ назвал последний день недели в честь Воскресения Христа «малой Пасхой».

Ребята, а знаете ли вы, что означает слово Пасха?

(Примерные ответы учащихся)

Буквально Пасха, на древнееврейском языке означает избавление (избавление через Христа, от смерти к жизни вечной).

Из глубины времен этому событию сопутствует множество обычаев. К Пасхе готовятся за 40 дней, совершая Великий пост, и празднуют ее тоже 40 дней.

Для встречи святой Пасхи люди собираются в полночь в православных Храмах, где поют радостные пасхальные песнопения. (Слайд 6)

Раньше на Руси в первые дни святой недели посвящали благотворительным делам. С пасхальным приветствием люди раздавали бедным семьям одежду, пищу, деньги. Не только взрослые, но и дети старались в эти дни совершить, как можно больше добрых дел, показывая себя только с хорошей стороны. Уважая великий праздник, не ругались плохими словами, никого не обижали, от радости не помнили своих обидчиков. Хотелось бы, чтобы от вас тоже исходили лучики света, тепла, добра и любви.

Во всех храмах всю Светлую пасхальную неделю неумолкаемо звонили колокола. (Слайд 7)



(Звучит колокольный звон)

Вы слышите…колокольный звон? Это – пасхальный благовест. Существует давняя традиция, любой желающий имел возможность подняться на колокольню и ударить в огромный настоящий колокол. Особенно, какая эта радость была для детей. Вот и вы вместе с родителями на пасхальной неделе имеете возможность позвонить в колокола в любом из Храмов нашего города.



3.3. Обычаи и традиции празднования Пасхи.

Многие и другие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время.

Например, пасхальный стол на Руси всегда был очень сытный и разнообразный. (Слайд 8) Блюда с освященными куличами, творожной пасхой и крашеными яйцами, всегда ставили в центре праздничного стола и имели символическое содержание.

Самым главным пасхальным блюдом на столе являлся кулич, символизирующий собой «Велик день». (Слайд 9) Его называли «головой стола», так как он возглавляет пасхальную трапезу.

Такой же ароматной и приукрашенной является творожная пасха в виде усеченной пирамидки. (Слайд 10) На боковых ее сторонах изображается крест и буква Х. В. Это символ пасхального веселья и сладости райской жизни.

Наконец, третьим атрибутом пасхального стола являются крашенные яйца. (Слайд 11) Яйцо считается символом воскресения из мертвых, победой жизни над смертью. Снесет курочка яичко, а оно похоже на камушек, словно не живое. А в нем жизнь – живой цыпленочек, который вот-вот вылупится из яйца. Так и Христос, будучи мертвым , ожил и воскрес.

Поздравляя с праздником, люди при встрече обнимали друг друга со словами «Христос Воскресе!» и обменивались яйцами. (Слайд 12) Сказал «Христос Воскрес ! », подарил яйцо, а в ответ отвечают «Воистину Воскрес!» т.е. действительно так. Этот обычай называется христосованием. Освященные яйца брали с собой в гости, чтобы по дороге раздать нищим. А скорлупу не выбрасывали, хранили до посева вместе с зерном.

А знаете ли вы, кто первый подарил красное яйцо и кому? (Слайд 13)



(Примерные ответы учащихся)

По церковному преданию, одна из учениц Христа, звали ее Мария Магдалина, пришла к римскому императору Тиберию и рассказала историю воскресения Иисуса Христа. Тиберий не поверил, сказав, что примет эту истину, если белое куриное яйцо станет вдруг красным. И тут же белое яйцо стало алым, как кровь. Потрясенный император воскликнул: «Воистину Воскрес!» Мы видим на иконе, что в руках у святой Марии Магдалине яйцо красного цвета (цвет радости).

Самый традиционный подарок на Пасху – крашеное яичко. (Слайд 14) «Дорого яичко ко Христову дню» - гласит русская пословица. Если раньше яйца красили только в красный цвет, то сейчас существует разные способы раскрашивания. Самый древний из них «писанки» - это целое произведение народного творчества. В росписи яиц использовали геометрические узоры, цветы, деревья, птиц, животных. (Слайд 15)

Следующий способ раскрашивания - «крашенки» (от слова красить). (Слайд 16) Красили в один какой-либо цвет.

Если, на цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета, то это «крапанки» (от укр. слова крапать), т.е. покрывать каплями. (Слайд 17) Чтобы получились разноцветные пятна, использовали горячий воск.

Со временем появилось сувенирное яйцо из дерева, фарфора, серебра, с украшением из бисера, драгоценных камней.

Но, как приятно видеть такое разнообразие пасхальных поделок, сделанное вашими руками. Например, из ниткографии - пасхальный зайчик.

Обращение к детской выставке. Показ пасхальных яиц: из папье-маше, бисероплетения, вышивки.

IV. Этап обобщения и систематизации новых знаний

Существуют и другие обычаи празднования святой Пасхи, которые вошли в быт как игры. (Слайд 18) Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: на лоток (деревянный или картонный) клали яйцо, которое скатывалось на ровное место, где лежали другие яйца. И, если яйцо ударяется об яйцо другого игрока, играющий забирает это яйцо себе.

А вот игра, в которую мы с вами сейчас поиграем, называется: чоканье яйцами. Играют парами: один держит в руке яйцо носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. Тот, у которого яйцо остается целым выигрывает.

Игра с детьми.

Ребята, как вы думаете, как еще можно на Пасху поздравить друг друга (кроме пасхального яйца)?



(Примерные ответы учащихся)

Правильно, пасхальные открытки. (Слайд 19) В наше время существует большой выбор пасхальных открыток, но можно сделать ее и своими руками.



Обращение к детской выставке. Показ сувенирной открытки (в работе использована вышивка).

Сегодня на уроке вы раскрасите пасхальную открытку, заготовки уже лежат на столе. А на Пасху вы поздравите своих родных и близких.



Дети индивидуально раскрашивают пасхальную открытку.

V. Этап итоговой рефлексии

Ребята, что было новым для вас на сегодняшнем занятии?

Что вы узнали о Пасхе? Как празднуют Пасху?

Что запомнилось больше всего?



(Примерные ответы учащихся)

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа весной пробуждается. Только успеет выглянуть весеннее солнышко, как на деревьях обновляются листочки, появляются подснежники. Таким образом, праздник Воскресения Христа – это и воскресения природы.

В завершении нашего урока мы хотим вас поздравить музыкальной пасхальной открыткой. (Слайд 20)

Все вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!



VI. Домашнее задание

1. Подготовить ответы на вопросы-задания №1-4 на стр. 31 учебника.

2. Нарисовать пасхальную открытку.

Рекомендуемая литература для учителя:



1. Кураев А.В. Учебник для 4-5 классов «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012.

  1. Азбука православного воспитания.- М., 1997.

  2. Библия в пересказе для детей. Библейское общество. – М., 1997.

  3. Ильин И. А. О русской культуре. Собр. соч. в 10 т.т. Т.6. – М., 1994.

  4. Методические рекомендации по основам детской журналистики «Дорогою Добра», г. Томск, 2008.

  5. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. – Кострома, 1998.

  6. Разумова Е.М. Пасха.








Демократия — это когда власти уже не назначаются горсткой развращенных, а выбираются невежественным большинством. Джордж Бернард Шоу
ещё >>