Великая Отечественная война в лицах - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Великая Отечественная война 3 374.08kb.
Бд "Книги" История и предыстория Великой Войны. Великая Отечественная... 3 310.83kb.
Реферат Великая Отечественная война Сморгонский район 1 240.8kb.
70 лет назад началась Великая Отечественная война 1 76.08kb.
И. К. Мировое искусство в лицах Академизм. Салон. (XIX нач ХХ вв. 1 34.21kb.
Урок – ролевая игра Международные отношения накануне второй мировой... 1 133.46kb.
Занятие №6 История России в ХХ веке: Великая Отечественная война... 1 164.64kb.
К 70-летию празднования Победы в Сталинградской битве 1 133.18kb.
Великая Отечественная война 1 35.65kb.
Классный час «Кубань в годы войны» 1 65.78kb.
Урок по теме «Великая Отечественная война» 1 56.56kb.
Реферат «сша и Франция в 1918 1945 годах» 1 154.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Великая Отечественная война в лицах - страница №1/1

Великая Отечественная война в лицах».

Цель курса "Великая Отечественная война в лицах" : расширение знание учащихся о полководцах, героях и солдатах Великой Отечественной войны , чьи имена остались в памяти человечества.


Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;


- через призму деятельности исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы ;
- развивать умения составлять характеристику исторической личности;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

- выработать умения вести дискуссию, аргументировать свой ответ;


- воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
- воспитывать патриотические чувства.

В данной программе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, а так же простых граждан, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства.


Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса, состоит из 21 часа.
Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование следующих видов контроля: создание проектов в виде подготовки презентаций , выставок, газет.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли личностей в истории и будут стимулировать учащихся к дальнейшему более углубленному изучению истории.

Содержание курса



Тема 1. Роль личности в истории.

Понятие исторической личности. Влияние личности на ход исторических событий. Из кого состоит народ?



Тема 2. И.В.Сталин.

Председатель ГКО. Генералиссимус. «За Родину! За Сталина!». Альтернативные взгляды на роль И.В.Сталина в Великой Отечественной войне.



Тема 3. Г.К.Жуков.

Великий полководец Великой войны. «Где Жуков – там победа».

Неизвестные страницы из военной биографии Г.К.Жукова.

Тема 4. Маршалы Победы.

Жизненный путь и военные биографии маршалов Советского Союза.



Тема 5. Герои Советского Союза.

Истории подвигов участников войны, получивших звания Героя Советского Союза. Биографии, характеристики личности. Туляки – Герои СССР.



Тема 6. Партизанскими тропами.

Карта партизанского движения. С,А.Ковпак, А.Н.Сабуров, Д.Н.Медведев. Партизаны – туляки.



Тема 7. У войны не женское лицо.

Роль женщины в годы Великой Отечественной войны на примерах конкретных исторических личностей. Летчицы, разведчицы, санитарки, врачи, зенитчицы и т.д.



Тема 8. Трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

Герой трудового фронта. Трудовой подвиг Ленинграда. Тульские оружейники в годы войны.



Тема 9. Искусство фронту.

Фронтовые бригады. Авторы и исполнители военных песен. Поэты. Военные корреспонденты.



Тема 10. Дети на войне.

Сыны полка. Разведчики. Вместо отца к станку.



Тема 11. «Помню и горжусь».

Близкие и родные на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны. «Винтики» или герои войны?



Тематическое планирование курса



Тема курса

Формы работ

часы

1.

Роль личности в истории.

Лекция учителя

1ч.

2.

И.В.Сталин.

Лекция, диспут.

2ч.

3.

Г.К.Жуков

Лекция, сообщения учащихся

2ч.

4.

Маршалы Победы

Сообщения учащихся

2ч.

5.

Герои Советского Союза.

Сообщения учащихся.

2ч.

6.

Партизанскими тропами.

Сообщения учащихся.

2ч.

7.

У войны не женское лицо.

Сообщения учащихся.

2ч.

8.

Трудовой подвиг

Сообщения учащихся

2ч.

9.

Искусство фронту

Сообщения учащихся

2ч.

10

Дети на войне.

Сообщения учащихся

2ч.

11

«Помню и горжусь».

Круглый стол





Тема. Внешняя политика Николая 2.

Цель урока: сформировать представление об основны внешнеполитических приоритетах России в начале XX в. -экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке (вь ход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранс нии мира и стабильности в Европе; раскрыть ход русскс японской войны; выяснить причины поражения России ; войне с Японией.

Основные знания: миротворческая инициатива Николая II решения международной конференции в Гааге; «большая азиатская программа», вползание России в дальневосточный конфликт; основные события русско-японской войны, ее итоги, влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Основные понятия: агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: международные отношения на рубеже XIX—XX вв. (Новейшая история).

Работа с исторической картой: показать на карте «Русско- -японская война 1904—1905 гг.» места главных сражений русских и японских войск на суше; места основных морских сражений; маршрут 2-й Тихоокеанской эскадры; территории, потерянные Россией по Портсмутскому миру.

Работа с историческими источниками: чтение и комментирование выдержки из ноты МИД России от 12 августа 1898 г. (с. 29 учебника), отрывков из воспоминаний А. И. Деникина и А. А. Брусилова.

Основные персоналии: С. О. Макаров, А. Н. Куропаткин, Р. Н. Кондратенко, 3. П. Рожественский, С. Ю. Витте, А. И. Деникин, А. А. Брусилов.

Основные даты: 1899 — Гаагская конференция 26 держав по проблемам разоружения; 1904, 26—27 января — начало русско-японской войны. Гибель крейсера «Варяг» и жанонерской лодки «Кореец» в бухте Чемульпо; 1904, 27 января— 20 декабря — оборона русской армией и флотом военно-морской крепости Порт-Артур; 1904, 11—21 августа — сражение под Ляояном; 1904, 22 сентября—4 октября — встречное сражение русских и японских войск у реки Шахэ; 1905, 6—25 февраля — сражение под Мукденом; 1905, 14—15 мая — Цусимское морское сражение; 1905, 23 авгу-гга (5 сентября) — Портсмутский мирный договор России с Японией.

Основной тип урока: школьная лекция, анализ документа (отрывок из ноты Министерства иностранных дел России), работа с картой. Выполнение заданий в рабочей тетради. Заполнение таблицы. Обсуждение познавательного задания 1 в учебнике.

Оборудование урока: 1. Карта «Русско-японская война 1904—1905 гг.» 2. Учебник. — § 4. 3. Рабочая тетрадь. — § 4. , диск №3 по истории России.

Ход урока



1. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам домашнего задания. _____________________________-

_____________________________

Проверочное тестирование.__

_______________________

1. Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к

а) введению народных представителей в органы государственной власти;

б) немедленному принятию в стране конституции;

в) сохранению самодержавной власти.

2. Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было

а) разрушение крестьянской общины;

б) введение 8-часового рабочего дня;

в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.

3. В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили


название большевиков потому, что

а) их было большинство на съезде;

б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии;

в) они имели большинство в низовых партийных организациях.



  1. Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП?
    а) 1906 г.; б) 1907 г.; в) 1910 г.

  2. Кто выдвинул проект муниципализации земли?
    а) Большевики; б) меньшевики; в) кадеты.

6. Что из перечисленного входило в программу муниципализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Национализация помещичьей земли;

б) конфискация помещичьей земли;

в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) передача земли в распоряжение местных органов власти.

7. Что из перечисленного входило в программу национализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Изъятие земли из товарного оборота;

б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) конфискация помещичьей земли.

Выполнение заданий по карточкам.______________________________________________________________

Подготовка к ЕГЭ(даты 11 века.)

2. Изучение нового материала


  1. Вступительная беседа

-Какие изменения произошли в Японии в результате реформ Мэйдзи?

-Как изменилась внешняя политика Японии в этот период?


- Какую политику проводили европейские государства в Китае?
Каково было участие России в разделе сфер влияния в Китае?

2. Рассказ учителя о «большой азиатской программе», о существовании в верхних эшелонах власти двух точек зрения на проблему экспансии России в этом регионе, раскрывает суть русско-японских противоречий.

3 Работа с историческим источником.

.При раскрытии вопроса о степени готовности России и Японии к военному столкновению учитель может прочитать отрывки из воспоминаний А. И. Деникина и А. А.. Брусилова, а затем предложить учащимся ответить на вопросы.

А. И. Деникин. Путь русского офицера

Мы оказались не подготовленными к войне ни в политическом, ни в военном отношении.

Необходимость усиления нашего военного потенциала на Дальнем Востоке встречала препятствие в нашем положении на Западе, благодаря недоверию к Германии. Военный министр Куропаткин (1900) считал нашу западную границу «находящейся еще в небывалой в истории России опасности» и требовал укрепления там нашего военного положения, без разбрасывания сил и средств на «внешние предприятия». На огромной территории Дальнего Востока к началу 1904 года находилось всего 108 батальонов, 66 конных сотен и 208 орудий, т. е. 100 тысяч офицеров и солдат. Подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам сквозных поездов в сутки. Между тем, с точки зрения чисто военной, нужно было или не выходить к Порт-Артуру, или, решившись на этот шаг, необходимо было тогда же сосредоточить крупные силы в Приамурском крае и в Квантуне.

А. А. Брусилов. Мои воспоминания

Эта проигранная нами война, закончившаяся революцией 1905—1907 гг., была ужасна для наших вооруженных сил еще в том отношении, что мы готовились упорно к войне на Западном фронте и в то же время неосторожно играли с огнем на Дальнем Востоке, фронт которого нами совершенно не был подготовлен. Только в самое последнее перед японской войной время мы наспех сделали кое-что «на фуфу», рассчитывая лишь попугать Японию, но отнюдь с нею не воевать. Когда же вследствие нашей неумелой, ребяческой политики и при усердном науськивании императора Вильгельма война с Японией разразилась, наше военное министерство оказалось без плана мобилизации и без плана действий на этом фронте.

Вопросы к документам: каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке? С какими трудностями сталкивалась русская армия? В чем заключались просчеты и ошибки русского командования при оценке японского военного потенциала? Чем можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?

4. Самостоятельная работа учащихся В ходе изложения нового материала учащиеся составляют краткий конспект по следующей схеме (она заранее готовится на доске):


  1. Причины войны.

  2. Характер войны.

  3. Основные события войны.




Дата

Событие

Итог и значение

4. Итоги русско-японской войны.

Рассказывая об итогах русско-японской войны, можно использовать отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте.


отказался от этого назначения, и сказал мне, что он желает искренно, чтобы переговоры пришли к мирному решению, но только он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли. Что же касается того военного положения, в котором мы нынче находимся, то я должен поехать к главнокомандующему войсками Петербургского округа и председателю обороны великому князю Николаю Николаевичу, который мне и разъяснит положение нашей армии на Дальнем Востоке.

Великий князь мне довольно обстоятельно объяснил положение дела... 1) наша армия не может более потерпеть такого крушения, какое она потерпела в Ляояне и Мукдене; 2) при благоприятных обстоятельствах с возможным усилением нашей армии имеется полная вероятность, что мы оттесним японцев до Квантунского полуострова и в пределы Кореи, т. е. за Ялу, что для этого, вероятно, потребуется около года времени, миллиарда рублей расхода и тысяч 200—250 раненых и убитых и 3) что дальнейших успехов без флота мы иметь не можем; 4) что в это время Япония займет Сахалин и значительную часть Приморской области. Великий князь выражал мнение, что во всяком случае невозможно соглашаться на отдачу Японии хотя пяди исконно русской земли. Управляющий Морским министерством Бирилев мне сказал, что вопрос с флотом покончен. Япония является хозяином вод Дальнего Востока. Что же касается мирных условий, то невозможно соглашаться на какие бы то ни было унизительные условия; что касается уступок территориальных, то, по его мнению, возможно уступить часть того, что мы сами в благоприятные времена награбили.



Закрепление.Затем учитель перечисляет условия русско-японского мирного договора и предлагает обсудить вопросы: какое условие, на ваш взгляд, было самым тяжелым для России? Можно ли считать Портсмутский мирный договор успехом русской внешней политики? Затем учащиеся обсуждают задание 1 в учебнике.

Итог урока.

Задание на дом: § 4, вопросы к нему. Задания 2—5 к § 4 рабочей тетради.
Тест 1. Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к

а) введению народных представителей в органы государственной власти;

б) немедленному принятию в стране конституции;

в) сохранению самодержавной власти.

2. Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было

а) разрушение крестьянской общины;

б) введение 8-часового рабочего дня;

в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.

3. В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили
название большевиков потому, что

а) их было большинство на съезде;

б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии;

в) они имели большинство в низовых партийных организациях.



  1. Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП?
    а) 1906 г.; б) 1907 г.; в) 1910 г.

  2. Кто выдвинул проект муниципализации земли?
    а) Большевики; б) меньшевики; в) кадеты.

6. Что из перечисленного входило в программу муниципализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Национализация помещичьей земли;

б) конфискация помещичьей земли;

в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) передача земли в распоряжение местных органов власти.

7. Что из перечисленного входило в программу национализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Изъятие земли из товарного оборота;

б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) конфискация помещичьей земли.

Тест.


1. Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к

а) введению народных представителей в органы государственной власти;

б) немедленному принятию в стране конституции;

в) сохранению самодержавной власти.

2. Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было

а) разрушение крестьянской общины;

б) введение 8-часового рабочего дня;

в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.

3. В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили
название большевиков потому, что

а) их было большинство на съезде;

б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии;

в) они имели большинство в низовых партийных организациях.



  1. Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП?
    а) 1906 г.; б) 1907 г.; в) 1910 г.

  2. Кто выдвинул проект муниципализации земли?
    а) Большевики; б) меньшевики; в) кадеты.

6. Что из перечисленного входило в программу муниципализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Национализация помещичьей земли;

б) конфискация помещичьей земли;

в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) передача земли в распоряжение местных органов власти.

7. Что из перечисленного входило в программу национализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Изъятие земли из товарного оборота;

б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) конфискация помещичьей земли.

ТЕМА Возникновение самостоятельных княжеств в XII-XIII вв.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: смешанный

Цели урока:

1) Образовательная - выявить причины феодальной раздробленности на Руси; - определить основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом; - охарактеризовать Киевское и Чернигово-Северское княжества.



2) Воспитательная – формирование такого качества личности как самостоятельность, самооценка своих знаний.

3) Развивающая – развитие умения анализировать, сопоставлять, обобщать, сравнивать, делать собственные выводы.

Методы: обучения - диалогический; преподавания – объяснительный, стимулирующий;

учения - репродуктивный.

Основные понятия: бояре, дворяне, феодальный иммунитет.

Важнейшие даты: 1125-1132 гг. - правление князя Мстислава Великого в Киеве;

1185 г. - битва Игоря с половцами; 30-е годы XII века - начало политической

раздробленности Руси

Выдающиеся личности: Святослав Всеволодович, Святослав Олегович.

Оборудование урока: карта «Русские земли в XII - начале XIII вв.», атласы, карточки-задания

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент

II. Актуализация

Учитель сообщает: Давайте вспомним основные тенденции русской истории предыдущего периода. Киевская Русь, как единая держава, сплотила, все восточнославянские племена в древнерусскую народность Государство сумело создать систему обороны от печенегов и половцев, но дальнейшее развитие феодальных отношений, городов и всей страны приводило к серьезным переменам: все чаще вчерашние княжеские дружинники стали оставаться в своих владениях, больше заниматься хозяйственными делами. При слабых экономических связях, при господстве натурального хозяйства, при постоянном стремлении бояр отсидеться в своих вотчинах, управлять огромным государством было очень трудно.

Отдельные крупные города, вроде Новгорода, Полоцка, Смоленска, Ростова, Суздаля, Рязани, удаленные от Киева и достаточно уже развившиеся, стремились обособиться от власти великого князя и стать самостоятельными центрами своих областей. Такое обособление земель было невыгодно в военном отношении, но для развития самих земель в мирных условиях имелось много преимуществ. Княжеством меньших размеров легче было управлять, легче навести в нем порядок и следить за его поддержанием.

После смерти таких сильных правителей как Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, между их детьми разворачивалась борьба за власть.

Вопросы классу:

- Как называется такая борьба? (усобицы)



- Что такое усобица? (борьба за великокняжеский престол)

- Как вы думаете, что сдерживало усобицы?

Усобицы между князьями и княжествами сдерживались только наличием военной силы у великих киевских князей, превосходивших по могуществу других правителей.

III. Сообщение темы урока, цели урока.

IV. Изучение нового материала

1. Причины распада единого государства.

Феодальная раздробленность – закономерный этап исторического развития человеческого общества.

Запись в тетрадях:

Хронологические рамки периода феодальной раздробленности на Руси - XII-XVвв.

Учитель продолжает: Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь - около 50, а в XIV в., когда уже начался обратный процесс - процесс консолидации, их число приближалось к 250.

Работа учащихся с картой:

- Покажите на карте наиболее крупные княжества (Киевское, Черниговское и Северское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское).

Учитель сообщает: Необходимо отметить, что дата начала феодальной раздробленности является условной и связана со смертью великого князя Мстислава Великого. Однако с этого момента происходит осознание того, что реальное соотношение сил между многочисленными княжествами приблизительно равное, и великий киевский князь не мог диктовать свою волю другим. Это «выравнивание» княжеств было вызвано экономическими, социально-политические, внешними причинами.

Учащимся предлагается: используя материал § 14 стр. 92-94 выделить причины феодальной раздробленности, разделив их на экономические, социально-политические и внешние.

Совместная работа: учащиеся называют причины, и совместно с учителем записывают их в тетрадь.

Экономические причины:

а) Господство натурального хозяйства;



Пояснение: приводило к возможности существования различных регионов страны без постоянных торговых и обменных контактов вотчинное феодальное хозяйство обеспечивало себя и своего собственника всем необходимым, укрепляя, таким образом, его иммунитет, а с другой ослабляло экономическую зависимость удельного князя и или его
боярина от великого князя.

б) Интенсивное развитие и повышение уровня сельскохозяйственного производства; Пояснение: как следствие более широкого освоения земель, роста культуры земледелия и урожайности.

в) Смещение основных торговых путей.

Пояснение: обусловило падение значения Киева, тесные связи с З. и Ц. Европой

Социально-политические причины:

а) Формируются более определенные и устойчивые группы населения;



Пояснение: крупное боярство, духовенство, купцы, ремесленники, а также зависимое и свободное крестьянство.

б) Усиление местной аристократии;

Пояснение: Князья при этом делают своей опорой городские слои знати, а также возникающую новую группу феодалов - дворянство.

в) Дуализм политической власти в государстве;

Пояснение: причина — своеобразие феодальной иерархии (великие князья раздавали «окняженные земли» зависимым от них более мелким князьям, боярам сначала в форме столов-кормлений (т. е. права сбора податей), а затем и в виде поземельных пожаловании).

г) Механизм наследования верховной власти;

Пояснение: передача власти князей не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему сначала приводил к усобицам, вызванным стремлениями захватить верховную власть великого князя и самый богатый удел. Но возникало новое мировоззрение правящей верхушки: князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ
своего княжества. Они уже не стремились менять княжения на более богатые, а прежде всего заботились об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов.

Внешние причины: отсутствие XII в. серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.

Как оценить распад Руси? Учащимся предлагается используя материал на карточках из предложенного перечня характеризующего феодальную раздробленность выделить положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности. На доске учитель заранее готовит заготовку в виде схемы, учащиеся заполняют ее самостоятельно, после чего результаты проверяются

Характеризуется
Положительное Отрицательное

1. Рост городов, ремесла, торговли 1. Слабая централизованная власть



2. Культурное и хозяйственное раз- 2. Самостоятельность местных

витие отдельных земель князей и боярства

3. Распад государства на отдельные

Княжества и земли

4. Уязвимость от внешних врагов
Вывод: Мы с вами выяснили, что среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в. на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче и Владимире-Волынском, Владимире-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме.

Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были не только исторические территории еще старых, племенных княжений, но и новые территориальные приобретения, новые города, которые выросли в землях этих княжеств за последние десятилетия.

На примере двух княжеств предлагаю вам рассмотреть особенности развития княжеств и сравнить их, с целью выявления общих и отличительных черт. Оформите результаты работы в виде таблицы.

Вопросы для сравнения

Киевского княжества

Чернигово-Северское

княжество



Владимиро-

Суздальское княжество



Галицко-Волынское

княжество



Новгородские земли

Экономическ-ие особенности
















Социально-политический

особенности


















2. Киевское княжество.

Выступление учащегося: с сообщением о Киевском княжестве. Учащиеся слушают и заполняют первый столбец «Киевское княжество», после чего один из учеников выходит и заполняет на доске столбец, остальные проверяют.

3. Чернигово-Северское княжество.

Учитель сообщает: об особенностях экономического, политического, социального развития княжества.

Совместная работа: дальнейшее заполнение таблицы

Работу выполняют учащиеся: сравнивают два княжества

Вывод: Феодальные княжества XII в. были вполне сложившимися государствами. Их князья обладали всеми правами суверенных государей, они распоряжались внутренними делами и имели право войны и мира, заключения любых союзов. Киев не мог помешать им в этом.

V. Итог у рока

Политическая раздробленность была закономерной и наиболее благоприятной на данном этапе развития формой организации общества, она не означала деградации, запустения и тем более остановки в развитии. Преимущества относительно небольших компактных государственных образований достаточно явно сказались и на Руси, процесс феодального раздробления на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Власть великого киевского князя, хотя и номинально, но сохранялась. Он оставался старшим среди равных, инициатором и организатором совместных походов на половцев, периодически совершавших набеги на пограничные русские области. Окончательного разрыва между княжествами в культурном, церковном и иных отношениях не наступило.

VI. Оценивание работы учащихся

VII. Домашнее задание

Записи в тетради, §14 в. 1, 2;



Задание № 1

Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности:


Слабая централизованная власть

Рост городов, ремесла, торговли

Самостоятельность местных князей и боярства

Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель

Распад государства на отдельные княжества и земли

Уязвимость от внешних врагов

Задание № 2
Заполни таблицу «Русь в период феодальной раздробленности»:

Вопросы для сравнения

Киевское княжество

Чернигово-Северское

княжество



Владимиро-Суздальское княжество

Галицко-Волынское княжество

Новгородская земля

Экономическ-ие особенности
















Социально-политический

особенности






















Бокс — это когда много белых людей смотрят, как двое черных избивают друг друга. Мохаммед Али (Кассиус Клей)
ещё >>