Валентин Смирнов Краеведческий туризм - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Денис Смирнов «Гусиная охота» 13 ноября 2012 г. Денис Владимирович... 1 32.35kb.
А. Смирнов 2000 Причина 1 55.37kb.
А. Смирнов 2000 Утвержденность 1 48.87kb.
А. Смирнов 2000 ибн ‘араби 1 25.02kb.
Бондаренко Валентин Васильевич 1 34.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Туризм в Кыргызстане... 3 646.6kb.
А. Смирнов 2000 Существование в арабо-мусульманской философии. 1 69.28kb.
Смирнов Игорь Константинович 1 23.56kb.
Архангельский областной краеведческий музей 1 13.45kb.
Василий Дмитриевич Смирнов Крымское ханство xiii–xv вв. Тайны Земли... 29 5062.58kb.
Спортивный туризм 1 Образовательный 2 6 387.91kb.
Архивные материалы 4 754.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Валентин Смирнов Краеведческий туризм - страница №1/5

Валентин

Смирнов


Краеведческий туризм
(примерные маршруты туристских
походов и экскурсий по Юхновскому
району)



Юхнов – 2005 г.

Маршрут №1.



По местам народных промыслов
(Щелканово – Зубово – Мироново)
Села Зубово и Щелканово находились в глубине Мещовского уезда на северо-востоке и на границе известного Козельско-Мещовского ополья.

На слегка возвышенном месте расположено село Зубово, а внизу, петляя среди зарослей кустарника, ракит и березняка, торопится к Угре речушка Теча. Берет свое начало Теча на территории Мещовского района и ее протяженность по Мещовской земле составляет 13 км. Когда-то речка была полноводной и на ней стояла водяная мельница, которая просуществовала до 60-х годов прошлого века.

Принадлежало село Зубово в 18 - нач.20 вв. Лопухиным, потом Томановским. Сейчас от родового поместья осталась часть регулярного парка и полуразрушенная церковь, построенная А.А.Лопухиным в 1730 году в честь Владимирской иконы Богоматери. К Калужскому краю чудотворная Владимирская икона имеет прямое отношение.

Мать Иисуса Христа- Мария – близка и понятна людям. Образ юной девы, подарившей миру Спасителя и рано потерявшей сына, запечатлен на многих иконах. Одна из них – Владимирская Богоматерь. Именно этой иконе было суждено стать одной из главных святынь Руси. Ее брали в воинские походы и одерживали победы. Сын Дмитрия Донского – Василий I прекратил платить дань татарам. В 1395 году русские города подверглись разорению монголами, и полчища татар под предводительством Тамерлана подошли к Москве. Жители запросили помощи Владимирской иконы. Князь Василий Дмитриевич повел свои войска к Коломне и остановился на берегу Оки. Были посланы гонцы во Владимир за чудотворной иконой. Летописцы повествуют, что в это время Тамерлан задремал в шатре и ему приснился сон: витающая высоко в небе женщина и войско, идущее на монгольский стан. Без боя монгольские войска 8 сентября ушли из пределов Руси. Летописец напишет: «И бежал Тамерлан, гонимый Пресвятой Девой».

Еще дважды одерживались бескровные победы. 6 июля (23 июня ст.ст) 1480 года над ордынским ханом Ахматом и 21 мая (3 июня) 1521 года над татарскими войсками под предводительством Мухамед-Гирея. В эти дни проводятся чествования иконы Владимирской Богоматери.

Даты возникновения старинных сел Зубово и Щелканово не установлены. Возможно, поселения людей в этих местах существовали до татарского нашествия.

Название старинного и большого села Щелканово произошло, вероятнее всего, от имени одного из предводителей монголов – Чолхана. Старожил с.Щелканова Пацева Ф.М. полагает, что Щелкан был разбойником. Первая версия, на мой взгляд, имеет больше права на существование. Версия довольно убедительна.

Чолхан – татарский предводитель и известный военачальник. О нем повествуют различные исторические источники. На Руси его звали Щелканом и Шевкалом. Чолхан приходился двоюродным братом золотоордынского хана Узбека (1313-1342), который ввел ислам как государственную религию Орды. Чолхан был баскаком и контролировал внутреннюю жизнь завоеванных территорий Руси. Во время мятежа в Твери Чолхан в 1327 году был убит. События его жизни нашли отражение в летописной «Повести о Шевкале» и исторической песне «О Щелкане Дудентьевиче».

Село расположено на небольшой речонке Яменке, впадающей в р.Теча. Сама речка также имеет топониму монгольского происхождения: «Ям» - почта.

Свое развитие села Зубово и Щелканово получили в связи с тем, что они всегда были расположены в узле транспортных дорог. Старинная столбовая дорога из Калуги на Смоленск проходила через Товарково–Полотняный завод-Щелканово-Мосальск-Ельню. В конце XVII века дорога на Смоленск прошла через Юхнов. Зубово и Щелканово опять оказались на пути старинного почтового тракта. В с.Зубово была почтовая станция. Строила большак императрица Екатерина Великая. В честь ее деревню, расположенную недалеко от дороги, назвали Екатериновкой, а сам тракт – Екатерининский большак.

Путник, проезжающий по почтовому тракту, еще издали видел церкви в селе Щелканово. В селе были две церкви: старообрядческая и церковь Рождества Богородицы с приделами во имя Веры, Надежды, Любови (памятник архитектуры XVIII в.). Построена церковь в 1800 году на средства помещицы В.Б. Лопухиной, состоявшей в родстве с опальной царицей Евдокией Федоровной Лопухиной родом из села Серебряно Мещовского уезда. Гордится Мещовская земля своими знаменитыми женщинами, которые стали невестами царевичей Дома Романовых: Стрешнева Евдокия Лукьяновна (с. Соболевка) и Лопухина Евдокия Федоровна (с. Серебряно).

Строила церковь Вера Борисовна с такими приделами, по моему мнению, не случайно. Если обратится к судьбе Софии, ее дочерей и судьбе Евдокии, ее сына Алексея, то найдем много близкого и общего в их страданиях и мучениях.

Семья Софии жила в Риме и проповедовала веру в Христа 17/30 сентября 137 года малолетних детей Пистис (12 лет), Эллис (10 лет), Агапэ (9 лет) жестоко пытали, а потом обезглавили. Мать их похоронила и, не перенеся горя, умерла на их могиле. Сестры причислены к лику Святых Российской церковью и канонизированы на Московском Соборе в XVI веке. При канонизации им были даны славянские имена: Пистис стала Верой, Эллис – Надеждой, Агапэ – Любовью.

30 сентября – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Прихожане церкви Рождества этот день отмечали как особо почитаемый храмовый праздник.

Архивные документы донесли до наших дней факты неоднократных ограблений церквей в селах Зубово и Щелканово брынскими разбойниками.

В 1596 году в поместьях думского дьяка Щелкалова «установлены торги». С конца XVI в. во многих селах Мещовского уезда стала развиваться торговля. Во все времена люди, умеющие делать что-то своими руками, были самыми почитаемыми на Руси. Торговали продуктами сельского хозяйства, гончарными изделиями и другими товарами. В с.Щелканово каждую субботу еженедельно были базары и две ярмарки: Троицкая и 17/30 сентября на Храмовый праздник. Росли в селе каменные дома богатых купцов, возникали семейные династии. В Щелканове были известны крепкие хозяйства купцов Метяевых, Иванкиных, Петухиных, Кононовых, Гудковых, Филькиных, Прохиных, Смирновых, Боженовых, Никитиных, Афонькиных. Купец Митяев изготовлял различного сорта колбасы и торговал ими, продавал лес купец Иванкин. Некоторые купцы занимались продажей лошадей и крупнорогатого скота (Кононовы и другие). В селе насчитывалось 450 домов, был постоялый двор, чайная (купцы Прохины), больница, аптека. В 1914 году открылась новая школа, построенная по проекту немецкого инженера строителя.

Постепенно развивались крестьянские хозяйства и кустарное производство. Щелканово славилось своими мастерами и рукодельницами. Население с.Щелканово согласно архивным данным в 1920 году составило около 900 человек.

В 1776 году был образован Мещовский уезд в составе Калужской губернии. По административному делению уезда Щелканово становится центром волости, в которую вошли населенные пункты: Утринка, Жеремесло, Миньково, Екатериновка, Крутое, Ямна, Сосино, Куркино, Желетово, Куркины дворики и другие.

Революционные события 1917 года сильно повлияли на крестьянское движение в Мещовске и волостях уезда. Не обошли они и Щелкановскую волость.

В Чемодановскую волость вернулся Прокофий Иванович Генералов – революционер, член РКП(б) с 1918 года, который провел в ссылке три года в Архангельской губернии. В историко-краеведческом очерке «Мещовск» Г.Холодицкий пишет: «Особой революционной активностью отличались события в Чемодановской и Щелкановской волостях Мещовского уезда. Вот что сообщал начальник участка Мещовской уездной милиции подпоручик Соколов уездному комиссару: «Под влиянием Чемоданосвкой земской Управы, вернее, братьев Генераловых, переизбрана земская Щелкановская волостная Управа. Попали люди с пылким темпераментом и захватническими замашками. На первом же собрании, общем волостном, поручили земельному комитету организовать Красную гвардию и произвести сбор оружия и учет живого и мертвого инвентаря у помещиков».

В сентябре 1918 года большевики Мещовска избрали первый уездный комитет партии. Председателем партийного комитета был избран Генералов П.И. 24 сентября 1918 года – день рождения Мещовской партийной организации, Генералов П.И. – первый секретарь Мещовской партийной организации, участник Всероссийского Съезда Советов. В 1919 году Прокофий Иванович добровольцем ушел на гражданскую войну, отважно сражался и погиб в боях с интервентами.

В августе 1919 года в Мещовске была создана городская ячейка комсомола. А в мае следующего года состоялась первая уездная комсомольская конференция. Секретарем укома был избран Михаил Ерохин. Активный член укома, а с 1921 года по март 1922года – секретарь Мещовской организации РКСМ, Паншин Николай Андреевич в сборнике партархива – Калужского обкома КПСС «Юность комсомольская» (изд.1961 г.) вспоминает о вовлечении в комсомольские ячейки батрацкой молодежи в Щелкановской, Мошонской, Утешевской волостях, где на селе было немало кулацких хозяйств. Комсомольские ячейки были созданы во всех волостях Мещовского уезда.

В 1929 году Калужская губерния была упразднена, а еще раньше в 1927г. был ликвидирован Мещовский уезд. Вновь образованный в современных границах Мещовский район передал ряд населенных пунктов, в том числе Зубово и Щелканово, Юхновскому району. В том же 1929 году Щелкановская волость преобразована в Щелкановский сельский Совет с центром - с.Щелканово.

В 1930 году началось массовое раскулачивание. В селах Щелканово и Зубово закрылись церкви. Имущество церквей, купцов и зажиточных крестьян было конфисковано. Служители церквей, купцы, кулаки и их семьи подверглись жестоким испытаниям. Они были объявлены «врагами народа» и по ним пронесся ураган политических репрессий.

Мироново (Утринка) – деревня расположена к югу от села Щелканова на дороге Калуга – Мосальск. Утринка входила в Щелкановскую волость Мещовского уезда Калужской губернии. По данным Калужского губ. статистического комитета в Утринке насчитывалось 178 жителей. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу» (ч.2) содержатся следующие сведения о ее владельцах: здесь находились дачи «Анны Алексеевой дочери Болговской, Ольги Алексеевой, дочери Полозовой, Трофима Иванова сына Слепцова». Им принадлежало и 172 десятины пашни «на левом берегу верховья Безымянного ручья, на котором пруд».

В Утринке издавна существовал гончарный промысел. Изделия из глины использовались не только в домашнем обиходе, но и вывозились на базары и ярмарки Мещовска, Бабынина, Мосальска, Брянска, Полотняного Завода и даже в Белоруссию. Постепенно гончарное ремесло угасло. Последним мастером гончарного дела в этих местах был Иван Григорьевич Куренков (1910 г.р.) из д. Жеремесло. Его гончарные изделия представлены в Доме мастеров г. Калуги.

Ныне деревня носит имя ее уроженца – Героя Советского Союза П.М. Миронова (25.06.1904 – 28.09.1943гг.). Сейчас в д. Мироново осталось только 12 дворов, где проживают 20 человек.


следующая страница >>



Писательство — приятная игра на нервах. Пол Теро
ещё >>