В. Ю. Свиридова «Литературное чтение. 4 класс» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 4 417.41kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 1 189.4kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1 102.17kb.
Литература Литературное чтение 1 класс (16 таблиц с держателями) 1 27.8kb.
Программа по предмету литературное чтение Учитель Арзямова Ольга... 3 633.35kb.
Разработка фрагмента интегрированного урока литературное чтение,... 1 46.41kb.
Рабочая программа По учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс... 4 659.28kb.
Программа по литературному чтению 1 класс 1 154.29kb.
Алейского района алтайского края 1 341.07kb.
Интегрированный урок ( литературное чтение, музыка, трудовое обучение) 1 99.08kb.
Литературное чтение 2 класс 1 211.04kb.
«Поэты «шестидесятники» 1 153.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В. Ю. Свиридова «Литературное чтение. 4 класс» - страница №1/1

В.Ю. Свиридова

«Литературное чтение. 4 класс»


Анализ лирического произведения:

«что говорит поэт, и как он это делает»


Приобщение детей к поэзии требует особой методики, которая, в первую очередь, должна быть нацелена на восприятие целостности художественного текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества. В этой связи очень важно: подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется препарированию.

Кроме того, работа с лирикой отличается особым вниманием к индивидуальным особенностям «прочтения» текста каждым школьником. Очень важно бережно сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального отношения детей к прочитанному.

На основе переживания, удивления и наслаждения от красоты слова, с одной стороны, и удовольствия от собственной способности проникновения в глубинный смысл произведения, с другой, формируется устойчивый интерес школьника к такому сложному явлению как поэзия.

Для того чтобы научить любить стихи, надо научить их воспринимать, чувствовать и понимать. «Поэтическая компетентность» включает:

1) навык эстетического восприятия;

2) умение анализировать поэтическое произведение;

3) определенный минимум знаний по теории стиха.

Программа «Литературное чтение», являясь литературоведчески ориентированной, тем не менее, нацеливает ученика на «мобилизацию эмоций» (М. А. Рыбникова), на неформальный разговор о поэзии, не на заучивание стиховедческих терминов, а на уяснение с их помощью специфики мира поэзии. Теоретическими понятиями стиховедения учащиеся пользуются практически, в ходе анализа лирических текстов, как средством постижения художественного смысла произведения.

Учебник 1 класса начинает формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. Подчеркивается способность поэта помочь читателю обнаружить красоту и смысл в обыденном. При этом происходит начальное практическое ознакомление учеников с ритмом и рифмой в форме нахождения рифмующихся слов, проговаривания и прохлопывания ритма, сочинения рифмовок.

В учебнике 2 класса этот подход углубляется и уточняется. Формируется представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить и выразить красоту мира природы, внутреннего мира человека, передать самые важные переживания: сочувствие, сострадание, радость, дружбу, любовь. Литературоведческая составляющая работы осуществляется через практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения, эпитета (называем его «определением»), звукописи. Особенностью учебника 2 класса является возможность заострить внимание учеников на том, как в авторской поэзии могут использоваться жанровые и композиционные особенности народной поэзии. Например, звукопись скороговорки (Е. Благинина), четкий ритм считалки (Ю. Тувим), линейная композиция кумулятивной сказки (Д. Хармс).

Подобное внимание к индивидуальному авторскому приему становится основой работы с лирическим произведением в 3 и 4 классах. Такие специфические особенности лирики, как открытое выражение чувства, развертывание сюжета, переживания выходят на первый план при анализе поэтического текста. При этом становится возможным рассмотрение, пусть и в самой общей, доступной форме таких серьезных проблем, как: непосредственное раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении; разница картин мира, создаваемых поэтами; общее представление о лирическом герое. Рассмотрение разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета, контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и литоты, повтора и риторических вопросов нацелено на то, чтобы дать ученикам общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой.

Работа с поэзией в начальной школе, являясь пропедевтической по характеру, тем не менее охватывает весь спектр проблем, связанных с дальнейшим изучением лирики в средней школе, а именно с рассмотрением лирики как одного из литературных родов. Ведь изучение специфики лирики по сравнению с эпосом и драмой будет опираться на круг понятий, так или иначе затронутых при работе в начальной школе. Это

 наблюдения за разнообразием и особенностями поэтической формы;

 знакомство с основными жанрами лирических произведений;

 общее понятие о тропах и фигурах художественной речи: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора;

 понятие о стопе, двусложные и трехсложные размеры;

 строфа, рифма, виды рифм и способы рифмовки;

 общее представление о лирическом герое;

 наконец, понятие о неповторимости поэтического мира каждого поэта. Внутренний мир лирического героя на материале стихотворений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока, К. Бальмонта, М. Волошина, И. Бунина, В. Маяковского, Э. Багрицкого, В. Набокова, С. Есенина, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Саши Черного, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Д. Кедрина, Д. Самойлова, М. Светлова, А. Кушнера, А. Вознесенского. Обратите внимание, что со стихами «взрослых» поэтов, имена которых выделены шрифтом, ученики встречаются уже в курсе начальной школы.

Прокомментируем особенности анализа «взрослой» и трудной поэзии на примере нескольких стихотворений, предлагаемых для чтения в учебнике Н.А Чураковой «Литературное чтение» (4 класс).

При работе над стихотворением основная трудность состоит в том, чтобы как можно более полно раскрыть художественный образ, созданный поэтом и при этом не разрушить целостность литературного произведения за счет «выпячивания» отдельных средств художественной выразительности и придания им самостоятельного значения. Методика целостного анализа литературного произведения базируется на представлении о стихе как о единой речевой системе, где все средства выразительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Логика работы с любым поэтическим произведением примерно одна и та же. Начинаем с выразительного чтения произведения учеником или учителем. Затем пытаемся выявить первое, непосредственное, общее, целостное впечатление от стихотворения, пытаемся уловить художественный образ целиком. Далее обосновываем и уточняем непосредственную эмоциональную оценку, анализируя произведение. То есть вникаем в название произведения, обращаем внимание на конкретные образы и детали, на «яркие» слова, слова, выделенные рифмой, на взаимное расположение строк, на звучание отдельных строк, слов и звуков, словом, на все те особые выразительные приемы, которые нам удастся заметить. На следующем этапе необходимо вернуться к общему, целостному впечатлению, которое теперь будет более полным и насыщенным. На заключительным этапе работы перечитаем стихотворение, выражая то, что мы в нем открыли. При этом возможно предложить ученикам выучить стихотворение наизусть.

Целостный анализ и его методика определяются общей логикой подхода, а не конкретной последовательностью разбора выразительных средств произведения и даже не большей или меньшей подробностью такого разбора. Целостный анализ не сводится к постепенному пословному вчитыванию в произведение, когда учитель ведет учащихся вслед за поэтом от строки к строке, хотя такой методический прием широко распространен и «технологически» оправдан. Однако с точки зрения обогащения учебного процесса желательно избегать повторения методов и приемов и их стандартных сочетаний. Наиболее желательный вариант состоит в том, чтобы для каждого поэтического произведения нашелся в чем-то неповторимый путь изучения.

Андрей Вознесенский. «Какое несимметричное время...» Часть 1, с. 48.

Стихотворение впервые звучит в исполнении учителя. Детям оно напоминает японские хокку: также возникает ощущение недоговоренности и желание «расшифровывать», что стоит за короткими, сдержанными строками. Андрей Вознесенский как архитектор по образованию в своих стихах зачастую графичен, и при их анализе с детьми легче всего опираться именно на зрительный образ. В первую очередь, нуждается в расшифровке слово «несимметричное». Уточняется, что симметрия – это точное повторение чего-либо относительно оси симметрии. Какой образ создает поэт, перенося пространственное понятие на представления о времени? (Для наглядности можно нарисовать любые симметричные фигуры. Желательно затем нарисовать круг, две половины которого симметричны относительно диагонали. А потом поинтересоваться, можно ли назвать симметричными циферблат часов, песочные часы, годовой круг?) Какие чувства выражает поэт, создавая образ «искривленного» времени (опираемся на иллюстрацию к стихотворению)? Какие переживания могут обострить ощущение неравномерности протекания времени? «Последние минуты»  перед чем, что заканчивается? Среди разнообразия толкований, предлагаемых детьми, самые точные те, что говорят о последних минутах перед разлукой, они пролетают тем быстрее, чем сильнее хочется их замедлить. «Последняя разлука»  это разлука, которая навсегда, навечно. Речь идет о смерти, которая делает расставание очень длинным, бесконечным. Если дети не заметили сами, то следует обратить их внимание на «пространственные», а не «временные» слова «длиннее», «короче». Лирический герой словно живет во времени, как в пространстве. Можно не говорить о рифме в этом стихотворении, хотя она намечена «время - длиннее». Рифма соотносит первую и третью строчки, а одинаковое синтаксическое строение фразы – вторую и третью строчки. Рисунок явно несимметричный. Относительно ритма достаточно заметить одинаковое количество ударений в каждой строке (по три), дети говорят об одинаковом количестве слов, которое не дает несимметричному построению рассыпаться.

Могло ли такое высказывание появиться в древности, в устном народном творчестве?

Конечно, нет. Ведь поэт говорит об особом времени — времени наших переживаний. Такое личностное представление о времени не могло появиться в древние времена, в устном народном творчестве, оно могло появиться только в авторской литературе. Можно ещё раз вспомнить фольклорное круговое представление о повторяющемся времени и современное линейное представление о времени, направленном из прошлого, через настоящее, в будущее.

К скульптурам Сальвадора Дали «Постоянство памяти» и «Профиль времени» рекомендуется обратиться не до, а после обсуждения стихотворения. После совместного обсуждения стихотворения Вознесенского ученики легко самостоятельно понимают образ памяти, как застывшего неизменного остановленного времени прошлого и современный образ утекающего, ускользающего, движущегося времени. Архетипичный образ мирового дерева детям также понятен.
Андрей Вознесенский. «Тихо-тихо». Часть 1, с. 49.

Желательно не анализировать два стихотворения Вознесенского на одном уроке. Стихотворение звучит в исполнении учителя. Учитель сразу акцентирует внимание детей на уже знакомой нам поэтической манере Андрея Вознесенского создавать зрительный образ и просит учеников самостоятельно обнаружить такой образ в тексте стихотворения. Рисунок художника к стихотворению помогает детям увидеть, что это образ песочных часов. При чтении легче всего это обнаруживается в третьей строке: «струйкой тихою песочка». А затем останавливает внимание и в четвертой строке: «пересыпается цепочка». Чуть труднее находится во второй строке: «текут секунды дней». Желательно найти в стихотворении рифмующиеся слова, обозначить их соответственно одной буквой или одним цветом и зарисовать с детьми получившуюся схему рифмовки:

А

В

А



А

В

При этом две последние строки повторяют две первых, а третья словно представляет собой узкий перешеек посередине песочных часов.



Подобный анализ и является ответом на вопрос: Как поэт добивается того, чтобы мы «увидели», как течет время?

Группу вопросов: Прочти первые две строчки очень тихо и по слогам: тебе этот ритм ничего не напоминает? Прочти по слогам оставшуюся часть стихотворения: изменился ли ритм? Почему? «Течение» времени стало менее или более заметно? – можно заменить одним. – А можем ли мы не только увидеть, а «услышать», как течет время?

Мы слышим шелестение песка в словах, содержащих звукопись: СлыШно, тоЧно, пе-соЧка, цепоЧка, на Шее дыШаЩей.

Кроме того, мы чувствуем ритм стихотворения. Первые две строчки представляют собой точный 4-стопный хорей: двусложный размер с ударением на первом слоге: Ти-хо/ ти-хо/слыш-но/ точ-но // Как-те/кут-се/кун-ды/дней//. Мы не даем детям название размера, но побуждаем их прочитать первые две строчки, акцентируя ударения и по слогам, чтобы обнаружить четкое тиканье часов. При дальнейшем чтении по слогам обнаруживается, что четкий ритм сбивается, замедляется: Струй-кой/ ти-хо-ю-пе /соч-ка// Пе-ре-сы/па-ет-ся-це/поч-ка//На ше-е/ды ща-щей/ тво-ей//. Это ритм более прихотливый, как ритм дыхания человека, которое то замедляется, то учащается, в том числе и в зависимости от того, что он в данный момент чувствует.

Детям совершенно понятно, что поэт передает в стихотворение чувство любви. Мы погружены в миг тишины, когда лирический герой любуется милым образом, осознает хрупкость («шея дышащая») и беззащитность человека и его чувств перед неумолимым ходом времени. Дети говорят, что им знакомо это чувство: его можно испытать, глядя на спящего младшего брата или сестру, заметив тонкую бьющуюся жилку на маминой шее, разглаживая морщинки на руках любимой бабушки. Так и хочется сказать: «Остановись мгновенье…»

Оба стихотворения Андрея Вознесенского дети с удовольствием заучивают наизусть без просьбы учителя.


Новелла Матвеева. «В лощинах снег». Часть 1, с. 51.

Стихотворение Новеллы Матвеевой о весне и следующее за ним стихотворение Бориса Пастернака являются достаточно затейливыми с точки зрения образного рисунка и для заучивания наизусть не предлагаются.

Работа со стихотворением «В лощинах снег» строится на анализе системы образов – олицеворений. Их достаточно много, ученики их находят, перечисляют, уточняют свое восприятие с помощью учителя и других ребят. Природа предстает перед читателем живой во всех своих проявлениях. Мы видим возрождающуюся жизнь леса в самом начале весны, переданную через любовно подмеченные детали. Здесь и образ снега слоистого, как слюда, конопатого от падающих капель; образ льда хрупкого, как скорлупка яйца, не толще паутины; образ пня, тоже оживающего сочащимся надрезом красного цвета; образ солнца, лучи которого, как руки, плетут в ветвях деревьев свои корзины; образ леса, который дышит ноздрями мха.

Скрепляют эту систему два центральных образа. Образ ручья  озорника, ребенка, который несмело протягивает струю как руку, чтобы что-то стянуть с берега (такую игрушку как кусочек коры или хвоинка) и поиграть вдоволь после зимнего сна. И образ лирической героини, которая тоже представляется ребенком. Она помогает ручью приблизить весну, чувствует его настроение и играет вместе с ним:

«Я прутиком разбила лед ручья:

Бери весну, ручей,  она твоя!»


Борис Пастернак. «Опять весна». Часть 1, с.52.

Работу над стихотворением Бориса Пастернака можно построить на анализе двух центральных образов, с помощью которых создается ощущение весны. Это образ ручья, проходящий сквозь весь текст и образ приближающейся весны. Эти образы создают игру двух планов стихотворения: обычного, бытового, повседневного и чудесного, дивного, волшебного. Чудо словно рождается у нас на глазах из привычных явлений, весна проступает сквозь движение ручья, словно Афродита из морской пены.

Эти образы контрастны. Отсюда такое обилие контрастов у Пастернака (прошлогодний — сегодня, сызнова — как в прежние времена, прежде — снова).

В тексте мы не столько видим ручей, сколько слышим его речь. Он предстает болтуном и стихотворение передает его торопливую сбивчивую речь:

 через обилие разговорных оборотов, конструкций, характерных для устной речи («уж как-то», «ах, это сызнова, верно», «это, как прежде, снова»);

 через множество повторов, возвращений;

 через единоначатия строк (анафоры): «Это она, это она», «Это её, это её».

Это поистине «обрывки речей». Пастернак создает образ, который отличается непредсказуемостью, неупорядоченностью, стихийностью. Это не похоже на привычную нам красивую картину весны в стихах поэтов XIX века (например, у Тютчева). У Пастернака и сама весна будничная, скромная, в косынке и телогрейке. Но она все же и Весна-Снегурка, красивая, хрупкая, как любое чудо.

В первой строфе два четверостишия. В них рифмуются первое и четвертое, второе и третье слово. Дети это могут без труда отметить. Можно не говорить им, что такая рифма называется охватной. Они иногда сами придумывают название: кольцевая, опоясывающая, круговая и т.д. Важно, чтобы они обнаружили, что еще не встречались с такой рифмой. Во второй строфе тоже два четверостишия. В первом по-прежнему охватная рифма, а во втором перекрестная. Завершает стихотворение четверостишие с перекрёстной рифмой. Было бы неплохо подвести школьников к выводу, что для создания такой сумбурной и сбивчивой картины весны, которая как будто рождается прямо на наших глазах, необходимо обращение к разным видам рифм.
Анна Ахматова. «Перед весной». Часть 1, с. 54.

Анализ данного произведения целесообразно построить, пользуясь методическим приемом построчного вчитывания в текст и постепенного анализа так называемых «ключевых слов» каждой строки. Стихотворение читает учитель. Перед учениками на партах текста может и не быть. В процессе анализа каждая следующая строка стихотворения записывается или открывается учителем на доске.

В первой строке это слова «перед весной», «дни такие». Во второй эпитет «плотный», эмоционально-окрашенный глагол «отдыхает». Первые две строки создают ощущение затишья, паузы в ожидании чего-то значительного, что вот-вот произойдет.

В третьей и четвертой строчках эпитеты «весело-сухие», «нежен», «упруг», шум деревьев, касание теплого ветра создают образ движения.

Следующие две строки усиливают это ощущение, создают впечатление легких, свободных движений тела (танцуем, летим по улице, подпрыгиваем, размашисто шагаем) и внутреннего движения оживающей и обновляющейся души.

«И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь…»

Эти состояния надо дать узнать детям, прочувствовать, вспомнить, когда с ними было что-либо подобное.

Последние две строчки знаменуют полное душевное обновление.

То настроение, которое описывается в стихотворении, можно назвать лирическим, или поэтическим. Оно бывает у человека не обязательно весной, но, например, в состоянии влюбленности или тогда, когда человека вдруг поражает красота окружающего мира, — а это может случиться в любое время года.

Повторяющийся гласный звук союза «и» в начале строк создает впечатление напевности, песенности стиха. Не случайно поэтесса сама упоминает «песню», которую «как новую, с волнением поёшь». Этот повторяющийся звук помогает созданию атмосферы взволнованности и эмоциональной приподнятости, о которой и рассказывает лирическая героиня стихотворения.

Главным результатом весеннего преображения является изменившееся зрение человека: оно делается волшебно поэтическим, способным в самом обыденном и будничном, давно знакомом и надоевшем - обнаружить новое и необыкновенное, открыть не видимую прежде красоту.


Давид Самойлов. «Красная осень». Часть 1, с.157.

Такое же постепенное вчитывание и погружение в мир лирического стихотворения проводится при анализе стихотворения Давида Самойлова «Красная осень». После совместной работы по тексту с учителем и одноклассниками дети должны попробовать вернуться к целостному впечатлению от произведения самостоятельно. Вот как выразили итоговые впечатления от прочтения стихотворения ученики 4 классов в письменных зарисовках.

Куст зажёгся красными листами, как гирляндой… Небо впитало в себя цвет леса.

(Даша Коршикова)
Этот поэт написал про осень очень красиво и лирически. Осень, которую описывает поэт, очень красивая, так как к ней в гости пришёл красный листок, который заразил весь лес и облака весельем и праздничным настроением. Осень не хотела брать его к себе в лес, так как она очень серьёзная, ведь с неё начинается учебный год. Но листик отличался своей настойчивостью и всё таки вкрался и развеселил лес. Лесу осень запрещала веселиться, так как она боялась, что она разозлит этим ветер. Так как ветер мог сдуть все листья, и тогда по закону природы, наступила бы зима. Но листок не стал оставлять публику леса и не дал ветру проснуться. Он подарил листьям всех кустов и деревьев улыбку, а улыбка леса похожа на приоткрытые уста.

Красный листок очень рисковал, ведь если бы его заметила осень, она бы его наказала. Но красный лист был храбрецом и ради веселья других растений, он вложил в свое дело всю его простую душу.



Потом осень разглядела свой новый нарядный лес и надулась, и заперлась в своей комнате в облаках, но облака её отговорили от вредного поступка: наказать всех и развеселили осень, и она стала красной. После этого начался осенний праздник, и во главе его стояла осень.

(Ева Огородова)
Это стихотворение об юной осени, только – только ставшей совершеннолетней. Красный цвет говорит о настоящем, чёрный – о будущем, белый – о прошлом. Красный цвет – самый живой, это цвет крови, то есть жизни. Красный – чистый, благородный цвет, он немного говорит и о зрелости. Это стихотворение полное жизни, но и грусти от того, что лето кончилось. Красный в этом стихотворении обозначает, что если лето ушло, то не всё кончилось, жизнь продолжается. Частое употребление хрустящих слов изображает, как звучит осень, как живёт осень. Стихотворение даёт новые мысли об осени и умиротворяет.

(Фёдор Кокорев)
Остались одни ветки, а вся одежда леса преобразилась в разноцветные ковры между деревьями, даже над листиками стоит их отраженье, и кажется, что весь лес полностью красный и очень красивый. А когда внезапно подует ветер, листья взмоют в воздух, и это похоже на настоящий праздник.

(Антон Лядов)
Посреди чёрного леса краснеет куст рябины – это сердце леса.

(Алексей Комонов)
Праздник листьев и небес – всё как бы избавилось от груза проблем и готовится отдыхать.

(Павел Жирнов)
Праздник листьев – ветер кружил листья и они кружились в танце, танцевали праздничный вальс.

(Петя Панихин)
На закате покраснели облака над лесом, и, кажется, весь мир отмечает последний праздник перед зимой.

(Елена Плакущая)
Уста леса приоткрылись и хотят что-то сказать, что-то, что мы понять не можем. Понять это могут только люди с большой фантазией.

(Ира Леонтьева)
Осень. Листья пожелтели и вдруг на деревьях начали медленно краснеть некоторые листья. Лес становился красным, как сердце. Лес показывает всю свою красоту и уже готовится к мукам зимы. Все листья осыпятся, и он утратит свою былую красоту. Лес краснеет постепенно: сначала отдельный лист, потом кусты, потом весь лес, и даже на небе отразилась краснота леса. Листья на кустах сравниваются с двумя тысячами уст, листья стали красно-багровыми. Листья приобрели красоту, и небо от заката стало красным и торжественным.

(Антон Кикоть)
Красный лист, как озорник вкрался в лес, чтобы устроить там праздник. Лес стал постепенно, неохотно, медленно соглашаться с зачинщиком. Кусты стали поддакивать своими красными губами. К празднику подключился весь лес и облака.

(Алина Мезина)
В этом произведении видна древняя магия числа 3, это видно в построении стиха (3 трехстишия). Автор показывает, что красный цвет постепенно охватывает все окрестности леса, начиная с одного листа и кончая небесами. И красный цвет приоткрывает сердце леса, а сердце ведь тоже красное. Сердце леса – это, наверное, какие-нибудь тайны леса, кроющиеся в самых его глубинах, ведомые только лесным существам. Автор пишет, что сердце готово «на муку и на риск». Это последующая зима, перед которой лес сбросит листья. Многие деревья рискуют не пережить эту зиму. В лесу «вспыхнул красный куст». Это выражение означает, что он неожиданно появился среди черно-зеленого леса. Еще раньше «вкрался красный лист». Он как шпион, потихоньку заносит в лес красную краску. От него лес «заражается» красной «чумой». А на красном кусте расположилось 2000 уст. На уста похожи листья, но можно пойти дальше. Уста как будто что-то говорят окружающему миру. Красное облако… Облака бывают красными обычно во время заката дня…или года. Возможно, речь идёт о закате года. Всё это сплетается в красный праздник. Ведь красный цвет – цвет праздника. Красный лес – торжественный лес. Жаль, что ненадолго…

(Орловецкий Борис)
Мы любим стихи за их удивительную способность вызывать ответное движение души читателя – радость или печаль. Может быть, нас увлекает способность поэзии выразить сокровенные чувства? А, может быть, чарует стройность поэтической речи? И то, и другое не существует друг без друга, неразрывно и неделимо.




Богатые не похожи на нас с вами: они платят меньше налогов. Питер де Врайз
ещё >>