В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 97.02kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 67.03kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 43.32kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 141.24kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 3 590.98kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 147.19kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 90.13kb.
Христиане, приносите бескровную жертву друг за друга! В. Ю. 1 51.23kb.
Книга первая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 3 495.58kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 106.02kb.
Богословские этюды о природе (1). Космологическая тайна В. Ю. 1 55.42kb.
Дневные изменения погоды 3 399.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск - страница №1/1

Богословские этюды о природе (8). Радуга и крест

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск


Аннотация:
Этот этюд о небесных оптических феноменах и об их отношении к катастрофическим событиям общечеловеческой значимости

"Взгляни на радугу, и прославь Сотворившего ее: 
прекрасна она в сиянии своем! Величественным кругом своим
 
она обнимает небо; руки Всевышнего распростерли ее
" 
(Сир. 43: 12-13).

Когда в грозовых облаках вдруг неожиданно появляется радуга, в нашем сердце невольно возникает радость. Радостно созерцать столь красивое зрелище, контрастирующее с угрюмыми цветами непогоды. Когда мы предаемся счастливым мечтам и надеждам, мы называем их радужными мечтами и радужными надеждами, т.е. сулящими радость и счастье. Думается, что это не случайно.

Остановимся же посреди гонки современной жизни, с ее стрессами и погоней за престижем и комфортом, и взглянем на небо - на радугу, на ее цвета, на ее правильную дугу, и порассуждаем о ней.

Мы собираемся поговорить о радуге, а также о других родственных ей оптических феноменах: о гало и о кресте. Гало мы можем увидеть столь же часто, как радугу, или, пожалуй, немного реже, а вот крест на небе появляется очень редко.

Радуга возникает за счет преломления света в каплях воды: чаще это дождевые капли, реже - мелкие капли тумана. По дальности радуга может быть на расстоянии от нескольких метров до нескольких километров. Можно искусственно создать радугу, устроив струю или фонтан мелких капель, поливая садовый участок или газон. Нужно понимать, что радуга не находится в каком-то конкретном месте, но она есть свет, приходящий в определенном направлении. Если и полагать некое место радуги, то это есть расположение тех капель, на которых она образуется. Радуга видится, как часть окружности, центр которой лежит под горизонтом; этот центр лежит на прямой (оси), проходящей через солнце и глаз наблюдателя; лучи от радуги идут под углом к оси примерно в 42 градуса (или под углом 138 градусов по отношению к солнцу). По сути радуга должна видеться как полная окружность, но обычно мы не видим ту ее часть, которая под горизонтом. Однако, с самолета можно наблюдать полную радугу.

 []

Угловое положение радуги. Взято из книги

"М.Миннарт. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. - 360 с."

Очень часто можно видеть и вторую радугу, концентричную с первой - с тем же центром, но с углом примерно 51 градус и менее яркую.

Цвета радуги непрерывно переходят один в другой, но глаз человеческий обычно выделяет семь ее цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Чередование цветов во второй радуге противоположно чередованию в первой, так что обе радуги обращены друг к другу красными дугами.

Покажем теперь путь солнечных лучей в капле воды. Справа налево идут почти параллельные лучи от солнца. Они преломляются на поверхности капли, обращенной к солнцу, затем отражаются внутри капли от противоположной ее поверхности, и потом снова преломляются на первой поверхности, выходя из капли. Световые лучи выходят из капли под различными углами, в зависимости от места попадания в каплю. Лучи, вышедшие из капли в одном направлении, расходятся, а вышедшие в другом, вначале сходятся и пересекаются. Между этими направлениями есть такое, при котором лучи выходят из капли практически параллельно, достигая глаз наблюдателя с максимальной "плотностью". Это и есть лучи от радуги, потому что при этом к наблюдателю приходит наиболее яркий свет. Средний угол этих лучей по отношению к оси, как мы уже говорили, 42 градуса. Этот угол немного отличается для лучей с разной длиной волны за счет дисперсии - зависимости показателя преломления воды капли от длины волны света. Дисперсия и приводит к несколько различному угловому положению цветов радуги.



 []

Ход солнечных лучей в капле воды. Взято из книги

"М.Миннарт. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. - 360 с."

Ход лучей второй радуги немного сложнее. Он отличается тем, что лучи дважды отражаются внутри капли от противоположной ее поверхности. А все остальное справедливо также, как и для первой радуги.

Цветовые характеристики радуги зависят еще от размеров капель; при очень маленьких каплях (диаметр менее 0,2-0,3 мм) начинают сказываться волновые свойства солнечного света, и радуга выглядит беднее цветами или может быть только белой (диаметр капель менее 0,05-0,06 мм).

Радуга может быть не только от солнечных лучей, но и от луны. Но такая радуга реже наблюдается и значительно уступает солнечной радуге по яркости.

Рассмотрим, как образуется гало вокруг солнца или луны. Гало видится как цветное кольцо. Угловой размер малого гало примерно в 22 градуса, а большого гало - 46 градусов. Если радуга имеет центром точку на оси против направления к солнцу, то гало имеет центром само солнце. Внутренний край гало обычно красный, а наружный - синий. Гало возникает за счет преломления света в ледяным кристаллах, имеющих форму шестигранных призм и содержащихся в перисто-слоистых облаках. Для малого гало преломление света происходит на боковых гранях призм.

 []

Ход солнечных лучей в ледяных кристаллах при малом гало. Взято из книги "М.Миннарт. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. - 360 с."

Для большого гало преломление света происходит на одной из боковых граней и на основании призмы.

 []

Ход солнечных лучей в ледяных кристаллах при большом гало. Взято из книги "М.Миннарт. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. - 360 с."

Кристаллы ориентированы в пространстве хаотически. Но гало создается теми преломленными лучами, которые испытывают минимальное отклонение, потому что при этом направление преломленного луча очень мало меняется при случайном повороте призмы, и соответствующие лучи будут практически параллельными и наиболее яркими (ситуация аналогичная радуге).

Цветовые характеристики гало, также как и радуги, сильно зависят от размеров ледяных кристаллов; при очень маленьких кристаллах начинают сказываться волновые свойства солнечного света, и гало выглядит беднее цветами или может быть только белым.

Более редким явлением по сравнению с гало и радугой является крест. Вероятно, крест возникает за счет дифракции света на ледяных кристаллах определенной формы. Это кристаллы, напоминающие по форме зонтики, преимущественно вертикально зависающие в небе. Дифракция света на горизонтальной плоскости "зонтика" и на вертикальной "ручке зонтика" формирует, соответственно, вертикальный и горизонтальный столбы креста.

 []

Ледяные кристаллы, на которых образуется крест. Взято из книги "М.Миннарт. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. - 360 с."

А теперь рассмотрим духовный аспект таких оптических явлений, как радуга и крест. Удивительным здесь является то, что как физическая природа радуги близка физической природе гало и креста, так и духовный смысл радуги имеет ближайшее отношение к духовному смыслу креста на небе. Ибо радуга напоминает нам о всемирном потопе, как о суде Божием над развращенным человечеством, и о завете милости, что потоп уже не повторится. А крест напоминает нам о втором пришествии Сына Божия для того, чтобы судить человечество. И как губительный потоп пришел на землю неожиданно, так неожиданно будет и пришествие Христово, и воскресение мертвых и страшный суд. Об этом мы и собираемся поговорить.

Радуга несколько раз упоминается в Св.Писании: как явление природы в книге сына Сирахова: (Сир. 43: 12-13, 50: 7); как сияние Божественной славы в книге пророка Иезекииля (Иезек. 1: 28) и в Апокалипсисе: "И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Откр. 4: 2-3); а также как проявление ангельской силы в той же книге: "И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные..." (Откр. 10: 1). Гало и крест в явном виде в Библии не упоминаются, насколько мы можем судить, но, возможно, древние люди могли и гало называть радугой. Что касается радуги, то для нас важнее то повествование о ней, которое встречается в книге Бытия в связи с всемирным потопом.



Итак, обратимся к Библии. Книга Бытия повествует нам, что допотопное человечество настолько развратилось, что Бог уничтожил всех водами потопа, кроме праведного Ноя и его семьи, которые спаслись в ковчеге, сделанном по указанию Бога (Быт. 6-8). Свт. Иоанн Златоуст, толкуя Библейский текст, видит в самом имени Ноя предсказание человечеству о бедствии, которое настигнет его, если оно не покается в грехе: "Усматривай опять и в наименовании родившегося теперь от Ламеха величие тайн, высокое пророчество и неизреченное человеколюбие благого Бога. Так как по своему предведению он провидел будущее, то усматривая, что нечестие людей умножается, наименованием сына предсказывает бедствия, имеющие постигнуть весь род человеческий, дабы люди, вразумившись хотя страхом, удержались от греха и обратились к добродетели. Замечай и долготерпение Господа: за сколько лет Он дает предсказание, чтобы таким образом и показать Свое человеколюбие, и отнять всякое извинение у тех, которые подвергнутся наказанию!" и далее: "И дабы мы с точностью знали, сколько времени этот сын (Ламеха) своим именем увещевал всех оставить нечестие, прилепиться к добродетели и чрез то избежать столь великого гнева Божия, (Писание) говорит: и бе Ное лет пятисот и роди Ное три сына" (Беседы на книгу Бытия. Беседа 21-я), т.е. Ной фактически проповедовал покаяние 500 лет. Но в каком грехе было повинно человечество? Книга Бытия говорит нам кратко: "Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их" (Быт. 6: 1-7). Свт. Иоанн Златоуст поучает нас, что сынами Божиими названы потомки праведного Сифа, а дочерьми человеческими потомки Каина. И брак их был не ради деторождения, но по причине необузданной похоти и желания обладать женскою красотою. Допотопные люди "совершенно предались плотским делам и не пользовались по надлежащему способностями души, но вели такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и не имели души" (Беседы на книгу Бытия. Беседа 22-я). Господь добавил человечеству время на покаяние еще 120 лет, но люди продолжали дальше грешить похотью и от их греха рождались исполины - люди, крепкие телом. Свт. Иоанн Златоуст пишет далее: "Видишь, какое чрезмерное безрассудство? Какая бесчувственность души? Ни страх наказания, ни продолжительность (Божия) долготерпения не отклонили их от злых дел; раз низринувшись в пропасть и потеряв душевное зрение, они, объятые нечистою похотью, как бы каким опьянением, не захотели уже исправиться..." и далее: "Где блуд, невоздержная и нечистая жизнь, там естественно рождается и пьянство, и бесчинство, и великая несправедливость, и лихоимство, и множество зла... Не только юноша (грешит), но и старец делает подобное ему; не только муж, но и жена; не только раб, но и свободный; не только богатый, но и бедный. И слово:помышляет также многозначительно. Они, то есть, делают это не урывками, но размышляя в сердце, каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, - не то, что раз или два, просто и случайно, увлекшись грехом, оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем и делают злое; то есть, грех совершается ими с большим тщанием, не мимоходом, не небрежно и не в короткое время, но все дни, в течение всей их жизни" (Златоуст, там же). Вот, оказывается, за что человечество постигла небесная кара. Господь как бы говорит: "С своей стороны... Я сделал все: привел (людей) из небытия в бытие, вложил в (их) природу знание того, что должно делать и чего не делать, даровал им свободную волю, оказал неизреченное (к ним) долготерпение, и даже после уже того продолжительного времени [500 лет] после обнаруженного Мною гнева и угрозы, назначил еще и другой срок [120 лет], желая, чтобы они, сознав свои грехи, отвратили Мой гнев; но так как и от этого не произошло никакой пользы, то необходимо уже привести угрозу в исполнение, в конец истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия" (Златоуст, там же). Впрочем, Господь дал человечеству еще один срок на покаяние - время, пока Ной строил ковчег. Но и тогда люди не перестали блудодействовать: "каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божием, придти в сознание своих грехов, если бы только захотел. Но они не воспользовались и этим, не потому, чтобы не могли, но потому, что не захотели" (Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 24-я).

Итак, люди, кроме праведного Ноя и его семейства, были уничтожены потопом, а с ними уничтожены и животные. Как объясняет свт. Иоанн Златоуст: "Разве животные созданы сами для себя? Они сотворены для человека; поэтому, когда он истребляется - то какая и в них нужда? Затем и они разделяют (с человеком) наказание, чтобы вы знали, как силен гнев (Божий на грешника). Как в начале за грех прародителя подпала проклятию земля, так и теперь, когда угрожает погибель человеку, делаются участниками наказания и бессловесные. Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, ...так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную" (Беседы на книгу Бытия. Беседа 22-я).

Ноя и его семью Господь спас, потому что, хотя "все множество (людей) впало в столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение всего этого времени проповедовал и внушал отстать от нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны. И как они злыми своими делами подвигали на гнев человеколюбивого Бога, так и этот, возлюбив добродетель, обрете благодать пред Господом Богом. Бог бо несть лицеприятен (Деян. X, 34); если в таком множестве Он найдет хотя одного делающего угодное Ему, то не оставляет его без внимания, но удостоивает Своего попечения и тем большую выказывает заботливость об нем, чем он сам ревностнее, при столь многих, влекущих его к нечестию, идет путем добродетели" (Златоуст, там же). Праведный Ной, по мысли Златоуста, воздерживался не только от незаконного прелюбодействия, но и в браке был воздержан от сластолюбия и за 500 лет родил лишь трех сыновей (Беседы на книгу Бытия. Беседа 24-я).

Прп. Ефрем Сирин, комментируя книгу Бытия и слова о "раскаянии" Бога, создавшего человека, пишет, что так выражается глубина нравственного развращения допотопного человечества, "...дошедшего до такой степени невоздержания, что ни в чем не раскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния" (цитир. по "Александр Ткаченко. Любовь и ярость. Журнал "Фома", N6/62, июнь 2008, http://www.foma.ru/articles/1689/"). Этот св.отец учит, что понуждая Ноя строить огромный ковчег, Вседержитель "такой тяжкий труд возложил... на праведника, не желая навести потопа на грешников" (тот же источник). И далее св.Ефрем пишет, что Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились; даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою; удивительно... то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои (тот же источник).

Свт. Филарет Московский (Дроздов), по всей видимости, также, как и Иоанн Златоуст, склонен считать, что сыны Божии - это потомки праведного Сифа, а дочери человеческие - потомки Каина, водимые поврежденною грехом природою. Этот св.отец пишет: "Началом смешения столь противоположных обществ Моисей полагает прельщение красотою дщерей человеческих; а последствием то, что и те, которые принадлежали к обществу ходящих по духу, соделывалисьплотию, и самый свет начал прелагаться во тьму", и эта есть первая причина гнева Божия на людей (Толкование на Книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. - 832 с.). Как учит далее свт. Филарет, люди стали вести себя так, как будто у них только чувственная природа, плотская, пренебрегая совестью и Духом Божиим. Бог дал людям срок на покаяние - 120 лет, и проповедником покаяния был Ной, но они не покаялись. Второй причиной гнева Божия, по свт. Филарету, было появление от смешанных браков исполинов, достигнувших славы "духом преобладания и угнетения" и то, что с умножением исполинов "умножилось развращение человеков на земле, даже до прекращения долготерпения Божия". В этом развращении были повреждены "самые основания добра", и "Бог видел человека в таком состоянии, в котором сей совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более уже не мог быть причастным любви и благости Божией" (там же).

Человечество погибло от потопа "не от строгости суда, но от крайнего упорства против милующей благодати" (свт. Филарет, там же).



По окончании потопа Господь благословил спасшегося Ноя и сынов его плодиться и размножаться и наполнять землю и установил завет с ними: "И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле" (Быт. 9: 8-17).

Вот как комментирует этот текст свт. Иоанн Златоуст (Беседы на книгу Бытия. Беседа 28-я): "...Взирая не на собственную природу, но на нашу немощь, Бог не довольствуется одним словесным обещанием [не насылать потопа], но, являя Свое снисхождение к нам, дает и знак, который бы мог, продолжаясь во все веки, избавлять род человеческий от опасения подобного несчастия, так что, хотя бы пошел и сильный дождь, хотя бы случилась и необычайная буря, хотя бы приключилось весьма великое наводнение, мы и тогда могли бы не бояться, но быть спокойными, смотря на данный знак. И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже аз даю между мною и тобою (ст. 12). Смотри, какой чести удостоился праведник. Как человек разговаривает с человеком, так и Бог заключает завет с ним, и говорит: сие знамение завета, еже аз даю между мною и тобою, и между всякою душею живою, еже есть с вами в роды вечныя.Видишь, знамение, обещаемое всем живым существам, простирается на роды вечные? Бог дает знамение не только всем вообще живым существам, но и навсегда, на веки, до скончания мира. Какое же это знамение? Дугу мою, говорит, полагаю во облаце, и будет в знамении завета между мною и землею (ст. 13). Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т.е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха. И будет, говорит, егда наведу облака, на землю, явится дуга моя во облаце: и помяну завет мой, иже есть между мною и вами и между всякою душою, живущею во всякой плоти (ст. 14 и 15). Что говоришь ты, блаженный пророк? - Помяну, говорит, завет мой, т.е. мой договор, условие, обещание; и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но - чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастия". И далее: "Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но - чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости? И не будет к тому, говорит, вода в потоп, яко потребити всяку плоть, такого наводнения больше уже не будет. Так как Бог знает, что человеческая природа боится этого, то смотри, как часто Он повторяет обещание, как бы так говоря: если вы когда увидите и сильное пролитие дождей, и тогда не опасайтесь никакого несчастия, потому что не будет к тому вода в потоп, яко потре6ити всяку плоть, такого наводнения уже не будет, такого гнева (Моего) более уже не испытает человеческая природа. И будет, говорит, дуга моя в облаце: и узрюеже помянути завет вечный между Богом и между всякою душею, живущею во всякой плоти (ст. 16). Смотри, какие употребляет Он смиренные выражения, чтобы внушить людям спокойствие и полную уверенность. И узрю,говорит, еже помянути завет мой. Так ужели воззрение пробуждает в Нем память? Нет, не так должны мы думать, но так, что, когда мы увидим этот знак, то можем спокойно полагаться на обетование Божие, (зная, что) обетования Божии не могут не исполняться. И рече, сказано, Бог Ноеви знамение завета, егоже положих между мною и между всякою плотию, яже есть на земли (ст. 17). Ты получил, говорит, знак, который Я дал (в завет) между мною и всякою плотию, какая только есть на земле; не смущайся же душою и не колеблись умом, но, взирая на этот знак, и сам пребывай благонадежен, и все потомки твои да получают от него успокоение; вид этого знака пусть доставляет уверенность, что такой потоп уже не постигнет вселенную. Пусть умножаются грехи человеческие, но Я исполню Свое обещание, и вперед уже не покажу такого гнева на всех. Видите преизбыток благости Божией? Видите величие снисхождения? Видите силу попечительности? Видите щедрость обетования? Бог не простер Свое благодеяние только на два, на три, или на десять поколений, но обещал соблюсти его до скончания мира, чтобы мы вразумлялись и тем, и другим - и тем т.е., что современники Ноя за множество грехов своих подверглись такому наказанию, и тем, что мы, по неизреченному человеколюбию Божию, удостоились такого обетования". Итак, радуга призвана напоминать нам две важные вещи: первая состоит в том, что правосудие Божие наказало развращенное человечество; вторая состоит в том, что Бог милостив и не будет более насылать потоп.

А вот как комментирует текст книги Бытия свт. Филарет Московский (Дроздов): "Предмет завета есть обещание сохранения со стороны Бога, а со стороны человека - верование обещанию и соединенному с ним знаку. Сие, одною верою постигаемое, сопряжение невидимой вещи с видимым знаком составляет самую отличительную черту сего завета, без которой он был бы только благословением или обетованием в царстве природы, но которая дает ему свойство таинственное и благодатное. Слово и Таинство суть существенные принадлежности Церкви. Знамением завета избрана дуга в облаке. Сопутствуя обыкновенно дождю, она долженствовала представлять человекам образ начинающегося потопа, но Бог хочет, чтобы она уверяла их о безопасности от потопа. Такое сопряжение знака с означаемым особенно отражает в себе свойство завета. Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог сколько возвышает благодать, столько искушает веру" (Толкование на Книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. - 832 с.). Некоторые толкователи книги Бытия считают, что радуга впервые была показана человеку после потопа, а допотопный человек радугу не наблюдал, так что и дождей до потопа не было. Но свт. Филарет далее пишет: "Впрочем, неосновательно было бы выводить из сего постановления о радуге, что она получила бытие только после потопа. Она могла быть до потопа, так же как вода и омовение были прежде крещения" (там же). И далее: "Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (54: 8-10) и Иезекииля (1: 28) и в Откровении Иоанна (4: 3)" (там же). И наконец: "Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4: 2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни" (тот же источник).



 []

Двойная радуга. Фото с сайта: http://www.photome.ru/index.php?showtopic=808

А теперь поговорим о кресте. Знак креста на небе уже появлялся в церковной истории. Его видел римский император Константин Великий перед решающей битвой. Вместе с крестом, составленным из света, была составленная из света же надпись "сим побеждай" (НИКА). Это наводит на мысль, что крест имел сверхъестественную природу, а не ту, которую мы выше рассматривали. Тогда же император ночью сподобился посещения Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал, что знамением креста он победит врага. Константин после победы над врагом принял под свое покровительство христиан и объявил веру Христову главною в империи. Это было важное событие в истории.

Но еще более важным событием будет второе славное пришествие Христа. Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет неожиданным и с небес: "Ибо, как молния сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк. 17: 24; см. также Мф. 24: 27); и еще: "И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24: 30). В книге Деяний Апостольских, когда Иисус вознесся на небо, ангелы говорят апостолам: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1: 11). В Апокалипсисе пишется: "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь" (Откр. 1: 7). О том же говорится в апостольских посланиях (2 Пет. 3: 10; Флп. 3: 20; 1 Фес. 4: 16-17; 2 Фес. 1: 7).

Неожиданность прихода Христа с небес утверждают и св.отцы: свт. Кирилл Иерусалимский, прп. Ефрем Сирин, свт. Иннокентий Херсонский, прп. Иустин (Попович). Так прп. Иоанн Дамаскин (Об антихристе) учит: "И приидет Господь с небеси таким же образом, как святые апостолы видели Его восходящим на небо (Деян. 1: 2)... Никто не должен ожидать Господа от земли, но да ожидает всякий с небеси, как Сам Он подтвердил" (цитир. по "Учение Священного Писания и отцов Православной Церкви от Антихристе. М.: Благо, 2003").

Неожиданность своего пришествия и вытекающие отсюда последствия Сам Господь сравнивает с неожиданностью и последствиями всемирного потопа: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной во ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого. Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется. Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы; ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий" (Мф. 24: 36-44; см. также Лк. 17: 26-36; 2 Пет. 3: 3-10). Как комментирует блж. Феофилакт Болгарский: "Для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Как тогда иные делали предметом своих насмешек строение ковчега, пока не пришло бедствие и не уничтожило всех, так и теперь иные осмеивают проповедь о кончине мира; но внезапно придет гибель. Господь предсказывает, что около времени пришествия антихриста страсть к наслаждениям охватит людей, и они особенно охотно будут вступать в брак, предаваться роскоши" (Толкование на Евангелие от Матфея).

Перед самим приходом Христа будет знамение на небе: "И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24: 29-30).

Вот как понимают знамение Сына Человеческого св.отцы. Свт. Иоанн Златоуст благовествует: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси, - то есть крест, который светлее солнца, так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание - крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть" (цитир. по "Прп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Эсхатология. Изд. Совет русской Православной Церкви, 2005. - 143 с."). Свт. Кирилл Иерусалимский говорит: "истинное, собственное Христу, знамение есть крест" (цитир. по тому же источнику). Прп. Иустин (Попович) пишет: "Непосредственным сигналом Второго пришествия Спасителя будет появление креста на небе как символа спасения нашего, как знака искупительного подвига Спасителя: тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф. 24: 30; ср. Откр. 1: 7)" (цитир. по тому же источнику). Блж. Феофилакт Болгарский учит: "Тогда явится в обличение иудеев на небе крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. "Тогда восплачутся все племена" иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с крестом, то, значит, и с великой силой, и славой" (Толкование на Евангелие от Матфея).



 []

Гало вокруг луны и крест. Взято из книги "М.Миннарт. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. - 360 с."

Думается, что природа креста на небе будет не такая, как мы рассматривали вначале статьи, потому что естественный крест появляется вокруг солнца и обязательно померкнет, если померкнет солнце, но не таков крест пришествия Христова - он будет светить ярче солнца, вопреки померкнувшему солнцу. Тем не менее, естественный крест, созданный оптическим эффектом, является хорошим напоминанием знамения будущего пришествия Сына Человеческого - креста сверхъестественного.

Настал черед сказать несколько слов об Антихристе. В отличие от Христа, Который прийдет с неба, его антипод Антихрист и прочие лжепророки прийдут иначе - от земли. Христианин должен знать отличительные признаки пришествия Господа и не обольститься пришествием врага. Антихрист прийдет раньше - до прихода Христа, и попытается представить себя человечеству, что он как будто бы и есть Христос. Он будет демонстрировать фальшивые добродетели и даже чудеса творить будет через лжепророка (Откр. 13), но верные Христу увидят, что чудеса антихристовы иллюзорные, ложные (2 Фес. 2: 9), а остальным покажется, что чудеса настоящие. И установит свою власть на земле на краткое время - на сорок два месяца (Откр. 11: 2-3; 12: 6; 13: 5), и покорятся ему те, кто отступил от Христа - для кого мимолетная сладость греха дороже жизни с Богом. И положит враг свою печать им на лоб или правую руку (Откр. 13: 16-17). И будут в мире великие бедствия. Но в конце властвования Антихриста прийдет Христос с неба и ввергнет Антихриста и лжепророка в огонь геенский, "в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19: 20).

Итак, христианин, увидев на небе радугу (или гало) или крест, должен вспоминать всемирный потоп и обещание второго славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа, а также размышлять о Божием правосудии и о Божией милости. Нелицеприятно правосудие Божие над нераскаянными грешниками, но грешникам покаявшимся Вседержитель дарует Свою милость. Итак, если мы должны покаяться во грехах, то должны и видеть грех свой. Поэтому важным является выяснение вопроса, в чем же грех человеческий в наши последние времена. Оказывается, грехи допотопного человечества, заставившие милостивого Бога уничтожить людей потопом, такие же как и грехи последних времен, ибо Сам Христос говорит: "Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной во ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24: 37-39). Не еда, питие и женитьба сами по себе были грехом - совсем нет, но Христос говорит, а вслед за ним и св.отцы, что человечество как допотопное, так и современное побеждено сластолюбием и плотской чувственностью, объедением и пьянством, агрессивностью, властолюбием и угнетением слабого и бедного, сребролюбием, бездуховностью и забвением Бога. Вот в чем наша беда и в чем нужно каяться и исправляться. Мы употребляем дары Божии без благодарности к Тому, Кто их нам дал, и употребляем жадно и безудержно, извращая Божий замысел о нас...

Если мы вдруг увидим на небе радугу или гало или крест, то это верный сигнал, что нужно остановиться и хотя бы на время покинуть эту гонку современной жизни, ее вечную суету и погоню за престижем, комфортом и материальными благами. Радуга, гало или крест - это оптические небесные феномены, с одной стороны, показывающие красоту природы и действие в ней физических законов, с другой стороны, знаки, прямо напоминающие нам о Боге. О Его правосудии и милосердии. О необходимости для человека покаяния во грехах. И если это покаяние будет искренним, то Господь дарует нам прощение и милость, небесным знамением которой служит радуга. Желтый цвет радуги символизирует Божественное правосудие, красный - погашающую правосудие кровь Христа, зеленый - благодатное обновление жизни (свт. Филарет Московский).



Сентябрь 2008 г.




Богатые скучают дороже. Хенрик Ягодзиньский
ещё >>