В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 97.02kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 67.03kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 222.08kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 43.32kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 141.24kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 3 590.98kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 90.13kb.
Христиане, приносите бескровную жертву друг за друга! В. Ю. 1 51.23kb.
Книга первая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 3 495.58kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 106.02kb.
Богословские этюды о природе (1). Космологическая тайна В. Ю. 1 55.42kb.
Конкурс «Юные исследователи окружающей среды» 1 209.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск - страница №1/1

Богословские этюды о природе (5). Прорастание семени и развитие растения

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск


Аннотация:
О том, как Господь Бог поучает нас тайнам невидимого мира через примеры из мира физического, видимого.

Прорастание семени и развитие из него взрослого цветкового растения поистине можно считать маленьким чудом природы, свидетельствующим о премудрости и благости сотворившего ее Творца. "Маленьким" потому что привычным. Но от этого чудо не перестает быть чудом. Как же получается, что из маленького семени вырастает большое полноценное растение? Из невеликого зародыша сложным путем деления и дифференциации клеток образуются все ткани и органы взрослого растения. Этот процесс в полной мере до сих пор не изучен. Мы поведаем лишь о самом простом, и о том, что ныне твердо установлено наукой ботаникой.

Семена цветковых растений состоят из зародыша, семенной кожуры и запаса питательных веществ. Для того, чтобы семя проросло, необходимо наличие определенных условий внешней среды - наличие воды, кислорода и нужной температуры. А для некоторых семян еще важен солнечный свет. Вода необходима, поскольку большинство семян очень сухие, вода же запускает метаболическую активность семени - синтезируются и активизируются ферменты, участвующие в расщеплении питательных веществ. Питательные вещества во время прорастания семени и роста побегов расщепляются, переводятся в растворимую форму и транспортируются к растущим частям зародыша. В обычных условиях вода и кислород содержатся во влажной почве. Т.к. у большинства семян при прорастании первым появляется корешок (зародышевый корень), поглощающий воду, то для успешного прорастания и закрепления побега почва просто необходима. Влажная почва должна содержать достаточное количество кислорода, иначе прорастание семени будет невозможно. Оптимальная для прорастания температура обычно 25-30 град.С, но прорастание многих растений возможно и при 5-45 град.С. У одних растений в процессе роста корешок превращается в первичный корень, от которого вырастают боковые корни. У других растений боковые корни отрастают от придаточных корней, поскольку первичный корень у них недолговечен. От боковых корней отрастают следующие боковые корни и т.д. Таким образом, формируется ветвящаяся корневая система взрослого растения. Следом за появлением корешка из семени вырастает побег, дающий начало надземной части растения: стеблю, листочкам; а если это дерево, то стволу, ветвям, листьям. По мере убывания запаса питательных веществ содержащая их часть семени (семядоли) вянет и отмирает.

Не все семена растений, попавшие во влажную почву, прорастают. Некоторым семенам необходимо перезимовать и дозреть - т.е. претерпеть сложные внутренние биохимические изменения, а весной они уже могут прорасти. Некоторые семена должны пройти сначала через пищеварительный тракт животных, а потом лишь прорасти, что способствует более широкому расселению растений. А семена некоторых пустынных растений прорастают только в период обильных дождей.

В период прорастания и роста молодое растение очень чувствительно к внешним условиям, и недостаток влаги может быстро привести его к гибели. Растение чувствительно также к повреждению насекомыми-паразитами и паразитическими грибами. А культурное растение еще и чувствительно к соседству диких растений, которые могут его заглушить. Так что, можно сказать, что ростки очень нежны, и период от прорастания до формирования взрослого растения является самым критическим в развитии растения.

 []

Разрез зерна пшеницы взят из П.Рейвн, Р.Эверт, С.Айкхорн. Современная ботаника: в 2-х т., М.: Мир, 1990. - 344 с.

Если в качестве примера взять пшеницу, то оказывается, что главная часть зерна - зародыш так мал, что составляет лишь примерно 3 % массы зерна; основную же часть зерна занимает крахмалистый эндосперм, содержащий питательные вещества. По мере прорастания пшеничное зерно внутри пустеет, остается лишь оболочка - семенная кожура. Это сказывается процесс расщепления и использования питательных веществ эндосперма. Но взамен появляется и развивается молодой росток, который дает начало новому взрослому растению. Росток растет, а от бывшего семени постепенно ничего не остается, его кожура сгнивает, так что можно сказать, что семя умерло, дав жизнь ростку.

Многие однолетние растения весной прорастают из семени, летом цветут и завязывают плоды, в которых к осени созревают семена. К зиме такие растения погибают, а их семена вновь прорастают весной. Среди однолетних есть озимые растения, у которых семена прорастают осенью; появившиеся молодые побеги перезимовывают и продолжают развиваться весной. После цветения и плодоношения осенью они тоже отмирают. Есть среди однолетних растений такие, у которых очень короткий цикл жизни, например эфемеры. Они живут всего несколько весенних недель: от прорастания из семени до созревания и рассеяния семян взрослыми растениями.

Двулетние растения в первый год жизни не цветут, а только накапливают питательные вещества в корнях. На второй год от корней вырастают новые растения, которые цветут и дают семена, после чего погибают.

Большинство многолетних растений в зрелом возрасте цветут и дают плоды с семенами каждый год. Потом они стареют и погибают. Но среди многолетних есть долгожители, например, баобаб, секвойя, сосна долговечная, дуб, достигающие возраста в тысячу и более лет.

Как же взрослое цветковое растение формирует семена? Для этого растение цветет. Цветок состоит из цветоложа, околоцветника (зеленых чашелистиков и ярких лепестков), пестика и тычинок с пыльцой. У растений с двуполыми цветками в цветке есть и пестик и тычинки, у однополых цветков есть только пестик (женский цветок) или только тычинки (мужской). В результате цветения пыльца тычинок должна попасть на рыльце пестика. Этому служат ветер, насекомые, птицы, мелкие животные. Когда пыльца тычинок, т.е. мужские половые клетки, оплодотворяет женскую половую клетку, расположенную в семяпочке в завязи пестика, то образуется плод с семенем: плод развивается из завязи, семя из семяпочки (семязачатка). Рост семени - достаточно сложный и интересный процесс.

В ботанике известны многие тонкости касательно процесса прорастания семени, роста молодого растения, образования новых семян: из каких тканей зародыша образуется корешок, а из каких росток, как из оплодотворенной женской половой клетки образуется новое семя и др., но в нашем случае они не так важны, и мы их опускаем. Загадочной вообще остается возможность образования зародыша из оплодотворенной клетки и возможность образования взрослого растения из зародыша путем деления, роста и дифференциации клеток.

Эта загадочность мотивирует человека изучать тварный мир и по его гармоничному устройству восходить к премудрости и благости Творца. Кроме того, эта таинственность природы использована Богом Творцом для поучения человека истинам невидимого мира на примерах мира видимого, физического. Думается, что неслучайно именно развитие растения из семени многократно послужило примером для объяснения духовных истин. Сам Христос брал этот пример для Своих притч и поучений. И насколько глубока тайна природы, настолько еще более глубок смысл Христовых слов.

Такова притча Спасителя о Царствии Божием, как невидимо растущем семени, где говорится о таинственном процессе духовного роста человека: "Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Мк. 4: 26-29).

Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует эту притчу: "Под Царством Божиим разумеет Божие смотрение о нас. "Человек" есть Сам Бог, сделавшийся ради нас человеком. Он бросил "семя в землю", то есть евангельскую проповедь. Бросив его, Он "спит", то есть восшел на небеса; впрочем, Он и "встает ночью и днем". Ибо хотя Бог, по-видимому, и спит, то есть долготерпит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его; восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями. Семя растет как будто без ведома Его, потому что мы свободны, и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть приносим плод от самих себя. Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем "зелень", показываем начаток добра; потом - "колос", когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития; затем образуется в колосе "полное зерно" - это тогда, когда кто приносит плод совершенства. Когда же настанет "жатва", тогда "серп" собирает плоды. "Серп" этот есть Слово Божие, а "жатва" - время кончины" (Толкование на Евангелие от Марка).

А вот как комментирует притчу епископ Александр (Милеант): "Как растение, выйдя из семени, проходит разные стадии роста и развития, так и человек, принявший учение Христово и крестившийся, при содействии благодати Божией постепенно внутренне преображается и растет. В начале своего духовного пути, человек полон добрых порывов, которые кажутся плодотворными, но которые на деле оказываются незрелыми, как молодые побеги растущих растений. Господь не порабощает воли человека Своей всемогущей силой, но предоставляет ему время обогатиться этой благодатной силой, чтобы окрепнуть в добродетели. Только духовно зрелый человек способен приносить Богу совершенный плод добрых дел. Когда же Бог видит человека духовно определившимся, созревшим, тогда берет его из этой жизни к Себе, что в притче именуется "жатвой". Следуя наставлению этой притчи о невидимо растущем семени, надо научиться относиться с терпением и снисхождением к немощам окружающих нас людей, потому что все мы находимся в процессе духовного возрастания. Одни достигают духовной зрелости раньше, другие позже" (Евангельские притчи).

Наверное, еще более показательна притча Христа о сеятеле. В ней говорится о том, как результат воздействия Божественного слова на человека очень сильно зависит от его душевного склада и от произволения его воли. Подобно тому, как рост молодого побега критически зависит от условий его произрастания. "Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф. 13: 3-9). По просьбе учеников Спаситель Сам объяснил эту притчу: "Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать" (Мф. 13: 18-23).

Вот подробный комментарий на эту притчу блаженного Феофилакта Болгарского: "Под сеятелем разумеет Самого Себя, а под семенем - Свое слово. Вышел же Он не в определенном месте, ибо был везде; но так как Он приблизился к нам плотью, поэтому и говорится "вышел", разумеется - из недр Отца. Итак, Он вышел к нам, когда сами мы не могли прийти к Нему. И вышел, чтобы что сделать? Зажечь ли землю по причине множества терний или же наказать? Нет, но для того, чтобы сеять. Семя Он называет Своим, потому что и пророки сеяли, но не свое семя, а Божие. Он же, будучи Богом, сеял собственное семя, ибо не благодатью Божией был умудрен, но Сам был мудрость Божия". И далее: "Под упавшим "при дороге" разумеются люди беспечные и медлительные, которые совершенно не принимают слов, ибо мысль их - утоптанная и сухая, совершенно невспаханная дорога. Поэтому птицы небесные, или духи воздушные, то есть демоны, похищают у них слово. Упавшие на каменистую землю - это те, которые слушают, но, по причине своей слабости, не противостоят искушениям и скорбям и продают свое спасение. Под воссиявшим солнцем разумей искушения, потому что искушения обнаруживают людей и показывают, подобно солнцу, сокровенное". И далее: "Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Это - те, которые заглушают слово заботами. Ибо хотя богатый, по-видимому, и делает доброе дело, однако его дело не растет и не преуспевает, потому что ему препятствуют заботы". И далее: "Три части посева погибли и только четвертая спаслась, потому что спасаемых вообще немного. О доброй земле говорит после, чтобы открыть нам надежду на покаяние, ибо хотя бы кто был каменистой землей, хотя лежал бы при дороге, хотя был бы тернистой землей, ему можно сделаться доброй землей. Не все из принявших слово приносят плод наравне, но один приносит сто, может быть, тот, кто обладает совершенной нестяжательностью; другой - шестьдесят, может быть, общежительный монах, занятый еще и практической жизнью; третий приносит тридцать - человек, который избрал честный брак и усердно, как только можно, проходит добродетели. Обрати внимание, как благодать Божия принимает всех, великое или среднее, или малое совершили они". И далее: "Господь показывает, что приобретшие духовные уши должны понимать это духовно. Многие имеют уши, но не для того, чтобы слушать; поэтому и прибавляет: "Кто имеет уши слышать, да слышит"" (Толкование на Евангелие от Матфея).

А вот как притчу о сеятеле комментирует епископ Александр (Милеант): "Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по-разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по-разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления... В этой притче, дороге уподобляются люди, нравственно огрубевшие. Слово Божие не может проникнуть в их сердца: оно как бы падает на поверхность их сознания и быстро изглаживается из их памяти, нисколько не заинтересовав их и не вызвав в них никаких духовных возвышенных чувств. Каменистой почве уподобляются люди непостоянные в своем настроении, у которых добрые порывы так же неглубоки, как тонкий слой земли, покрывающий поверхность скалы. Такие люди, если и заинтересуются в какой то момент своей жизни Евангельской истиной, как интересной новинкой, то они все равно не способны ради нее жертвовать своими интересами, изменить привычный образ жизни, начать неуклонную борьбу со своими дурными наклонностями. При первых же испытаниях такие люди падают духом и соблазняются. Говоря о тернистой почве, Христос имеет в виду людей, обремененных житейскими заботами, людей, стремящихся к наживе, любящих удовольствия. Житейская суета, погоня за призрачными благами, как сорная трава, заглушает в них все доброе и святое. И наконец, люди с чутким к добру сердцем, готовые изменить свою жизнь согласно учению Христову уподоблены плодородной земле. Они, услышав слово Божье, твердо решают следовать ему и приносят плод добрых дел, кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат, каждый - в зависимости от своих сил и усердия. Заканчивает Господь эту притчу знаменательными словами: "Имеющий уши, да слышит!" Этим заключительным словом Господь стучится в сердце каждого человека, призывая его внимательнее заглянуть в свою душу и понять себя: не подобна ли его душа бесплодной почве, покрытой лишь сорной травой греховных желаний? Даже если это так, то не следует отчаиваться! Ведь негодная для посева почва не обречена на веки оставаться такой. Старание и труд земледельца могут сделать ее плодородной. Так и мы можем и должны себя исправить постом, покаянием, молитвой и добрыми делами, чтобы из духовно ленивых и грехолюбивых стать верующими и благочестивыми" (Евангельские притчи).

Еще одна притча Христа о горчичном зерне использует рост растения из семени, как образ возрастания и распространения Царствия Божия на земле: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Мф. 13: 31-32).

Блаженный Феофилакт Болгарский следующим образом комментирует эту притчу: "Горчичное зерно - это проповедь и апостолы. Ибо, хотя их, по-видимому, и немного было, они объяли всю вселенную, так что птицы небесные, то есть те, которые имеют легкую и взлетающую ввысь мысль, отдыхают на них. Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше "зелени", то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. Ибо и они радуются о праведных" (Толкование на Евангелие от Матфея).

Аналогично притчу о горчичном зерне комментирует епископ Александр (Милеант): "На Востоке горчичное растение достигает крупных размеров (более двенадцати футов), хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев времен Христа существовала поговорка: "Мал, как горчичное зерно." Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира - от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии. Люди самых различных рас, языков и культур обретали в Церкви спасение и духовный мир, подобно тому, как птицы в ненастную погоду находят убежище на ветвях могучего дуба" (Евангельские притчи).

Анализируя Евангельские притчи, мы затронули такие важные духовные истины, как процесс духовного роста человека, воздействие Божественного слова на человека, процесс возрастания и распространения Царствия Божия на земле. Но, наверное, еще больше нуждается в поясняющей аналогии таинственная истина слова Божия о будущем воскресении мертвых. Воскресение мертвых с превеликим трудом и лишь отчасти постигается нашим разумом, и требует горячей религиозной веры в учение Господа нашего Иисуса Христа. Разум вопрошает: как восстановятся распавшиеся на химические элементы тела? Соберет ли Господь все эти элементы обратно в сложные соединения, как бы обратив время вспять? Или предпочтет воссоздать тела из других, но химически идентичных атомов? Где хранится информация о распавшихся телах, чтобы можно было по ней вновь восстановить тела? Может быть такой информационной матрицей является логос (идея) каждого тела? Ибо каждой тварной вещи соответствует своя идея, свой логос, свой сущностный смысл. Все логосы (идеи) содержатся в ипостасном Логосе - в Сыне Божием, который и воскресит нас в последний день (Ин. 6: 40, 44, 54).

Какими качествами будут обладать воскрешенные тела? Будут ли они полноценными или воспроизведут прижизненные недостатки и увечья? Будут ли они склонными к болезням и смерти или окажутся вечно молодыми и бессмертными? И вот эту тайну воскресения мертвых Христос, а вслед за ним апостол Павел, приоткрывают с помощью замечательной аналогии с прорастанием пшеничного зерна.

Спаситель так учил апостолов: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12: 24). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что Христос здесь говорит о Своей смерти и воскресении, которыми Он увеличил веру народов-язычников, желавших спасения, но не знавших Закон Божий. Христос здесь как бы поучает: "Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников. Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога".

 []

Фото проросшего семени взято из Энциклопедии для детей.

Биология. Том 2. М.: Аванта+, 2002. - 704 с.

Но если Господь говорил о Своей смерти и воскресении, то апостол Павел распространил аналогию прорастания зерна для объяснения истины воскресения всего человечества: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою" (1 Кор. 15: 35-38; 42-44; 53-54). Св.отцы также ссылаются на слова апостола, поясняя тайну воскресения мертвых. Например, священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) пишет: "Но скажет кто-нибудь, как же воскреснут мертвые, в каком теле они прийдут, возможно ли, чтобы наши тела, превратившиеся в прах, снова ожили? Таковому я отвечаю: безрассудный! То, что мы сеем, не оживет, если не умрет. Так и с нашим воскресением: сеется в тление, восстает в нетлении; сеется в уничижении, а восстает во славе и в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. И это произойдет вдруг, в мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубят и мертвые воскреснут...". Этот же св.отец говорит, что люди, лишенные в этой жизни каких либо телесных органов или с больными органами, воскреснут в новых, красивых, полноценных и живых телах - "их глаза, которые теперь не могут видеть дневного света, тогда откроются, и они увидят Царя славы во всем Его величии. Их уши, не восприимчивые теперь ни для какого звука, с восторгом услышат тогда чудные хвалебные песни, коими ангельские хоры воспевают своего Господа и Бога. Их язык, который лишен теперь способности говорить, будет чувственно славословить Виновника своего бытия, их телесные органы, которые теперь парализованы и повреждены, получат новую силу и красоту. Словом, все их тело, по слову апостола, сделается не только бессмертным, но и совершенно свободным от всяких недостатков: сеется оно, говорит он, в немощи, а восстает в силе". И далее: "Таким образом, нас всех ожидает будущее воскресение, и, если мы умрем в вере и надежде, славное воскресение". Поэтому не нужно сильно скорбеть о смерти. Для всех нас, где бы и в каком бы виде не находился прах наших тел, наступит светлый день воскресения. Светлый, если мы умрем в христианской вере и надежде. Святитель Филарет Московский (Дроздов) говорит, что воскресшее тело, став духовным и бессмертным, "будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе" (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).



Так будем же и мы, читатель, вникать в духовные истины, используя образы физического мира, чтобы растить Царствие Божие в своей душе, и после конца этого мира встретить день воскресения нашего радостным и светлым.

Май 2008 г.




Разговаривайте иногда на чужом языке, чтобы не забыть, как плохо вы его знаете. Болеслав Пашковский
ещё >>