«В. В. Маяковский. Прочтение одного стихотворения» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пролетарский поэт маяковский был и остается лучшим, талантливейшим... 3 814.93kb.
Рассказ о творчестве одного из поэтов «Серебряного века» 1 26.86kb.
1 группа Подготовить выразительное прочтение стихотворения 1 43.57kb.
Маяковский познакомился с этой женщиной в июле 1915 года 1 248.56kb.
Разработка урока по литературе 5 класс Анализ стихотворения Н. 1 53.68kb.
М. Ю. Лермонтов (1814-1841). История одного стихотворения. "Бородино" 1 276.1kb.
Сочинение Авакяна Степана (шк. 423,Кронштадтский район, спб) 1 53.87kb.
1. Перед вами фрагмент стихотворения одного из поэтов XX века 1 88.82kb.
Цель: обучение анализу стихотворения 1 24.81kb.
Избранные стихотворения 2 419.17kb.
Источник: Бертольт Брехт. Стихотворения. Рассказы. Пьесы 6 855.3kb.
Избранное концепция илья 6 1053.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«В. В. Маяковский. Прочтение одного стихотворения» - страница №1/1

МКОУ Таёжинская основная общеобразовательная школа
Сценарий учебного занятия
по литературе
(11 класс, программа В.Я.Коровиной)
«В.В. Маяковский. Прочтение одного стихотворения»


Автор: учитель русского языка и л-ры

Рупека Светлана Владимировна

п. Таёжный 2012 г.



Пояснительная записка.
Учебное занятие для учащихся 11 класса рассчитано на 2 урока (по 40 минут) и посвящено вдумчивому прочтению, анализу лирического текста на примере стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте».

На занятии для активизации мышления применяется групповая форма работы, при желании учащиеся могут работать индивидуально.

В разработке и проведении занятия используется технология интегрированного обучения (искусство слова + живопись + музыка), а также ИКТ, с помощью которых были созданы и использованы на уроке авторские ЦОР: видеоролики к стихотворениям В.Маяковского, А.Блока.

На первом уроке учащиеся читают и анализируют лирическое произведение, второй час посвящён раскрытию и развитию творческих способностей учащихся. Ребята составляют собственные тексты-размышления, а также рассматриваются приёмы интеграции, помогающие понять произведение словесного искусства через взаимодействие с другими видами искусств, в первую очередь с такими, как живопись и музыка.

В качестве домашнего задания ребятам предлагается создать собственные интегрированные проекты-прочтения стихотворений В.В. Маяковского.

Тип занятия: изучение нового материала
Форма работы: групповая (4 группы по 3 человека)
Цель: создать условия для вдумчивого прочтения стихотворения

В.В. Маяковского «Послушайте», раскрыть глубинный смысл произведения


Задачи:

  • научить приёмам вдумчивого чтения поэтических текстов



  • создать условия для мыследеятельности и творчества

  • показать на примере художественного произведения единство формы и содержания

  • показать взаимосвязь разных видов искусств



  • оказать эмоциональное воздействие на учащихся посредством слова, живописи и музыки

  • заинтересовать творчеством В.В. Маяковского

  • расширить кругозор



Оборудование:

  • проектор, экран, ноутбук

  • авторские ЦОР к уроку (видеофильмы «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Послушайте», «Ночь»)

  • тексты стихотворения В. Маяковского «Послушайте»

  • чистые листы бумаги


Ход занятия ( первый час):

1 этап – подготовительный

1.0. Целеполагание – учитель сообщает о том, что занятие будет посвящено внимательному прочтению (прочтению-пониманию) одного стихотворения (автор и название не указываются).

1.1. Настрой на тему – для того, чтобы настроиться на тему, ребятам по группам предлагается подобрать ассоциации к словам «ночь», «звёзды», «звёздная ночь», «беззвёздная ночь». Зачитываются, обсуждаются ассоциации (ребята предлагают такие примеры: «ночь» - тишина, покой; «звёзды» - красота, высота, свет; «звёздная ночь» - сияние, красота; «беззвёздная ночь» - мрак, темнота, грусть).
2 этап – вспомогательный

2.0. Для дальнейшего сравнения со стихотворением В.Маяковского «Послушайте» учащимся предлагается стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» (часто ребята сами в первом этапе выходят на ассоциацию с Блоком). Демонстрируется видеоролик с выразительным прочтением стихотворения, с подобранным видеорядом – репродукциями картин к произведению.

2.1. После просмотра ребятам предлагается определить настроение стихотворения (они отмечают безысходность, трагизм, невозможность счастья, высказанные в лирическом тексте).
3 этап – основной

3.0. Знакомство со стихотворением В.В. Маяковского «Послушайте». Учитель читает стихотворение (можно предварить прочтение фразой «а теперь послушайте» - и начать читать стихотворение).

3.1. Учащимся предлагается взять распечатанные тексты стихотворения, прочитать про себя, а затем по желанию вслух. Семантически стихотворение делится на три части: вступление (в нём автор обозначает проблему, задаёт вопрос «ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?), основная часть, в которой развивается некий сюжет: лирический герой «врывается к богу», «целует ему руку», «просит, чтобы обязательно была звезда», а затем успокаивает «кого-то», и заключение, в котором как будто повторяется вопрос «значит, это кому-нибудь нужно?». Как станет ясно из анализа поэтического текста, на самом деле это уже не вопрос, а авторское утверждение, ответ на вопрос, но к пониманию этого глубинного смысла ребята должны подойти сами. По словам литературоведов, к любому лирическому тексту читателю необходимо найти «ключик», чтобы правильно понять авторский замысел. На наш взгляд, «ключиком» к пониманию стихотворения В. Маяковского служит понимание его структуры, видение трёх частей текста, для этого в распечатанном варианте для учащихся обозначены эти три части.

3.2. Кто-то из ребят ( по желанию) читает первую часть с обращением «послушайте», учитель организует обсуждение.

Вопрос:

К кому обращается лирический герой? – Ко всем людям.

Какие слова обращают на себя наше внимание? – «плевочки»- «жемчужина»

Почему звёзды и «плевочки», и «жемчужины», в чём здесь конфликт? – Для одних людей звёзды - ничего не значащая, бесполезная вещь, другие способны видеть красоту, стремиться к возвышенному, ценить «нематериальное», и это принципиальное разделение людей в мире.

3.3. Если обратить внимание на форму стихотворения, что бы вы отметили? – Необычная строфика, размер; учитель сообщает, что, по сути, автор создал свой размер, в литературоведении это явление называется «строфа Маяковского».

Самого Владимира Владимировича часто спрашивали, почему он пишет короткими непривычными строчками, на что Маяковский говорил «чтобы вам легче было читать», а на самом деле, наверное, подразумевал «чтобы легче было понимать». Действительно, неспроста выбрано такое деление на строки, подчас в строке стоит всего одно слово, тем самым оно выделено (и по «форме», и по «содержанию» - стихотворения Маяковского как никакого другого поэта демонстрируют единство этих понятий в произведениях искусства). Ребятам предлагается вчитаться во вторую часть произведения, где и разворачивается некий сюжет, посмотреть на построчное деление стихотворения автором, отметить для себя такое смысловое деление, а затем прочитать текст по этим семантическим единицам.

Ребята читают стихотворение, учитель организует обсуждение, в ходе которого происходит понимание лирического текста.

- И, надрываясь в метелях полуденной пыли… - О чём идёт речь? Ребята отмечают, что это скорее не пыль в прямом понимании слова, а какая-то обыденность (полуденной – обеденной – обыденной), повседневность, из которой трудно вырваться человеку и задуматься о чём-то духовном.

- Врывается к Богу… - ребята отмечают, что обычно к Богу обращаются смиренно, с молитвой, а здесь герой «врывается» - это значит, что его дело настолько важно, что нет времени «на церемонии», герой пренебрегает ими (может быть, надеясь, что Бог его простит)

- Боится, что опоздал… - строчка ещё раз подтверждает важность дела – опоздать нельзя

- Плачет, целует ему жилистую руку… - высшее проявление эмоций говорит о напряжённых душевных переживаниях

- Просит – чтобы обязательно была звезда! – ключевое слово «обязательно», просьба усилена восклицанием

- Клянётся – не перенесёт эту беззвёздную муку! – в этой строчке кульминация стихотворения – герой говорит о смерти, о своей гибели в случае неисполнения его просьбы, «клянётся» в этом

- А после ходит тревожный, но спокойный наружно… - герою важно успокоить кого-то, не показать своей тревоги

- Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да? – К кому обращается герой? - К близкому человеку, к ребёнку, к любимой

3.4. Ребятам предлагается прочитать заключительную часть стихотворения, в которой вроде бы содержится повторение начала – автор снова обращается к человечеству с вопросом: «если звёзды зажигают, это кому-нибудь нужно?»

Зачем же автору повторять вопрос? – Ребята приходят к мысли, что это уже не вопрос, а утверждение, герой убеждён и убеждает нас в том, что «звёзды» «нужны», «необходимы» людям. Вернёмся к нашим ассоциациям – звёзды ассоциируются с красотой, недостижимой высотой, целью, к которой стремится человек. Ребята говорят о «звёздном», высоком смысле жизни, и такой смысл видят в «умении видеть красоту», в стремлении «помочь близкому», «сделать жизнь лучше». Ребята вновь читают заключительную часть, уже с интонацией не вопроса, а утверждения.

3.5. После прочтения учитель спрашивает ребят, хотели бы они послушать, как читал это стихотворение сам автор, а затем демонстрирует видеоролик с авторским прочтением (при желании можно прослушать дважды, чтобы вслушаться и услышать авторские акценты). Ребята обмениваются мнениями, прослушав чтение Маяковского, при этом отмечают «утверждающие» интонации в последних строчках, «как будто это уже Бог голосом Маяковского отдаёт приказание – Чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда!»


Ход занятия (второй час):

1 этап – творческая работа.

1.0. Итак, мы обсудили, с какой проблемой обратился к человечеству в своём стихотворении В. Маяковский (можно ещё раз заострить внимание на итогах внимательного прочтения, вернуться к идее произведения). Попробуйте и вы как думающие люди обратиться к людям со своей проблемой, которую считаете важной. Ребятам предлагается, обсуждая в группах или индивидуально (по желанию) написать сочинения-обращения «Послушайте!» или «Послушай!»

1.1. Самостоятельная творческая работа.

1.2. Чтение, обсуждение получившихся текстов (ребята в своих работах поднимают разные проблемы: мира на Земле, взаимоотношений человека и природы, взаимоотношений между людьми). Стихотворение Маяковского заставляет каждого задуматься над острыми жизненными проблемами, а учитель получает возможность увидеть проблемы, которые волнуют подростков, обсудить их с ребятами). Творческие работы обсуждаются, взаимооцениваются группами. Учитель высказывает свою оценку.



2 этап – знакомство со стихотворением В.Маяковского «Ночь».

2.0. Ребятам предлагается ещё одно стихотворение В. Маяковского, связанное с тематикой занятия, оно так и называется – «Ночь». Учителем демонстрируется видеоролик, в котором звучит песня на стихи Маяковского в исполнении современной музыкальной группы «Лобо». Каково настроение этого стихотворения? – Ребята отмечают, что оно «грустное», «герой одинок».



3 этап – заключительный.

3.0. Ребятам предлагаются варианты домашнего задания.



  1. Проанализировать стихотворение В.В. Маяковского «Ночь».

  2. Выполнить творческую работу – создать свой видеоролик на любое понравившееся стихотворение поэта (подобрать иллюстрации, фотографии, фоновую музыку, взять стихотворения в исполнии современными музыкальными группами, использовать выразительное прочтение стихотворения), в помощь ребятам учитель даёт адреса полезных сайтов.

3.1. Учитель благодарит за работу, выставляет оценки, прощается с классом. Напомнив строчку В.Маяковского «а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов транжир и мот», педагог выражает надежду, что ребятам захочется открыть для себя «шкатулки» стихотворений поэта.

Используемый материал:

Репродукции картин:



  • А.И.Куинджи «Ночь над Днепром»

  • И.Е. Репин «Портрет В Маяковского»

  • И.С. Глазунов «Город

  • В. Гог «Терраса кафе вечером»

  • М.В. Добужинский «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Витрина парикмахерской»

  • Н.Н. Зедделер «Заколдованный лес»

  • Э. Мунк «Звёздная ночь»

  • А.В. Шевченко «На улице», «Мост»

  • Б. Смирнов-Русецкий «Млечный путь», « Звёздный сад»

  • С. Бродский «В холодных просторах Петербурга»

Полезные сайты:



  • Русская классика в mp3 и RealAudio

  • Стихи в голосе http://www.stihophone.ru





Политическое влияние как банковский счет: чем реже его используешь, тем больше у тебя остается. Эндрю Янг
ещё >>