В современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным и выпускат - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 Теоретические основы конкурентного анализа 1 Конкуренция 12 2166.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организации»... 2 661.57kb.
Анализ рыночных цен на продовольственную продукцию и гсм по состоянию... 1 197.58kb.
Аромакомпозиция для чувствительной кожи 1 85.54kb.
Анализ средних рыночных цен на продовольственную продукцию и гсм... 3 245.69kb.
Глобальных проблем цивилизации 1 44.57kb.
Системы и каналы передачи данных 1 267.41kb.
Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?» 1 98.81kb.
Вступление. Глава I. Проповедь Христа Спасителя 28 3085.8kb.
Информация о наличии свободных (незанятых) земельных участков в садоводческих... 1 159.71kb.
Участники IX международной научно-практической конференции «Совершенствование... 1 165.17kb.
1 Теоретические основы конкурентного анализа 1 Конкуренция 12 2166.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности - страница №1/7

Введение
В современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным и выпускать конкурентоспособную продукцию.

Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов для современной России. Чтобы бы выжить в современных рыночных условиях фирма должна владеть знаниями конкурентоспособной экономики - сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, современных методов и моделей управления.

Процесс повышения конкурентоспособности продукции достаточно сложен, и дело еще более усложняется тем, что внешняя среда, на которую ориентируется предприятие при производстве товаров, в современных условиях развивается чрезвычайно быстрыми темпами. В результате ни одно предприятие не застраховано от их резких изменений. И поэтому для обеспечения устойчивого развития работы предприятия их необходимо постоянно отслеживать и корректировать свои действия в зависимости от динамики изменений условий внешней среды.

Конкурентный анализ жизненно важен для предприятия, так как он позволяет полностью оценить его работу в динамике, с учетом изменений во времени, и дает возможность своевременно скорректировать нежелательные явления, существующие практически у любой фирмы.

Данная тема широко изучается, но многие авторы исследуют её в контексте маркетинга. При этом подходы авторов бывают различными, но в целом существует единство взглядов на осуществление конкурентного анализа и разработку рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.Таким образом, в мире существует множество научных трудов, посвященных проблеме повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Но мир не стоит на месте, и с каждым годом приоритетность или степень влияния различных факторов конкурентоспособности меняется. Поэтому необходимо следить за ситуацией на рынке и быть всегда на шаг впереди.

В данной работе будет раскрыто понятие конкурентного анализа, его суть, цели, методы. А так же будет проведён конкурентный анализ интернет провайдеров Новосибирска. На основании исследования, будут сделаны выводы.

Методологические основы исследования заключаются в том, что за основу берется системный подход, а затем осуществляется его ситуационное применение. Первоначально рассматривается макросреда – то есть рыночная среда, окружающая исследуемое предприятие и определяется тип конкуренции, существующий на ней. Затем изучается непосредственно сущность вопроса – анализ всех параметров конкурентоспособности предприятия и перспектив их улучшения. Рекомендации по повышению конкурентоспособности услуг предприятия обобщают результаты исследований.

Таким образом, теоретические основы исследования охватывают вопросы конкуренции как явления, её вида на рынке, а также конкурентоспособности продукции предприятия и её параметров.

Целью исследования является осуществление конкурентного анализа и

разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий.

В работе исследуются процессы планирования, организации, возможного видоизменения и совершенствования изучаемого объекта.

За основу методологии дипломной работы берутся работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике. ….



1 Теоретические основы конкурентного анализа



    1. Конкуренция

Конкуренция является одним из важнейших факторов стимулирующих рост эффективности экономики страны, отраслей, регионов, отдельных организаций. Сегодня можно найти достаточно большое количество определений слову «Конкуренция».

Конкуренция (от латинского concur –сталкиваюсь) представляет собой одну из основных характеристик товарного производства, основанного на частной собственности на средство производства, а так же борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.

Во втором дополнительном издании Толкового словаря рыночной экономике даётся следующие определение: «Конкуренция – это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющие целью обеспечить лучшие возможности для сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.[1]

Впервые теория конкуренции была рассмотрена Адамом Смитом в работе «Исследование природе и причины богатства народов», в которой он описывал конкуренцию как соперничество между участниками, заинтересованными в достижение одной и той же цели. К основным условиям эффективности конкуренции он отнёс: наличие большого количества продавцов и покупателей, отсутствие доминирующего влияния одного продавца, доступ к достоверной и своевременной информации, мобильность используемых ресурсов.

К. Маркс раскрывал сущность конкуренции через понимание её связи с капиталом и эффективной экономической деятельностью субъектов. По его мнению, анализ конкуренции возможен лишь после того, как установлена природа капитала.

В неоклассическом варианте конкуренция – это борьба за редкие экономические блага и деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Согласно данному подходу большинство благ являются редкими: их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ, руководствуясь своей выгодой определяют условия или критерии (уровень цен, количество и т.п.) распределения благ. П.Хайне пишет – «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».[2]

По мнению Портера, состояние конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами: угроза появления новых конкурентов, зависимость от поставщика, зависимость от потребителей, угроза появления товаров-заменителей, существующие в отрасли конкуренты. Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою польз, что представлено на рисунке 1.1 [3]



Рисунок 1.1 – Силы управляющие конкуренцией в отрасли.


Это далеко не полный список различных трактовок этого определения. Моё мнение: Конкуренция – это борьба продавцов за покупателя. Ни больше, ни меньше.

Предметом конкуренции является товар (услуга), а объектом - потребитель (покупатель, заказчик). Посредством конкуренции реализуются следующие функции:

- выявление и установление рыночной стоимости товара (услуги);

- выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от эффективности использования расходуемых ресурсов;

- регулирование притока капитала между рынками, отраслями производства в зависимости от достигнутого ими уровня эффективности

его использования.

Формы конкуренции между предприятиями (организациями) бывают двух видов: видимые и неосязаемые (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Формы конкуренции


К основным методам осуществления добросовестной конкуренции

относятся:

- повышение качества продукции (услуг);

- снижение цен на товары или услуги (не демпинговое);

- проведение рекламной кампании;

- совершенствование системы пред- и послепродажного обслуживания (сервиса);

- разработка и поставка на рынок новых товаров и услуг и др.

Основными методами недобросовестной конкуренции считаются:

- промышленный шпионаж;

- подделка продукции конкурентов;

- подкуп и шантаж;

- обман потребителей;

- махинации с деловой отчетностью и др.

Наиболее распространенными видами конкуренции являются ценовая и неценовая конкуренции. Ценовая конкуренция предполагает соперничество между организациями посредством снижения цен на выпускаемую продукцию без изменения ее потребительских свойств. Неценовая конкуренция осуществляется за счет повышения качества товара (услуги), уровня сервисного обслуживания покупателей, а также расширения ассортимента выпускаемых товаров.

К факторам, обуславливающим вид конкуренции (ценовой и неценовой), относятся:

- разновидность товара (стандартизированный, уникальный, дифференцированный);

- величина предприятия;

- количество предприятий, одновременно присутствующих на рынке;

- барьеры при входе на рынок.

Одним из показателей оценки перспективности развития целевого рынка (отдельных отраслей, ее сегментов) является жизненный цикл, на котором он находится. Стадия жизненного цикла отражает потенциальные возможности дальнейшего развития рынка, а также присутствующих на нем субъектов предпринимательской деятельности. Ситуация на рынке и масштаб конкуренции меняются не только в связи с переходом на новую стадию жизненного цикла, но и под влиянием движущих сил.[2]

Основные ситуации, конкуренции, на рынке. Чистая монополия – ситуация когда на национальном или региональном рынке определённый продукт (услугу) производит единственная компания. Олигополия – рыночная ситуация, характеризующаяся господством в отрасли нескольких, как правило, крупных компаний. Монополистическая конкуренция – большое число конкурентов, выступающих с самыми разнообразными предложениями. Чистая конкуренция – на рынке множество конкурентов, предлагающих однородные товары или услуги.

(Таблица 1)[5]


Таблица 1.1 – Модели рынка


Характерные черты

Модель рынка

Чистая Монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Чистая конкуренция

Число фирм

Одна

Несколько

Много

Очень большое число

Типы продукта

Уникальный

Стандартизированный или Дифференцированный

Дифференцированный

Стандартизированный

Контроль над ценой

Значительный

Ограниченный взаимной зависимостью

Некоторый, но в узких рамках

Нет

Условия вступления в отрасль

Вход в отрасль блокирован

Наличие существенных препятствий

Сравнительно легкий

Очень легкий

Неценовая конкуренция

Главным образом реклама

Типична, в особенности – дифференциации продукта

Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки, и т.д.

Нет

Примеры

Местные предприятия коммунального хозяйтсва

Производство стали, автомобилей, бытовой техники

Розничная торговля, производство одежды и обуви

Фондовая биржа, валютный рынок



    1. Конкурентное преимущество

Конкурентное преимущество фирмы – это превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами.

Конкурентное преимущество всегда является относительным в сравнении с предприятием, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или услуг.

Существует множество путей конкуренции и стратегий предприятия: производственная, товарная, ценовая и т. п. Но в основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества. Стратегическое управление можно определить как управление конкурентными преимуществами.

Конкурентное преимущество — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.

Под деловой стратегией понимается стратегия развития или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенного предприятия. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким — для престижной продукции), предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие.[4]

В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества.Это означает следующее.

- Преимущества перестали быть статическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются технологии производства, методы управления, способы доставки и сбыта продукции и т. д.). Поэтому для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений.

- Глобализация бизнеса вынуждает компании учитывать национальные и международные интересы.

- Государство, территория рассматриваются как основа стратегии компании, а не только как место, где компания осуществляет свою деятельность. [2]

Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.

Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реальным, выразительным, существенным. Б. Карлоф отмечает, что, к сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конкурентных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов. В результате появляются товары с вымышленными преимуществами. Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть:

- монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг);

- патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков),секретность;

- доступ к источникам сырья или коммуникациям (газовая отрасль в России) и т. д.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

-лидерство в издержках (себестоимости продукции);

- дифференциация продукции;

- фокусирование (концентрация);

- ранний выход на рынок (стратегия первопроходца); синергизм.

Следует отметить, что конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются также широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов:

- ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей;

- планируемые каналы распределения продукции;

- регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать.

При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии. Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом.[4]





    1. Конкурентный анализ история возникновения.

Подходы к трактовке содержания маркетингового анализа, как самодостаточного инструмента рыночного анализа применялись в развитых странах в благоприятный для них период после 1945 г. Достаточно устойчивый экономический рост в те годы обеспечивался богатыми источниками спроса, свободного от интернациональной конкуренции. Но энергетический кризис 1970-ч годов разрушил эту временную идиллию.

Либерализация мировой торговли и процессы глобализации, характерные в 1980-х годах, ознаменовали появление новой конкурентной эры. Стремительные изменения в технологиях и начавшийся переход к инновационной экономике окончательно закрепили кардинальные перемены в конкурентной среде, что обусловило необходимость применения особого инструмента обеспечения конкурентоспособности предприятий – конкурентный анализ.

Надо отметить, что концепция оценки индивидуальных характеристик конкурентов была заимствована у военных стратегов, которые давно использовали подобные оценки соперников в качестве эффективного способа управления военной информацией о противнике.

Ныне фирмы функционируют в высоко конкурентной, быстро меняющейся среде. Топ-менеджеры, маркетологи и аналитики опираются на совокупность альтернативных стратегий развития фирмы, в которых предприятие рассматривается в неразрывной связи со своими прямыми и потенциальными конкурентами. При этом оценка индивидуальных характеристик конкурентов превращается в неотъемлемую часть стратегии, так необходимой для «создания будущего».

Технологический прогресс заставляет по-новому относиться к конкуренции, полностью меняет её правила. Особенно ярко это проявляется в информационно-насыщенных отраслях. Причем список перемен, влекущих за собою изменения сложившихся отраслевых структур, отношений организаций с заинтересованными в них лицами и погони за прибылью, одними новыми технологиями не ограничивается. Меняется подход в целом к работе с конкурентами – он становится целевым, четко направленным как на конкурентов за рынок в целом, так и на конкурентных соперников.

Всего лишь десять-пятнадцать лет назад можно было добиться неплохого знания и понимания всех основных конкурентов. Так обстояли дела не только с крупными компаниями, но и с более мелкими организациями на локальных и региональных рынках. Набор конкурентов - те компании, которые на протяжении многих лет состязались друг с другом за место на рынке - составляли одни и те же компании. Для того чтобы узнать, что они собираются предпринять в будущем, достаточно было понять, что они делали в прошлом, и, приняв во внимание последние внутренние и внешние изменения в компании, оценить, каков будет следующий шаг. Проще говоря, хотя конкуренция была очень интенсивной, врага знали и понимали, а планирование победы в такой достаточно статичной ситуации было довольно прямолинейным делом.

Сегодня многое меняется. Вследствие быстрых процессов формирования компаний, организационной мобильности таких структурных процессов в отраслях, как поглощения, слияния и банкротства, законодательных изменении и появления новых технологии, конкуренция стала жестокой, стремительной и сложно предсказуемой. Все чаще победа над конкурентами связана не столько с разработкой стратегии победы в конкурентной борьбе, сколько с использованием особых аналитических процессов. Круг всех преимуществ, обеспечиваемых такими процессами, опирается на специфические технологии конкурентной разведки - мощного инструмента идентификации своих соперников и борьбы с ними.[6]

Первые шаги конкурентной разведки были неразрывно связаны с промышленным шпионажем. Он представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, применяемую на всех уровнях экономики, начиная с небольших предприятий и заканчивая государствами.

Основное предназначение промышленного шпионажа состоит в экономии средств и времени, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положении, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки.

Датой появления первой документально подтвержденной конкурентной разведки принято считать конец XIV в. Тогда Дом Фуггеров в германском Аугсбурге впервые в мире стал использовать элементы конкурентной разведки организованно и на постоянной основе. Фуггеры распространяли среди своих ключевых сотрудников на местах так называемый «новостной манускрипт». Этот документ содержал целенаправленно отобранную и проанализированную коммерческую и политическую информацию, поступавшую из всех пунктов, входивших в зону интересов компании, и позволял принимать управленческие решения. Специалисты считают, что именно это позволило Фуггерам занять лидирующее положение в ключевых отраслях промышленности. Впоследствии Фуггеры создали первый в Европе банковский дом.

В конце XVIII в. американские авторы писали, что Ротшильды располагают двумястами агентами. Результаты деятельности этой сети были предоставлены в распоряжение правительства Англии, воевавшей против Наполеона. Благодаря своим информаторам и их контакту с правительственными и военными структурами, Натан Ротшильд узнал о поражении Наполеона первым в Лондоне. Ротшильды владели этой информацией монопольно очень недолго, но этого было достаточно, чтобы они взяли под свой контроль самое передовое в технологическом плане направление того времени - текстильную промышленность.[7]

Конкурентная разведка в ее сегодняшнем виде получила сильный импульс развития в середине 1980-х годов в США, когда на американский рынок стремительно ворвались японские компании. В самой Японии же анализ конкурентов всегда был неотъемлемой Частью бизнес культуры. Родоначальником конкурентной разведки современного периода считается компания «Хегох», столкнувшаяся с конкуренцией со стороны японских производителей. Это была война насмерть, поскольку японцы вышли на американский рынок с розничными ценами ниже себестоимости американского продукта. Но «Хегох», благодаря своему японскому филиалу, создал систему работы, которую сегодня называют бенчмаркингом (деятельность, посредством которой фирма изучает «Лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных методов), а затем адаптировал и применил к миру бизнеса разведывательные технологии в максимально возможном объеме. Его примеру последовали другие крупные американские компании.

Через несколько лет конкурентная разведка стала применяться в Европе, а затем и во всем мире. Этот период можно считать окончательным выделением конкурентной разведки в отдельное направление корпоративной деятельности.

Сегодняшнее развитие технологий - прежде всего, связи и компьютеров - сделало полноценную разведку технически и финансово доступной для крупных, средних и даже для малых компаний. Вот почему конкурентная разведка сегодня столь стремительно распространяется во всех отраслях и на всех уровнях экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах.

В Россию современная конкурентная разведка пришла с Запада, прежде всего из США. Особенности российского перехода к рынку явились причиной дисбаланса развития важнейших бизнес-процессов молодых российских предприятий. Исследование конкурентов еще долгие годы оставалось вне поля зрения управленцев, если же оно и осуществлялось, то скорее интуитивными методами, опирающимися на неподтвержденную информацию, что было чревато для компаний негативными последствиями. К концу 1990-х годов западные идеи системного подхода к исследованию конкурентов стали приниматься предприятиями европейской части России, на остальной же ее территории до сих порредко можно встретить компанию, осмысленно применяющую весь спектр методов конкурентного анализа и разведки.

Сегодня многие специалисты конкурентной разведки в мире объединились в Общество профессионалов конкурентной разведки (SCIP), штаб-квартира которого находится в г. Александрия, штат Вирджиния, США [24]. Основалось это общество в 1986 г., когда несколько сотен человек встретились в Вашингтоне для принятия соответствующего решения. В 1990 г. в SCIP состояло 1 500 человек, в 1998 г. - 6 000 человек, в 2005 г. - более 7 000 человек. Члены общества представляют практически все страны мира.[6]



    1. следующая страница >>



Увы, дорогие вещи лучше дешевых. Янина Ипохорская
ещё >>