«в поисках духовного образа» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«В поисках духовного образа» 1 68.11kb.
Йога Во все времена люди искали и ищут до сих пор ключ к молодости... 1 28.19kb.
В поисках истины 1 92.09kb.
Формирование здорового образа жизни студентов средствами оздоровительного... 1 87.94kb.
Б. К. С. Айенгар "дерево йоги. Йога врикша" 12 1817.17kb.
Б. К. С. Айенгар "дерево йоги. Йога врикша" 12 1817.17kb.
Образования мдоу детского сада общеразвивающего вида №31 Управления... 1 149.92kb.
Положение об общественном посте формирования здорового образа жизни... 1 66.03kb.
Таинства (на основе 9, 10 и 13 артикулов ав) 1 48.24kb.
Марсель Пруст Беглянка в поисках утраченного времени – 6 11 1733.16kb.
Сказка для взрослых (16+) 12. четверг нач. 18. 30-20. 50 «В поисках... 1 42.63kb.
Зигмунд Фрейд будущее одной иллюзии 6 791.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«в поисках духовного образа» - страница №1/1

СЦЕНАРИЙ УРОКА «В ПОИСКАХ ДУХОВНОГО ОБРАЗА»
Автор: Ведерникова Наталья Ивановна

Полное название образовательного учреждения: МБОУ «Парбигская средняя общеобразовательная школа», с. Парбиг, Томская область

Предмет: история

Тема: «В поисках духовного образа»

Класс: 8

Учебно-методическое обеспечение:

Учебная программа:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. М. «Просвещение», 2011



Учебно-методический комплект:

Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008



Методическое обеспечение:

Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. 8 класс, М., ВАКО, 2011

История России. XIX век. 8 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. /авт.-сост. Кочетов Н.С. – Волгоград: Учитель, 2006.
Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: На примере творчества В.М. Васнецова выявить духовные основы русской культуры XIX века.

Задачи урока:


  1. Проанализировать духовные искания В.М. Васнецова, пути складывания мировоззрения художника.

  2. Развивать умение анализировать произведения искусства.

  3. Вызвать интерес к духовным исканиям великого русского художника, воспитывать уважение к традиционным ценностям нашего народа.

Номинация для урока:

  • Занятие, ориентированное на сохранение духовного, нравственного здоровья

Оборудование: компьютер, проектор, выставка иллюстраций – работ художника.
План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

3

Постановка целей и задач урока

5

Изучение темы

30

Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

7


Ход урока:

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока. Слайд 1.
Архангел в сияющих латах

И с красным мечом из огня

Стоял на клубах синеватых

И дивно глядел на меня.


Порой в алтаре он скрывался,

Светился на двери косой –

И снова народу являлся,

Большой, по колено босой.


Ребенок, я думал о Боге,

А видел лишь кудри до плеч,

Да крупные бурые ноги,

Да римские латы и меч…


Дух гнева, возмездия, кары!

Я помню, тебя, Михаил,

И храм этот темный и старый,

Где ты мое сердце пленил!


И. Бунин
Слайд 2.
Маленький мальчик стоял и молился в сельском храме. Это был сын потомственного священника Михаила Васильевича Васнецова, глубоко религиозного и образованного человека. В маленьком селе Рябово рос будущий живописец. Рос в атмосфере сказочной – прогулки за околицу с отцом, завороженное изучение бездонного летнего неба, беседы с крестьянами, нищими-слепцами, каликами-перехожими… Маленький мальчик вбирал в себя русскую народную культуру, познавал красоту окружающего мира. А просторы родной Вятки вокруг гудели от колокольного звона, торжественный благовест парил над низкими избами, очищая, давая надежду…
На прошлом уроке мы говорили с вами о художественной культуре второй половины XIX века, об особенностях искусства того времени. Вспоминали и о В.М. Васнецове. Скажите, что вам известно о его творчестве? К какому направлению в искусстве можно отнести его творчество? Чем отличаются его произведения от произведений других художников?
В ходе беседы ребята могут привести примеры, исход из опыта предыдущего урока, в рамках которого познакомились с «богатырской» и «сказочной» темой в творчестве художника.

Духовные искания Виктора Михайловича Васнецова – вот то, о чем мы будем вести речь сегодня. Ведь чаще всего мы действительно вспоминает только его самые известные полотна, «Богатыри», например. Но в творчестве Виктора Михайловича есть и другие жемчужины, отражающие суть его духовности. Один из немногих в конце позапрошлого века – он стремился совместить светское и духовное в творчестве, найти высший идеал в Искусстве (а слово это он всегда писал с заглавной буквы!).


Давайте выясним, как складывалось мировоззрение художника, откуда в его творчестве так много православного, религиозного.
В ходе работы ученикам предлагается самостоятельное заполнение кластера «Мировоззрение художника» (приложение 1, рабочий лист урока)
Детство будущего художника было богато впечатлениями, наложившими отпечаток на всю последующую жизнь. В одной из своих ранних работ «Нищие певцы» (1873 год), он изобразил свой дом. На втором плане, почти незаметно, но все-таки… Картина потрясает пронзительностью детских впечатлений.
Слайд 3.
Давайте посмотрим на это произведение. Что вы можете сказать о характере картины? Сюжете?
В ходе беседы учащиеся подводятся к мысли о молитвенном сосредоточении убогих странников и тех, кто вместе с ними присутствует при молитвенном песнопении.
Итак, отческий дом, родное село. Вот первые кирпичики в фундаменте таланта и мировоззрения. Художник писал в 1898 году В. Стасову: «Вспомнить моего дорого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!». Отец Михаил с пониманием относился к рано проявившимся художественным увлечениям сына, но финансовое положение семьи не оставляло выбора – Виктор поступил учиться в Вятское духовное училище, а спустя 4 года – в Вятскую духовную семинарию. Ведь детей священников туда принимали бесплатно. Впрочем, с благословения отца, он уйдет с предпоследнего, философского курса и отправится в Петербург – поступать в Академию художеств. Но даже ее он не закончил – уехал учиться во Францию.
По возвращении – примкнул к передвижникам, выставлялся на выставках товарищества. Но наступил новый этап жизни художника – московский.
Сообщение ученика: «В. Васнецов в Москве. Абрамцево».

Интернет-источники для подготовки сообщения:

Подмосковная усадьба Абрамцево. [www документ] — URL: http://wilddesign.ru/interiors/46-architecture/112-abramcevo

Хронос. Биографический указатель. Виктор Михайлович Васнецов. [www документ] — URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vasnecov_vm.php
Как вы считаете, какое влияние оказала на Васнецова Москва? Имело ли значения для складывания мировоззрения художника и его духовного роста покровительство Павла Михайловича Третьякова и Саввы Ивановича Мамонтова? Какое влияние оказала дружба с другими великими художниками того времени – Ильей Ефимовичем Репиным и Василием Дмитриевичем Поленовым?
В ходе беседы делается вывод о следующих важных вехах в развитии мировоззрения художника – Москва и Абрамцевский художественный кружок.
Слайд 4.

Цитируем Васнецова: «Только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты».


Слайд 5.
В 1885 году художник начал работу по оформлению Владимирского собрав Киеве. Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе Михаила Александровича Врубеля, но его иконопись оказалась слишком «модернистской» и не очень органичной для традиционного православного сознания. В конце концов собор расписали Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Васильевич Нестеров.
Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников - свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Художник вложил в эту работу всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.


Слайд 6.
Художник переосмыслил начальную историю христианства на Руси. На фреске «Крещение Руси» В. М. Васнецов показал именно момент крещения киевлян в водах Днепра. Это торжественная и пафосная картина, соответствующая значимости момента.
Слайд 7.
Росписи храма потрясают. Все писавшие о Владимирском соборе отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое.
Слайд 8.
Огромное впечатление производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая их мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. Поднявшись по высоким ступеням, уже с паперти видишь Ее в открытые двери. Она идет из глубины навстречу, чуть задержав шаг. В густом золотом сиянии Ее темная фигура величественна, стога и – проста. Большие глаза, иконописное лицо полны неземного скорбного чувства. Сильным и нежным движением Она прижимает к себе ребенка.

Васнецову было дано воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ, русский национальный идеал красоты получил, наконец, свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале XX века.



Можно ли считать десятилетний труд художника по росписи собора еще одним элементом в нашем кластере?
По итогам обсуждения заполняется кластер.
Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Высочайше учрежденный в 1900 г. Комитет попечительства о русской иконописи объявил церковную живопись Васнецова образцовым примером храмового искусства. А вы с этим согласны? Почему, по-вашему, смог достичь подобных высот в Искусстве Васнецов? Что за духовный образ он искал всю свою жизнь?
В ответах учеников должна прозвучать мысль о тех ступеньках складывания мировоззрения, которые мы прошли на уроке. О большой духовной работе творца и высокой нравственной чистоте Виктора Михайловича Васнецова.
Предлагается разбор домашнего задания:
Сочинение-миниатюра: «Сравнение образов Богородицы» (Алтарная роспись В.М. Васнецова и «Донской иконы Божией Матери», авторство которой приписывается Феофану Греку)
Список использованной литературы:


  1. Кудрявцева Л. В поисках духовного образа./Россия молодая. Нечерноземье. М., 1991. Выпуск 12.

  2. Пастон Э. Великие имена. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Виктор Васнецов. М.: «Юни Пресс СК», 2006. Выпуск 1.

  3. Васнецов. 50 художников. Шедевры русской живописи». М.: «Де Агостини», 2010. Выпуск № 3.

  4. Васнецов Виктор Михайлович. [www документ] — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович

  5. Гусакова, Виктория Олеговна. Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи. Тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.04 [www документ] — URL: http://www.dissercat.com/content/tserkovnaya-zhivopis-kontsa-xix-nachala-xx-vv-viktor-vasnetsov-i-ego-posledovateli

  6. Подмосковная усадьба Абрамцево. [www документ] — URL: http://wilddesign.ru/interiors/46-architecture/112-abramcevo

  7. Хронос. Биографический указатель. Виктор Михайлович Васнецов. [www документ] — URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vasnecov_vm.php





Трудности с правописанием много способствовали популярности телефона. «Пшекруй»
ещё >>