В. М., Унлмипс методы индивидуальной защиты судна от захвата его пиратами - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложение №10 правил а обеспечения работников средствами индивидуальной... 1 212.27kb.
Рейдеры на пороге: методы борьбы 1 22.22kb.
Перечень работ и профессий, по которым выдаются средства индивидуальной... 1 35kb.
Информация для населения о средствах индивидуальной защиты 1 55.83kb.
Постановление От года № Об организации временных пунктов выдачи средств... 1 187.4kb.
Медицинские средства индивидуальной защиты в результате аварий, катастроф... 1 34.93kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 1 66.83kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 1 66.25kb.
Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других... 1 278.29kb.
Учебное пособие Часть Методы и средства защиты информации 9 1777.27kb.
Vii. Организация мероприятий радиационной, химической и биологической... 1 111.51kb.
Фрегат. Копия 1: 90 фрегата королевских вмс великобритании Kent,... 1 8.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В. М., Унлмипс методы индивидуальной защиты судна от захвата его пиратами - страница №1/1

Пазовский В.М., УНЛМИПС
МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДНА ОТ ЗАХВАТА ЕГО ПИРАТАМИ

Для противодействия пиратам и обеспечения безопасности морских перевозок в Аденском заливе сосредоточены огромные военно-морские силы. Это и многонациональная коалиция военно-морских судов под эгидой американских властей, группировка военно-морских сил НАТО «Атланта», и работающие индивидуально корабли России, Индии, Китая, Японии, Южной Кореи.

Благодаря им, ситуация в Аденском заливе несколько улучшилась, но угроза судоходству в регионе не ослабела. По данным Международной морской организации ИМО, в 2008 г. было зарегистрировано 306 актов пиратства и вооруженного грабежа против 282 в 2007 г. (рост 8,7%), а за первые 4 месяца этого года таких случаев было уже 157. В принципе, более или менее безопасным стал район «коридора безопасности», где в случае нападения пиратов транспортные суда могут ожидать скорой помощи от военных. Но пираты распространили зону своей деятельности на открытое море. Уже в сентябре 2008 г. они захватили судно в 200-х милях от побережья Сомали. В ноябре 2008 г. был захвачен в районе Сейшельских островов супертанкер Sirius Star с двумя миллионами баррелей нефти на борту. В начале 2009 г. имели место случаи нападения на суда в 600-х милях от берега.

Понятно, что никаких военно-морских сил не хватит, чтобы взять под охрану торговое судоходство во всем Индийском океане.

Не случайно отдел по связям с общественностью ВМС США в Бахрейне предупредил мореплавателей, что военно-морские силы, сосредоточенные в Аденском заливе, не смогут помочь атакуемым в районе Сейшел судам. Мореплавателям было рекомендовано принимать все меры для самостоятельного отражения возможных атак.

Между тем, за 12 месяцев – с марта 2008 по март 2009 г. пиратские нападения обошлись международному торговому судоходству в 60 млн. ам. дол. Из них 30 млн. ам. дол. составила сумма выкупов, остальная часть пришлась на непредвиденные издержки, связанные со срывом перевозок и вынужденными простоями судов. Никто не сообщает о расходах на содержание в регионе военно-морских сил.

По данным Aon Risk Services, стоимость страхования судов и экипажей при следовании Аденским заливом по сравнению с октябрем прошлого года выросла в 10 раз. Все больше судовладельцев предпочитают не рисковать и страховать свои суда от возможного выкупа. Стоимость страхования, предусматривающего выплату выкупа до 3 млн. дол., доходит до 30 000 дол.

Обычно пираты освобождают суда и экипажи в целости и сохранности после получения выкупа, стоимость которого покрывается страховкой корпуса, хотя в последнее время страховщики предпочитают страхование пиратских рисков как военных. Страхование выкупа может включать в себя расходы на ведение переговоров, оплату посреднических услуг, консультации и медицинскую помощь.


Поэтому остро встал вопрос о самозащите торговых судов.

Какие меры самозащиты от пиратов используются или рекомендуются в международной практике?



1. Предложения о вооружении экипажей торговых судов огнестрельным оружием не выдерживают никакой критики. Во-первых, наличие огнестрельного оружия на торговых судах противоречит международному и национальным законодательствам. Во-вторых, профессиональные пираты владеют огнестрельным оружием значительно лучше, чем гражданские моряки.

2. Размещение на судах при прохождении опасных от пиратства районах команд профессиональных военных.

Уже в октябре прошлого года командующий ВМС Великобритании в Аденском з-ве заявил, что торговым судам следует включать в свой штат наёмных солдат.

С подобным предложением выступила Морская администрация США (МАРАД). Она рекомендовала посадить на каждое судно, следующее Аденским заливом, вооруженную охрану. Ее поддержал и Пентагон.

Более того, 12 мая т.г. Береговая охрана США издала Директиву, регламентирующую меры защиты национальных судов от пиратов. Согласно ей, судовладельцы должны до 25 мая представить для одобрения обновленные планы охраны их судов, включающие меры по предупреждению актов терроризма, нападений пиратов и вооруженных грабителей, Береговая охрана потребовала от всех судов под флагом США, следующих в район Аденского залива и восточного побережья Сомали, наличия на борту профессиональной охраны. На усмотрение судовладельцев оставлено решение о численном составе и вооруженности охраны (согласованное с Береговой охраной).

Госдепартамент США, в свою очередь, намеревался проработать юридические вопросы о допущении американских судов с вооруженной охраной на борту в порты других стран. Он не исключает, что США будут допускать суда с вооруженной охраной или оружием на борту в свои порты, следуя принципу взаимности. А пока в международном праве для легитимности наличия огнестрельного оружия на борту судна требуется получение лицензии государства, в порт которой намеревается зайти судно.

Предложение о вооруженной охране судов было поддержано страховщиками. Лондонское страховое общество Lloyd предложило клиентам вариант снижения размера страховой премии для судов, на которых будет размещена вооруженная охрана из бывших военных моряков на случай нападения сомалийских пиратов. По мнению страховщиков, расходы на охрану будут компенсироваться понижением страховых премий и общих эксплуатационных расходов в случае использования обходных маршрутов перевозок между Европой и Азией.

Вооруженное сопровождение судов скоро превратилось в бизнес. Свои услуги судоходным компаниям предложили многие охранные компании. Среди них американская частная военная компания Blackwater, имеющая военный корабль McArthur с вертолетом и вооруженными бывшими военными моряками; крупнейшее международное охранное предприятие G4S, подразделения которого находятся более чем в 100 странах мира, а штат сотрудников которых насчитывает около 500 000 чел.; международная консультантская компания по вопросам корпоративной безопасности Unitel, имеющая в своем распоряжении вооруженные сторожевые корабли с опытными экипажами, сформированными из бывших военных, которые могут обеспечивать сопровождение торговых судов в соответствии с контрактом на общую продолжительность определенного рейса в опасных регионах мира.

Правительство Бельгии предлагает коммерческое военное сопровождение судов в Аденском заливе. По заявлению министра обороны страны, бельгийские судовладельцы могут подать заявку не менее чем за 48 часов, и за 115 000 евро (152 000 ам. дол.) получить на борт своего судна команду из восьми военных сроком на неделю из состава военных кораблей, находящихся в регионе в рамках операции «Атланта».
Однако, Международная морская организация (IMO) опасается, что наличие на судах вооруженных людей обострит насилие в зараженных пиратством водах Сомали.

Касаясь вооружения экипажей, заместитель директора IMO N. Charalambous задал вопрос корреспонденту Reuters на конференции по пиратству в Куала-Лумпуре: «Мы хотим превратить весь регион в поле сражения? И если у вас на борту имеется огнестрельное оружие, где вы проведете границу этого поля? Сомалийские пираты имеют возможности применить оружие большего калибра.»

N. Charalambous считает, что применение оружия в регионе должно остаться прерогативой военно-морских сил.

И совсем недавно, 7 июня, Комитет ИМО по морской безопасности, одобрил Рекомендации правительствам по предупреждению и подавлению актов пиратства и вооруженного грабежа против судов. Руководство для капитанов и экипажей судов включает приложение, где даны рекомендации морякам, рыбакам и другим мореплавателям на случай их похищения или взятия в заложники в целях получения выкупа.

При этом Комитет ИМО по морской безопасности считает, что государства флага должны всячески препятствовать наличию на судах и применению моряками огнестрельного оружия для самозащиты или защиты судна. Наличие оружия на судне может спровоцировать атакующих на применение более опасных средств поражения и тем самым сделать ситуацию более опасной. Особенно, если на судне имеются огнеопасные или другие опасные грузы. Поэтому вопрос о найме вооруженных людей для охраны судов должен решаться государством флага в рамках его законодательства.

Сомневаются в целесообразности размещения на торговых судах вооруженных и невооруженных охранников из частных охранных фирм для отражения нападения пиратов на суда в Аденском заливе Международная палата судоходства и Международная судоходная федерация (ICS/ISF). Представители этих авторитетных международных организаций отмечают, что вооруженные частные охранники не несут никакой ответственности. Между тем, в ответ пираты могут открыть огонь, что может привести к непредсказуемым последствиям, учитывая, что многие торговые суда следуют с опасными грузами на борту. К тому же, главным для судовладельцев должно стать обеспечение неприкосновенности жизни и здоровья членов экипажей судов и их защита от ответных насильственных действий пиратов.

Также с большой осторожностью относится к размещению на судах вооруженных людей авторитетная международная морская организация БИМКО.

3. Альтернативой вооруженной охране является самозащита торговых судов, подготовленность экипажа к отражению пиратского нападения, применение несмертельных средств сдерживания попыток пиратов подняться на борт судна.

Мне представляется очень интересным и поучительным опыт крупнейшего в мире оператора танкеров и газовозов компании Teekay Shipping. Руководство компании негативно относится к размещению на судне вооруженных людей или огнестрельного оружия. При его применении могут быть убиты не только пираты, но и члены экипажа. И вообще применение огнестрельного оружия на борту танкера или газовоза чревато тяжелыми последствиями.

В руководстве компании введена должность специального офицера по безопасности, деятельность которого сосредоточена на предупреждении нападений пиратов в горячих точках мирового океана. Он поддерживает постоянную связь с судами компании при их плавании у берегов Сомали.

Суда компании подразделены по уровню безопасности на 3 категории:

- суда высокой степени риска – суда, имеющие скорость менее 13 узлов и высоту надводного борта менее 6,5 м;

- суда средней степени риска – это суда, имеющие скорость от 13 до 15 узлов и высоту надводного борта от 6,5 до 8 м;

- суда малой степени риска – это суда, имеющие скорость более 15 узлов и высоту надводного борта более 8 м.

По статистике за 2008 г., 74% судов, захваченных в Аденском заливе и у побережья Сомали имели надводный борт высотой 5 и менее метров. У 30% захваченных судов высота надводного борта была 1-2 м.

Суда малой степени риска следуют опасными районами самостоятельно, принимая необходимые меры предосторожности и предупреждения захвата судна.

На суда средней степени риска направляются безоружные советники компании, которые во время прохождения судном опасных районов помогают экипажу в осуществлении мер по предупреждению захвата судна, в использовании несмертельных систем защиты судна, таких, как акустические устройства дальнего действия, пуленепробиваемые бронежилеты, устройства ночного видения, спутниковые телефоны.

Суда высокой степени риска, как правило, руководство старается не направлять в опасные районы. В исключительных случаях они обязаны следовать только в сопровождении военных кораблей.

Исключительно большое внимание уделяется подготовке и тренировкам экипажа к действиям при опасности захвата судна пиратами. Для предотвращения высадки пиратов на танкерах с низким надводным бортом предусматривается создание препятствий из нагромождения судового такелажа, трапов, колючей проволоки, замасленных шлангов и др.



4. Средства сдерживания высадки пиратов на судно.

1.Шведская компания Unifire разработала систему использования водяных пожарных пушек против нападений пиратов на гражданские суда. Каждое из «орудий» может «стрелять» водой под давлением 12 бар объемом 5000 литров в минуту. Высота столба до 30 м. При этом несколько пушек могут бить по пиратам одновременно, управляясь дистанционно с мостика судна с помощью джойстика.

Пушки вращаются горизонтально и вертикально на 360 и 180 градусов соответственно. Их работу контролируют видеокамеры.

Таким образом, экипаж может сбивать пиратов, пытающихся влезть на борт атакуемого судна, не рискуя попасть под пули автоматов.


2. Компания American Technology Corp. из Сан-Диего (США) создала акустическое устройство дальнего (до 3000 м) действия - Long-range acoustical device (LRAD) мощностью в 125 децибел. Эта модель установлена на 270 военных кораблях США для отпугивания иранских катеров и катеров террористов в Персидском заливе. Оно может использоваться как для трансляции человеческой речи, так и для передачи сигналов тревоги, способных озадачить нападающих пиратов и отпугнуть их от судна. Такие системы используются во многих странах и армиях мира.
3. Компании Moscow Mills Manufacturing и Foster-Miller, Inc. (шт. Массачусетс, США) известили о разработке новой системы нетравматического оружия - Boat Trap для остановки катеров.

В системе Boat Trap применяются самораскрывающиеся баллистические сети, которые сбрасываются с самолета или вертолета и обволакивают катера, запутывают их винты и принуждают остановиться на расстоянии, безопасном для намеченных объектов нападения. При этом никто не погибает и не получает увечий. Эти сети очень удобны для применения в Аденском заливе, где пираты часто выдают себя за мирных рыбаков или торговцев, и если подозрения в отношении их окажутся ошибочными, последствия принятых превентивных мер будут незначительны.


4. Утром 4 апреля 2009 г. сомалийские пираты атаковали контейнеровоз «Africa Star» под мальтийским флагом. Нападение произошло почти в 800 милях от побережья Сомали в Индийском океане. Контейнеровозу неоткуда было ждать помощи. Предусмотрительный экипаж заранее обнес грузовую палубу колючей проволокой. Пираты на двух лодках сблизились с контейнеровозом (это при его скорости 18 узлов!) и попытались взобраться на борт, но не смогли преодолеть последнюю преграду - колючую проволоку.

И совсем недавно, 18 июня, в Красном море пираты вынуждены были прекратить попытки высадиться на балкер Kang Long (Гонконг), хотя максимальная скорость судна была 13 узлов, а высота надводного борта 6,5м. Дело в том, что судовладелец и экипаж предварительно обнесли главную палубу колючей проволокой, на которую при нападении пиратов было подано напряжение в 220 вольт. Кроме того, экипаж вооружился пожарными шлангами и начал поливать нападавших водой, а судно начало маневрировать.

Через 15 минут пираты вынуждены были ретироваться.

На обустройство судна такой защитной системой было затрачено несколько тысяч долларов. Но это позволило избежать миллионных убытков в случае захвата судна пиратами.


5. Пиратам не удалось захватить китайское судно для перевозки тяжеловесных грузов. Конструктивная особенность судна – ограниченность доступа с грузовой палубы в район настройки, позволила экипажу отбиваться от пиратов, находившихся уже на палубе, с помощью всяких подручных средств, вплоть до бутылок с горючими материалами, и дождаться помощи со стороны военных.
6. Не лишено смысла и использование визуальных средств устрашения для защиты от нападений пиратов. В качестве визуальных средств устрашения, например, предлагается установка макетов тяжёлых пулеметов.
7. Пожарные шланги, подающие воду под высоким давленем.

8. Ну и применение маневрирования. Высокое профессиональное мастерство и умелое маневрирование не позволили пиратам высадиться на российский контейнеровоз «Капитан Маслов» (капитан и боцман судна получили государственные награды за мужество и высокий профессионализм), на ливийский крупнотоннажный танкер :Aisha”.


5. Рекомендации для капитанов и экипажей судов по обеспечению безопасности плавания в опасных пиратскими атаками водах или при захвате судна пиратами
Чтобы помочь гражданским судам, следующим водами Аденского залива или вблизи побережья Сомали, специалистами международных морских организаций INTERTANKO, ICS, OCIMF, BIMCO, SIGTTO, INTERCARGO, IGP&I Clubs, CLIA, IUMI, JWD, IMB разработаны рекомендации для судовладельцев, капитанов и экипажей судов по обеспечению безопасности плавания в опасных пиратскими атаками водах или при захвате судна пиратами.

Они дополняют Циркуляр Комитета по морской безопасности ИМО - IMO MSC Circular 623.

Остановлюсь только на рекомендациях экипажам судов.

1. На каждом судне, следующем в опасный от пиратов район должен быть разработан план действий экипажа на случай нападения пиратов. Капитану и владельцу судна необходимо, прежде всего, оценить степень риска, и по полученной оценке предусмотреть необходимые меры безопасности с учетом разработанных ИМО и другими организациями рекомендаций.

Рекомендуется провести учения на судне. Наем охранников на судно остается на усмотрении данной компании, однако НЕ рекомендуется наем вооруженной охраны. Рекомендуется по возможности выставить на время прохождения опасного района дополнительных наблюдателей.
2. Настоятельно рекомендуется зарегистрировать судно в центре планирования и координации обеспечения безопасного прохода в Аденском заливе сил ЕС – Морском центре безопасности Африканского Рога - Maritime Security Centre - Horn of Africa (MSCHOA). Первой точкой контакта для судов, следующих в Аденский залив, является UKMTO Dubai (United Kingdom Maritime Trade Organisation), через которую обеспечивается постоянная связь и обмен информацией между капитанами судов и военными центра безопасности. Военные требуют предварительной подачи плана прохода судна и степени риска при нападении, то есть информацию о его наиболее уязвимых местах и особенностях. Морской центр производит оценку плана и далее действует в соответствии с этой оценкой, наблюдая за судном в течение всего времени его пребывания в опасных водах.

При реализации плана по отражению пиратской атаки приоритетом следует считать безопасность экипажа и пассажиров.

3. После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA (желательно за 3-4 дня) капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.

Капитанам следует подготовить все необходимое для срочной связи с MSCHOA, IMB, PRC, CSO и др. организациями в случае нападения пиратов. Работа системы AIS – на усмотрение капитана, если он считает, что включенная система AIS усиливает угрозу, ее можно выключить.

4. При входе в залив необходимо уведомить об этом UKMTO. Военные настоятельно рекомендуют следовать в границах Коридора безопасности. Судам следует избегать захода в территориальные воды Йемена: так требуют международные правила, но самое главное – военные корабли не имеют права входить в воды Йемена для защиты судна даже тогда, когда судно атакуют пираты.

Настоятельно рекомендуется спланировать проход так, чтобы прохождение наиболее опасных участков пришлось на ночное время: как показывает практика, ночь – наиболее безопасное время.

5. Необходимо обеспечить максимальное число впередсмотрящих, свести к минимуму весь радиообмен - от внутрисудовых устройств до AIS. Все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т.п.

6.Необходимо обеспечить возможность закрытия доступа в надстройку, на мостик, в машинное отделение, в жилые помещения экипажа. Убедиться, что с бортов ничего не свисает (трапы, концы, шланги). Если надводный борт низкий, попытаться нарастить планшири так, чтобы крючья и кошки не смогли за них зацепиться. Рекомендуется определить «цитадель» - место, где экипаж сможет запереться и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании помощи от военных. В идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей.

Рекомендуется заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением, особенно в уязвимых местах судна. Рекомендуется рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и, главное, чтобы не затруднило аварийный выход. Рекомендуется рассмотреть возможность приобретения и установки пассивных средств защиты, ночной оптики для наблюдения в ночное и вечернее время, системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т.п.).

7.Настоятельно рекомендуется следовать только в пределах коридора безопасности, руководствуясь извещениями и рекомендациями от MSCHOA. При следовании коридором в составе группы следует поддерживать общую для группы скорость с учетом собственных ограничений. Если судно собирается следовать в одиночку за пределами коридора – следуйте с максимальной скоростью, а если ваша скорость 18 узлов и выше – рекомендуется следовать самостоятельно, не дожидаясь групп и не ограничивая себя скоростью группы.

8. Не следует забывать о МППСС, например, не выключать в темное время суток ходовые огни. Наружное освещение рекомендуется включать только тогда, когда того требует безопасность. Военные в настоящее время рекомендуют включать только ходовые огни и затемнять или выключать все прочие.

9. Рекомендуется иметь на мостике все имеющиеся на сегодня фотографии судов-баз пиратов. Задача капитана – распознать угрозу как можно раньше и немедленно сообщить о ней в UKMTO.

Бдительность и должное визуальное наблюдение - прежде всего. Следует помнить о тактике пиратов: подход к судну с кормовых углов или с левого борта. Не следует подвергать экипаж ненужному риску, на верхних палубах необходимо ограничиться только самыми необходимыми работами. При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа, – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.

10. Во время атаки необходимо следовать заранее разработанному плану. Активировать план аварийной связи и оповещения: связаться с UK Maritime Trade Operations (UKMTO) Dubai, Центром безопасности Африканского Рога - Maritime Security Centre Horn of Africa (MSCHOA), Международным морским бюро - International Maritime Bureau (IMB) в Куала-Лумпуре. Объявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение» голосом и сигнализацией. По УКВ подать сигнал бедствия Мэйдэй на 16 и 8 каналах.

11. Если возможно, увеличить скорость до 15 и более узлов и немедленно при обнаружении атакующих пиратов начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Подать воду в шланги. Опыт показывает, что максимальное время атаки 30-45 минут, если за это время пираты не смогут высадиться, они, как правило, прекращают атаку. Пытаться максимально выиграть во времени – на помощь могут успеть военные.
Экипаж – все те, кто не принимает участия в непосредственной защите судна, должны проследовать в «цитадель».

12. Если пираты высадились на судно, прежде чем они доберутся до мостика, успеть предупредить UKMTO, MSCHO, и, если есть время, компанию-судовладельца. Никакого сопротивления высадившимся на судно пиратам не оказывать, это может повлечь за собой побои или даже гибель. Если придется покинуть мостик и машинное отделение, необходимо остановить двигатель и по возможности направить судно в сторону от других судов в целях навигационной безопасности. С пиратами необходимо вести себя спокойно и выполнять все их требования. Желательно собрать весь экипаж (за исключением вахты на мостике) в одном месте. Если люди находятся в «цитадели» или другом закрытом помещении, не препятствовать пиратам, когда они пытаются туда проникнуть.



13. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне. Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский. В течение всего времени действий военных нельзя использовать фото-, кинокамеры и мобильные телефоны со вспышкой.




Природа отдыхает на детях гениев, а дети гениев — на родителях. Геннадий Малкин
ещё >>