В. Костикова. Военно-исторический музей «Тихоокеанского флота и адмирала Н. Г. Кузнецова» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Музейный век в россии 4 549.48kb.
Б. А. Ширяев Программа учебной дисциплины (спецкурса) 1 241.84kb.
Календарь памятных дат, исторических и памятных событий апрель 1 140.89kb.
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи 1 292.21kb.
День Военно-морского флота 1 17.79kb.
П/п Название эор производитель 1 38.94kb.
Кулагины (отцовская линия) Источники информации 1 227.42kb.
Пликины (материнская линия) Источники информации 1 128.54kb.
Обеспечение школьных музеев в 2012-2013 учебном году № п/п 1 30.8kb.
Сын Отечества, гордость флота к 210-летию со дня рождения адмирала П. 1 153.26kb.
«Вклад М. П. Лазарева в развитие военно-морского флота России и географические... 1 178.17kb.
Научно-исследовательская работа по обеспечению безопасности лоцманской... 1 25.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В. Костикова. Военно-исторический музей «Тихоокеанского флота и адмирала Н. Г. Кузнецова» - страница №1/1

«От музейного актива учащихся к межрайонной музейной событийной общности».

ГБОУ СОШ №1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова

Директор – кандидат исторических наук А. В. Луцишин

Педагог – организатор (руководитель музея) – Т. В. Костикова.
Военно-исторический музей «Тихоокеанского флота и адмирала Н.Г.Кузнецова» начал деятельность в декабре 2001 г. В апреле 2002 г. был сертифицирован. И начиная с февраля 2003г., занимает призовые места на ежегодных городских смотрах - конкурсах музеев ОУ.

Как все начиналось?

Сначала появилась общность заинтересованных взрослых и детей, которые разработали концепцию развития музея, спланировали свою будущую деятельность. Коллектив единомышленников состоял из учителей и учащихся школы, семьи Н. Г. Кузнецова, представителей Совета ветеранов района «Дорогомилово». Инициатива была полностью поддержана директором школы – заслуженным учителем РФ Агроновой Светланой Борисовной. Благодаря помощи семьи Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова у музея все больше появлялось друзей, все больше накапливалось материалов и экспонатов.

Постепенно военно-исторический музей «Тихоокеанского флота и адмирала Н. Г. Кузнецова» стал центром патриотического воспитания учащихся и создал дополнительные возможности для самореализации детей средствами музейной педагогики.

Проанализировав опыт предыдущей работы, мы на протяжении 6 лет (с 2003 по 2009 гг.) занимались инновационной деятельностью по теме: «Музей образовательного учреждения - составляющая часть инфраструктуры детства в воспитательном пространстве Западного округа города Москвы».

Целью нашего эксперимента был поиск новых организационно-педагогических и социально-значимых форм и способов работы школьных музеев в воспитательном пространстве Западного округа города Москвы.

Участниками являлись: администрация, педагогический и ученический коллективы ОУ; родители; активы учащихся и руководители музеев ОУ района Дорогомилово; ЗОУОДО, ОМЦ ЗАО, Управа; члены семьи Героя Советского Союза Н. Г.Кузнецова, Фонд Памяти Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова; Общероссийское Движение Поддержки Флота; Региональный Фонд содействия патриотическому воспитанию детей и молодежи; профильные общественные и государственные музеи; СМИ и другие общественные организации района, округа, города.

Был проведен теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, изучен опыт музейной деятельности других образовательных учреждений. Затем появилась инициативная группа из учителей и учащихся ОУ, которые разработали концепцию развития, перспективный план деятельности и программу занятий с музейным активом учащихся. Обучение осуществлялось руководителем музея при активном участии представителей государственных музеев, ветеранов-тихоокеанцев, используя опыт других ОУ и общественных музеев. Формы занятий: ознакомительные лекции, круглые столы, выездные семинары. Ознакомившись с направлениями музейной деятельности, дети самостоятельно решали, какой именно работой они хотели бы заниматься. На первом этапе это сводилось к решению конкретных задач самостоятельно или с помощью педагогов. На сборах актива обсуждалась успешность при выполнении задания, анализировались причины неудач или неполного достижения поставленных целей. Это позволило учащимся самостоятельно научиться оценивать свои возможности и соизмерять их со способностями, что послужило основой их социального роста по ступеням: активный участник, организатор, лидер. В итоге внутри актива сформировалась инициативная группа детей, которая стала соучастником планирования музейной деятельности по всем направлениям, начиная от постановки задач, разработки механизмов осуществления и заканчивая реализацией. Тексты экскурсий стали разрабатываться членами музейного актива самостоятельно в соответствии с тематикой и планом их проведения, утвержденным Советом музея и обсуждаться на совместных заседаниях. Экскурсионная группа нашего музея начала разрабатывать цикл выездных экскурсий.

Функция членов музейного актива по организации культурно-образовательной деятельности так же изменилась. Теперь тематику, форму проведения и содержание встреч определяют сами учащиеся ОУ, а актив, получив необходимую информацию, занимается организационными вопросами. Таким образом, учащиеся стали активными участниками и инициаторами, а музейный актив – организатором.

В нашем ОУ темы и формы массовых мероприятий патриотической направленности определяются совместно детьми и классными руководителями через анкетирование или беседу, в начальной школе – под руководством учителя.

На основе собранной информации члены музейного актива совместно с руководителем музея организуют и проводят массовые мероприятия, связанные с памятными датами. После каждого из указанных мероприятий или цикла мероприятий проводится мониторинг их результативности в виде анкетирования, беседы, диспута, статьи в школьную газету. Итоги обсуждаются на совместных заседаниях Совета школьного музея и методического объединения классных руководителей. Это является основой для совершенствования целостной системы патриотического воспитания учащихся школы.



В итоге были созданы детско-взрослые объединения внутри образовательного учреждения, координация и планирование деятельности которых осуществляется в соответствии с образовательной программой школы и концепцией развития музея: Совет музея и информационная служба.

Совет музея планирует, координирует и организует деятельность школьного музея по всем направлениям, является детским органом школьного соуправления.

Информационная служба (газета, сайт и видео-альманах) создает возможность общения представителям разных поколений, следовательно, восстанавливает «связь времен» и помогает ребятам ощутить в полную силу свою значимость, предоставляя им возможность высказать свое мнение и быть услышанными взрослыми. Это связующее звено школы с социум, без которого не возможно было бы создать единое воспитательное пространство нашего образовательного учреждения в целом.

Деятельность каждого из вышеперечисленных детско – взрослых творческих объединений находится в тесном взаимодействии и осуществляет свою воспитательную миссию по всем направлениям воспитательной работы: нравственном, патриотическом, правовом, трудовом и эстетическом.



Детско-взрослая событийная общность, называемая Советом музея, определяет цель и основные задачи воспитательной деятельности на перспективу в рамках образовательной программы и в начале каждого учебного года. В соответствии с задачами определяются доминантные направления деятельности, разрабатываются формы организации всей работы в целом и предлагаются для обсуждения всему детскому и родительскому коллективу через классных руководителей, музейный актив учащихся и родительский комитет. Только после «одобрения» всего детско-взрослого коллектива ОУ составляется план работы, ставятся конкретные задачи по его реализации по каждому из направлений. Таким образом, выстроилась устойчивая система воспитывающей деятельности, позволяющая учитывать интересы и запросы всего контингента учащихся, в том числе детей из неблагополучных семей. Основная идея – активизация детской инициативы, включение учащихся в социально-значимую деятельность через реализацию совместных проектов.

В результате инновационной деятельности 2 августа 2004 года в год столетия со дня рождения Героя Советского Союз, Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова нашему ЦО было присвоено имя этого легендарного флотоводца.

Начиная с 2004 года, стало доброй традицией ежегодно проводить вечера-портреты, устные журналы, тематические вечера и конференции, связанные с героическими страницами истории нашего Флота, а значит и именем легендарного флотоводца Н. Г. Кузнецова. Главное, что не только инициатива исходит, но и большую часть подготовки и проведения возлагают на себя ребята из актива нашего ДОО «Кузнецовцы».

Решение о создании ДОО «Кузнецовцы» было принято 6 декабря 2006 года на очередном расширенном заседании Совета нашего военно-исторического музея «ТОФ и адмирала Н. Г. Кузнецова» в присутствии семьи легендарного флотоводца и ветеранов-моряков – наших друзей, т. е оно выросло из музейного актива учащихся. Таким образом, создание ДОО «Кузнецовцы» стало еще одним результатом нашей экспериментальной работы, напрямую связанной с музейной деятельностью.

Начиная с 2005 год, мы с ребятами из музейного актива ежегодно ездим в поисковые экспедиции на Краснознаменный Северный Флот, с размещением на борту ТАВКР «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецов». По возвращению в Москву, с помощью В. Н. Кузнецова, ребята делают документальные фильмы об этих уникальных и незабываемых для них поездках, которые потом показывают и учащимся младших классов нашего центра и своим ровесникам из других ОУ района Дорогомилово, Западного округа и города. В марте 2008 года на борту ТАВКР было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве по патриотическому воспитанию между школой, Фондом Памяти Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова и экипажем ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Это еще один результат нашей инновационной деятельности в области патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

На этом инновационная деятельность не закончилась, она продолжается в настоящее время в рамках ГЭП «Молодежная политика средствами образования». С сентября 2009 тема нашей опытно-экспериментальной работы: «Создание сетевого инновационного молодежного проекта музейной событийной общности». Цель исследования состоит в создании системы сетевого взаимодействия инициаторов школьных музеев и специалистов, ведущих инновационную деятельность в сфере музейного образования, то есть такое взаимодействие, где складывающаяся общность объединяет в пространстве единомышленников, а их потенциал и уникальность становятся основным ресурсом развития музейного образования.

В рамках реализации ОЭР по указанной теме, начиная с сентября 2009 года, ребята из объединения «Кузнецовцы» регулярно проводят сборы музейных лидеров районов Дорогомилово, Филевский парк и Фили – Давыдково по таким темам, как: «Что такое патриотизм?», «Коллективное творческое дело», «Мы – против фашизма», «Герои современной России», «Музейный лидер – организатор тематических вечеров для ровесников и жителей района». На одном из сборов был разработан проект и впервые проведен межрайонный фестиваль музеев «65 славных дел». Мы в нем заняли первое место! Юные музееведы сами разработали сценарий, положение о фестивале, сами определили состав жюри, осуществили всю подготовительную работу. Теперь такие фестивали стали традицией. На сборах в прошлом учебном году была разработана эмблема сообщества музейных лидеров районов Дорогомилово, Филевский Парк и Фили – Давыдково и появилась идея провести День Дружбы народов и посвятить его 70-летию Московской битвы. В сентябре 2011 был разработан проект программы проведения «Дня дружбы народов», 9 декабря 2011 года праздник состоялся и получил высокую оценку зрителей и участников. В 2011-2012 учебном году будет проведено 2 сбора, на которых будут разработаны основополагающие принципы взаимодействия музейных лидеров и перспективы их совместной деятельности на 2012-2013 уч.г.

Мы смогли добиться всего вышеизложенного потому, что в нашем любимом Западном округе города Москвы в результате экспериментальной работы сложилось единое воспитательное пространство, которое стало действительно социальной инфраструктурой детства и позволило перейти к участию в ГЭП «Молодежная политика средствами образования».



Таким образом, сначала была замечательная школа со сложившимся детско-взрослым коллективом единомышленников. Затем в ней появился военно-исторический музей «ТОФ и адмирала Н. Г. Кузнецова». После этого нашему образовательному учреждению было присвоено почетное имя Героя Советского Союза Н. Г. Кузнецова, затем на базе музея было создано детское общественное объединение «Кузнецовцы», которое теперь является маяком для своих ровесников в их социально-активной и общественно-значимой деятельности.
Педагог-организатор (руководитель музея) Т. В. Костикова




Газетные объявления содержат больше правды о том, что происходит в стране, чем газетные передовицы. Генри Уорд Бичер
ещё >>