В. Ф. Горохов античная культура: у истоков европейской цивилизации - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской... 1 22.24kb.
Андрей Горохов. МузпросветОцените этот текст: Не читал10987654321СодержаниеFine... 21 3380.86kb.
Реформация в Германии это толчок к изменению сознания человека и... 1 197.33kb.
Составитель: Валеева А. Ф. ( кафедра французской филологии) 1 79.97kb.
Vi межрегиональные Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения «Славянская... 1 74.2kb.
Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Значение... 1 130.22kb.
Номер урока дата Тема Часы Домашнее Задание Использование мультимедийных... 1 108.09kb.
1. История философии Античная философия 14 1707.95kb.
Античная философия Античная натурфилософия 1 158.52kb.
Программа дисциплины «Античная литература» 1 121.44kb.
1. Понятие предмет римского частного права 9 1403.67kb.
Сенека приветствует Луцилия! 42 5975.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В. Ф. Горохов античная культура: у истоков европейской цивилизации - страница №1/2

В.Ф. ГОРОХОВ

 

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА:



У ИСТОКОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Автор ставит перед собой скромную цель: в тезисной форме очертить некоторые контуры греко-римской культуры, привлечь внимание к её наиболее важным достижениям.



 

3.1. Феномен Античной культуры

3.1.1. Понятие “Античной культуры” и её периодизация.

То, что принято называть Античностью, античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей точки зрения исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.

Для греческой культуры:

1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).

2. Классика (V-IV вв. до н.э.).

3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).

4. Поздний  эллинизм (I в. н.э. -  V в. н.э.).

Для римской культуры:

1. Культура царского периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).

3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).



3.1.2. Происхождение греков и римлян.

Небезынтересен вопрос о том, “кто такие греки и римляне, какова их древнейшая история?”. Ответить на него с высокой степенью достоверности очень сложно. Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путём. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова на юг и близлежащие острова. Позже других это сделали дорийцы - наиболее воинственное греческое племя. Ощущая стеснённость в территории, греки колонизировали едва ли не всё побережье Средиземного моря. Они основали поселения даже в Крыму. То, что называют Древней Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), ибо греки не представляли собой единого целого. Это был конгломерат огромного числа небольших городов-государств, которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщёно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.

Истоки римлян еще более темны, чем эллинов. Римский народ образовался из большого числа разных племён. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Не исключено и присутствие троянцев, о чём свидетельствуют мифы и другие источники. Рим, начиная с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском полуострове, которым полностью завладел к III  в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава, которая впоследствии не сумела устоять под натиском варваров, а также в силу внутренних противоречий раскололась на две части, а затем Западную римскую империю завоевали германские племена.

 

3.1.3. Истоки античной культуры. Влияние других культур.

Разумеется, эллинская и римская культуры не возникли на пустом месте. Каждая из них имела как свой внутренний ресурс, так и испытала воздействие других культур. Исследователи эллинской культуры считают, что на неё оказали сильное влияние (или даже были непосредственными предшественницами) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.

Эгейская культура, центром которой был остров Крит, сформировалась в середине III тыс. до н.э. Судя по археологическим находкам, критяне мастерски сооружали здания, знали секреты живописи, прикладного искусства, имели письменность, земледелие. В критском государстве правил царь, имелись юридические установления, так называемые законы Миноса. Греческие племена знали достижения критян и поддерживали с ними контакты.

Микенская культура является более близкой предшественницей античной культуры. Её расцвет приходится на середину II тыс. до н.э. Микенская культура - это не только культура этого небольшого города, но и других городов-государств. В микенский период слагаются мифы, формируются религии, развиваются строительство, ремесло, прикладное искусство. По разным причинам к XII в. до н.э микенская цивилизация себя исчерпала, и в эллинской истории наступили  так называемые “тёмные века” (XI -IX вв. до н.э.).

Эллинская культура ощутила на себе влияние египетской, финикийской, вавилонской и других древних культур. Любознательные эллины внимательно изучали всё значимое у этих народов, заимствовали самое ценное, достойное подражания, перерабатывали. Однако чужеродный элемент не возобладал, а лишь придал дополнительную энергию самобытно развивающейся греческой культуре. Греки первыми предприняли попытку раздвинуть горизонт одной культуры за счёт других. Как своеобразный феномен она сложилась уже к VIII веку до н.э. Если культура как таковая зарождается в глубочайшей древности, и очень медленно эволюционирует, то на земле Эллады происходит как бы её второе рождение, осуществляются глубинные содержательные и структурные изменения, можно даже сказать, свершается величайшая культурная революция, которую когда-либо испытывало человечество.

Что касается римской культуры, то вначале в ней преобладал этрусский компонент, а затем она сильнейшим образом эллинизировалась. Некоторые исследователи считают её вторичной (дочерней от эллинской культуры). Конечно, в мифологии, религии, литературе, философии, архитектуре, скульптуре, живописи, праве и других элементах культуры, греческое влияние велико. Тем не менее, заимствуя многое у греков, следуя культурному конформизму, римляне придавали всему собственный колорит. Несколько упрощая духовное начало, они усиливали прагматичную, регулятивную стороны заимствованного. Во всём римляне стремились видеть практическую пользу. В некоторых вещах - военном деле, организации государства, праве, строительстве, экономике, культуре быта - они, пожалуй, сумели превзойти греков. Не стесняясь, они у них учились, и стали достойными учениками. Можно сказать, что римляне завоевали эллинов политически, а те их - духовно. На римскую культуру некоторое воздействие оказали и культуры порабощённых ими других народов. Благодаря колонизации, а затем македонской и римской экспансии греко-римская культура распространилась далеко за пределы Балкан и  Апеннин. В  орбиту её влияния было вовлечено огромное число народов.

 

3.1.4. Причины культурного взлёта

Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлёт? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.



Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;

во-вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;

в-третьих, интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;

в-четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;

в-пятых, природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;

в-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;

в-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;

в-восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения;

в-девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие;

в-десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного начала по отношению к остальному;

и, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.

 Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками. Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны.

 

3.2. Миф и религия



3.2.1. Греческие и римские мифы

Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф апеллирует к старинным временам, к истокам, он сродни детскому, иллюзорному мировосприятию. Это исключительно важный шаг человека в познании сущего, в самопознании. В нём сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергиея культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры.

Древние греки создали развитую мифологию, прошедшую путь от примитивных фито- и зооморфных ступеней к мифологии Олимпийской. Причём зарождение мифов происходит в доантичные времена, но своё завершение и обощение они находит в эллинскую эпоху - у Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аполлодора. Мифы и религия являются важнейшим связующим материалом античной культуры с её предшественницами. Многие греческие мифы (как и других народов) утрачены, дошли до нас фрагментарно или в переработанном виде. Но даже то, что сохранилось, позволяет судить об универсальности, естественности, материалистичности, диалектичности мифов, их эстетической, нравственной, политической, социальной направленности.

В недрах древнегреческого мифического сознания сформировались весьма оригинальные идеи. Отметим наиболее важные:

1. В мифах даны первые обобщённые представления о происхождении мира, его устройстве. Мир произошёл из Хаоса, некой зияющей бездны, прообраза пространства. Затем возникают три космические субстанции - Земля, Эрос, Тартар. Земля (Гея) порождает Небо (Уран) и Море (Понт). Земля напоминает диск и омывается Океаном. Мир ограничен твёрдой небесной полусферой. Имеется и подземный мир, состоящий из двух этажей - Аида и Тартара. В целом Вселенная представляет собой вертикальную структуру.

2. Излагается генеалогия богов. Здесь картина выглядит так. Гея и Уран порождают титанов, во главе которых стоял Кронос. От него и Реи появляются Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Гестия, Деметра, одолевающие хищного Кроноса, титанов, гигантов. Зевс становится властелином Земли и неба, Посейдон - моря, Аид получает во владение подземное царство. Зевс вместе с Герой, Посейдоном и своими детьми провозглашаются богами Олимпа. Имеется множество иных божественных и демонических сил, происхождение которых самое различное. Некоторые из них (Орф, Кербер, Химера, Ларнейская гидра, Сфинкс) произошли от Ехидны и Тифона.

3. В мифах осмыслен генезис и судьбы человеческого рода. Одну из распространённых версий излагает Гесиод. Согласно ей люди созданы богами. Их история насчитывает пять веков - золотой, серебряный, медный, век героев и железный век. Человеческий род постоянно ухудшается, регрессирует. Несколько раз его уничтожали боги (Зевс) и люди сами уничтожали себя. Человечество постигли тяжкие беды, его судьба обречена. Общество в мифическом представлении сложно, противоречиво, несовершенно, сильно зависит от внешних обстоятельств и сил.

4. В мифах имеют место и события подлинной истории. Просматривается становление матриархата и патриархата, переселение народов, основание городов, войны, путешествия, деяния вождей родов и племён. Вымысел часто переплетается с реальностью.

5. Актуальна для греческой мифологии и повседневная житейская проблематика. Внимательно вчитываясь в смысл мифов, видишь стремление древних разобраться в том, какую роль в жизни играют мужчина и женщина, какова социальная иерархия, происхождение земледелия, ремёсел, образования, нравов.

6. Исключительно ценной является эстетическая сторона мифов. Мифы изобилуют красотой, эмоциями, выразительностью, духовной энергией, потрясающе яркими портретами. Титаны, гиганты, боги, герои, люди показаны во всём многообразии характеров. Многие мифологические образы стали архетипичными. К ним можно отнести Прометея, Зевса, Афины, Ареса, Афродиты, Геракла, Пандорры, Одиссея, Париса, Прокруста, Сизифа, Ариадны, Ясона, Ахилла, Дедала, Тантала, Икара, Нарцисса, Мидаса, Орфея.

Это далеко не полный перечень идей, которые порождены эллинскими мифами. Особую значимость представляли мифы о Прометее, Девкалионе, Эллине, троянский цикл, мифы об аргонавтах, подвигах Геракла, Тессее, Персее, Кекропе и др. Этим мифам свойственны не только глубоко символический характер, но и изобилие поучительных примеров, непреходящей житейской мудрости, фиксации жизни во всей её полноте и противоречивости.

Римские мифы по своему содержанию и глубине идей уступают греческим. Некоторые исследователи склонны считать их компиляцией мифического гения греков. Несомненно, то, что дошло до нас через Вергилия, Овидия, Ливия, Сенеку, несёт на себе эллинскую печать. Однако подобное можно объяснить не только заимствованием у греков, но и близостью их происхождения и некоторой общностью исторического пути. Тем не менее, мифы римлян достаточно самобытны, отчасти они являются смесью мифов различных италийских племён. В них повествуется о древних богах, о возникновении Рима, о его истории. Римские мифы ближе к исторической легенде. К числу любимых римлянами мифов относят повествования о Юпитере, Янусе, Марсе, Вертумне и Помоне, пенатах, ларах, манах. В римском сознании глубоко укоренились мифы об Энее, Ромуле и Реме, Нумиторе, Рее Сильвин, о двенадцати веках существования Рима, о семи царях Древнего Рима.

Греко-римские мифы и сейчас продолжают вызывать колоссальный интерес, как у простой публики, так и у исследователей. Ей посвятили научные труды такие известные ученые как Г. Штоль, К. Юнг, Дж. Фрэзер, Р. Грейвс, К. Хюбнер, А.Ф. Лосев, Ф.Ф. Зелинский, А.А. Тахо-Годи, О.М. Фрейденберг, С.А. Токарев.

 

3.2.2. Религия.

Античная религия является продолжением мифов. Найти чёткую грань, где кончается миф и начинается религия, сложно. На ранних этапах общественного развития миф выполнял и функцию религии. И только позже религия становится самостоятельным элементом культуры, отделяется от мифа, но не избавляется от него. В сущности, религия это та же мифология, но систематизированная, строгая, ритуализированная, прагматичная. Вместе с тем, в древнегреческой религии мифы не составляли её сути. Главным для греков были не верования, не догматы, а обряды, ритуалы, в которых обязаны участвовать все члены общины. По мнению самих греков их представления о богах формировались из врождённых источников (таким источником была природа), восприняты от поэтов (высшим религиозным авторитетом являлся Гомер), закреплялись законами, проистекали из художественных ценностей (храмов, статуй, картин). Религия зарождается в доантичные времена, а в эллинскую эпоху она оформляется в своём классическом виде.

Греческая религия относится, к числу политеистических, т.е. религий многобожия. Количество богов бессчетно. Это хтонические (Хтон - Земля) божества - Гея, Уран, Кронос, Океан, Рея; олимпийские боги - Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, Афродита, Гефест, Деметра, Арес, Гестия (несколько позже - Дионис); божества, персонифицирующие различные природные стихии - воздух, влагу, ветер; боги рек, морей, гор, лесов, подземелья, полей; боги, олицетворяющие социальные стороны жизни - правосудие, справедливость, убеждение, мщение, ремёсла, искусства, военное дело, мир, любовь, рождение, смерть, детство, юность, старость. Но, главным образом, древние греки поклонялись богам Олимпа. Религия греков - это религия труда, красоты, жизни. Боги во многом напоминают людей. Они имеют родителей, обладают сложным характером, могут быть хорошими и плохими, милосердными и жестокими, умными и безрассудными, любящими и ненавидящими, помогающими и мстящими. Они сами подвержены судьбе (Ананке). В отличие от многих богов восточных религий, греческие боги имеют красивый внешний облик, обладают высшими достоинствами.

Эллины не просто почитали, уважали, но искренне любили своих богов. В их честь они возводили святилища, алтари, храмы, ваяли статуи, называли селения, приносили им жертвы, творили молитвы, посвящали празднества. Наиболее значимыми были Олимпийские игры, посвящённые Зевсу; Пифийские - Аполлону; Истмийские - Посейдону; Панафинеи - Афине; Дионисии - Дионису. Игры представляли собой комплекс мероприятий, в ходе которых осуществлялись жертвоприношения, проводились спортивные, поэтические, музыкальные, театральные состязания. Победители награждались призами, их имена увековечивались.

Важной чертой древнегреческой религии являлось отсутствие Священного писания, жёстких догматов, а также профессиональных служителей культа. Жрецы избирались из числа достойных граждан и выполняли эту роль фиксированное время. Священную миссию осуществляли оракулы, которые якобы вещали устами богов. Самый знаменитый оракул находился в Дельфах, где пифия пророчествовала от имени Аполлона и давала удивительные, но двусмысленные ответы на самые разные вопросы.

Греческая религия характеризовалась разнообразной системой обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами, сбором урожая, политическими и военными событиями и т.д. Особо следует отметить отсутствие религиозного фанатизма: религия не довлела над личностью и общиной, а выполняла регулятивную, эстетическую функции и функцию общения. Имелось у греков и что-то вроде сектантства, которое дало о себе знать, прежде всего, в так называемых элевсинских и самофракийских мистериях. Имели место и ростки атеизма (Анаксагор, некоторые софисты). Великий философ Платон критиковал Гомера за его представления о богах и фактически являлся родоначальником европейского монотеизма.



Римская религия сродни греческой. В них много общего. Главные боги - это по существу латинизированные эллинские боги - Юпитер, Юнона, Нептун, Минерва, Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Вулкан, Церера, Веста, Марс, Вакх.  У римлян богов былодаже больше. Заступниками земледельцев являлся добрый десяток богов. Не меньше покровительствовали детскому возрасту (богини постельки, первого крика, первого слова, первого шага). Римляне обожествляли всё, что было в их жизни. Имелись боги разума, верности, провизии, серебряных денег, гражданской общины. Обожествлялись даже императоры, как при жизни, так и после смерти (апофеоз). Как и греки, римляне возводили богам жертвенники, алтари, храмы, статуи, посвящали праздники, приносили жертвы, творили молитвы. Главным в римской религии являлось соблюдение правил жертвоприношений, очистительных обрядов, молитв. У римлян имели место списки официально утверждённых молитвенных формул, так называемые индигаменты, в которых предписывалось, в каких случаях следует молиться тем или иным богам. Некоторое отличие от греков проявлялось в организации религиозных дел. Существовали избираемые жреческие коллегии. Коллегия понтификов вела надзор за календарём, праздниками, историческими документами, системой мер и весов. Коллегия фециалов выполняла функции вестников и глашатаев, хранителей договоров. Коллегия авгуров ведала вопросами гаданий, знамений. Коллегия фламинов занималась вопросами жертвоприношений. Существовали и другие коллегии жрецов. В отличие от греческой, древнеримская религия практически не была связана с мифами.

И греческая и римская религии обходили стороной такие важные для индивида вопросы как устройство мира, смысл жизни, моральные нормы, идеал духовного совершенства, причины человеческих страданий, бессмертие и загробная жизнь. Боги были лишены таинственности и ореола святости, они не были абсолютными властелинами. В силу глубоких внутренних противоречий, неспособности дать ответы на коренные вопросы бытия, а также под мощным напором христианства, античная религия к концу IV в. н.э. исчерпала себя. Это стало началом коренной ломки культурных устоев, существовавших много веков. Уходящая в небытие религия потащила за собой едва ли не всю языческую культуру.



Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества.

 

3.3. Литература и театр

 

3.3.1. Литература

Литература является одним из самых значительных достижений древнегреческой культуры. Эллинам первым удалось с помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и человека, показать их в многообразии и развитии. К особо важным достижениям древнегреческой литературы относятся:

- создание большинства литературных жанров;

- создание произведений, которые стали классическими;

- создание художественных образов, ставших архетипичными для всей последующей европейской литературы.

Высшим достоянием эллинского литературного творчества являлась поэзия. Греки (за исключением Платона) были склонны рассматривать поэтов как посредников между богами и людьми. С особой любовью воспринималась героическая поэзия (Гомер, Гесиод, Вакхилид, Тиртей). Произведения Гомера “Илиада”, “Одиссея” знал наизусть каждый образованный человек. Большой популярностью пользовалась лирика, в которой главным героем являлся сам поэт. Лирика была исключительно жизненной; в ней имело место всё то, что волновало человеческую душу - любовь, страдания, радость, слава, социальные мотивы, красота природы. Высшие достижениями эллинской лирики - стихи Алкея, Архилоха, Сафо, Алкмана, Анакреонта, Тиртея, Каллина, Симонида, Феогнида, Коринны, Пиндара, Феокрита, Биона. Широко распространены элегия, эпиграмма, ямбическая и сатирическая поэзия.

Начиная с V века до н.э. огромную популярность приобретает драма (трагедия и комедия). Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид в общей сложности написали около 300 трагедий. Среди них особо отметим “Прометей прикованный”, “Семеро против Фив”, “Эвмениды” Эсхила; “Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”, “Антигона”, “Электра” Софокла; “Медея”, “Андромаха”, “Алкеста”, “Гекуба”, “Электра”, “Орест” Еврипида.

Афинские трагики создали галерею образов, как монументальных, так и глубоко индивидуальных: сильного духом Прометея; трагичной пророчицы Кассандры; матери, пережившей смерть своих детей, - Гекубы; убийцы матери, мстящего за смерть отца, - Ореста; влюблённой, но не разделившей любовь Федры; несчастной пленницы Андромахи; женившегося на собственной матери Эдипа; безмерно любящей своего отца Электры; пожертвовавших собой Ифигинеи и Алкесты; страдающей изгнанницы Антигоны; убийцы собственного мужа Клитемнестры; ревнивой женщины Медеи; страждущей над разрушенным счастьем Ниобеи и др.

Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В ней воплотились глубочайшие коллизии человеческого бытия: жизнь и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм , доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.

Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский - песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях “Всадники”, “Облака”, “Осы”, “Птицы”, “Лягушки” и Менандр (“Брюзга”, “Третейский суд”, “Отрезанная коса”) иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.

 Поучительным жанром являлась басня, в символической форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён - Федра, Бабрия, Лафонтена, Крылова, Глебова.

Греческие литераторы являются родоначальниками и прозаического жанра. По социальной значимости и глубине художественных идей проза уступала поэзии и драме. Но важен сам первый шаг, сделанный в этом направлении. До нашего времени дошли такие произведения прозаического характера: “Левкиппа и Клитофонт” Татия, “Дафнис и Хлоя” Лонга, “Херей и Каллироя” Харитона, “Эфесские рассказы” Ксенофонта Эфесского, “Эфиопика” Гелиодора. Заметим, что некоторые исследователи к прозе относят также красноречие (ораторское искусство), историческую и философскую литературу. Однако об этом будет сказано особо.

Греки являются творцами и такого популярного жанра как анекдот. Существовали целые сборники анектодов. Один из них “Филогелос” (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.

Весомое место в литературе занимали жизнеописания знаменитых людей. В этом жанре известны Плутарх и Диоген Лаэртский.



следующая страница >>



Счастье — это хорошее здоровье и плохая память. Альберт Швейцер
ещё >>