Утверждено на заседании Ученого Совета - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Утверждено на заседании Ученого совета 1 42.18kb.
Утверждено на заседании ученого совета университета 1 64.2kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 03 1 53.12kb.
Учебная программа Глазов 2004 Утверждено на заседании Ученого совета... 1 110.39kb.
Утверждено решением Ученого совета 1 164.24kb.
Утверждено решением Ученого совета 8 636.64kb.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... 1 358.27kb.
Утверждено на заседании президиума учёного совета 1 30.29kb.
Утверждено решением Ученого совета ргу им. И. Канта «25» июня 2002 г 1 109.55kb.
На заседании Ученого совета 1 165.52kb.
Программа курса «механика сплошных сред» 1 18.83kb.
Департамент образования города мосвкы 1 27.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Утверждено на заседании Ученого Совета - страница №1/2

Филиал Негосударственного образовательного учреждения

«Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова»

в г. Мурманске

Утверждено на заседании Ученого Совета


ИМПЭ им. А.С. Грибоедова ____ _____________ 2008 г.


О Т Ч Е Т
по результатам самообследования

филиала Негосударственного образовательного учреждения

«Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова»

в г. Мурманске

Основание для проведения самообследования:

решение Ученого Совета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова от

20.12.08 протокол № 2

Приказ ректора института от 29 сентября 2008 года № 110


Самообследование проводилось в соответствии

с «Программой аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования»

Мурманск


2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ





1.

Организационно-правовое обеспечение

образовательной деятельности



3

2.

Система управления образовательным учреждением



6

3.

Структура подготовки специалистов


8

3.1.

Изменение структуры подготовки специалистов и бакалавров за последние три года

8

3.2.

Анализ выпусков специалистов и бакалавров за последние три

года


8

3.3.

Динамика приема по уровням и формам подготовки



9

4.

Содержание подготовки выпускников



10

4.1.

Учебный план и рабочие программы

10

4.1.1.

Содержание профессионально-образовательных программ

16

4.2.

Информационное обеспечение учебного процесса

43

4.2.1.

Библиотечно-информационное обеспечение

43

4.2.2.

Учебно-методическое обеспечение

45

4.3.

Организация учебного процесса

46

4.3.1.

Реализация профессионально-образовательных программ

46

4.3.2.

Формы и методы обучения

46

4.3.3.

Организация практического обучения

47

4.3.4.

Компьютеризация учебного процесса


49

5.

Качество подготовки специалистов


50

5.1.

Контроль знаний и качество подготовки

50

5.2.

Условия, определяющие качество подготовки выпускников

53

5.2.1.

Кадровое обеспечение

53

5.2.2.

Научно-исследовательская деятельность

54

5.2.3.

Материально-техническая база

55

5.2.4.

Финансовое обеспечение образовательного учреждения

55

5.2.5.

Социально-бытовые условия


55

6.

Выводы

56


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Филиал Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, Негосударственного образовательного учреждения в г. Мурманске является самостоятельным подразделением Института без права юридического лица.

Юридический адрес филиала: 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15, телефон (факс): 8-(8152) 45-92-10, тел.: 47-42-42. Учредитель филиала - Институт международного права и экономики, Негосударственное образовательное учреждение Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. Негосударственного образовательного учреждения, г. Москва (свидетельство серия АА № 001606, выдано 29.09.08г. (рег.№ 1573).

Филиал ИМПЭ в г. Мурманске является правопреемником Учебно-консультационного пункта ИМПЭ в г. Мурманске, созданного согласно приказу президента ИМПЭ и зарегистрированного в Федеральной Налоговой службе УФНС России по Мурманской области (№126 23 05 от 26.06.08) и осуществлявшего образовательную деятельность в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования.

Филиал имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования от 01 января 2012 года серия АА №000 268(рег.№0266) . Предыдущая лицензия от 14.03.07 серия А№ 255701.

Деятельность филиала Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова в г. Мурманске осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Уставом учредителя Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, Негосударственного образовательного учреждения и Положением о филиале Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, Негосударственного образовательного учреждения в г. Мурманске зарегистрированного в Федеральной Налоговой службе УФНС России по Мурманской области (№126 23 05 от 26.06.08)


Филиал функционирует по утвержденной ректором Института смете доходов и расходов, открывает счет в банке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения филиала –183720, г. Мурманск, ул. Егорова,15 каб. 34

В соответствии с основными целями Института и его Уставом филиал осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

- по программам высшего профессионального образования – подготовка квалифицированных специалистов и бакалавров с высшим профессиональным образованием соответственно по специальностям: Юриспруденция и Финансы и кредит, по направлениям: Юриспруденция, Менеджмент;

- по программам дополнительного профессионального образования – профессиональная переподготовка и повышение квалификации по профилю филиала;

- оказание в установленном порядке предусмотренных законом услуг физическим и юридическим лицам;

- организация обучения и стажировки граждан в зарубежных образовательных учреждениях, в торговых фирмах, компаниях, банках, на биржах.

Право на осуществление образовательной деятельности подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Серия А № 255701 регистрационный № 8377 от 14.03.07г.)

Согласно лицензии филиал ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Мурманске ведет образовательную деятельность по 2 специальностям: 021100 (030501.65) Юриспруденция, 060400 (080105.65) Финансы и кредит с присвоением квалификации специалиста, а также по 2 направлениям: 521400 (030500.62) Юриспруденция, 521500 (080500.62) Менеджмент.

Сведения по анализу выполнения лицензионных нормативов приведены в Приложении 2 (формы 1,2,3,4,5).

Филиал ИМПЭ в г. Мурманске имеет государственную аккредитацию по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 080105.65 Финансы и кредит.

Объектом аттестации является:

1. программа высшего профессионального образования по специальности 021100 (030501.65) Юриспруденция;

2. программа высшего профессионального образования по специальности 060400 (080105.65) Финансы и кредит;

3. программа высшего профессионального образования по направлению 521400 (030500.62) Юриспруденция;

4. программа высшего профессионального образования по направлению 521500 (080500.62) Менеджмент.

Выводы:

Анализ выполнения требований, предусмотренных лицензией и регламентирующих условия учебного процесса, подтверждает соблюдение филиалом всех лицензионных нормативов:

- фактический контингент обучающихся, приведенный к очной форме обучения, на момент самообследования составляет 60,0 чел.;

- фактический качественный профессорско - преподавательский состав превышает значения, установленные лицензией по специальностям обучения;

- фактическая обеспеченность учебной, учебно-методической литературой по специальностям обучения превышает установленный норматив (0,5) и составляет от 1,5 до 1,9 экземпляра на одного обучающегося;

- установленное отношение расходов на образовательный процесс в расчете на одного обучающегося из контингента, приведенного к очной форме обучения, к соответствующему федеральному показателю, составляет 1,0.

В филиале ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Мурманске имеются все необходимые документы, регламентирующие его деятельность.


2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Руководство филиалом осуществляет директор, который назначается и освобождается от должности ректором ИМПЭ им. А.С. Грибоедова и подотчетен ему. Срок полномочий директора филиала, в рамках выдаваемой ему доверенности, составляет 3 года и может быть продлен на следующий срок.

Директор филиала по доверенности в соответствии с законодательством Российской Федерации представляет филиал в отношениях с органами государственной власти и управления, с физическими и юридическими лицами, заключает с ними договоры, контракты и иные соглашения, касающиеся деятельности филиала.

Директор филиала:

• организует набор студентов на обучение в филиале Института: подписывает от имени и по доверенности Института договоры на обучение (изменения и дополнения к ним) установленного Институтом образца;

• организует и обеспечивает проведение в филиале учебного процесса в соответствии с учебным планом, учебными графиками, расписанием, утвержденными в установленном порядке; осуществляет текущий контроль за успеваемостью, переводом студентов с курса на курс, оформлением и ведением личных дел студентов;

• готовит:

- документацию к итоговой аттестации студентов, выдаче дипломов, переводу в другое образовательное учреждение, отчислению из Института;

- личные дела студентов, отчисленных из Института досрочно, окончивших обучение и получивших дипломы, которые в дальнейшем передаются в архив Института;

• осуществляет согласно утвержденному ректором Института штатному расписанию подбор, прием на работу, перевод и увольнение сотрудников и обслуживающего персонала филиала (по номенклатуре директора филиала); представляет в установленном порядке ректору Института для приема, перевода, увольнения кандидатуры на должности руководящего состава филиала, а также преподавательские должности из числа местных специалистов и преподавательских кадров;

• осуществляет финансово-хозяйственную деятельность:

- готовит и представляет в установленном порядке на утверждение ректору Института доходно-расходную смету филиала на следующий за текущим учебный год.

- обеспечивает своевременную оплату студентами своего обучения;

- обеспечивает учебный процесс необходимой учебно-материальной базой, оборудованием, мебелью;

- организует делопроизводство в филиале на основании соответствующего положения Института;

- организует в соответствии с нормативами питание и медицинское обслуживание студентов;

- обеспечивает строгое соблюдение преподавателями, сотрудниками и студентами Правил внутреннего распорядка;

- устанавливает необходимый режим противопожарной охраны и охраны материальных ценностей филиала;

- организует работу бухгалтера, обеспечивает и персонально отвечает за соответствие бухгалтерского учета и сохранность имущества и материальных ценностей филиала;

- контролирует соблюдение филиалом требований, указанных в лицензии филиала на право осуществления образовательной деятельности, а также аккредитационных требований по профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования, получившим государственную аккредитацию в филиале.

Общая численность работников филиала составляет 7 человек (структура управления филиалом дана в Приложении 1).



Выводы:

В результате самообследования выявлено, что структура управления филиалом соответствует Уставу Института, Положению о филиале и концепции его развития. Анализ структуры управления филиалом показывает, что она обеспечивает простоту управления и эффективное взаимодействие всех сотрудников в решении стоящих перед филиалом задач.


3. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

3.1. Изменение структуры подготовки специалистов и бакалавров

за последние три года

В филиале ведется обучение в соответствии с утвержденными Ученым Советом ИМПЭ им. А.С. Грибоедова учебными планами по подготовке специалистов и бакалавров в области юриспруденции и экономики по заочной форме обучения.

В настоящее время филиал готовит:

-специалистов в области юриспруденции 370 человека;

-специалистов в области экономики 226 человек;

Контингент по специальностям и направлениям за последние три года представлен в Приложении 3 (форма 2).

Занятия со студентами проводят штатные преподаватели ИМПЭ им. А.С. Грибоедова (г. Москва), а также лучшие региональные преподаватели, с которыми заключены трудовые договоры.
3.2. Анализ выпусков специалистов и бакалавров за последние три года.

За последние три года филиалом подготовлено и выпущено специалистов и бакалавров в области юриспруденции 280 человека, в области экономики 122 человека.

Выпуск по специальностям и направлениям за три последних года представлен в Приложении 3 (форма 3).

3.3. Динамика приема по уровням и формам подготовки

Прием студентов в филиал ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Мурманске осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и нормативными документами органов управления высшим образованием России о приеме в высшие учебные заведения, а также ежегодно утверждаемым Ученым советом ИМПЭ им. А.С. Грибоедова планом и Правилами приема в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.

Структура приема студентов на 1 курс по специальностям и направлениям за последние три года в филиале ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Мурманске отражена в Приложении 5 (форма 1).

В соответствии с утвержденными Правилами приема в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова прием в Институт осуществляется на основе вступительных испытаний. Для абитуриентов заочной формы обучения вступительные испытания проводятся в форме собеседования.

Вопросы вступительных испытаний разработаны ведущими преподавателями ИМПЭ им. А.С. Грибоедова и позволяют выявить уровень подготовленности и эрудиции абитуриентов. Успешно прошедшие вступительные испытания абитуриенты зачисляются в филиал.

Выводы:

В ходе анализа структуры подготовки специалистов и бакалавров за последние три года выявлено, что зачисление абитуриентов на первый курс осуществляется в соответствии с нормативными документами и Правилами приема в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.

Наблюдается стабильный прием студентов в филиале. Это предопределяет хорошие перспективы развития филиала ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Мурманске.


4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Учебный план и рабочие программы

В основу профессиональных образовательных программ по специальностям и направлениям, реализуемых в филиале ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Мурманске, положены Государственные образовательные стандарты.

Учебные планы и учебные программы ИМПЭ им. А.С. Грибоедова по всем специальностям и направлениям, по которым ведется обучение в филиале, утверждены решением Ученого совета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова и прошли экспертизу в соответствующих Учебно-методических объединениях.

Учебные планы, реализуемые в филиале по подготовке специалистов и бакалавров, соответствуют Государственному образовательному стандарту. (Приложение 4, формы 2,3).

Согласно существующим требованиям учебный план подготовки специалистов и бакалавров по специальности «Юриспруденция» включает циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно - научных дисциплин, общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии формируют общие гуманитарные и социально–экономические дисциплины, составляющие фундамент научно-теоретической и гуманитарной подготовки студентов.

Общие математические и естественно - научные дисциплины позволяют студенту получить углубленные представления о современных естественно - научных проблемах и компьютерных технологиях. Цикл математических и естественно - научных дисциплин дает возможность будущим специалистам в области юриспруденции, овладеть основами математического анализа, теории вероятности и математической статистики, языками программирования и стандартными программами обеспечения своей профессиональной деятельности.

Циклы общепрофессиональных и специальных дисциплин сгруппированы в блоки по направлениям специализированного обучения студентов, которое организованно в рамках гражданско-правового и уголовно-правового циклов по выбору студентов.

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин состоит из 4 дисциплин федерального компонента, 3 дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и 4 дисциплин по выбору.

Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин включает 2 дисциплины федерального компонента, 1 дисциплину национально-регионального (вузовского) компонента и 2 дисциплины по выбору.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает в себя 24 дисциплины федерального компонента, 8 дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, 8 дисциплин по выбору.

Дисциплины специализации состоят из 5 предметов обязательных и 9 дисциплин по выбору (в зависимости от избранной специализации).

Кроме того, учебным планом предусмотрены дополнительные виды подготовки, включающие такой предмет, как «Безопасность жизнедеятельности».

За весь период обучения студенты сдают 31 экзамен, 46 зачетов, выполняют 6 курсовых и 11 контрольных работ. Учебным планом предусматривается производственная и преддипломная практика общим объемом 12 недель, сдача двух итоговых экзаменов, защита дипломной работы.

В основу профессиональной образовательной программы ИМПЭ по специальности «Финансы и кредит» положен Государственный образовательный стандарт по данной специальности. Согласно существующим требованиям учебный план по специальности «Финансы и кредит» включает циклы общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, математических и естественно - научных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Как по отдельным циклам, так и в целом, учебные часы, отводимые на изучение дисциплин, находятся в пределах, установленных Государственными образовательными стандартами.

Учебный план по специальности «Финансы и кредит» соответствует требованиям Госстандарта и выглядит следующим образом.

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин состоит из 5 дисциплин федерального компонента, 1 дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и 4 дисциплин по выбору.

Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин включает 5 дисциплин федерального компонента, 1 дисциплину национально-регионального (вузовского) компонента и 2 дисциплины по выбору.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает 8 дисциплин федерального компонента, 1 дисциплину национально-регионального (вузовского) компонента, 4 дисциплины по выбору.

Цикл специальных дисциплин состоит из 9 предметов.

Дисциплины специализации «Финансовый менеджмент» включают 10 обязательных дисциплин и 4 дисциплины по выбору.

За весь период обучения студенты сдают 26 экзаменов, 28 зачетов, выполняют 8 курсовых и 13 контрольных работ.

Учебным планом предусматривается производственная преддипломная практика объемом 12 недель, сдача итогового междисциплинарного экзамена по специальности, защита дипломной работы.

Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины составляют фундамент научно - теоретической и гуманитарной подготовки студентов, позволяют студентам понять сущность и социальную значимость будущей профессии. Институт призван готовить специалистов в области финансов и кредита, эрудированных современных работников финансовой и кредитной систем страны, обладающих достаточно высоким уровнем владения иностранными языками.

Общие математические и естественно - научные дисциплины позволяют студенту получить углубленные представления о современных естественно - научных проблемах и компьютерных технологиях. Цикл математических и естественно - научных дисциплин дает возможность будущим специалистам в области финансов и кредита овладеть основами математического анализа, теории вероятности и математической статистики, языками программирования и стандартными программами обеспечения своей профессиональной деятельности, получить углубленные представления о современных технологиях управления.

Цикл профессиональных дисциплин включает в себя общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также дисциплины специализации, сгруппированные в блоки по направлениям специализированного обучения студентов.

Общепрофессиональные дисциплины позволяют студентам овладеть знаниями в области экономической теории, истории экономических учений, мировой экономики и международных экономических отношений, менеджмента, маркетинга, прогнозирования и планирования в условиях рынка, ценообразования, статистики, бухгалтерского учета и аудита, экономического анализа, автоматизированных информационных технологий в экономике и управлении. В данный цикл включены следующие дисциплины и курсы по выбору студентов, установленные ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,: «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Предпринимательское право».

Изучение общепрофессиональных дисциплин позволит будущим специалистам овладеть методами экономического анализа состояния производства и управления, поможет им организовать и провести практические исследования социально-экономической обстановки на макро- и микроуровнях, спрогнозировать развитие социально-экономических и организационных процессов, разработать варианты эффективных экономических решений, руководить экономическими службами, овладеть методами математического моделирования и проектирования экономических систем.

Овладение специальными дисциплинами предполагает приобретение знаний по более узким направлениям экономики, связанным с функционированием финансово-кредитной сферы. Дисциплины данного блока позволяют студентам овладеть теорией финансов и кредита, разбираться в системе современного налогообложения, производить экономическую оценку имущества и инвестиций, иметь навыки в отборе и экономической оценке инвестиционных проектов, формировании и управлении портфелем ценных бумаг, знать современное предпринимательское право.

Дисциплины специализации позволяют студенту овладеть навыками аналитической работы, владеть методикой оценки рисков, их страхования, проводить международные расчеты и валютные операции, знать принципы и методы формирования и исполнения бюджетов различных уровней, владеть приемами финансового менеджмента.

В основу профессиональных образовательных программ по направлениям «Юриспруденция» и «Финансы и кредит» положены соответствующие Государственные образовательные стандарты.

Учебный план подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» выглядит следующим образом:

Цикл общих гуманитарных социально-экономических дисциплин состоит из 7 дисциплин федерального компонента, 2 дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и 6 дисциплин по выбору.

Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин включает 2 дисциплины федерального компонента, 1 дисциплину национально-регионального (вузовского) компонента и 2 дисциплины по выбору.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает 19 дисциплин федерального компонента, 6 дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, 8 дисциплин по выбору.

Цикл специальных дисциплин состоит из 6 обязательных предметов, 6 дисциплин и курсов по выбору.

Кроме того, учебным планом предусмотрено изучение такого предмета как «Безопасность жизнедеятельности».

За весь период обучения студенты сдают 29 экзаменов, 37 зачетов, выполняют 5 курсовых работ и 13 контрольных работ. Учебным планом предусматривается производственная и преддипломная практика общим объемом 10 недель, сдача двух итоговых экзаменов, защита дипломной работы.

Учебный план по направлению «Менеджмент» соответствует требованиям Госстандарта и выглядит следующим образом.

Цикл общих гуманитарных социально-экономических дисциплин состоит из 14 дисциплин федерального компонента, 3 дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и 6 дисциплин по выбору.

Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин включает 3 дисциплины федерального компонента, 1 дисциплину национально-регионального (вузовского) компонента и 2 дисциплины по выбору.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает 12 дисциплин федерального компонента, 2 дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, 6 дисциплин по выбору.

Цикл специальных дисциплин состоит из 9 предметов.

За весь период обучения студенты сдают 24 экзамена, 26 зачетов, выполняют 5 курсовых работ и 12 контрольных работ. Учебным планом предусматривается производственная и преддипломная практика общим объемом 12 недель, сдача двух итогового экзамена, защита дипломной работы.



Выводы:

Учебные планы, реализуемые в филиале по подготовке специалистов в области финансов и кредита и юриспруденции, по составу дисциплин соответствуют Государственному образовательному стандарту.


4.1.1. Содержание профессионально-образовательных программ

Профессионально-образовательные программы, реализуемые в филиале, включают дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического, общего математического и естественно-научного циклов, общепрофессиональные и специальные дисциплины, дисциплины специализации.

Общая гуманитарная и социально-экономическая подготовка студентов осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедр общественных наук и общих экономических дисциплин ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.

В программе курса «Философия» рассматриваются философская, религиозная и научная картина общества, раскрываются природа человека и концепция его существования. Преподавание дисциплины «Философия» осуществляется преподавателями кафедры общественных наук.

Программа дисциплины «Политология» предусматривает изучение объекта, предмета и метода политологии, истории политических учений, проблем теории власти и властных отношений, вопросов политической жизни, ее основных характеристик, политической системы, субъектов политики, политических отношений и политических процессов, происходящих в России. Преподавание дисциплины ведется кафедрой общественных наук.

В курсе «Отечественная история» изучаются сущность, формы, функции исторического сознания, тенденции становления и развития цивилизации в русских землях, цивилизация Древней Руси, Россия в XV – XVII веках, особенности российской модернизации в XVIII веке, основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке, пути развития России и ее место во всемирно-историческом процессе XX века, современное историческое состояние России. Преподавание курса «Отечественная история» ведется кафедрой общественных наук.

Программа курса «Социология» предусматривает преподавание истории становления и развития социологии, проблем взаимодействия экономики и социально-политической жизни, личности как активного субъекта социальных связей, развитие и становление социальных институтов и социальной организации, исследование источников социального напряжения, социальных конфликтов и способов их разрешения.

В цикле общих математических и естественно-научных дисциплин выделяется блок математических программ. Математические программы реализуются через такие дисциплины, как «Математика», «Информатика».

В цикле дисциплин естественно-научного блока реализуются программы компьютерной подготовки: по информатике, по информационным компьютерным сетям, компьютерным технологиям. Эти дисциплины обеспечивают базовый уровень подготовки студентов в области применения современной вычислительной техники.

В цикле естественно-научных дисциплин выделяются дисциплины «Концепции современного естествознания» и «Эконометрика».

В программе курса «Концепции современного естествознания» рассматриваются естественно-научные теории, история естествознания, вопросы современного естествознания, структурные уровни организации материи, пространство, время, принципы относительности, динамические и статистические закономерности в природе, химические системы, эволюция воспроизводства и развития живых систем, генетика и эволюция, биосфера, принципы универсального эволюционизма.

Экономическое профессиональное образование обеспечивается через комплекс дисциплин: «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Экономический анализ», «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Основы аудита», «Менеджмент», «Маркетинг», «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Прогнозирование и планирование в условиях рынка», «Предпринимательское право», «Финансовое право».

Экономическое профессиональное образование бакалавров по направлению «Менеджмент» отличается от подготовки специалистов изучением следующих дисциплин: «Теория организации», «Организационное поведение», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Хозяйственное право», «Государственное и муниципальное управление», «Исследование систем управления».

Изучение дисциплины «Экономическая теория» предполагает освоение студентами таких разделов экономической теории, как спрос и предложение, формирование равновесной рыночной цены, основные типы экономических систем, виды рынков, издержки производства и экономическое поведение производителя, рынок факторов производства, основные понятия макроэкономического равновесия, финансовой, антиинфляционной, социальной и внешнеэкономической политики государства, макроэкономические проблемы инфляции и безработицы, проблемы экономического роста и международных экономических отношений. Преподавание «Экономической теории» ведется преподавателями кафедры «Общих экономических дисциплин», являющимися авторами программы по экономической теории, одобренной Межвузовским центром по экономическому образованию в РФ.

Курс «Мировая экономика» позволяет студентам приобретать теоретические и практические знания о функционировании мировой экономики в целом и отдельных ее элементов в частности.

Программа курса «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» знакомит студентов с комплексом различных плановых систем и процедур, позволяющих составить багаж знаний, необходимых для управления развитием предприятия в условиях становления новых экономических отношений в России.

В курсе «Предпринимательское право» дается общее понятие и характеристика права, рассматриваются соотношение права личности, права государства, систем права, основные отрасли права.

В целях подготовки экономистов по специализации «Финансовый менеджмент» особое значение отводится изучению таких дисциплин, как «Менеджмент» и «Маркетинг».

Программа курса «Менеджмент» предполагает изучение методологических основ менеджмента, его инфраструктуры, интеграционных процессов в менеджменте, моделирование ситуаций и разработки решений, форм организации системы менеджмента.

Курс «Маркетинг» преподается студентам по следующим разделам: сущность и эволюция маркетинга, его становление в России, стратегия и организация маркетинга, проблемы и инструменты (операционный маркетинг), некоммерческий и территориальный маркетинг.

Преподавание этих курсов сочетается с проведением деловых игр, тестированием студентов, созданием и исследованием учебных игровых ситуаций.

В преподавании курса «Статистика» особое внимание уделяется изучению методов проведения экономического анализа, абсолютных и относительных величин, средних величин, рядов динамики, индексов.

Дисциплина «Автоматизированные информационные технологии в экономике» позволяет студентам овладеть методами и приемами приложения информатики к анализу деловых операций, описанию деловых операций, анализу издержек.

Дисциплины «Бухгалтерский учет», «Основы аудита», «Экономический анализ» преподаются кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Дисциплина «Бухгалтерский учет» преподается с учетом современных изменений в теории и практике бухгалтерского учета в России.

Курс «Основы аудита» позволяет студентам изучить особенности аудиторской деятельности и ее регулирования, методологию аудита и аудиторские стандарты.

Курс «Экономический анализ» дает студентам представление о роли экономического анализа как базы принятия управленческих решений.

В курсе «Теория организации» изучается: организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности – упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.

В курсе «Организационное поведение» изучается: природа и характеристика организации; личность и ее развитие в организации; мотивация и научение; целеполагание; групповая динамика; лидерство; коммуникации; управление конфликтами и стрессами; организационная культура; организационное поведение и национальная культура.

Курс «Государственное и муниципальное управление» позволяет студентам изучить: теорию государства; государство как субъект управления; систему органов государственного управления; государственную экономическую политику; региональное и муниципальное управление; региональное взаимодействие и интеграцию; вертикаль и горизонталь власти; программы социально-экономического развития; общественные расходы; бюджет; налоговую систему; регулирование рынков.

В дополнение к государственному стандарту по выбору студентов на экономическом факультете изучается дисциплины «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Предпринимательское право», формирующие у студентов теоретические знания и практические навыки в области функционирования фирмы и оценке ее деятельности.

Специальная подготовка по специальности «Финансы и кредит» предусматривает изучение дисциплин: «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Финансы организаций (предприятий)», «Финансовый менеджмент», «Страхование», «Налоги и налогообложение», «Инвестиции», «Бюджетная система РФ», «Рынок ценных бумаг». По выбору студентов изучаются курсы: «Финансовое право», «Предпринимательское право».

Изучение курса «Финансы» позволяет вооружить студентов глубокими и разносторонними знаниями о финансовом рынке и его роли в обеспечении экономической жизнедеятельности общества, устройстве финансовой системы.

Курс «Страхование» дает студентам возможность получить навыки построения страховых тарифов по различным видам страхования, обучить их методике экономического анализа и планирования страховых операций, основам ведения учета и отчетности в страховых организациях.

Программа курса «Налоги и налогообложение» позволяет студентам получить знания о принципах формирования системы налогообложения в РФ, об основных налогах, взимаемых с хозяйствующих субъектов, о перспективах совершенствования налоговой системы.

Дисциплина «Инвестиции», раскрывает общие принципы и методы инвестиционного анализа, выбора оптимальных инвестиционных решений, принципов и методов оценки имущества юридических лиц.

Основными задачами курса «Рынок ценных бумаг» является ознакомление студентов с современными видами ценных бумаг, их особенностями и назначением, формирование представлений о профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и ее государственном регулировании, обучение методике оценки на рынке ценных бумаг.

В цикл дисциплин специализации (для специализации «Финансовый менеджмент») включены следующие дисциплины: «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», «Теоретические основы финансового менеджмента», «Краткосрочная финансовая политика», «Долгосрочная финансовая политика», «Инвестиционная стратегия», «Иностранные инвестиции», «Банковский менеджмент», «Управленческий учет», «Международные расчеты и валютные операции», «Банковское дело».

Эти дисциплины читаются преподавателями кафедры «Финансы и кредит».

Дисциплина «Теоретические основы финансового менеджмента» является основной в данном блоке дисциплин. Предлагаемый программой материал позволит студентам получить не только общее представление об основах финансового менеджмента, его взаимосвязях с другими изучаемыми экономическими дисциплинами, но и уяснить общие подходы к управлению финансами на любом уровне хозяйствования. Это, в свою очередь, позволит принимать продуманные и тщательно взвешенные решения в последующей практической деятельности, с учетом конкретных условий, правильно использовать все необходимые экономические рычаги и стимулы.

Дисциплина «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», позволяет студентам понять природу и адекватность риска в бизнесе, овладеть программой управления рисками на фирме.

Целью дисциплины «Международные расчеты и валютные операции» является усвоение студентами практических навыков в проведении операции по подготовке основных документов по международным расчетам, в реализации основных приемов валютно-финансового менеджмента.

В курсе «Иностранные инвестиции» рассматриваются такие проблемы, как механизм управления внешнеэкономической деятельностью фирмы, привлечение и регулирование иностранных инвестиций во внешнеэкономической деятельности фирмы, методика государственного нетарифного и таможенно - тарифного регулирования, подготовка и заключение внешнеторгового контракта, финансовый механизм внешнеэкономической деятельности фирмы.

Основная образовательная программа подготовки юриста предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

и итоговую государственную аттестацию.

Блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин включает в себя следующие предметы:

1. Иностранный язык. В данном курсе студент изучает:

Специфику артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятия дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

2. Отечественная история. В данном курсе студент изучает:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.

Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е г.г. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е г.г. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е г.г. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х г.г.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 г.г. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 г.г.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

3. Политология. В данном курсе студент изучает:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических уче­ний. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институци­ональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процес­сы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.

4. Логика. В данном курсе студент изучает:

Логику и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответ­ные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедук­ция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания.

5. Социология. В данном курсе студент изучает:

Предысторию и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

6. Философия. В данном курсе студент изучает:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

7. Экономика. В данном курсе студент изучает:

Ведение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Блок общих математических и естественно-научных дисциплин включает в себя следующие предметы:

1. Концепции современного естествознания. В данном курсе студент изучает:

Естественно-научную и гуманитарную культуры; научный метод; историю естествознания; панораму современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро - и мега миры; пространство, время; принципы относительности, симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

2. Информатика и математика. В данном курсе студенты изучают:

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, компьютерный практикум.

Блок общепрофессиональных дисциплин включает в себя следующие предметы:

1. Теория государства и права. В этом курсе студенты изучают: методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; закономерности ис­торического движения и функционирования государства и права; взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека; понятийный и категорийный аппарат теории государс­тва и права; эволюцию и соотношение современных государственных и правовых систем;

Основные проблемы современного понимания государства и пра­ва; общая характеристика современных политико-правовых докт­рин.

2. История политических и правовых учений. В курсе изучаются: критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и пра­вовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; по­литические и правовые учения Нового времени; теория естест­венного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марк­систские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

3. История отечественного государства и права. В курсе изучаются: рабовладельческие государства на территории нашей стра­ны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.); сословно-представительская монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); об­разование и развитие абсолютной монархии в России; государс­тво и право России в период становления и развития капита­лизма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федера­ции.

4. История государства и права зарубежных стран. В курсе изучается: государство и право в странах Древнего Востока (древне­восточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; ан­тичная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития сред­невековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государс­тво и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский халифат, Ин­дия, Япония, Китай; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Фран­ция, Германия и др.); образование англосаксонской и конти­нентальной системы права; государство и право Новейшего вре­мени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Евро­пы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития го­сударства и права зарубежных стран в XX веке.

5. Конституционное (государственное) право России. В курсе изучается: понятие и предмет конституционного права; место рос­сийского конституционного права в системе права России; конституционное развитие России; Конституция РФ 1993 г.; конституционные основы общественного и государственного строя; основы конституционного строя РФ; основы правового положения граждан; конституционный статус человека и гражданина РФ; гражданство в РФ (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и прекращения, порядок решения вопросов российского гражданства); конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита; формы правления; государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма; административ­но-территориальное деление в Российской Федерации; автономия в России; РФ - член Содружества Независимых Государств; избирательная система и избирательное право в РФ; референдум; порядок принятия и изменения конституции; конституционная система органов государства; виды государственных органов в РФ, их система и конституционно-правовой статус; Президент РФ; Федеральное Собрание - парламент РФ, его палаты; законодательный процесс в Феде­ральном Собрании; Правительство РФ; судебная власть в РФ; конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ; конституционные основы системы госу­дарственной власти субъектов РФ; местное управление и само­управление в РФ.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В курсе изучается: классификация зарубежных государств по уровню их соци­ально-экономического и политического режима; основные тен­денции развития конституционного права зарубежных госу­дарств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избиратель­ные системы; органы государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы.

7. Гражданское право. В курсе изучается: гражданское право в системе права России; предмет граж­данско-правового регулирования; гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие, содержание и виды гражданских правоотношений; граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений; объекты гражданских правоотношений и их основные виды; понятие и виды юридических фактов в гражданском праве; сделки и условия их действительности; по­нятие, способы и пределы осуществления гражданских прав; право на защиту; гражданско-правовая ответственность, ее ус­ловия и размер; сроки в гражданском праве; собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; насле­дование собственности граждан; гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав; гражданско-правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельнос­ти; исключительное право (интеллектуальная собственность); авторское право; патентное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец; право на фирменное наименова­ние и товарный знак; гражданско-правовое регулирование лич­ных неимущественных отношений, не связанных с имущественны­ми; понятие, виды и исполнение обязательств; понятие, содер­жание и виды гражданско-правовых договоров; заключение, при­менение и расторжение договоров; отдельные виды договорных и иных обязательств; обязательства по передаче имущества в пользование; обязательства по производству работ; обязатель­ства по реализации результатов интеллектуальной деятельнос­ти; обязательства по оказанию услуг; обязательства по сов­местной деятельности; обязательства из односторонних дейс­твий; внедоговорные (правоохранительные) обязательства.

8. Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). В курсе изучается: формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, про­цессуальная форма; принципы российского гражданского процес­суального права; гражданские процессуальные отношения; под­ведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; иск; судебное доказывание; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские суды; основы знаний об арбитражном процессе.

9. Административное право. В курсе изучается: административное право в правовой системе Российской Федерации; управление, государственное управление, исполни­тельная власть; понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; ис­точники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права; административ­но-правовые формы и методы государственного управления; от­ветственность по административному праву; административное право и законность в управлении; административно-процессу­альное право; административно-правовая организация в отрас­лях материального производства, в социально-культурной и ад­министративно-политической сфере; административное право за­рубежных стран.

10. Трудовое право. В курсе изучается: трудовые отношения работников и производные от них от­ношения как предмет трудового права; метод и система трудо­вого права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регули­рование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт, рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система заработной платы; правила внутреннего распорядка; трудовая дисциплина; матери­альная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их раз­решения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

11. Уголовное право. В курсе изучается: понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; прин­ципы российского уголовного права; уголовный закон; уголов­ная ответственность; понятие преступления; состав преступле­ния; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния; наказание и его цели; система и виды наказаний; назначение наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказания; принудительные меры медицинско­го характера; особенность уголовной ответственности несовер­шеннолетних; понятие общей части уголовного права; характе­ристика составов преступлений, указанных в особенной части уголовного кодекса; зарубежное уголовное законодательство.

12. Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс). В курсе изучается: сущность и основные понятия уголовного процесса; уго­ловно-процессуальное право; источники; принципы уголовного процесса; субъекты уголовного процесса; доказательства в уголовном процессе; общие положения и источники доказатель­ств; процесс доказывания и меры уголовно-процессуального принуждения; возбуждение уголовного дела; предварительное следствие и дознание (общие условия); следственные действия; приостановление расследования; окончание расследования; под­судность уголовных дел; назначение судебного заседания; су­дебное разбирательство; кассационное производство; исполне­ние приговора; производство в порядке надзора; производство по вновь открывшимся обстоятельствам; особенности производства в суде присяжных; производство по делам несовершеннолет­них; производство по применению принудительных мер медицинс­кого характера; протокольная форма досудебной подготовки материалов; возмещение ущерба, причиненного гражданину неза­конными действиями органов дознания, предварительного следс­твия, прокуратуры и суда; основы уголовного процесса в зару­бежных странах.

13. Криминалистика. В курсе изучается: предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими право­выми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной пси­хиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследова­ния; основы криминалистической профилактики и прогнозирова­ния; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалисти­ческая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материа­лов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения тра­диционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко - и видеоинформации и др.); трас­сология; судебная баллистика; исследование документов; экс­пертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение кри­миналистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшест­вия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования (преступле­ний, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несо­вершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям и др.); виды методик расследования.

14. Международное право. В курсе изучается: международное право как особая система юридических норм; субъекты международного права; источники международно­го права и процесс создания норм; взаимодействие международ­ного и внутригосударственного права; основные принципы международного права; право международных договоров; междуна­родные организации и конференции; ответственность в междуна­родном праве; дипломатическое и консульское право; право международной безопасности; права человека и международное право; международное экономическое, морское, воздушное, эко­логическое право; мирные средства разрешения международных споров; международное гуманитарное право

15. Экологическое право. В курсе изучается: предмет и система экологического права; объекты эколо­гических отношений: история правового регулирования экологи­ческих отношений; становление и основные этапы развития эко­логического права; нормы экологического права и экологичес­кие правоотношения; источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; правовые формы использо­вания природных ресурсов; правовая охрана природных объек­тов; организационный механизм охраны окружающей природной среды; экономические механизмы охраны окружающей природной среды; ответственность за экологические правонарушения; пра­вовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением; экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объек­тов; экологические требования при эксплуатации объектов; правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов; правовой режим природно-заповедного фонда; правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреаци­онных зон; правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия; международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды; правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах.

16. Земельное право. В курсе изучается: земельные правоотношения; право собственности на землю и другие природные ресурсы; правовые формы использования земель; государственное управ­ление земельным фондом; правовая охрана земель; ответствен­ность за земельные правонарушения; правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, ассоциаций; правовой режим земель крестьянских хозяйств; правовой режим земель городов и других населенных пунктов; правовой режим земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйс­твенного назначения; правовой режим земель, предоставляемых гражданам; правовой режим земель, предоставленных для разра­ботки и использования недр; правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования; правовой режим земель водного фонда и право водопользования; правовой режим земель, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и истори­ко-культурного назначения; правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

17. Римское право. В курсе изучается: роль римского права в истории права; источники римского права; обычное право и закон; деятельность юристов; иски; правовое положение римских граждан и других субъектов римс­кого права; римская семья; вещные права; содержание права частной собственности; сервитуты; эмфитевзис и суперфиций; обязательственное право; виды договоров; исполнение обязательств и ответственность за неисполнение; право наследования, по за­вещанию и по закону; легаты и фидеикомиссы; рецепция римско­го права.

18. Международное частное право. В курсе изучается: понятие международного частного права; понятие унифика­ции; международное частное и публичное право; источники меж­дународного частного права; методы регулирования гражданс­ко-правовых отношений с иностранным элементом; коллизионные нормы; субъекты международного частного права; внешнеэконо­мические сделки; вопросы собственности в международных отношениях; правовое регулирование иностранных инвестиций; право интеллектуальной собственности (авторское, патентное и т.п. право); семейное право; коллизионные вопросы в области нас­ледственности права и деликтных обязательств; международный гражданский процесс; арбитраж.

19. Финансовое право. В курсе изучается: понятие финансов и финансовой деятельности; финансовая система; понятие финансового права; источники финансового права; финансовый контроль; бюджетная система; бюджетное право; понятие налога; налоговое право; государственный кредит; банковская система; банковское право; инвестиционное право; страховое право; валютное регулирование; правовое регулирование денеж­ного обращения; безналичные расчеты.

20. Муниципальное право России. В курсе изучается: понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы мест­ного самоуправления; территориальное общественное самоуправ­ление; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансовые основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления; порядок формирования и деятельности предста­вительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления.

21. Семейное право. В курсе изучается: семейное право в системе права РФ; семейно-правовой ме­тод регулирования общественных отношений; понятие семейного правоотношения; субъекты семейного права; юридические факты; защита семейных прав; основания возникновения и прекращения брачного правоотношения; личные и имущественные правоотноше­ния между супругами и детьми; личные и имущественные право­отношения между другими членами семьи; формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.

22. Криминология. В курсе изучается: предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с други­ми науками (отраслями права, социологией, психологией, эко­номикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, ее основ­ные качественные и количественные характеристики; причины преступности; причины индивидуального преступного поведения; личность преступника; предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики; организационные, социально-экономические, правовые осно­вы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристи­ка экономической преступности и ее предупреждение; организо­ванная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессио­нальной преступности; преступность несовершеннолетних и ее предупреждение; насильственная преступность и ее предупреж­дение; преступления, совершенные по неосторожности, их пре­дупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

23. Правоохранительные органы. В курсе изучается: основные понятия, предмет и система дисциплины, законо­дательство и иные правовые акты о правоохранительных орга­нах; взаимодействие правоохранительных с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; право­судие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд Российской Федерации; арбитражные суды и иные арбитраж­ные органы; Конституционный Суд Российской Федерации; статус судей, народных заседателей и присяжных; основные этапы раз­вития российской судебной системы; организационное обеспече­ние деятельности судов и органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным де­лам, их организация.

24. Юридическая психология. В курсе изучается: предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.

25. Уголовно-исполнительное право. В курсе изучается: понятия уголовно-исполнительного права; предмет и сис­тема курса; уголовно-исполнительное законодательство; уго­ловно-исполнительные правоотношения; принципы уголовно-ис­полнительного права; история развития уголовно-исполнитель­ного законодательства; система уч­реждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; учреждения и органы, исполняющие иные уголовные на­казания; понятие исполнения уголовного наказания и его суть; основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осужденных; режим исполнения лишения свободы; привлечение к труду заключенных; воспитательная работа с заключенными; ор­ганизация общеобразовательного и профессионально-техническо­го обучения; дифференциация исполнения лишения свободы в за­висимости от вида лишения свободы и установленного в нем ре­жима; правовое положение заключенных; освобождение заключен­ных; административный надзор за отдельными категориями зак­люченных; порядок и условия иных уголовных наказаний; воз­никновение буржуазно-тюремных систем; уголовно-исполнитель­ное (тюремное или пенитенциарное) право зарубежных стран (США, ФРГ, Франция, Англия, Япония и др.).

В качестве дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых вузом, студенты филиала специальности 021100 Юриспруденция изучают следующие дисциплины: Налоговое право, Банковское право, Адвокатура, Таможенное право, Компьютерные технологии 1 и 2.

Данные дисциплины обеспечивают подготовку выпускников по более широкой программе.

В отличие от учебного плана подготовки специалистов учебный план подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» не содержит дисциплин специализации.

Выводы:

Профессиональные образовательные программы по специальностям и направлениям, реализуемым в филиале ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Петрозаводске, в целом по своему содержанию соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов и соответствуют уровню подготовки специалистов и бакалавров. Программы учебных дисциплин учитывают междисциплинарные связи и связи между циклами дисциплин, а также закладывают основы для обеспечения высокого качества обучения.


следующая страница >>



Чем тверже масло, тем мягче хлеб. «Правило Тиссена»
ещё >>