Устный журнал по творчеству Мажита Гафури «Я там, где слезы, там, где боль, где труд и горе там и я!» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чисто не там, где убирают, а там где не сорят 1 114.3kb.
Викторина о российской армии 1 19.77kb.
История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. Черемисин Роман Апрель... 1 215.65kb.
Дэвид Мэдсен Мемуары придворного карлика, гностика по убеждению 12 4325.54kb.
Vi пресвитерианские исповедания Шотландии 3 433.61kb.
Михаил Успенский Там, где нас нет 26 3685.07kb.
Михаил Успенский Там, где нас нет 26 3139.77kb.
Заместитель директора по вр, учитель высшей квалификационной категории 1 52.13kb.
Кэтрин Мадженди Хрупкая нежность 22 4586.15kb.
Г. Новосибирск, Красный проспект, 163, т. 8(383) 220 – 96 – 47 1 336.92kb.
Регионы Моногорода: болезнь не там, где боль 1 43.84kb.
Сборники: «Русские народные сказки», «Украинские народные сказки» 1 28.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Устный журнал по творчеству Мажита Гафури «Я там, где слезы, там, где боль, где труд - страница №1/1

Устный журнал по творчеству Мажита Гафури
«Я там, где слезы, там, где боль, где труд и горе – там и я!»

Литература (9 класс)

Учебник:

Страницы:

Наглядно-демонстрационные материалы:

Вводная часть:

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством М.Гафури; показать связь его произведений с жизнью народа; воспитывать интерес и уважение к творчеству поэта, чувство интернационализма, братства всех народов, проживающих на территории Башкортостана

см. вложение

Основная часть:

Хочу для человечества всего Трудиться свято я в моей стране. Желанье это лучшее моё-
Тебе, Россия, в память обо мне.
Ведущий-Есть люди, которые в жизни блеснули, как звезды. Одной из таких звезд и был народный поэт Мажит Гафури, основоположенник башкирской советской литературы.
Ведущий - Мажит Гафури (Габдельмажит Нурганеевич Гаруров) родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район) в семье учителя. В раннем детстве он остался без родителей, и ему самому пришлось добывать себе на жизнь.
Ученик - Вступив в литературу в канун первой русской революции, Гафури прошел путь творческих исканий, характерных для литературного процесса дооктябрьского периода. Под влиянием революционных событий 1905-1907 годов поэт от раннего просветительства, к революционно-днмократическому мировоззрению, к критическому реализму. В канун Октября Гафури стал признанным народным поэтом.
Ученик - СВОЕМУ СЕРДЦУ
Великодушно, сердце, будь,
Всегда люби свободу. Тебя зовет священный путь
Служения народу!
Свети, как солнце, с высоты,
Всю землю согревая,
Будь искренне и ясно ты,
Ни лжи, ни зла не зная.
Тому, кто честен сам и прям,
Просторно жить на свете!
...Эпиграфом к моим стихам
Поставьте строки эти!
1917

Ведущий -Новый, XX век Мажит встречает шакирдом (учеником) медресе Зайнуллы-ишана в Троицке. Здесь он знакомится с произведениями татарской литературы, начинает читать газеты. В эти годы он летом работает на золотых приисках татарских миллионеров Рамиевых, выезжает в казахские степи для обучения детей грамоте. Глубокое впечатление у будущего поэта оставляют казахские песни, творчество акынов, сказки и легенды казахского и родного народов.


Ведущий-Первый сборник стихов «Сибирская железная дорога или положение нации» выходит в 1904 году в Оренбурге. В том же году в Казани отдельной книгой издается первый рассказ писателя - «Жизнь, прошедшая в нищете». Так писатель одновременно выступает и как поэт, и как прозаик.
Ученик -На литературную арену Гафури вступил как сын своего времени, как певец новой эпохи созидания, сближения разных народов. Уже в первом сборнике о Сибирской железной дороге основные две темы пронизывают стихи поэта: воспевание нового века, века прогресса и техники, обобщенного в образе транссибирской магистрали, и отсталость Востока от европейского прогресса, забитость и невежество башкир и татар по сравнению с русским народом.
Ученик-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
(Фрагменты)
Север Азии — это Сибирь, сторона,
Где не меряна гор и лесов ширина,
В ней таятся несметные залежи руд,
И с Россией одно составляет она...
Хоть не много людей в том далеком краю, К ним Россия ладонь протянула свою И, построив поселки в таежной глуши, Проложила стальную в Сибирь колею.
Вдоль Байкала, чьи воды прозрачней стекла, Неожиданным гулом встревожив орла, Через горы и степи в тумане сыром Поезда поднеслись, как стальная стрела...

И Иртыш и Тобол, и крутой Енисей, — Сколько пенилось рек, чтобы ЯРОСТЬЮ всей Задержать их в пути... Но взметнулись мосты Над водой, покорившейся доле своей...


Кто же строил стальную дорогу? Народ! Все, что сделано им, — никогда не умрет, Пусть о славе его прогремят не стихи — Поезда, что стремятся вперед и вперед.
Это подвиг, и память о нем не стереть! Будет он сквозь столетья сверкать и гореть, Словно жемчуг в прозрачной морской глубине, Потому что великому — не умереть!..
Вдоль дороги большие растут города, А по рекам большие проходят суда, И народ, на сибирской живущий земле, Благодарен великой России всегда.
Честь и слава России — могучей стране, Чье дыханье я слышу в ночной тишине. Где слова разыскать, чтоб о ней рассказать, Чтоб достойною песней воспеть ее мне!.. 1902
Ведущий - В ранних стихах Гафури прослеживается влияние поэтических приемов Акмуллы- выдающегося башкирского поэта-просветителя Гафури учится у Акмуллы естественному течению стиха, разговорной интонации, народности языка. Ведущий - Период первой русской революции явился новым этапом в творческой эволюции Гафури: от всей души поэт приветствует долгожданную революцию, посвящая ей восторженный «Стих радости» Ведущий - Эй, перо, веселей! Нажимай что есть сил! Эй, перо, потрудись, не жалея чернил! Я народу письмо - поздравленье пишу: Горе из дому прочь, светлый час наступил!

Ведущий - Стремительное развитие революционных событий -вооруженное восстание, участие в нем шакирдов и появление первых рабочих Советов - привели Гафури к освобождению от этих иллюзий. В своих стихах он рисует революцию как эпоху великих перемен и грядущей свободы, выражает глубокую уверенность в том, что мир должен измениться:


Ученик: Мир веками был неизменен,
Но он отныне приходит в движение,
Теперь, даст бог, пойдет он вперед,
Хотя и много сегодня сомнений.
Ведущий - Осенью 1906 года Мажит Гафури вернулся в Уфу, и с
тех пор всю свою жизнь он провел в родной Башкирии. Поэт
никогда не переставал думать о родном башкирском народе. В 1911
г. он выпускает сборник стихов «Любовь к нации». Он всегда
чувствовал неразрывную связь с родиной и с народом. Вера в
народ, надежда на его будущее вселяли силу в душу поэта.
Ученик - Очень легким путем я
Цель хочу отыскать.
... Покинув родную землю,
Хочу я куда-то сбежать!
Но этого мне не позволят
Народ и Родина- мать
Ведущий- Усиление реакции, взятие поэта под надзор полиции,
конфискация его сборников стихов «Моя молодая жизнь» и
«Любовь к нации» не могли не повлиять на Гафури подавляюще.
Но и в это время поэт много думал о народе, о трудящихся, еще
ближе стал к простым людям, ибо он ежедневно общался с
рабочими, являясь рядовым корректором в Уфимской типографии.
Вера в творческие силы народы привела Гафури к формированию
своей идейно- эстетической программы, ярко выраженной в
афористическом стихотворении «Я и мой народ»
Ученик: Лишь сделаю я шаг вперед;
Как тотчас оглянусь назад;
Желая знать, куда шагнул,
К народу обращаю взгляд.
Ведущий: В поисках героя- современника, борца за народное
счастье писатель обратился к образам народной поэзии, к
героическому эпосу. Таковы герои башкирского эпоса «Заятуляк и

Хыухылу», записанного и изданного Гафури в 1909 году. Рассказы М. Гафури этой поры - «На берегу Белой», « В лунную летнюю ночь», «Девушка - булгарка Айсылу»- привлекают поисками романтического героя, идеалом искренней любви и светлой мечты. Ведущий: В повести- исповеди «Жизнь Хамита, или Лейла и моя жизнь» (1910) писатель делится своими раздумьями об окружающем мире, о времени, проблемах морали и бытия, семьт и любви. В ней автор выдвигает свои педагогические и этические взгляды, выступает защитником равноправия женщин, ставит вопрос о традициях и взаимоотношениях наций. Ведущий: Первую мировую войну Гафури воспринял как ненужное для народа кровопролитие, огромное бедствие, в стихах разоблачал ее антинародный характер. Резкий протест против братоубийственной войны М.Гафури выразил в рассказе «Солдатка Хамида »(1915)


Ведущий: Серьезные сдвиги в общественно- политическом сознании поэта отразились в знаменитом стихотворении Гафури «Видно, нет тебя, аллах!» Ученик: Видно, нет тебя, аллах! О аллах, видно, нет тебя!... Если б ты был, Ты карал бы неправду и сеял добро И не тратил своих сверхъестественных сил, Чтоб возвысились золото и серебро Обездоленным дал бы ты кучи монет, Богачу запретил бы терзать бедняка, На разбой и грабеж наложил бы запрет, И в беде нас твоя поддержала б рука. Не глядел бы сквозь пальцы на слезы и кровь И не мог бы спокойно стенаньям внимать. Всех бездомных твоя бы согрела любовь, Перестали бы люди безвинно страдать ...Ты могуч. Почему ж не издал ты приказ И словечка не вымолвил ни одного, Чтоб любовь процветала всегда среди нас, Чтобы дружба справляла свое торжество? Ведущий- Взрывная сила произведения Гафури вызвала бурю. Духовенство и богачи предавали Гафури анафеме в мечетях Уфы, Казани, Оренбурга. Оренбургский журнал клерикалов весь номер отвел оскорблению вероотступника.

Ведущий- Падение царизма, победу февральской буржуазно-демократической революции Гафури назвал «утром свободы». Поэт во «всю свою звонкую силу» воспевает рабочий класс. «Красный флаг» называлось стихотворение, ставшее песней - гимном революции. Так называлась и книга стихов Гафури, изданная в 1917 году. Поэт восклицал:


Ученик - Погляди вперед-Красный флаг плывет,
С ним былую тьму Победил народ.
Наш свободный путь Обвевает он Над землей плывет Выше всех знамен.
С ним рабочий класс-Правда только в нем! Всей земле он стал Путевым огнем.
Ведущий - К Октябрю Гафури пришел подлинным певцом народа,
глашатаем идей свободы, обновления мира.
Тема Великого Октября в судьбах народов стала основной в
творчестве Гафури, безоговорочно принявшего революцию.
Ведущий - В суровые годы гражданской войны Гафури остался
верным знамени революции. Раздумывая о герое нового времени,
поэт создает образы борцов, не жалеющих сил и жизни ради
защиты завоеваний Октября.
Ученик -
ДАЙ РУКУ МНЕ!
Товарищ, подойди ко мне, родной,
И жесткую твою дай руку мне!
Всем сердцем славлю я священный путь,
Который ты прошел в дыму, в огне.
Твои труды в сиянии палат
Я всюду узнаю,— дай руку мне!

Горячую, дубленую, в поту, Вскормившую семью,— дай руку мне!


Натруженную плугом на полях Весной, в родном краю, — дай руку мне! Стрелявшую, как надо, в грудь врага, Привыкшую к ружью,— дай руку мне! Ту, что в сраженьях пролила из жил Багровую струю,— дай руку мне! Что гневно вражьи крепости смела В решительном бою,— дай руку мне!
Великой силой славится она И в трудовом строю,— дай руку мне! Ее кладешь под голову в ночи, Предавшись забытью,— дай руку мне!
Ей, что устала от больших трудов, Я славу воздаю,— дай руку мне! Ту, что смогла Царицын удержать, Не отдала зверью,— дай руку мне!
Ту, что мне песен много принесла, Я громко их пою,— дай руку мне! Как братское лицо, поцеловать Чудесную твою дай руку мне! 1920
Ведущий - В 20-е годы Гафури создал одно из первых произведений национальной драматургии - пьесу «Красная звезда», посвященную гражданской войне и послевоенному восстановлению народного хозяйства, а также оперное либретто «Труженик» по мотивам своей одноименной поэмы.
Ведущий - Наибольшую популярность завоевали прозаические произведения Гафури - повести «Черноликие» (1927), «Ступени жизни» (1928) и «На золотых приисках поэта» ( 1930).В них писатель с высоты свободной жизни сумел взглянуть на тяжелое прошлое народа, на трудный путь к революции.

см. вложение

Завершающая часть:

Ведущий - Повесть «На золотых приисках поэта» (1930)


автобиографична: Гафури с большой реалистической силой рисует
тяжелую жизнь рабочих на золотых приисках. Гафури стремился к
простоте повествования, цельности сюжета и естественности,
учился точности, реалистической ясности образа, народности
языка. Он стремился дать такое развитие событий, при котором
движение жизни, развертывание судеб людей так же естественно,
как вольное течение реки.
Ведущий - У Мажита Шафури есть несколько детских рассказов-
«Рассказы о далеком прошлом», «Потерянный Актырна», «Дикий
гусь», «Батрак» и другие, пользующиеся большой любовью у детей.
Ведущий - Творчество Гафури последних лет жизни явилось
итогом большого жизненного и творческого пути. До последних
дней жизни поэт неустанно воспевал великую Родину,
созидательную силу советского народа.
Ведущий - Одно из лучших стихотворений Гафури назвал «Я-
патриот» (1932). Карманная книжечка поэта, прошедшая с воинами
по фронтам Великой Отечественной войны, носила название этого
стихотворения.
Ученик - Я- патриот
В стране, где власть народа.
Я - патриот, я повторю в стократ.
Кто враг советской власти - враг свободы,
Тот враг и мой, пусть мне отец иль брат.
Советы мир несут народам мира.
Ведь тем, кто строит, войны не нужны.
Поют о мире и труба, и лира.
Идем мы маршем мира - не войны.
Мы мир храним, но враг наш вероломен
И если он на нас пойдет войной,
Мы станем все - от тракторов и домен
И грудью защитим наш дом родной.
Ведущий: Творческое наследие Гафури и в наше время продолжает
волновать умы и сердца новых поколений, ибо поэт сумел сказать
свое слово о времени и о себе, отразив неповторимые черты
народного характера.

см. вложение

Домашнее задание:

Первого уровня:



Прочитать биографию М. Гафури и изучить его творчество.




Если вам ничего не снится, значит, у вас все есть. Кирилл Кюдов
ещё >>