Уроку «Календарная обрядовая поэзия и праздники Руси. Обрядовая поэзия Воронежского края» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование для 5 класса. Фольклор. Обрядовая поэзия 3 330.59kb.
Перечень научно-популярной и художественной литературы, соответствующей... 1 21.78kb.
Пейзаж в лирике А. А. Фета 1 28.79kb.
Обрядовая кукла 1 131.29kb.
Микеланджело зачем художнику поэзия? 1 65.11kb.
Реферата: «Анакреонт и анакреонтика в русской поэзии» 1 179.8kb.
Немецко-российская конференция «Поэзия на переломе: основные тенденции... 1 63.38kb.
Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой) 1 225.99kb.
Конспект урока по любовной лирике Н. А. Некрасова «Поэзия сердца» 1 106.52kb.
Сборники 5 Персоналии 6 Поэзия 25 Персоналии 26 Краеведческая литература... 8 1304.27kb.
"Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева" 1 130.17kb.
Календарь знаменательных событий и памятных дат в 2013 году 1 16.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Уроку «Календарная обрядовая поэзия и праздники Руси. Обрядовая поэзия Воронежского - страница №1/1

Материалы к уроку

«Календарная обрядовая поэзия и праздники Руси. Обрядовая поэзия Воронежского края».

слайда


Базовый компонент

Региональный компонент

1

Тема урока





2

В древние времена жизнь русского человека зависела от милостей природы. Люди тогда не умели поворачивать природу на свою сторону, поэтому земледельцы пытались её умилостивить. Весь год крестьянина сопровождался праздниками, в которых отразились верования древних славян.

Давайте вспомним



  • кому поклонялись наши предки (предметам, животным, растениям);

  • среди животных какие были особенно почитаемы древними славянами (волк, медведь);

  • какие культовые растения вы можете назвать (дуб, береза);

  • какие славянские праздники связаны с верованиями древних славян (Коляда, масленица, Иван Купала).

Вот сегодня на уроке мы поговорим о праздниках Руси, о календарных мифах, о том, как это нашло отражение в творчестве великих русских писателей, познакомимся с обрядовой поэзией своего региона.





3

Среди календарных праздников одним из особо почитаемых были зимние Святки, открывавшие новый земледельческий год. Готовиться к ним начинали задолго, еще с декабря. Когда декабрь-студень на дворе, а у него, как известно семь погод: сеет, веет, рвет и метет, земля отдыхала под белой пеленой снега до красной весны. Но уже с зимы крестьянин готовился к полевым работам, думал о будущем урожае.

Зимние Святки длились две недели и включали три больших праздника: Рождество Христово, Васильев вечер (Старый новый год) и Крещение. В народных зимних обрядовых песнях о них так и пели, как о трех братьях.

Все три даты воспринимались как единый цикл праздников, представляющий собой смешение языческих и христианских ритуалов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами.


Ой, Авсеня, кочеты кричали,

Ой, Авсеня, ковали вставали,

Ой, Авсеня, топоры точили,

Ой, Авсеня, дубья валили,

Ой, Авсеня, доски пилили,

Ой, Авсеня, мосты мостили,

Ой, Авсеня, как по этих мостах,

Ой, Авсеня, три братца шло:

Ой, Авсеня, Рождество Христово,

Ой, Авсеня, Василий да царевский,

Ой, Авсеня, Иван креститель,

Ой, Авсеня, первый братец,

Ой, Авсеня, гоня лошадок,

Ой, Авсеня, с жеребяточками.

Ой, Авсеня, другой братец,

Ой, Авсеня, гоня корову,

Ой, Авсеня, и с телятами,

Ой, Авсеня, третий братец,

Ой, Авсеня, гоня овечек,

Ой, Авсеня, и с ягненочками.

Коли будете дорить,

Тады будем хвалить…




4

Святки начинались с рождественского колядования.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» (аудиозапись отрывка).



Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали Коляду святую

По всем дворам, по проулочкам.

Нашли коляду у петрова-то двора.

Петров-то двор – железный тын.

Среди-то двора три терема стоят.

Во первом терему светел месяц,

В другом терему – красно солнце.

А в третьем терему – частые звезды.

Светел месяц – сударь свет-Иванович,

Красно солнце – анна Кирилловна,

Частые звезды – то дети их.

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

На долгие веки, на долгие лета!




5

Для календарных обходов характерно обрядовое и игровое перевоплощение, ряжение. В язычестве берет начало обычай надевать маски зверей, бороду, мешок выворачивать шубу наизнанку, представлять персонажей загробного мира (смерть), нечистую силу (черта, лешего), так называемых чужих (цыганку, немца, солдата, врача). Ряженые пугали прохожих: для изменения облика чернили себе лицо, наряжались, размалёвывали себя бураком, сажей. Ряженые старались испугать не только своим внешним видом, но и шумным поведением.

Аудиозапись отрывка из романа Л. Толстого «Война и мир»




В с. Чесменка Бобровского района у тыквы вырезали глаза, нос, рот, а внутрь ставили горящую свечу.

6

Святки длились с 25 декабря по 6 января. Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные:

  • в блюда клали предметы, и девушка с завязанными глазами вынимала их; каждый предмет обозначал судьбу (уголь – дурную участь; щётка – старого мужа; кольцо – жить в радости и муж молодой).

А. Пушкин «Евгений Онегин» (аудиозапись отрывка)


Новоусманский район:

В ночь под Рождество шли мимо забора из колышков и завязывали ленточку на одном из них. Утром смотрели – если колышек стройный, ровный, то и жених будет стройный, если колышек суковатый, кривой, то жених кривой. Потом считали, если колышек чётный, то в этом году замуж выйдет.



7

Святки заканчивались Крещением, праздником, посвящённым событию на Иордане, когда Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю и крестился у него в иорданских водах. Крещение отмечалось 6 января (сейчас 19 января). Главные содержательные моменты обрядности и верований Крещения связаны с очистительной символикой воды и креста. На крещение тоже гадали. Языческий ритуал гадания был направлен на установление контактов с душами умерших и с потусторонней силой, чьё посредничество было необходимо для получения информации о будущем. Для гаданий нередко выбирались «нечистые» места (бани, сараи), где, по народным поверьям, и должна появляться нечистая сила. При гадании девушки пели подблюдные песни.

В. Жуковский «Светлана» (аудиозапись отрывка)



Под новый год девушки гадали на кольцах:клали на блюдце свои колечки, а во время пения вытаскивали по очереди и по словам песни определяли свою судьбу. Такие песни назывались подблюдными.

К богатству:

За рекой мужики живут

Богатые,

Гребут жемчуг

Лопатами.

Кому вынется –

Тому сбудется,

Не минуется.

К свадьбе:

Вился клен с березою,

Не развился.

Ладу, ладу!

Коли вынется,

Правду сбудется,

Тому добро!

К долгому девичеству:

На загнёточке сижу,

Кашки жду:

Либо кашки в рот,

Либо ложкой в лоб!

Кому спели,

Тому добро!


8.

С большим нетерпением народ ожидал Масленицу – любимый всеми праздник «проводов зимы». Он относится к древнейшим славянским праздникам и не совмещен ни с какими церковными датами, т. е. в нем особенно проявилось язычество. Каждый год Масленица празднуется в разные дни за 7 недель до Пасхи.

После зимних холодов с нетерпением ожидали нового аграрного года, нового урожая, поэтому Масленица была любима всеми от мала до велика и её называли широкая, веселая, масленица-душа.

Работа с текстом учебника: «Масленица»





9

Итак, зиму проводили. Пришло время встречать весну. Её встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполни в определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц. Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, на деревья, любое возвышенное место и с высоты закликали весну.

Материал на слайде

10

Конец весны – начало лета (май-июнь) – время новых праздников. Самый многообрядовый из них – летние святки, или русальская неделя. Она отмечалась через 7 недель после Пасхи.

Главное действующие лица святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – берёзка.

Девушки празднично одевшись, отправлялись в лес завивать березку. Березку завивали на несколько дней, а потом приходили смотреть, завял венок или нет. В зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет год и как сложится судьба гадающей девушки.

Русальская неделя

Следовала за Троицей. В результате христианизации Руси многие языческие праздники хотя и были признаны церковью, но в течение времени они переродились и получили негативную окраску. Так, например, образ русалки потерял свое первоначальное аграрное значение (почитание воды, нужной для будущих запасов крестьянина), и она была причислена к нечистой силе.




Берёзонька кудрявая,

Кудрявая, моложавая,

Под тобою, берёзонька,

Все не мак цветет,

Под тобою, березонька,

Не огонь горит.

Красны девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березонька,

Все песни поют.

В Воронежской области обряд «вождения» и «проводов русалки» утратил свое значение.


11

24 июня праздновался праздник Ивана Купала (это Иоанн креститель). В празднике на Ивана Купала участвовала вся деревня. В этот день славилось солнце, дающее силу растениям, собирали травы, так как в эту ночь они обретают чудодейственную силу.

Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто найдет цветущий папоротник, должны были открыться тайны кладов, а также он сможет понимать язык каждого творения.

Ночь на Ивана Купала полна чудес: деревья переходят с места на место. Крестьяне считали, что в эту ночь оживает вся нечистая сила и нужно стеречь домашний скот и хлеб от неё.

Ужасы купальского вечера описываются в повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».







12 - 21

Тест





22

Домашнее задание.









Трудно быть эффективным и не противным. Фрэнк Хаббард
ещё >>