Уроков; выхода; г погостов. «Повесть временных лет» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература. «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии... 1 22.83kb.
Повесть временных лет 1 171.26kb.
6 класс. Итоговая аттестация. 1 вариант. «Повесть временных лет» 1 74.91kb.
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как... 1 30.58kb.
Краткая хронология Истории России 1 165.28kb.
Программа Коровиной Миф «Сотворение Земли». Сказки: «Царевна лягушка» 1 68.59kb.
Тематическое планирование по литературе 6 класс № Сроки Тема Домашнее... 1 94.36kb.
Законодательные акты как исторические источники. Принципы классификации... 1 33.43kb.
1.«Повесть временных лет» 1 18.7kb.
1. Летописание. «Повесть временных лет», ее источники, история создания... 3 749.21kb.
Статья напечатана в сербскому журнале «сунце старещена словенског... 1 166.44kb.
Французская буржуазная революция 1 201.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Уроков; выхода; г погостов. «Повесть временных лет» - страница №1/1

I этап. Тестовые задания

(9—11 классы)



Блок I

Выберите правильный ответ.

(1 балл за каждый правильный ответ.)

1. У восточных славян в IX—X вв. дань с населения взималась
в форме:


  1. полюдья; Б) уроков;

  2. выхода; Г) погостов.

2. «Повесть временных лет» была создана в начале:

  1. X в.; Б) XII в.;

  2. XIII в.; Г) XIV в.

3. Русский художник, расписавший Успенский собор во Вла­
димире, Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор в
Троице-Сергиевом монастыре:

А) Феофан Грек; Б) Симон Ушаков;


В) Андрей Рублев; Г) Дионисий.

4. В России капиталистические мануфактуры возникли на


основе:

A) цехов;

Б) казенных мануфактур;

B) вотчинных мануфактур;

Г) мелкотоварного производства.

5. «Отцом» первой российской индустриализации считается:



  1. М.Х. Рейтеры; Б) Н.Х. Бунге;

  2. Н.А. Вышнеградский; Г) СЮ. Витте.

6. Критике со стороны партийно-государственного руковод­
ства в 1945—1953 гг. подвергался художественный фильм:

  1. «Кубанские казаки» режиссера И.А. Пырьева; Б) «Иван Грозный» режиссера СМ. Эйзенштейна;

  2. «Высота» режиссера А.Г. Зархи;

Г) «Весна на Заречной улице» режиссера М.М. Хуциева.

7. По итогам Ништадтского мира в состав Российской импе­


рии вошли следующие территории:

  1. Эстляндия; Б) Финляндия;

  2. Курляндия;

Г) Ижорская земля; Д) Лифляндия; Е) часть Карелии.

8. Современниками российской императрицы Екатерины II


были такие западноевропейские монархи, как:

  1. Иосиф II, император Австрии; Б) Георг I, король Великобритании;

  2. Людовик XVI, король Франции; Г) Карл XI, король Швеции;

Д) Фридрих II, король Пруссии.

9. Понятие «макроэкономическая стабилизация» относится к


реформам:

A) А.Н. Косыгина в 1960-е гг.;

Б) Е.Т. Гайдара в начале 1990-х гг.;

B) Н.С. Хрущева в конце 1950-х — начале 1960-х гг.;


Г) правительства Е.М. Примакова в 1998—1999 гг.

10. Подробно и реалистически представил быт и нравы россий­


ского купечества второй половины XIX в.:

A) Н.В. Гоголь;

Б) А. В. Сухово-Кобылин;

B) А.Н. Островский;


Г) А.П. Чехов.

Блок II

Вставьте пропущенные слова.

(1 балл за каждую вставку.)

1. Первый русский город на побережье Балтийского моря, ос­
нованный в 1492 г., назывался .

Он был заложен (кем) .



  1. Первая русская печатная датированная книга, созданная дьяконом и его помощником, назы­валась « ».

  2. Операция «Багратион» была проведена в г.

Цель этой операции, проведенной силами ,

заключалась в разгроме группы армий

и в освобождении .

4. С парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. советские


воины уходили прямо на передовую под звуки марша

« »,

написанного композитором .

л. Обращаясь к

Б.Н. Ельцин говорил: «Берите суверенитета столько, сколь­


ко ».

Блок III

Расположите имена российских императоров и государ­ственных деятелей, а также события Великой Отече­ственной войны в хронологической последовательности (от более раннего к более позднему).

(2 балла за цепочку.)

1. А) Иван Антонович;
Б) Анна Иоанновна;

В) Елизавета Петровна; Г) Петр III.



  1. A) A.M. Горчаков; Б) Г.А. Потемкин; В) А.А. Аракчеев; Г) В.В. Голицын.

  2. А) Смоленское сражение; Б) форсирование Днепра; В) оборона Москвы;

Г) Курская битва.

Блок IV

Но какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

; От 1 до 2 баллов за ряд в зависимости от полноты ответа.)

U 1497 г.; 1581 г.; 1597 г.; 1649 г.

  1. Г.М. Маленков; А.Н. Косыгин; Н.И. Рыжков.

  2. Ф.И. Мстиславский; И.М. Воротынский; А.В. Трубецкой; А.В. Голицын; Б.М. Лыков-Оболенский; И.Н. Романов; Ф.И. Шереметев.

  3. 912 г., 1598 г., 1613 г.

  4. Борьба за гражданские права человека; борьба за деидеологи-зацию культуры; борьба за демократизацию общества; борьба за ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни.

Блок V

Какое слово или словосочетание является лишним в ря­ду? Дайте краткое пояснение своему выбору.

(От 1 до 2 баллов за ряд в зависимости от полноты ответа.)



  1. Авары; сарматы; половцы; хазары.

  2. Первоочередное развитие отраслей легкой и пищевой про­мышленности; ликвидация технико-экономической отста-


  1. Г.М. Маленков; А.Н. Косыгин; Н.И. Рыжков.

  2. Ф.И. Мстиславский; И.М. Воротынский; А.В. Трубецкой; А.В. Голицын; Б.М. Лыков-Оболенский; И.Н. Романов; Ф.И. Шереметев.

  3. 912 г., 1598 г., 1613 г.

  4. Борьба за гражданские права человека; борьба за деидеологи-зацию культуры; борьба за демократизацию общества; борьба за ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни.

Блок V

Какое слово или словосочетание является лишним в ря­ду? Дайте краткое пояснение своему выбору.

(От 1 до 2 баллов за ряд в зависимости от полноты ответа.)



  1. Авары; сарматы; половцы; хазары.

  2. Первоочередное развитие отраслей легкой и пищевой про­мышленности; ликвидация технико-экономической отста-

лости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности.

  1. Шевардинский редут; Тарутинский лагерь; Багратионовы флеши; батарея Раевского.

  2. Берг-коллегия; Юстиц-коллегия; Камер-коллегия; Ком-мерц-коллегия.

  3. Скань; зернь; мозаика; финифть.

  4. «Цитадель», «Эдельвейс», «Кутузов».

Блок VI

Определите соответствие позиций, представленных в нескольких перечнях.

(1 балл за каждое правильное сочетание.)

1. Соотнесите фамилии российских полководцев (флотовод­цев) с географическими названиями, связанными с местами сражений:





Фамилии

Географические названия

1. А.В. Суворов

А) Аустерлиц

2. П.А. Румянцев-Задунайский

Б)Рымник




3. Ф.Ф. Ушаков

В) Корфу




4. М.И. Голенищсв-Кутузов

Г) Кагул







1

2

3

4













: : _ 1 : , 1 = J

2. Соотнесите кодовое название наступательных операций со­ветских войск в ходе Великой Отечественной войны и райо­ны их проведения:



Название операции

Район проведения

1. «Уран»

А) Белоруссия

2. «Искра»

Б) под Белгородом и Харьковом

3. «Багратион»

В) под Ленинградом

4. «Полководец Румянцев»

Г) под Сталинградом




1

2

3

4













Блок VII

Кем и в связи с какими событиями были сказаны эти слова?

(До 4 баллов в зависимости от полноты ответа.)

1. «Для меня худшее случилось, именно то, что я так боялся всю жизнь...»


  1. «Не должен темный мужик дольше править Россией!»

  2. «Армия против этого решения, и ни один танк не сдвинется с места без моего приказа».

Блок VIII

О ком идет речь? Напишите правильный ответ.

(2 балла за каждое имя.)



  1. Являлся одной из наиболее ярких фигур Боевой организации эсеров. В 1917 г. стал комиссаром Временного правительства при Ставке Верховного Главнокомандующего на фронте, комиссаром Юго-Западного фронта, товарищем военного министра. У. Черчилль был от него в восторге. З.Н. Гиппиус придумала ему литературный псевдоним «В. Ропшин».

  2. Родился в 1743 г. в Казанской губернии, потомок мурзы Ба­грима, известного со времен Золотой Орды.

С ранних лет проявил «чрезвычайную к наукам склон­ность», учился в Первой Казанской гимназии, не закончив ее, уехал Петербург на военную службу. В 1773 г. приехал в Казань с целью поимки Е.И. Пугачева. В российскую исто­рию вошел как «отец русских поэтов». В его честь в Казани был открыт бропзор.ый памятник, заново установленный в декабре 2003 г. Род!ючу городу посвятил стихи, которые за­вершались следующей строкой: «Отечества и дым нам сла­док и приятен».
3. Утвердив свое владычество и независимость,

ревностно начал строить языческие храмы и ставить кумирьТ.

Особенным великолепием отличался идол Перуна, по­ставленный близ княжеского двора, на священном холме: идол был сделан из дерева, но голова его была серебряная, а ус золотой; идолу приносились человеческие жертвы.

По сказанию летописца, на Руси никогда не было так распространено идолопоклонство, как в это время.



Блок IX

Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков.

(1 балл за каждое слово.)

!• Жр ч ство — служители культа, почитавшиеся как по­
средники в общении людей с миром богов и духов.


  1. Пр в ел вие — направление в христианстве.

  2. Г г мония — господство политической силы или класса.

4- Б бли гр фия — научное описание книг и составление

их перечней.



Блок X

Расставьте в соответствии с нормами современного рус­ского языка ударения в исторических терминах и поня­тиях, а также в именах исторических деятелей.

(1 балл за каждое слово.)



  1. Местничество.

  2. Парсуна.

  3. Лествица.




  1. Соборность.

  2. Языковая семья.

  3. Тягло.

II этап. Тестовые и практические задания

(9 класс)

1. Перед вами два списка российских и зарубежных монархов. Укажите, кто из них был современником покорителя Сиби­ри Ермака Тимофеевича. Ответ занесите в таблицу. В спис­ке «А» — цифры, в списке «Б» — буквы.

(От 1 до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.)



Список «А» - Список «Б» -

российские монархи: зарубежные монархи:



  1. Михаил Романов; А) Людовик XIII, Франция;

  2. Василий Темный; Б) Генрих Наваррский, Франция;

  3. Иван Калита; В) Елизавета Тюдор, Англия;

  4. Иван Грозный. Г) Генрих Тюдор, Англия;

Д) Август Саксонский, Польша; Е) Стефан Баторий, Польша; Ж) Карл V, Испания; 3) Филипп II, Испания.

Ермак Тимофеевич

Список «А»

Список «Б»

















2. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим
термином.

(2 балла за термин.)

А) Это слово — едва ли не самое частое в историко-культур­ных размышлениях о российском XVII в. И не случайно, ведь речь идет об освобождении культуры, науки, индивиду­ального сознания от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозного мировоззрения.

Б) До революции 1905 г. сохранение неограниченной верхов­ной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи.

3. Прочитайте отрывок из исторического произведения С.С. На­
ровчатова «И бысть сеча велика...» и ответьте на вопросы.

(Задание оценивается от 1 до 6 баллов в зависимости от полноты ответа.)

«Рано утром, после переправы, русское войско стало го­товиться к битве. Взошло солнце, но густой туман покрывал землю, и ничего не было видно. Великий князь, воспользовав­шись этим, отправил Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка вверх по течению Дона за лес в засаду. Она потом сыграла важную роль в сражении. Туман наконец рассеялся, засияло солнце.

Дмитрий Иванович избрал себе место в первых рядах вой­ска. Все начальники советовали ему встать позади или сбоку, но князь сказал; "Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: братья! Умрем за отечество? Слово мое да будет делом! Я вождь и начальник. Стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим".

Русское войско подвинулось к устью Непрядвы. Эта непри­метная речка с тех пор навсегда осталась в памяти народной как знак неколебимой стойкости перед лицом неприятеля.» А) О каком сражении идет речь? (Дополните ваш ответ упо­минаниями о важнейших событиях и именах, связанных с этим сражением.)

Б) Когда произошло это сражение и как оно, по преданию, началось?

В) Каков был исход сражения для Руси?

Г) В чем заключается историческое значение этого сражения?

4. Постарайтесь извлечь из данного источника максимум до­полнительной, не содержащейся непосредственно в тексте информации, связанной с А) характером, Б) методами, В) идеологией ведения войны гитлеровской Германии про­тив СССР и Г) ее последствиями в случае победы противни­ка. Кратко изложите эту информацию. (От 1 до 6 баллов в зависимости от полноты ответа.)

Из директивы Гитлера командованию вермахта: «Город [Москва] должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель — будь то мужчина, женщина или ребе­нок — не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Произвести необходимые приготовления, чтобы Мос­ква и ее окрестности с помощью огромных сооружений были заполнены водой. Там, где стоит Москва, должно возникнуть море <...>. Для других городов должно действовать правило: перед их занятием они должны быть превращены в развалины

артиллерийским огнем и воздушными налетами» (Нюрнберг­
ский процесс. М., 1957. С. 495).
А) .

Б) ~'

В) ~'

Г)

5. Объясните значение символа.



(От 1 до 3 баллов.)

Двуглавый орел, изображенный на Государственном гербе Российской Федерации, символизирует:

А)

Б)


6. Напишите эссе на одну из предложенных тем.

(От 0 до 10 баллов.)



  1. «Была весна 1945 года».

  2. Письмо фронтовика домой «Наши пушки бьют по Бер­лину».

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

II этап. Тестовые и практические задания

(10—11 классы)

1. Перед вами два списка российских и зарубежных литерато­ров. Укажите, кто из них был современником М. В. Ломоно-

В) Андрей Рублев; Г) Дионисий.

4. В России капиталистические мануфактуры возникли на
основе:

A) цехов;

Б) казенных мануфактур;

B) вотчинных мануфактур;

Г) мелкотоварного производства.

5. «Отцом» первой российской индустриализации считается:



  1. М.Х. Рейтеры; Б) Н.Х. Бунге;

  2. Н.А. Вышнеградский; Г) СЮ. Витте.

6. Критике со стороны партийно-государственного руковод­
ства в 1945—1953 гг. подвергался художественный фильм:

  1. «Кубанские казаки» режиссера И.А. Пырьева; Б) «Иван Грозный» режиссера СМ. Эйзенштейна;

  2. «Высота» режиссера А.Г. Зархи;

Г) «Весна на Заречной улице» режиссера М.М. Хуциева.

7. По итогам Ништадтского мира в состав Российской импе­


рии вошли следующие территории:

  1. Эстляндия; Б) Финляндия;

  2. Курляндия;

Г) Ижорская земля; Д) Лифляндия; Е) часть Карелии.

8. Современниками российской императрицы Екатерины II


были такие западноевропейские монархи, как:

  1. Иосиф II, император Австрии; Б) Георг I, король Великобритании;

  2. Людовик XVI, король Франции; Г) Карл XI, король Швеции;

Д) Фридрих II, король Пруссии.
3. Прочитайте стихотворение советского поэта B.C. Сидорова и ответьте на вопросы.

(Задание оценивается от 1 до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.)



Поражение под

И вновь отступление пели Печально и хрипло рожки. В беснующейся метели Смешавшиеся полки, Ломая незыблемость линий, По скользким мосткам переправ

Уходят от твердыни,

Обозы и пушки отдав. Поземкою синей обвитый, Покрыт ледяною корой, Глядел, как бредут московиты С усмешкою свейский король. О, кто в то мгновение ведал (Жгла очи метельная мгла), Что дальней предтечей победы Конфузия эта была...

A) О какой битве идет речь? Вставьте пропущенные в тексте
слова.

Б) Когда произошла эта битва и чем она закончилась?

B) Кто был «свойским королем»?

Г) Какова историческая роль данной битвы?

Д) Назовите имена исторических деятелей, связанных с этим событием.

4. Попытайтесь определить, какие еще данные, на ваш взгляд, должен содержать этот источник, чтобы полностью предста­вить роль поставок по ленд-лизу в достижении СССР побе­ды в Великой Отечественной войне.

(От 1 до 8 баллов в зависимости от полноты ответа.)

«...В течение многих послевоенных лет буржуазная исто­риография утверждает, что якобы решающую роль в достиже­нии нашей победы над врагом сыграли поставки союзниками вооружения, материалов, продовольствия.

Спору нет, Советский Союз действительно получил во время войны важные для народного хозяйства машины, обо­рудование, материалы. Из США и Англии было доставлено, например, более 400 тысяч автомобилей, поступали парово­зы, горючее, средства связи. Но разве все это могло оказать решающую роль на ход войны? <...>

Относительно вооружения могу сказать следующее. Мы получили по ленд-лизу из США и Англии 18,7 тысячи самоле­тов, 10,8 тысячи танков, 9,6 тысячи орудий. К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, эти поставки составили соответственно 12; 10,4; 2 процента. Определенное значение бесспорно, но о ре­шающей роли говорить не приходится» {Жуков Т.К. Воспоми­нания и размышления. М., 1969. С. 722—723).

5.Прочитайте отрывок из интервью академика РАН Д.С. Ли­
хачева газете «Известия» (1996), прокомментируйте изло­
женную в нем позицию.

(От 1 до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.)

Знаете, если говорить о будущем России, а этот вопрос занимает меня каждодневно и иногда целыми ночами, я бы сказал, что наше будущее — в открытости всему миру и прос­вещенности. Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, от­ношение друг к другу и к природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-эко­номического развития. Не вульгарная «надстройка» в проти­вовес «базису», а главный смысл и главная ценность суще­ствования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла...


  1. В чем основная идея ученого?

  2. Какие исторические события в России привели его к этой

идее?

3) Какие последствия могут быть вызваны недостаточным


вниманием к культуре со стороны государства, общества,
человека?

6. Восстановите в тексте пропущенные места, объясните зна­


чение символа.

(От 1 до 5 баллов + 2 балла в зависимости от полноты ответа.)

«Государственный герб Российской Федерации предста­вляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический

щит с двуглавым орлом, поднявшим вверх

крылья. Орел увенчан двумя малыми корона­
ми и — над ними — одной большой короной, соединенными

лентой. В правой лапе орла — , в левой —

. На груди орла, в красном щите, — сере­
бряный всадник в синем плаще на серебряном коне, пора­
жающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь
и попранного конем дракона» (из Закона РФ «О государ­
ственном гербе Российской Федерации»).

Государственный герб свидетельствует о том, что Россия —

Красный цвет — символ .

7. Напишите эссе на одну из предложенных тем. (От 0 до 10 баллов.)



  1. «Была весна 1945 года».

  2. Мое письмо деду-фронтовику из поколения победителей «Я, дед, тебе сказать хочу...».

Ответы
1 этап. Тестовые задания



(9—11 классы)

Блок I

1 - А; 2 - Б; 3 В; 4 - Г; 5 - Г; 6 - Б; 7 - А, Г, Д, Е; 8 - А, В, Д; 9 -Б; 10 - В.

Блок II

  1. Ивангород; Иваном III.

  2. Иваном Федоровым; «Апостол».

  3. Июне—августе 1944 г.; четырех фронтов; «Центр»; Бело­руссии.

  4. «Прощание славянки»; В.И. Агапкиным.

  5. Региональным лидерам, руководителям автономных респу­блик; проглотите.

Блок III














1.

Б

А

В

Г



2.

Г

Б

В

А










3.

А

В

Г

Б




Блок IV

  1. Основные этапы законодательного оформления крепостно­го права.

  2. Все пребывали на посту главы правительства СССР.

  3. «Семибоярщина». Правительство, образовавшееся в Мос­кве в период Смутного времени из семи членов Боярской думы.

  4. Воцарение на престоле русских правящих династий: 912 г. — Рюриковичи, 1598 г. — Годуновы, 1613 г. — Романовы.

5. Цели движения диссидентов, возникшего в СССР в конце
50-х гг. XX в.

Блок V

  1. Сарматы — это ираноязычное, а не тюркское племя. Осталь­ные названия относятся к тюркским племенам.

  2. Первоочередное развитие отраслей легкой и пищевой про­мышленности. Здесь перечислены цели индустриализации в СССР, а развитие легкой и пищевой промышленности не было ее приоритетом.

  3. Тарутинский лагерь. Не имел отношения к Бородинскому сражению.




  1. Юстиц-коллегия. Не занималась вопросами торговли и про­мышленности.

  1. Мозаика. Не относится к ювелирной технике.

6. «Кутузов» — наступательная операция советских войск под Орлом. Остальные — наступательные операции (планы) не­мецких войск (Курск, Северный Кавказ).





Бл1.

ок VI










1

2

3

4




Б

Г

В

А

2.










1

2

3

4




Г

В

А

Б

Блок VII

  1. Николай II по поводу смерти своего отца Александра III и вступления на престол.

  2. В.М. Пуришкевич на заседании Государственной думы по поводу Г.Е. Распутина.

  3. Г.К. Жуков в связи с попыткой сместить Н.С. Хрущева в июне 1957 г.

Блок VIII

  1. Б.В. Савинков.

  2. Г.Р. Державин.

  3. Великий князь Владимир Святославич.

Блок IX

  1. Жречество.

  2. Православие.

  3. Гегемония.

  4. Библиография.

Блок X

  1. Местничество.

  2. Парсуна.

  3. Лествица.

  4. Соборность.

  5. Языковая семья.

  6. Тягло.

II этап. Тестовые и практические задания

(9 класс)



1.

Ермак Тимофеевич

Список «А»

Список «Б»




4. Иван Грозный

Б) Генрих Наваррский







(1530-1584)

(1553-1610);

В) Елизавета Тюдор

(1533-1603);

Е) Стефан Баторий

(1533-1586);

3) Филипп II

(1527-1598)


2. А) Секуляризация.

Б) Абсолютная монархия или самодержавие.

3. А) Куликовская битва. Владимир Серпуховской, Дмитрий
Боброк, Дон, переправа, Дмитрий Иванович, Непрядва, гу­
стой туман.
Б) 1380 г. Поединок монаха Пересвета с Челубеем. В) Сражение окончилось разгромом противника. Г) Положило начало освобождению русского и других наро­дов от золотоордынекого ига.


  1. Война на уничтожение; бесчеловечные, преступные методы; идеология расового превосходства (славяне, русские — не­дочеловеки), антисоветизма и антикоммунизма; послед­ствия — исчезновение СССР с политической карты мира, беспощадное уничтожение населения.

  2. Двуглавый орел символизирует: А) государственность РФ, Б) суверенитет РФ, воссоединение народов европейской и азиатской частей современной России.

II этап. Тестовые и практические задания

(10—11 классы)



1.

М.В. Ломоносов

Список «А»

Список «Б»




1) А.П. Сумароков

(1717-1777);

3) В.К.Тредиаковский

(1703-1768)



A) Д. Свифт
(1667-1745);

B) Д. Дефо


(1660-1731)

2. А) «Блицкриг». Б) Урбанизация.
3. А) Первая битва за крепость Нарву. Поражение под Нарвой. Нарвская твердыня.

Б) 19 ноября 1700 г. Потерпели жестокое поражение: гибель людей, потеря вооружения, снижение международного пре­стижа.

В) Шведский король Карл XII.

Г) Поражение под Нарвой подтолкнуло Петра I к созданию новой армии — постоянной, ио-совремеиному вооруженной, возглавляемой русскими, а не иностранными офицерами, ускоренному строительству военных мануфактур, введению

новых налогов.

Д) Петр I, Ф.А. Головин, А.А. Вейде, Н.И. Репнин, 1П. дс

Круа, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметьев, Карл XII.

4. Следовало бы указать: А) что в СССР была направлена боль­шая часть поставок по ленд-лизу из Британской империи и США; Б) что США эти поставки начали осуществлять с нояб­ря 1941 г.; В) дать раскладку этих поставок по годам; Г) дать со­отношение собственных и «ленд-лизовских» вооружений в пе­риоды важнейших сражений Великой Отечественной войны.

5. 1) Необходима забота государства и общества о культуре в широком понимании этого слова, ибо она является основой развития и процветания России.

2) Перестройка, провозглашенная в начале 1990-х гг., осно­ванная на либерализации, гласности и «всеобщей свободе», в действительности привела к разгулу цинизма, нигилизма и вседозволенности. Отказ от единой идеи развития госу­дарственности и замена ее идеей либеральной свободы всех во всем. Переоценка исторического прошлого и как след­ствие нигилизм к его культурным достижениям. Сокраще­ние финансирования и недостаточное внимание со стороны власти к сфере культуры.



3) Деградация общества с точки зрения интеллектуальной конкурентоспособности России в мире. Отставание в куль-




Перемены — это неизменность в меняющихся обстоятельствах. Сэмюэл Батлер
ещё >>