Уроков Урок истории-обществознания «Власть: от каменного топора до всемирной паутины» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок обществознания: «Право в жизни человека, общества, государства. 1 89.64kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Уроков истории в 6 классе на 2012-2013 учебный год учителя истории... 1 270.05kb.
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории... 1 317.33kb.
Рабочая программа по истории составлена на основе Примерной программы... 1 357.59kb.
«Тестовые формы контроля на уроках истории и обществознания» Учитель... 1 73.57kb.
Урок по истории России в 9-ом классе 1 63.81kb.
Урок 1 Введение. Средневековье как период Всемирной истории 4 738.84kb.
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на... 1 89.97kb.
Урок по теме: «Христос и Его Крест» 1 164.09kb.
Лазарева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания Брейн-ринг... 1 83.09kb.
Строительный пистолет 1 22.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Уроков Урок истории-обществознания «Власть: от каменного топора до всемирной паутины» - страница №1/1





Зимняя школа «Учитель года», Санкт-Петербург, 3-8 января 2007 г. Аннотации уроков
Урок истории-обществознания

«Власть: от каменного топора до всемирной паутины»

Учитель – Лямин Сергей Константинович

г.Тамбов,

победитель конкурса «Учитель года Тамбовской области-2001»
Краткий конспект урока


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 минут)

«Сегодня, друзья мы поговорим о явлении, без которого нет человека и общества – мы поговорим о власти. Давайте попробуем дать определение этому хорошо известному для нас понятию».

Совместный поиск атрибутов власти в режиме диалога. Формулировка определения.

«Власть понятие социальное. Есть люди, которые обладают властью и люди, которые ей не обладают. В распоряжении людей, которые обладают властью, существуют специальные властные инструменты. Что это за инструменты, мы сейчас постараемся обнаружить и для этого поставим маленький эксперимент».



Стул. Ученик. Учитель. Класс советует, как именно заставить ученика сесть на стул, на который он не желает садиться. Очень важно, чтобы среди советов фигурировали варианты «посадить силой», «запугать и тем самым заставить сесть», «ты должен слушать учителя – так говорит устав школы», «реклама – этот стул создан специально для вашего тела!». Не исключены и другие варианты.

«Итак, мы убедились, что таких инструментов очень много. Давайте более детально рассмотрим некоторые из них».




  1. ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ (10 минут)

Власть силы «Кто сильнее, тот и прав».

«Самый простой и самый древний инструмент. Орудия труда дали первобытному человеку власть над природой, а орудия войны – власть над другим человеком. Конкретное воплощение этого инструмента власти – каменный топор вождя племени. В чьих руках топор – у того и власть. Замечено, что найденные в могильниках изящные, нередко великолепно орнаментированные и украшенные каменные топоры, которые являлись всего лишь символом власти, нередко использовались по своему назначению». «История с Хлодвигом».


Власть страха «Не надо чтобы любили – главное чтобы боялись»

«Страх сопровождает всю историю человеческой цивилизации. Когда-то люди боялись сил природы – молнии, ударившей в дерево. Сегодня нам внушает страх угроза террора, экологической катастрофы. В разные времена – разные страхи. Страх также является мощным инструментом властного воздействия на человека. Страх перед богами и властелинами способен удерживать в течение долгого времени тысячи людей в подчинении». «История с казнёнными пугачёвцами»


Власть закона «Человек может быть свободен лишь в рамках закона»

«Сегодня самый распространённый инструмент властного воздействия это закон. Хотя первые законы появились в глубокой древности (законы Хаммурапи в древнем Двуречье или законы двенадцати таблиц в древнем Риме). Однако именно в новейшей истории человечества появилось, так называемое, правовое государство – государство, в котором именно в рамках закона осуществляется любое властное воздействие на человека. Если мы называем себя законопослушными гражданами, то это значит, что мы признаём над собой власть закона и никогда не совершаем действия, которые являются противозаконными и за которые неизбежно следует наказание со стороны закона».


Власть информации: «Чтобы принять решение, нам нужно больше информации»

«На наших глазах создаётся и развивается информационное общество. Способность быстро накапливать, копировать и передавать информацию преобразила современное общество. Сегодня, чтобы стать полноценными членами общества, мы не в чём не нуждаемся так сильно, как в информации. Мы зависим от информации. Мы принимаем решения под воздействием той или иной информации. Информация имеет над нами власть, а значит над нами имеют власть те люди, которые нам предоставляют эту информацию. О чём идёт речь? Рассмотрим простой пример».



Феномен торговой рекламы: какой зубной пастой мы пользуемся.

«Символом этого нового инструмента власти является всемирная паутина».




  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (20 минут)

1. «Условно мы можем расположить эти четыре инструмента власти в хронологическом порядке. Однако задумаемся, можем ли мы сказать что власть силы не существует сегодня? Или, что власть информации никогда в том или ином виде не существовала в древние времена?»

Класс разделяется на четыре группы. Каждая из групп приводит по два примера: один из истории, другой из современности, иллюстрирующие один из четырёх инструментов властного воздействия. Время на обсуждение – 5 минут. Время на высказывание – 4 минуты.

«Итак, мы убедились, что сила, страх, закон и информация всегда существовали в истории человечества в качестве инструментов властного воздействия. Мы можем лишь говорить, что на различных ступенях развития человеческой цивилизации тот или иной инструмент власти являлся основным, доминирующим. Эпоха первобытности – сила. Эпоха средневековья – страх. Эпоха Нового и Новейшего времени – закон. Сегодня – информация».


2. «Теперь давайте внимательно рассмотрим те примеры, которые нам подготовили группа 2 (власть страха) и группа 3 (власть закона). Я прошу группу 1 (власть силы) внимательно подумать над этими примерами. Попробуйте доказать, что в этих примерах на самом деле под маской страха и закона скрывается обыкновенное силовое воздействие власти. То же самое я прошу сделать и группу 4 – найдите в этих примерах элементы информационного воздействия. Участники 2 и 3 группы могут присоединиться по желанию к двум другим».

Обсуждение – 5 минут. Время на высказывание – 4 минуты.



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (5 минут)

«Итак, мы рассмотрели, как именно проявляется феномен власти. Мы проанализировали 4 типа властных инструментов: власть силы, власть страха, власть закона и власть информации. В разные эпохи каждый из этих типов власти являлся основным. Мы можем их расставить в некоторой хронологической последовательности. Однако нельзя назвать эпоху, в которой существовал лишь один из перечисленных типов.

Любопытными являются власть страха и власть закона. Фактически они являются результатом определённого соотношения власти силы и власти информации.



В итоге мы проследили эволюцию власти от каменного топора до всемирной паутины».




Отсутствие денег не заменяет культуры. Янина Ипохорская
ещё >>