Уроке литературного чтения во 2 классе Тема урока: Знакомство с произведением. Анализ поступков В. Ю. Драгунский «Тайное становится - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроков литературного чтения во 2 классе по умк «Перспективная начальная... 1 220.19kb.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока... 1 68.7kb.
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Н. А. Некрасов «Дедушка... 1 54.05kb.
Конспект урока литературного чтения во 2 «б» классе Учитель: Еныгина Н. 1 58.56kb.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Е. Шварц «Два... 1 104.48kb.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. «С. Михалков 1 173.41kb.
Урок литературного чтения во 2 классе учитель Кулагина М. В. 1 79.81kb.
Урок литературы в 5 классе учитель Кузнецова Е. В. Тема урока: А. 1 40.19kb.
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме... 1 95.33kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: "В умелых руках всё... 1 30.86kb.
Статья никто не знает когда и для чего он появился, как началось... 1 105.34kb.
Уроков литературного чтения во 2 классе по умк «Перспективная начальная... 1 220.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Уроке литературного чтения во 2 классе Тема урока: Знакомство с произведением. Анализ - страница №1/1

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Знакомство с произведением. Анализ поступков В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Цели:

  • ознакомление учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»;

  • развитие умений активно воспринимать  учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;

  • формирование коммуникативных навыков работы в группе;

  • воспитание честности, правдивости.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок литературного чтения начнем.

II. Проверка домашнего задания

– Ребята, дома вы приготовили выразительное чтение отрывков из произведений В. Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию названия рассказов?

1) «А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
– Смотрите, а на ёлке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
– Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!» (Заколдованная буква)

2) «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…» (Друг детства)

3) «И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог  наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой». (Он живой и светится)

– Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки?



III. Изучение нового материала

Прежде чем приступить к чтению произведения, поговорим о биографии писателя. (рассказ ученика)

Драгунский Виктор Юзефович (30 ноября 1913г. — 6 мая 1972г.) — советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей. Отец журналиста Дениса Драгунского и литератора Ксении Драгунской.
Биография
Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. Его отчимом стал И. Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 г. В 1922 году его отчимом стал актёр еврейского театра Михаил Рубин, вместе с которым семья объездила всю страну, в 1925 году переехали в Москву. Но однажды Михаил Рубин уехал на гастроли и домой не вернулся. Что произошло - так и осталось неизвестным.
Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя).
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении.
С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву». Повесть «Он упал на траву» (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение.

1. Вызов

– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется не совсем обычно (запись темы на доске) «Тайное становится явным». Как вы понимаете смысл этой фразы?


– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
– Интересно познакомиться еще с одним рассказом Виктора Драгунского?

2. Осмысление (чтение текста с остановками)

«Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:


– Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
– А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?
И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать».

– Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное становится явным» с объяснением мамы?


– Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова?
– Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше?

«Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.


– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
Я сказал:
– Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала: посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
– Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего на свете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.  И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню».

– Вам знакома такая ситуация?


– Почему мама заставляла сына есть кашу?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?

«А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.


А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол».

– Дениска выплеснул кашу в окно.  Почему он так поступил?


– Чем, по-вашему, может закончится рассказ?

«В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась


– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну, поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду».

– Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?


– Что значит слово «пострадавший»?

«На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.


– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, сказала она тихо, – разрешите я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор».

 – Какие, по вашему мнению,  чувства Дениска  испытывал в это время? А мама?

«А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.
Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
– Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да».

– Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?


– Можно ли было избежать  такой  нелепой  ситуации? Как?
– Как вы думаете, что же  запомнит на всю жизнь Дениска? Почему?
– Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения?  Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию?
– Хочется ли вам самим прочитать рассказ?

3. Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

Ста-но-вит-ся – становится, рас-кром-сал – раскромсал, по-пра-вить-ся – поправиться, сжи-ма-ет-ся – сжимается, об-ра-до-ва-лась – обрадовалась, ми-ли-ци-о-нер – милиционер, пре-дос-тав-ля-ет – предоставляет, ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный, му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом, пост-ра-дав-ший – пострадавший, фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться.

– Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.



4. Рефлексия

– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.

Самостоятельное чтение  рассказа про себя.

5. Ответы на поставленные перед чтением вопросы

IV. Работа с текстом

– Дома вы подготовите  пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?


– Конечно, нам нужно будет составить план.

1. Составление плана рассказа (работа в группах)

– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.



План

  1.  Денис раздумывает над   словами мамы.

  2.  Завтрак.

  3.  Предложение мамы.

  4.  Мучения с кашей и избавление от неё.

  5.  Возмущённый милиционер.

  6.  Пострадавший дяденька.

  7.  Рассерженная мама.

  8.  Урок на всю жизнь.

2. Выборочное чтение по пунктам плана

V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся

– Чему учились сегодня на уроке?


– Что нового интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Драгунского?
– Вы можете взять сборник его рассказов в библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
– Спасибо всем за урок.




Мех для дамских шуб в огромном большинстве случаев снимается с самцов. Янина Ипохорская
ещё >>