Урока. Раскрыть тему «Поэзия Серебряного века. Поэты и их творчество» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока: Введение в тему: «Поэты Серебряного века» 1 61.96kb.
Женский образ в дымке Серебряного века. Есть что-то необъяснимо прекрасное... 1 22.85kb.
Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века» 1 56.59kb.
Календарно-тематический план № урока по порядку № урока в четверти... 1 215.44kb.
Учебное пособие для учащихся: «Русская литература XX века». 1 81.22kb.
Поэзия Серебряного века, продолжительность 1 урок (40 минут) 1 79.91kb.
Почитай-ка Что читать? 1 10.77kb.
Н. М. Солнцева Новокрестьянские поэты 4 730.26kb.
V международного фестиваля органной музыки 3 ноября 19: 00 Органный... 1 43.44kb.
«Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного... 1 126.15kb.
Бродячая собака”. Вечер поэзии «серебряного века» Вступительное слово... 1 111.91kb.
Гр. Адлерберг Владимир Васильевич, Гатчина, 26. 06. 1872 — Париж... 1 124.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урока. Раскрыть тему «Поэзия Серебряного века. Поэты и их творчество» - страница №1/1

Цели и задачи урока.

1.Раскрыть тему «Поэзия Серебряного века. Поэты и их творчество».

2.Ввести в круг чтения старшеклассников стихотворения Брюсова, Гумилева, Мережковского, Мандельштама, Цветаевой.

3.Развивать устную и письменную речь учащихся.

4.Формировать эстетический вкус учащихся, учить их воспринимать, понимать поэзию.

5.Развивать творческое воображение учеников.


Ход урока.

Урок построен на материале выполненного домашнего задания и пройдет по типу семинарского занятия.

1.Орг.момент

2. Слово учителя.

Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но, прежде всего в литературе, а точнее – в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой, яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи.

Впервые это название предложено философом Н.Бердяевым, но закрепилось чуть позже.

В литературном же творчестве это выражение впервые было употреблено А.Ахматовой в «Поэме без героя».

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл,

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На галерной чернела арка,

В Летнем только пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Термин «серебряный век» возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

Сегодня на уроке мы и познакомимся с поэтами Серебряного века. Каждый из вас подготовил небольшое сообщение об одном из поэтов Серебряного века и стихотворение этого поэта. Так что наш урок будет очень насыщенным и интересным.

3.Знакомство с поэтическими направлениями. Традиции и новаторство. Поэты и их творчество.

А)Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

Символизм - выражение идей посредством символов; поэзия намеков, иносказаний. Бальмонт, Брюсов, Анненский, Сологуб, Белый, Блок, Гиппиус-это поэты-символисты.

Именно символисты способствовали утверждению Пушкина национального поэта, открыли значение Достоевского для русской культуры. Вместе с тем впервые в русской литературе провозгласили субъектом истории человеческую личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи.

- Сейчас мы прослушаем сообщение об одном из символистов - о К. Бальмонте.

(сообщение учащегося, выразительное чтение стихотворения наизусть, основные моменты законспектировать).

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал.

- А теперь познакомимся еще с одним символистом – В.Брюсов.

(сообщение учащегося, выразительное чтение стихотворения наизусть, основные моменты законспектировать).

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.

-Еще одним представителем символистов является Зинаида Гиппиус.

(рассказ ученика о поэтессе)

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. Роман «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие революции.

-От символизма отошли новые течения: акмеизм и футуризм.

Б)Акмеизм возник на отрицании мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Акмеисты провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поисками ярких эпитетов. Поэты- акмеисты: Гумилев, Городецкий, Ахматова, Мандельштам.

- Небольшое сообщение о творчестве Н.Гумилева. Выразительное чтение стихотворения.(один учащийся)

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

-А теперь познакомимся с творчеством О.Мандельштама.(сообщение учащегося).

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938), русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

В)Футуризм (от латинского футурум – будущее )

Объявляя классику и всю предшествующую литературу как нечто отжившее и не соответствующее современности, футуристы выдвинули идею искусства, способную реально словом преобразовать мир. Они добились обновления поэтического (слово-новшество), вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм поэзии, делали ставки на лозунговость творчества.

Наиболее яркие представители футуристов: И.Северянин, В.Маяковский, В.Хлебников и др.

- Прослушаем сообщение о И. Северянине. (основное законспектировать).

СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941), русский поэт. Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник советов «Медальоны» проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее.

4.Дополение к теме.

Однако были поэты и вне этих групп и направление:

И.Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаева и другие.

Давайте познакомимся кратко с творчеством М.Цветаевой. (сообщение ученика, выразительное чтение стихотворения наизусть)

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе — 1926). Трагедии («Федра», 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922-39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

Но все-таки в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского - футуризмом, хотя тот индивидуальный облик, который имел каждый из них, приобретен на том пути, который они прошли особенно в начале своего творчества.

5.Подведение итогов.

Поэты Серебряного века создавали культуру, которая содействовала духовному совершенствованию человечества. Целью их деятельности было спасти человечество, исцелить человечество с помощью искусства.

Пой сладкозвучный гимн священной красоте!

Она одна живет безгрешна и извечна.

Смерть может разбросать миров дрожайший рой,

Но красота горит, рождаясь бесконечно…

Леконт де Лиль

6. Выставление и комментирование оценок.

7. Домашнее задание. Подобрать материал для сочинения

«Поэзия Серебряного века: любимые страницы»

МБОУ ООШ д. Чемоданово

Открытый урок по литературе

в 9 классе

Тема «Поэзия Серебряного века. Поэты и их творчество».
Учитель русского языка и литературы

Польшакова Е.Н.





.




По тому, как самолюбивы женщины пожилые, которые уже никому не нравятся, можно судить, каково было их самолюбие в молодые годы. Никола Шамфор
ещё >>