Урока литературное чтение. Тема урока: Введение в раздел. О. Мандельштам. «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (отрывок) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
№ урока Раздел № урока в разделе Тема урока Цели урока Оборудование... 1 220.92kb.
Разработка фрагмента интегрированного урока литературное чтение,... 1 46.41kb.
План урока экономики для учащихся 11 класса Тема урока: «Экономический... 1 113.29kb.
Урок путешествие принцессы Арифметики в осень 1 67.68kb.
№ урока Раздел и общее количество часов Тема урока Основные проблемы... 3 725.7kb.
Чтение урок-размышление в 3»А» классе учитель Полякова В. Ф. 1 65.23kb.
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе М. М. Зощенко «Ёлка»... 1 73.08kb.
Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/п Раздел. Тема урока... 5 766.43kb.
№ урока Тип урока Тема урока Основное содержание урока 1 Беседа 1 141.07kb.
Тематическое планирование № п/п Тема урока Задачи урока Основные... 1 150.07kb.
№ урока Тема урока Тип урока Цели урока Оборудование Практические... 1 216.4kb.
Приглашение в гостиную врачебного клуба «Искусство и врачевание»... 1 30.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урока литературное чтение. Тема урока: Введение в раздел. О. Мандельштам. «Рояль» - страница №1/1

Технологическая карта урока литературное чтение.

Тема урока: Введение в раздел. О. Мандельштам. «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (отрывок)



Цели ученика

1.Воспринимать на слух художественное произведение в исполнение учителя, учащихся; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

2.Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать.


Цели учителя

Образовательные : продолжить знакомство учащихся с творчеств И. Тургенева; учить определять жанр и характер произведения. определять главную мысль;

Развивающие: развивать умение анализировать и сравнивать характер героев; совершенствовать навык чтения;

Воспитательные воспитывать любовь к русским народным песням.



Тип урока Урок открытия нового знания


Оборудование :. ; Толковый словарь; схема «Главные герои», презентации: кроссворд, И.Тургенев; запись песни Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца...»


Опорные понятия, термины:


Новые понятия:.


Формы контроля: коллективный, индивидуальный


Домашнее задание : . подготовить к пересказу любую часть отковка рассказа И. Тургенева «Певцы». ТПО №4 с.51





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

IОрг.момент.

II Проверка домашнего задания.

III Введение в раздел.

IVРабота со стихотворением «Рояль».

V Физминутка

VI Чтение фрагмента рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

VII Итог урока.


Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

- Интересно жить тому человеку, у которого есть увлечение, занятие для души.

Одни люди очень любят читать, другие коллекционируют марки и значки, третьи собирают частушки, пословицы.

Послушайте следующие строчки и определите увлечение этого человека.

Наполним музыкой сердца!

Устроим праздники из буден!

Своих мучителей забудем,

Вот сквер - пройдёмся до конца.

Найдём любимейшую дверь,

За ней - ряд кресел золочёных,

Куда с восторгом увлечённых

Внесём мы тихий груз

Своих потерь.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

- Автор этих строчек - Юрий Иосифович Визбор. По профессии журналист, киносценарист. Написал очень много песен на свои стихи, исполнял их сам. Послушайте одну из них(Звучит песня Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца...»

- Кто из вас догадался, какова тема следующего раздела?

Откройте учебник на с. 132-133, прочитайте название раздела.

- О чём будем читать?

- Почему строчка-название в кавычках?



- Расскажите, что видите на иллюстрации. Как эти рисунки связаны с музыкой?

- Любите ли вы музыку? Какую?

Чтение учителем авторского текста (с. 134).

- Что нового о семье Насти вы узнали?

- Почему же люди пишут стихи, картины, музыку? Прочитайте про себя ответ папы и перескажите его близко к тексту.

- Подчеркните в ответе папы те строчки, в которых заключена главная мысль.

~ Какую музыку называют «серьёзной»? Отгадайте кроссворд

(презентация)

1. В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет.

2. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.

3. На этом инструменте играл И.-С. Бах. В самых больших этих инструментах насчитывается несколько тысяч металлических и деревянных звучащих труб длиной от нескольких миллиметров до

нескольких метров.

4. Деревянный музыкальный инструмент в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами, в переводе это слово обозначает «Звучание воздушной струи».

5. То толстеет, то худеет - на весь дом голосит.

6. Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пустота.

7. Выглядит шикарно прямо, Разновидность фортепиано, Ровен его клавиш ряд, Поиграть на нём я рад.

. Работа с текстом до чтения.

- Что вы узнали о рояле из загадки?



- Какую форму имеет инструмент?

- Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля?

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух. Вопросы после чтения:

- С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля?

- Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок?



- Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения?

- Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города?

Вступительное слово учителя.

- Вы послушаете сейчас отрывок из рассказа «Певцы». Его автор -русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.(презентация)

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в старинной дворянской семье. Детство будущего писателя проходило в имении его матери - Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла.

Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители писателя.

Мать, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома, и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Вскоре она вышла замуж за молодого офицера Сергея Николаевича Тургенева, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен и умён.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали галерой был разбит громадный парк.

Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям свои она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства.-говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день пропел без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали , мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся»

Тургеневу не было еще и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав все экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета. Первое его произведение появилось в печати тогда, когда он еще учился в Университете. В 1852 году вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника». «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, - писал Белинский, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.

Сам Тургенев писал: «Я рад, что эта книга вышла, мне кажется, что она останется моей лептой

Чтение 1-й части рассказа. Учитель читает выразительно.



Вопросы после чтения.

- Объясните значение слов и выражений:

Чтение 2-й части рассказа. Учащиеся читают вслух по цепочке.

Вопросы после чтения.

- Что вы узнали о рядчике? Каким он был человеком?

- Объясните значение слов и выражений:

- Как автор относится к своим героям?

- Что особенно ценит И. С. Тургенев в пении?

- Найдите в тексте строчки, в которых автор выражает главная мысль.

- В этом разделе нам предстоит прочитать о музыке и музыкантах, о влиянии музыки на человека, на его душу, даже на всю его жизнь.

Показывают и рассматривают детские работ на тему «Мои увлечения» и слушают рассказ о любимых занятиях.



Это цитата из стихотворения Ю. Визбора.

Ответы детей



Балалайка

Лютня

Орган

Флейта

Гармонь

Барабан

Рояль

Разновидность фортепиано.

Треугольный корпус.

Из струн, молоточков, суконца.

Хороший знаток музыки, фантазёр.

Светлую, радостную, мажорную.

Объясняют:

Рядчик - тот, кто рядит, то есть управляет, заведует чем-либо, управляющий.

Фальцет - особая манера пения очень высоким голосом.

Сиплый - глухой, низкий голос.

Залихватская, заносистая удаль - лихая смелость.

Забавны - интересны, веселы.

Сведущие люди - знающие.

Лезть из кожи - очень стараться.

Знают толк в пении - профессионалы.

Отделывать завитушки - удивительные вещи.

Замирающий возглас - громкое восклицание.

Неистовый взрыв - буйный, безудержный.

Слепой голос - приглушенно-хриплый.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

Объясняют.

Упоение - восторг, наслаждение. Впились в него глазами - смотрели, не моргая.

Струна - упругая нить, натягиваемая в музыкальных инстру-rsrax, издающая звук при колебании.

Полилась заунывная песня - медленная грустная мелодия.

Неподдельная глубокая страсть - сильное чувство.

Грустная скорбь - печаль.

Песнь росла - звучала громче.

Трепет - дрожание; сильное волнение, напряженность чувств; ерах, боязнь.

Томленье - состояние тягости, мучения от чего-нибудь.

Веяло чем-то родным и необозримо широким - чувство любви к Родине.

Закипали на сердце слезы - волнение.

Вопрошающий взор - вопросительный взгляд.


Познавательные:

– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее

планирование своей работы.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– осознает уровень и качество выполнения.

Коммуникативные:

– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников,

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



– задавать вопросы.






Женщина хочет многого от одного, мужчина — одного от многих. Константин Мелихан
ещё >>