Урока истории в 7 классе «Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII веке» Осипова С. Б., учитель истории - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока истории России в 7 классе по теме:... 1 83.16kb.
Урока по истории России в 8 классе Учитель истории Уфимцева Л. 1 94.56kb.
Конспект урока истории в 7 классе по теме: Учитель истории: Рыховский Д. 1 81.56kb.
Вариант в XVII веке в состав российского государства вошли земли 1 24.94kb.
Урок-семинар по истории для 10 класса Тема: Церковный раскол, церковь... 1 78.47kb.
Суворов Юрий Витальевич Учитель истории мкоу «Усть-Козлухинская»... 1 115.22kb.
Н. М. Карамзин (1766 1826) Историограф, писатель и поэт. Создатель... 1 40.85kb.
Конспект урока истории (5 класс) Булдаков Владимир Александрович... 1 40.19kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 87.31kb.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу "История биологии" 1 47.73kb.
Разработка урока истории в 5 классе Ивонина Марина Валерьевна, учитель... 1 49.44kb.
Семен Иванович Дежнев 1 60.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урока истории в 7 классе «Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII - страница №1/1

Модель урока

Автор: Осипова Светлана Борисовна

учитель истории второй квалификационной категории

Отличник образования РБ

Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Краткая аннотация

урока истории в 7 классе

«Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII веке»

Осипова С.Б., учитель истории

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тема урока: Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII веке

Цель урока: Уяснить причины и характер присоединения Сибири, значение присоединения для становления Российского государства в XVII веке.

Задачи:

1.Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

2.Способствовать формированию представлений о значении присоединения Сибири к русскому государству.

3.Продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности.

4.Продолжить формирование опыта равноправного сотрудничества учащихся и педагогов.

Оборудование: персональные компьютеры, экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор.

В ходе урока учащиеся должны научиться давать определения следующим понятиям: первопроходец, зимовка, острог, крепость, город, струги; называть имена, обстоятельства, участников освоения Сибири; называть хронологические рамки изучаемого периода; необходимо продолжать формирование опыта равноправного сотрудничества учащихся и педагогов, формирование умений совместной деятельности, объективно давать оценку своему вкладу в решение общих задач. В ходе урока учащиеся высказывают суждения о происходящих процессах; на основе анализа учебного материала выявляют причины, сущность, основные последствия присоединения Сибири; закрепляют усвоенный материал информационно-коммуникационными средствами.

Урок начинается с совместной работы учителя и учащихся (слайд №5). Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и объясняют значения новых понятий. Далее учитель знакомит учащихся с процессом продвижения в Сибирь и основания острогов, как будущих центров сибирской земли. Знакомясь со строительством острогов, учащиеся проводят параллель между историей России и историей Башкортостана (основание острогов, основание крепостей, сравнение их функций и значения).

После этого учащиеся знакомятся с направлениями освоения Сибири; хронологическими рамками освоения Сибири; с первопроходцами (имена, карты маршрута, описание экспедиций); со значением присоединения Сибири к русскому государству.

Для закрепления изученного материала учащиеся переходят к выполнению задания на компьютерах (групповая работа). В процессе работы учащиеся соотносят имена «русских Колумбов», карты с маршрутами их экспедиций, отрывки с описанием путешествий (работа с поиском материалов в интернете и систематизация полученных данных исходя из поставленных задач).

Домой учащиеся получают задания репродуктивного уровня, продуктивного уровня, творческого уровня, что позволяет учащимся углубить полученные знания, привить учащимся желание самостоятельно получать необходимую информацию и использовать ее применительно к современному развитию истории.

Данный урок был проведен в 7Б классе в ходе методического семинара для учителей культуры Башкортостан города Уфы и Республики Башкортостан (урок состоялся 29 января 2009 года). Все задачи, поставленные перед учащимися, были выполнены в ходе урока, что подтверждает целесообразность проведения таких уроков в процессе изучения истории России.
План-конспект урока истории в 7 классе

Осипова С.Б., учитель истории

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Предмет урока в VII классе: урок истории

Тема урока: Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII веке

Тип урока: комбинированный, с использованием информационно - коммуникационной деятельности

Форма работы: фронтальная, групповая

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применение знаний и умений, проверка усвоения учебного материала

информационно – коммуникационными средствами.



Образовательная цель: способствовать формированию представлений о значении присоединения Сибири для русского государства, создать условия для выявления взаимосвязи истории России и истории Башкортостана.

Развивающая цель: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (структурирование учебной информации, систематизация знаний).

Воспитательная цель: продолжать формирование опыта равноправного сотрудничества учащихся и педагога, сформировать умения совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач.

Планируемый результат и уровень освоения:

Репродуктивный уровень: называть причины освоения Сибири, объяснять значение понятий; называть имена, обстоятельства, участников освоения Сибири.

Продуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; раскрывать причины и значение присоединения Сибири.

Творческий уровень: соотнести изображения первопроходцев, карты маршрутов, описания путешествий согласно историческим источникам.

Оборудование: персональные компьютеры, экран, мультимедийный проектор.

План раскрытия темы:

1.Первопроходцы русского Севера

2. « Русские Колумбы»

3. Значение присоединения Сибири

4. Закрепление изученной темы

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель истории:

…Сырая тяжесть сапога,

Рука на карабине (слайд №2)

Кругом тайга, одна тайга (слайд №3)

И мы посередине.

И десять лет, и двадцать лет,

И нет конца и края (слайд №4)

Олений след, медвежий след,

Вдоль берега петляет (слайд №5)

История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей.



  1. Первопроходцы русского Севера.

(слайд №6)

Совместная работа

учителя

обучающихся

1.Можно ли считать данного человека первопроходцем?
2.Кто такой первопроходец?
Давайте запишем определение:

Первопроходец – человек, который проложил новые пути, открыл новые земли

1.Нельзя, так как человек использует современные механизмы и уже нет неизведанных территорий.

2. Можно, так как человек прокладывает новую дорогу и узнает что-то новое.


2.Тот, кто открыл или исследовал что-то новое.


(слайд №7)

Совместная работа

учителя

обучающихся

1.В чем вы видите причины освоения Сибири?

Запишем в тетрадях схему:





1.Свободные земли, богатства (полезные ископаемые)



Учитель истории:

Реки служили надежными дорогами первым путешественникам (слайд №8). Первопроходцы передвигались на стругах (струги – большие лодки, старинное речное деревянное плоскодонное судно). Продвигаясь вглубь территории они основывали здесь поселения.



Строительство поселений


Зимовка

(зимовка, зимовье – место,

жилье, где зимуют люди)


Острог

(острог - укрепленный

населенный пункт)


(слайд №9)

Первопроходцы основали на территории Сибири остроги, которые потом стали крупными сибирскими городами.



ОСТРОГИ

1604

1628

1632

1649

1652 -1661

1675-1699

Томск

Енисейск

Красноярск



Якутск

Охотск

Иркутск

Чита

(слайд №10)

Совместная работа

учителя

обучающихся

1.Можно ли считать данное изображение острогом?
2.Дайте название данного поселения?

Запишем в тетрадях:


3. Какую дату скоро отметит Уфа?

1.Можно, укрепления вокруг построек, сторожевая башня.

2.Уфа


Уфа как крепость была заложена в 1574 году, а городом стала в1586 году. Таким образом, Уфа – крепость отметит свое 435- летие


(слайд № 11)

Если мы посмотрим на карту современной Уфы, то увидим, какую территорию занимала Уфа-крепость (размер невелик, площадь -1,2га).



(слайд №12)

Перед вами облик нашего города сегодня. Значение нашего города заключается в том, что Уфа-столица Республики Башкортостан, административно-политический, экономический, научный и культурный центр республики. Это позволяет сделать вывод о том, что основание Уфы имело очень большое значение и в то далекое время.





Гимнастика для глаз (физкультминутка):

1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение.

2.Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко; через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

3. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз.



2. «Русские Колумбы».

Для продвижения в Сибирь были определены направления.



Направления освоения Сибири

Индигирка Охотское побережье

Колыма Амур

Анадырь


Чукотка

Камчатка


Познакомимся с теми, кто совершил героические подвиги во имя силы и славы Российского государства (слайды №13-17)

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Василий Данилович

Поярков


Семен Иванович Дежнев

Ерофей Павлович Хабаров

Владимир Васильевич

Атласов


Харитон Прокофьевич Лаптев

Витус Ионассен Беринг

р. Лена

Амурский край



Р.Анадырь

Р.Амур

Камчатка

полуостров

Таймыр


р. Лена

Камчатка


1643-1646

1647-1662

1649-1653

1697







Освоение Сибири проходило в следующих хронологических рамках:

- 1629 –Енисейский острог (отсюда начались походы на Лену и к Байкалу);

- 1632 – Якутский острог (восток – Тихий океан, юг – р. Амур);

-1652 – Иркутский острог (Восточная Сибирь, Дальний Восток).



3. Значение присоединения Сибири.

Учитель истории:

(слайд №18)

Совместная работа

учителя

обучающихся

1.Какое значение для Русского государства имело присоединение Сибири?

Запишем в тетрадях схему:





1.Русское государство получило землю, полезные ископаемые



4. Закрепление изученной темы (слайды №19- 22)

Учитель истории:

Соотнесите имена «русских Колумбов», карты с маршрутами путешествий и отрывки с описанием путешествий.



Домашнее задание (слайд № 23)

Репродуктивный уровень: § 12(стр. 123-131),ответить на вопрос 3 (стр.131)

Продуктивный уровень: подобрать адреса Интернет – ресурсов по данной теме

Творческий уровень: на основе литературных произведений выявить значимость изучаемого периода в российской истории

Литература (слайд №25)

1.Д.Д.Данилов, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин «Российская история нового времени XVI – XVIII века» М.,2003

2. История России от древних славян до Петра Великого. М.,1995

3.История России. Герои русской истории. М.,2006

4.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Великие путешествия. М.,1999

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. М.,1998

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. М.,1995

7.Энциклопедический словарь юного историка. М.,1993



8.Школьная энциклопедия. История России IX – XVII века. М.,2003

9.Большая Российская энциклопедия. М.,2007




Тот, кто находится высоко, должен так же подчиняться обстоятельствам, как флюгер на башне. Генрих Гейне
ещё >>