Урок Введение. Личность Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его жизнь, деятельность и смерть - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
24 июня по ст ст. (7 июля по н ст.) Синаксарь на Рождество святого... 1 201.03kb.
Праздники в сентябре. 11 сентября Усекновение главы Пророка, Предтечи... 1 95.24kb.
Кафедральный собор в честьусекновения главы святого пророка, предтечи... 1 46.67kb.
«святыни франции» 1 43.62kb.
23 сентября по ст ст. ( 6 октября по н ст.) 1 280.7kb.
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня... 1 212.86kb.
№36 г. Луганскъ сентябрь 2009 г. 28 (15) августа 1878 г родился генерал-лейтенант... 1 61.37kb.
К остёл Св. Иоанна Крестителя храм с элементами оборонного зодчества... 1 11.5kb.
На пороге Нового Завета, собственно говоря, еще в Старом, мы встречаем... 1 97.33kb.
23 сентября по ст ст. ( 6 октября по н ст.) 1 73.64kb.
Следует ожидать, что след этих знаменитых событий обнаружится и в 1 49.73kb.
Патриарх Никон- зодчий Святой Руси. Храмосозидательная деятельность... 1 317.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок Введение. Личность Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его жизнь, деятельность - страница №1/1


Страница из

Урок 5. Введение.

Личность Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его жизнь, деятельность и смерть.
До сих пор мы с вами подходили к началу Евангельской истории, мы говорили о составах книг Нового завета, говорили об особенностях того или иного евангелиста. Сегодня мы начинаем собственно новозаветную историю. И, само собой разумеется, что евангельскую историю вслед за текстом Священного писания мы с вами начнем за год приблизительно до Рождества Христова, а именно с истории, которую описывает Евангелист Лука, с истории зачатия и рождения Иоанна, в котором Новый завет видит, с одной стороны, предтечу Иисуса, а с другой - наилучшего из пророков (Мф. 11:9), то есть личность, соединявшую в себе лучшие черты всего еврейства. Перед христианской эрой все глубокие религиозные и нравственные силы, еще жившие в древнем народе Божьем, видимо, сосредоточились в ордене ессеев, а Иоанн Креститель проявляет столь близкое родство с ессеями и их особенностями, что поневоле приходится рассматривать их вместе и сказать, что ессеи, а затем Иоанн Креститель были посредниками в процессе перехода от иудаизма к христианству.

Итак, евангелист Лука начинает свое Евангелие с четкого указание на время свершающийся событий, для Луки это характерно. Он уделяет особое внимание выявлению евангельских аналогий. "Во дни царя Ирода Иудейского…" Это тот Ирод, который имел имя Великий, он правил около сорока лет и был одним из немногих царей иудейских, кому удалось пребывать в мире и с римской властью и держать свой народ в подчинении. "Во дни Ирода, царя Иудейского был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавет" (Лк. 1;5) - говорит евангелист Лука. И уже здесь мы имеем очень важную для нас информацию. И чтобы лучше понять последующие события, чтобы четко восстановить хронологию последующих событий, нам нужно остановиться на тех указаниях, которые евангелист Лука нам дает. Итак, был священник из Авиевой чреды именем Захария. Что это такое - Авиева чреда? И зачем ее указывает евангелист Лука? По-видимому, Лука следует своей манере: где возможно, он приводит максимальное количество исторически значимых сведений. Итак, Авиева чреда - что такое череда? При храме, который воздвиг, начал строить Давид, и закончил Соломон, по повелению Божию совершалось каждодневное служение. В храме служили первосвященники, священники и левиты; и те, и другие, и третьи происходили из рода Левия - одного из двенадцати патриархов. При Моисее, который сам был из рода Левия, брат его, Аарон, стал первосвященником, а потомство старших сыновей Аарона, потомство Садока, стало родом первосвященников - именно из этого рода поставлялись первосвященники в храме. У Аарона было еще двое детей мужского пола - Елеазар и Ихфамар. Им досталось священническое служение при храме, и уже при царе Соломоне, когда потомство этих двух сыновей, Елеазара и Ихфамара, умножилось, то Соломон по велению отца своего, Давида, упорядочивает их служение. Обо всем этом повествуется в книге Паралипоменон, вторая книга. Она отчасти восполняет сказания книг Царств, но в то же время является книгой, в которой дается осмысление богословия истории, не просто хроники, а богословие истории. "Тогда стал возносить Соломон всесожжение Господу, на жертвеннике Господнем, который он устроил перед притвором, чтобы по уставу у каждого дня приносить всесожжения по заповеди Моисея, субботы, новомесячия, праздники три раза в год: праздник опресноков, праздник седмицы, праздники кущей. И установил он (вот четырнадцатый стих) по распоряжению Давида, отца своего, череды священников по службе их и левитов по стражам их" (2 Пар. 8; 12). Итак, Соломон упорядочивает служение и разбивает всех священников на двадцать четыре чреды, в соответствии с количеством священнических родов, которые в это время образовались. Эти чреды бросили жребий и по жребию определили, кто, когда служит; каждая чреда служила по одной неделе в храме. И через неделю уходила к себе домой; левиты и священники не жили при храме, в отличие от первосвященников, они уходили домой, в свои земли, и там занимались сельскохозяйственным трудом и там исполняли служение судей израильских. Вот таких двадцать четыре чреды выделил Соломон, и из них восьмая чреда была чредой Авиевой, вот та самая чреда, из которой происходил Захария, отец Иоанна Крестителя.

Итак, каждая чреда служила по неделе. Получалось, что каждая чреда в среднем два раза в год служила в храме, по одной неделе. А в этой чреде уже по жребию священник исполнял то или иное служение. Самым ответственным было служение каждения, то самое служение, которое исполняет Захария, когда ему является Архангел.

Что еще говорит Евангелие о родителях Предтечи?

"Оба они были праведны пред Богом"! Пред Богом! Есть праведность пред людьми. Все фарисеи гордились своей праведностью перед людьми, но мы должны стремиться к праведности пред Богом, чтобы всевидящий и всеведающий Господь видел ее в нас. Далее, Евангелие говорит, что родители Иоанна поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. Есть Божия беспорочность - ее никто не достиг! Но человеческая беспорочность достижима!

В этот самый год, в который Ирод царствовал в Иудее, евангелист Лука описывает явление Захарии Архангела, во время его каждения в алтаре. Каждение совершалось по жребию, и так случилось, что жребий пал на Захарию; случайность - ну, наверное, та самая случайность, которая проявляет промысел Божий. Захарии было суждено в тот самый момент оказаться в алтаре, где ему и явился Архангел. Архангел является и возвещает рождение от него и его жены сына, и Захария не верит Архангелу, ссылаясь на свою старость, за что наказывается немотой. Древние отцы так толковали это место. Написано: "у них не было детей, у Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах, однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень... Когда явился ему ангел Господень, стоя по правую руку от жертвенника кадильного; Захария увидел и смутился, и сказал тот: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн". Вот древние отцы-толкователи говорили, что конечно же Захария, который исполнял столь высокое служение, служение каждения, самое высокое священническое служение того времени, не мог молиться о своей нужде, он молился о своем народе, и отцы ставили точку в этом месте. "Ибо услышана молитва твоя", точка. Твоя молитва о Спасителе рода твоего, о Спасителе человечества услышана, он скоро придет; а как знамение того, имеешь следующее: "жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь ему имя: Иоанн". То, что для разума человеческого казалось невозможным, Архангел возвещает Захарии как знамение правоты своих слов. Захария не верит, и наказывается немотой. Очень интересно сравнить это благовещение, и второе благовещение, которое было в шестой месяц после этого, через полгода, когда тот же Архангел Гавриил был послан в Галилейский град, называемый Назарет. Два благовещения, в одном случае священник престарелый смущается и не верит, в другом случае Дева смиренно говорит: "Се раба Господня", хотя так же Архангел возвещает ей кажется немыслимое: "ты родишь без мужа, зачнешь и родишь без мужа, сила Вышнего найдет на Тебя, и зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус". Неверие одного наказывается немотой, вера другой становится началом нашего спасения, как мы и поем в тропаре праздника: "Днесь спасения нашего главизно", начало нашего спасения.

Захария, исполнив свое служение, идет домой, и после этого "зачала Елисавета, жена его, и таилась месяц пять". На самом деле, безплодие считалось знаком проклятия в избранном народе, и Елисавета должна была радоваться и всем сообщать о радостной вести, потому что и ей Господь судил быть матерью, а она "таится месяц пять". Отцы толкуют это таение, как особую сосредоточенность Елисаветы на том, что происходило в ней, на той тайне, к которой прикоснулась. Дух Святый, по-видимому, открыл ей важность этого события. "Так призрел Господь на меня, чтобы снять с меня поношение".

После трехмесячного пребывания Божией Матери Елисавета в положенное время рождает сына. В традиции иудеев было сохранять семейное имя через поколение. Если отец Захария, то сын мог называться либо именем деда, либо именем отца. Имя Иоанн не было в роду Захарии, именно из-за этого происходит некое замешательство - предлагают назвать младенца по имени отца, Захария, но родители согласно называют имя Иоанн, предсказанное ангелом, и разверзаются уста. И тут Захария произносить еще один хвалебный гимн. Отец Иоанна Захария воспевает хвалебную песнь Богу. На наших богослужениях эта песнь звучит в качестве так называемых библейских песней на восьмой песни канона Великим постом, в которой Захария предсказывает младенцу его служение - быть пророком Вышнего. Говорит о том, что служение Иоанна будет служением обращения народа Израильского к Богу.

Конец первой главы говорит о том, что младенец возрастал, и укреплялся Духом, и был в пустыне до явления своего Израилю. Это и понятно - Ирод, желавший погубить младенца Христа, покушался и на жизнь Иоанна Предтечи, поэтому младенец оказался в пустыне, в пустыне возрастал вдалеке от народа, чтобы избежать злобы Ирода и его последователей.

"В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лициний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну сыну Захарии в пустыне". И начинаются события связанные с выходом Господа на проповедь, Крещение Господне. Крещению Господню предшествует проповедь Иоанна, тридцать лет прожил Иоанн в пустыне, по гласу Божию вышел проповедовать покаяние. Иоанн выходит проповедовать покаяние, проповедует крещение покаяния для прощения грехов. "В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Евангелист Марк эти слова немножечко по-другому осмысляет, он говорит: когда исполнилось время. В греческом оригинале это слово обозначает: когда свершилось то, что было предсказано, когда исполнилось Божие смотрение. Что это было за смотрение? Христос пришел во плоти, чтобы исполнить Свое служение, пришествие Христа и есть исполнение времен, пришествие Христа есть начало нового века. Мы с вами все живем в последние времена, и Нового завета уже не будет. Христос пришел, когда исполнилось время, пришел с призывом к покаянию.

Креститель проповедует покаяние, и как сказано, к нему сходятся все окрестности Иерусалима, крещение Иоанново запечатлевало принесенное покаяние. Но отпущение грехов Предтеча дать не мог, отпущение грехов будет даваться в Новом завете. Его крещение было лишь запечатлением покаяния. Причем очень интересно говорит Евангелист Лука, что к нему приходили и крестились все, кроме фарисеев. Фарисеи не крестились от Иоанна. К нему приходили мытари, приходили солдаты, приходил простой народ, фарисеи не приняли проповедь Предтечи.



Содержание проповедей Иоанна, говорившего в присутствии толпы народа, Матфей (3:2), в согласии с двумя остальными евангелистами-синоптиками (Марком и Лукой) формулирует так: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Первую часть этого увещания, по словам Луки (3:10-14), Иоанн развивал подробно, обращаясь к каждому сословию в народе с отдельным наказом соблюдать справедливость и человеколюбие, милосердие и общительность. Главным же объектом обличении Крестителя, а затем и Иисуса, являются, по Матфею (3:7), обе господствующие секты, фарисеи и саддукеи. В их желании креститься суровый проповедник покаяния, видимо, усматривал лукавство - намерение соблюдением внешнего обряда избежать страшного суда Божия, поэтому он заявлял, что цели своей они не достигнут, если нравственными поступками не докажут внутреннего покаяния, и что не поможет им и их происхождение от Авраама, на которое они кичливо ссылались. Поэтому Иоанн требовал от тех, кто у него крестились, чтобы они ему исповедовались в грехах. Последующее их погружение в реку являлось символом того, что грехи прощены им Богом и что покаявшиеся обязуются больше не грешить. Блаженный Августин выражает это подробнее: «Я верю, что Иоанн крестил водою во оставление грехов, но самым делом совершается это толь­ко в крещении христианском», и присовокупляет: «Иоанн преподавал та­кое крещение, которое принявшего оное побуждало признать необходи­мым крещение Господа. Те не возрождаются, которые крещаются креще­нием Иоанновым; им только для Господа люди были приготовляемы, и только в Нем одном могли получить возрождение». По словам св. Кирилла Александрийского: «Как Закон Моисеев служил некоторым образом приготов­лением к будущим благам и духовному Богопочтению, заключая в себе со­кровенную истину, так и крещение Иоанново относительно к крещению Христову содержит в себе приготовительную силу». «Крещение Иоанново, — пишет блаженный Иероним, — не столько отпускало грехи, сколько было крещением покаяния в отпущение грехов, то есть в будущее отпущение, которое должно было последовать чрез Христово освящение».

Слово святого Иоанна Крестителя, исходя из пустыни, распространялось по всей Иудее и Галилее и достигало до высоты царского престола. Утешая, наставляя и обличая народ, своим правдивым и неподкупным сло­вом великий проповедник поражал знатных и сильных земли, и блюсти­телям гражданского закона со смелостью посланника Божия напоминал об отступлениях от закона Божественного. Желая обра­тить стропотное в правое и острое в путь гладкий, по пророчеству Исаии, он преследует пороки и уклонения от закона везде, на всех поприщах жизни, и в своих строгих обличениях не щадит никого, ни черни, ни богатых, ни знатных, ни сильных. Ему даже казалось нужнее направлять свое слово на тех, которые, быв поставлены на верху общества, своим развращением могли соблазнять обыкновенный народ, чем на людей простых и невид­ных. И вот Ирод и своею частною жизнью, и своим управлением вызывает у него сильное против себя слово. Как посланник Божий Иоанн его обли­чает так же смело, как и последнего раба, — и при этом нет у него робкой мысли о том, что с ним будет за это смелое слово. Он исполняет свое слу­жение, а гнев сильных, темница, казни для него как бы не существуют.


О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.



В честь Предтечи Господня Иоанна в Православной Церкви установлены следующие праздники: 23 сентября (6 октября) – зачатие, 24 июня (7 июля) – рождество, 29 августа (11 сентября) – усекновение главы, 7 (20) января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля (9 марта) – первое и второе обретение его главы, 25 апреля (7 мая) третье обретение его главы, и, наконец, 12 (25) октября – перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и Десной руки Иоанна Крестителя.




Когда телефон-автомат возвращает монету, мужчина берет ее и печально уходит, а женщина набирает новый номер. Рамон Гомес де ла Серна
ещё >>