Урок в 8 классе по Истории православной культуры земли Смоленской, посвящённого Дню славянской письменности и культуры - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» 1 62.55kb.
2013 год 1150 лет Дню славянской письменности и культуры 1 97.5kb.
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности... 1 44.45kb.
Сценарий вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры 1 55.23kb.
Интегрированный урок истории и православной культуры 1 76.01kb.
Урок «Праздник славянской письменности и культуры» 1 91.49kb.
День славянской письменности и культуры в зарайском педагогическом... 1 25.43kb.
Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры Цель 1 68.92kb.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры 1 88.76kb.
Дни славянской письменности и культуры 1 145.25kb.
План основных праздничных мероприятий, посвященных Дням славянской... 1 94.06kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 1114.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок в 8 классе по Истории православной культуры земли Смоленской, посвящённого Дню - страница №1/1

Открытый урок в 8 классе

по Истории православной культуры земли Смоленской, посвящённого Дню славянской письменности и культуры.
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о старославянской азбуке и её смысловом наполнении; объяснить значимость государственного праздника Дня славянской письменности и культуры и духовного – дня Святых Кирилла и Мефодия, а также научить полезным, но часто забытым народным, развивающим и обучающим играм.

 

Приглашённые: учитель истории Куцепалова В.П., учащиеся начальных классов



Оборудование:

классная доска, мел, восковая дощечка, писало, гусиные перья, старинные книги, ручки со стальными перьями, письменные приборы, чернильница непроливайка, из коллекции музея, предметы для игр, изготовленные для праздника на уроках ИЗО, Василиса Премудрая (переодетая старшеклассница). 



Ход урока

Звенит старинный бронзовый колокольчик. Начало урока.



Ведущая, «учительница»: Здравствуйте дети, сегодня наш урок посвящён Дню славянской письменности и культуры. Это государственный и очень важный праздник России, утверждён в 1991 г. и ежегодно отмечается вместе с Православной церковью в День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, кириллицы. Известно, что наличие письменности является одной из основ государственности.

Подвиг, который совершили святые братья, состоит в том, что они подарили миру славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых на Руси не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь… Это было в 863 г.

Более тысячи лет славянский мир с благодарностью пользуется трудами святых Кирилла и Мефодия, памятником им является и великая русская литература.

А почему это так мы узнаем сегодня вместе с Валентиной Петровной

В середине IX столетия миссионеры из византийского города Фессалоники (Солуня) братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий с группой своих учеников создали новую письменность, которая специально предназначалась для записи славянской речи. С ее помощью записаны переведенные ими с греческого на язык средневековых славян тексты христианской канонической литературы. Так возник новый для Европы книжно-литературный язык, называвшийся в ту пору славянским (словенским), а в наше время — старославянским.

В культурной истории средневековой Европы — это единственный случай перевода христианских богослужебных книг на родной язык верующих, которые не имели до этого собственной письменности и собственной книжно-литературной традиции: то и другое было создано самими переводчиками.

Этот язык с самого начала замышлялся и создавался как язык сакральный, богослужебный во-первых, и как язык общеславянский, предназначенный для всех славян, во-вторых.

Из всех новых славянских "светских" литературных языков только русский литературный язык является прямым преемником староцерковнославянского языка, созданного в IХ в. Только начиная с ХVIII столетия в творчестве русских писателей, поэтов, драматургов складывается новый литературный язык - на народной основе. А. С. Пушкин сочетал в этом языке обе традиции: народно-разговорную и книжно-письменную, церковнославянскую. Поэтому современный русский язык насыщен славянизмами.

Именно кириллица была воспринята православными восточными и южными славянами как славянская азбука. В истории письменности этих народов кириллица получила свое дальнейшее развитие. На основе кириллицы сложились современные русский, украинский, белорусский, сербский, болгарский, македонский алфавиты, а на основе русского алфавита - многие алфавиты младописьменных народов (мордовского - с сер. XVIII века, удмуртского - с ХVIII века, марийского - с нач. ХIХ века и др.).

Учительница: Спасибо отец Иоанн. Ребята, вы внимательно слушали и хорошо усвоили новый материал.

Дорогие ребята! Мы сегодня говорим о русском языке, о письменности, без которой не могло быть создано ни одно государство. Надо писать законы, правила жизни в стране, надо уметь их и прочитать, чтобы выполнить. Нужна грамота. А кто из вас знает стихи об основателях славянской письменности, о русском языке.



Учащиеся читают заранее подготовленные стихи. Учительница раздаёт чтецам оценки на карточках. 

Два брата – Кирилл и Мефодий «авт.:Каталина»
Два брата – Кирилл и Мефодий
В вере праведной жили,
Господу верно служили,
К свету тропу проложили.

Два брата – Кирилл и Мефодий


Учением Русь окропили,
Мудрость на землю пролили,
Славянский язык сотворили.

Два брата – Кирилл и Мефодий


Тёмный народ просветили,
Из букв ростки посадили,
Книгой святой наградили.

Два брата – Кирилл и Мефодий


Тайны писаний раскрыли,
До миров заветных доплыли,
Божьем Словом озолотили.
 

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!


А. Шибаев  

Святые Кирилл и Мефодий

Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, дети, икону цветами,
Пролейте слезу благодарности им.

Простые их буквы - не искры ли это?


Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.

На север славянский от светлого юга


Те искры святые они принесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.


Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, что светоч бы тот погасила,
Нет моря, что искры бы залило те!

Вы, чистые, юные, милые дети!


Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.

В тяжелом сомнении, в житейской невзгоде,


В беде - призывайте вы их имена.
Учители наши, Кирилл и Мефодий,
Хранят нас молитвой на все времена

 

Учительница: Очень хорошо. Теперь я задам вам несколько вопросов.

- Почему алфавит на Руси называют азбукой? (Ответ – по начальным буквам: аз, буки, веди)

- Знаете ли вы, чем и на чём писали школьники в старину? (Ответ: гусиные перья, писало, на восковой доске, чернилами, стальными перьями, мелом, на грифельных досках). 



Учительница: Молодцы, знаете. А как вы выучили буквы азбуки? 

Учительница: Ребята, вы так хорошо мне ответили на все вопросы, а сейчас я хочу показать вам, сохранившуюся с давних времён восковую дощечку и писало, гусиные перья, ручки со стальными перьями, чернильницу -  непроливайку (показ старинных предметов, все желающие могут попробовать написать буквы перьевыми ручками). Это всё необходимо было для написания славянских буквиц, которые отличаются от современных букв русского языка.

 А теперь мы приступаем к самому главному – изучению славянской азбуки. Поможет мне в этом героиня русских сказок Василиса Премудрая. В старину говорили: «Азбуку учат – на всю избу кричат». Я называю букву, Василиса Премудрая записывает буквы на доске, а мы их хором повторяем

 

Василиса Премудрая: «Кси, пси, ижица – дело к порке движется». Ленивых и нерадивых учеников в старину пороли розгами. Но я уверена, что среди вас таких нет. Тем, кто хорошо закончил школу, дарили книги со специально заказанным красивым переплётом, дарственными надписями, золотыми обрезами (показ старинных книг), а всем кто выучил азбуку, научился читать, полагалось угощение. Каждый ученик приносил на последний урок из дома горшок каши и сегодня вы тоже будете есть кашу, раз выучили азбуку (всем раздают ложки, угощают кашей). После того, как каша была съедена, горшок разбивали в знак окончания первого этапа обучения (Василиса Премудрая разбивает горшок).

 

Василиса Премудрая: «Делу время – потехе час». На Руси в разгаре весна. Я предлагаю вам вспомнить православные праздники, которые стали поистине народными. 6 мая православный мир  отмечает один из главных весенних праздников День Святого Георгия Победоносца. В народе этот день называют «Егорий Весенний». «Святой Георгий красную весну начинает». По всей Руси в этот день чествовали пастухов, выгоняли скотину в поле. 



Старинный обряд – праздник пастухов. 

Дети становятся в круг, выбирают пастуха. Он берёт в руки поднос с пирогами и угощает всех под старинную песню: 

Мы ранёшенько вставали,

Белы лица умывали.

Круг поля ходили,

Кресты становили.

 

Мы вокруг поля ходили,



Мы Егоря, свет водили.

Мы Егоря кликали,

Мы Егоря кликали.

 

Ты пастух, пастух Егорий,



Ты паси нашу скотину

В поле, да за полем,

В лесу, за горами.

Травушка-муравушка

Зелёненький лужок!

Пастух выйдет на лужок

Заиграет во рожок.

 

Хорошо пастух играет,



Выговаривает:

Тёлочки, телитеся!

Свинки, пороситеся! 

Учительница: И стар, и млад радовались наступлению весны, обновлению природы. Православная церковь весной поминает Сорок Мучеников, пострадавших за веру Христову. А в народе в эти дни делали из теста птичек – жаворонков. Дети выходили в поле и призывали весну. 

Детям раздают птичек, которых они поднимают вверх и хором повторяют: «Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите». 

Игра «Гуси – лебеди»

Игра «Ручеёк» 

Василиса Премудрая: Весной, на сороковой день после Пасхи, всегда в четверг, праздновали Вознесение Господне. В этот день ходили «проведывать» посевы, обходили поля с крестиками, сделанными своими руками, молились о будущем урожае. 

Старинный обряд празднования Вознесения Господня. Хоровод с лентами.

 

Учительница: Вы сегодня поучились в славянской школе, познакомились с древней азбукой. А на дом вам такое задание: раскрасить буквицы, которые вы получите в подарок за ваше старание. Я надеюсь, что на следующий год мы вновь отметим замечательный праздник – День славянской письменности и культуры. Успехов вам в учёбе! 



Использованная литература:

  • Афанасьев А. Н. «Народные русские легенды», Казань, 1914 г.

  • Афанасьев А. Н. «Народ – художник. Миф. Фольклор», М., 1986 г.

  • История русской литературы. С-Пб., 1880 г.

  • Некрылова А. Ф. «Русские народные праздники», Л.,1988 г.

  • Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. Померанцева Э. В., М., 1963 г.

  • Сборник «О, русская земля», М., 1982 г.

  • Первые шаги к христианским традициям. Сост. Н. А. Фомина, Минск, 2004 г.

  • Год души. Православный календарь с чтением на каждый день. Сост. И. Смолькин, по благословению Преосвященнейшего Доримедонта, епископа Единецкого и Бречанского, М., 2007 г.

  • Использованы фотографии 

Интернет ресурсы:

  • www.blogs.mail.ru/mail/rina.65

  • www.calend.ru

  • www.orthedu.ru

  • www.pravmir.ru

  • www.school-work.net

  • www.festival.1september.ru





В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. Эмиль Кроткий
ещё >>