Урок в 5 классе икона «бориса и глеба в житии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подвиг святых Бориса и Глеба. Исследовательский проект по истории. 1 62.57kb.
15 мая 2013 года день святых страстотерпцев Бориса и Глеба 1 18.04kb.
Историческая справка Казанской церкви г. Ворсма 1 19.55kb.
Святые благоверные князья Борис и Глеб 1 99.22kb.
«Ярослав Мудрый» 1 381.59kb.
Урок-дискуссия по литературе в 11 классе (2 часа) Тема урока: Интел... 1 124.99kb.
1 храмостроительство в честь бориса и глеба 1 30.41kb.
Урок математики в 5 классе. Урок-экскурсия по Ивантеевке Самоанализ 1 101.77kb.
Даты 1015 – 1019 – вторая усобица на Руси между сыновьям Владимира... 1 49.51kb.
II. отрывок из статьи а. В. Назаренко, Б. Н. Флоря почитание бориса... 1 16.76kb.
Лекция №4 Методические рекомендации к занятию «Жития святых особый... 1 14.31kb.
Святые благоверные князья Борис и Глеб 1 99.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок в 5 классе икона «бориса и глеба в житии» - страница №1/1

МУЗЕЙНЫЙ УРОК

В 5 КЛАССЕ

ИКОНА

«БОРИСА И ГЛЕБА В ЖИТИИ»



Жития святых представляют собой самый обширный отдел христианской литературы, так как христианская церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и деятельности ее проповедников. В житиях отражалась и история христианской церкви.

Житийная литература наряду с иными произведениями древнерусской письменности прочно вошла в курс русской литературы для школьников II ступени общеобразовательных учреждений. Обращение к памятникам русской культуры помогает решать одну из важных воспитательных задач по формированию у учащихся чувств гражданственности и патриотизма. Знакомство с неординарными личностями позволяет прививать учащимся глубинную мудрость родного слова, гордость за историческое наследие, чувство умиления перед красотой, воплощенной в памятникам искусства. События, люди, описанные в такого рода литературы, связаны с Муромским краем.

С нашим городом связаны деятельность и имена более чем 20 православных святых, в том числе и первых канонизированных Бориса и Глеба. Глеб заложил первую в том языческом крае церковь во имя Всемилостливого Спаса, вокруг которой вырос потом один из древнейших монастырей Руси - Спасо-Преображенский.

Поэтому изучение «Жития Бориса и Глеба» в 5-ом классе становится таким значимым.

Задача первого урока - рассмотреть идейно-художественные особенности произведения житейного жанра ;основной вопрос в центре внимания - почему Борис и Глеб причислены к лику святых?

Изучение « Жития Бориса и Глеба» продолжаем на музейном уроке. Урок проводим в Историко-художественном музее в экспозиции «Древнерусское искусство» (3 этаж) рядом с иконой «Борис и Глеб в житии» (16 и 17 век, происходит из Троицкого монастыря).



Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с изобразительными возможностями иконописи;

научить читать житийные иконы;

сопоставить произведения разных видов искусства;

(Своеобразие настоящей иконы в том, что в ее клеймах основное внимание не собственно житию, а рассказу о крещении Руси князем Владимиром.)


  • Что можно сказать об иконописце на этом основании? ( Знает не только содержание «Жития Бориса и Глеба», но и «Повести временных лет». Это высокообразованный человек, наделенный талантом.)

  • Это не единственная икона с изображением первых русских святых Бориса и Глеба.

Учитель показывает учащимся репродукцию иконы «Бориса и Глеба на конях» (1340-е годы).

- Сравните репродукцию с житийной иконой.

(На репродукции иконы середины 14 века князья изображены ч верхом на конях, в княжеских одеждах, лица просветленные, глаза отражают покой, смирение, доброту, это глаза праведных людей. Как и на иконе 16 века, здесь выразилось представление человека Древней Руси об идеальном князе.)
В конце урока вопросы к классу:

- Какова связь между житием святого и его иконописным изображением?

- Какими качествами и умениями должен обладать живописец,

создающий иконописные изображения святого?



  • Почему Борис и Глеб причислены к лику святых?

  • Символом чего в истории русской церкви стали Борис и Глеб?

Дома учащиеся еще раз поделятся своими впечатлениями от уроков по житийной литературе в небольшом сочинении «Борис и Глеб - первые русские святые».

Выяснить связь между житием святого и его иконописным изображением.

Развивающие:

развитие навыков сопоставительного анализа;

совершенствование умения находить связи между произведениями разных видов искусства;

умение грамотно и связно формулировать ответы, основанные на

данных сопоставительного анализа.

Воспитательные:

формирование у учащихся чувств гражданственности и патриотизма;

чувства умиления перед красотой, воплощенной в памятниках искусства.

Предварительное занятие в музее проводилось по теме «Что такое икона».На нем учащиеся узнали, что значит -слово «икона», когда и как возник культ почитания христианских икон, как делали икону, что такое житийная икона. Урок начинаем с повторения этих вопросов.



  • Мы находимся с вами в экспозиции Историко-художественного музея «Древнерусское искусство», где собраны иконы 15-19 веков.

  • Что означает слово «икона»? (греч.происхождения -«изображение», «образ»)

  • В чем особенность житийной иконы? (В центре - средник-изображение святого, вокруг на клеймах изображалась жизнь святого)

  • Вспомните из предыдущих уроков, что означает слово «агиография».( «агио» -святой, «градно» - описание).

  • А знаете ли вы, что произведениями агиографии являются не только литературные памятники в жанре жития, но и иконописные полотна.

  • Как вы думаете, существует ли связь между житием святого и его иконописным изображением? ( Связь эта очень ясна. Художник, собирающийся написать икону на какой-либо сюжет, должен непременно познакомиться с литературным источником, чтобы быть верным правде.)

Учитель обращает внимание учащихся на икону «Борис и Глеб в житии».

Сопоставляем житие и иконописное изображение.

- Какими изобразил иконописец Бориса и Глеба? Где Борис, а где Глеб? Почему?

Рассматриваем средник иконы.

Внешне братья похожи, только Глеб более юный. «Послушлив отцу бе, покоряяся при всем отцу. Телом бяше красен, высок, линем круглым, плечи велице, тонок в чреслах (бедрах), очима добраама, весел лицом, борода мала и ус, млад бо бе еще, светяся цесарски, крепок телом, всячески украшен, акы цвет цветный и разумен при всем, и благодить божия цветяаме на нем». («Сказание о Борисе и Глебе»). Борис и Глеб в княжеских одеждах. Таким представлялся идеальный князь людям Древней Руси. Борис и Глеб - покровители княжеской власти.

Дети приходят к выводу, что иконописцу известно «Житие Бориса и Глеба», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дороги ему образы князей Бориса и Глеба.

- Рассмотрите клейма иконы, которые читаются как книга. Сопоставьте житие и иконописное изображение.

(Учащимся известно, что Борис и Глеб - сыновья Киевского князя Владимира, прозванного в народе Красным Солнышком. Именно о нем в основном рассказывают клейма: Владимир на княжеском троне, отправляет послов в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше всего понимает Бога Истинного. Послы объездили все европейские страны, больше всего им понравились храмы греческие. Владимир отправляет послов в Константинополь к императорам Василию и Константину и просит у них руки их сестры - царевны Анны. Анна настаивает на немедленном крещении. После крещения князь с молодой супругой возвращается в Киев. На следующий день было крещение народа.



И только на последний клеймах иконы показано убийство Глеба поваром по имени Торчин (именно ему приказывает этоделать сводный брат их Святополк, прозванный Окаянным), моление Глеба и его погребение (похороны). Братия - мученики не оказали сопротивления убийцам. .Борис и Глеб стали символом духовной победы над смертью.)

- В чем особенность, своеобразие данной иконы?




Трус — это герой, у которого есть жена, дети и заложенный дом. Марвин Китмен
ещё >>