«Урок развития речи. Описание состояния окружающей среды. (Описание природы). В окно повеяло весною…» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка 6 класс Учитель Тимошенко М. Т. Тема урока: Cочинение... 1 75.32kb.
Изложение лекций по курсу «Агроэколоия» 19 2224.13kb.
Стили речи и их характеристика 1 31.07kb.
Описание интерфейса: Окно редактора поделено на 3 части: Левая панель 1 39.92kb.
Урок: Интегрированный урок развития речи на основе ознакомления с... 1 86.82kb.
Раздела 7 «мероприятия по охране окружающей среды» 6 1106.59kb.
Диатомовый анализ в оценке состояния окружающей природной среды 1 170.31kb.
Описание состояния человека 1 87.51kb.
1. Название проекта Например «Пивоваренное производство 1 27.95kb.
Методическая разработка урока русского языка Класс: 5 Тема урока... 1 55kb.
В процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся... 3 484.14kb.
Земля зацвела. В лугу, весной одетом, Ручей меж трав катился, молчалив 1 224.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Урок развития речи. Описание состояния окружающей среды. (Описание природы). В окно - страница №1/1

Конспект урока русского языка

в 6 классе.

Выполнила: Сударева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №25»



Тема урока:

«Урок развития речи.



Описание состояния окружающей среды. (Описание природы).

В окно повеяло весною…»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока.

1.Образовательная.

1.1.Расширить представление о типах речи. Сформировать понятие о типе речи – описании состояния окружающей среды, способах выражения данного и нового в тексте.

1.2.Показать особенности описания состояния окружающей среды, состояния природы.

1.3.Формировать умение анализировать тексты, включающие описание среды (природы).

1.4.Подготовить учащихся к сочинению-описанию природы.

2.Развивающая.

2.1.Способствовать развитию творческой активности учащихся:

-развитию эмоционального восприятия литературного и музыкального произведений;

-показать, как поэзия и музыка осваивают тему природы, что говорят о ней и как говорят.

2.2.Расширить знания учащихся по этнографии (о русских народных наблюдениях над погодой, приметах и обычаях).

2.4. Активизировать искусствоведческие понятия: контрастный, гармоничный, композитор, пьеса, оркестр, инструментальная музыка.



3.Воспитательная.

3.1.Воспитание сознательного, творческого отношения к учебному материалу.

3.2.Воспитание интереса к изучению русского языка, типов речи, описанию окружающей среды (природы).

3.3.Воспитание нравственных чувств, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, родной природе, русскому языку.



Задачи.

1.Изучить новый учебный материал о типе речи – описании окружающей среды (природы) и осмыслить связи и отношения в объектах изучения (текстах).

2.Собрать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы), систематизировать его .

3.Составить план текста сочинения.

4.Создать текст-описание окружающей среды (описание природы).

Структура урока.



Этапы урока

УУД

1.Организация начала урока.

Личностное самоопределение, регулятивные.

2.Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание, коммуникативные.

3.Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии.


Коммуникативные.

Познавательные.



4.Изучение нового материала.


Регулятивные.

Познавательные.



5.Первичная проверка учебных знаний.


Регулятивные. Познавательные.

Коммуникативные.



6.Самостоятельная работа с текстом.


Регулятивные. Познавательные.

Личностные.



7.Включение в систему знаний и повторение.

Коммуникативные.

Регулятивные. Личностные.




8.Организация домашнего задания.


Регулятивные. Личностные.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Коммуникативные.

Личностные.









Виды деятельности учащихся на уроке.

1.Словарная работа (отличительные особенности типа речи-описания, лексического значения слова «состояние»).

2.Аналитическая работа с учебным текстом-описанием окружающей среды.

3.Аналитическая работа с художественным прозаическим текстом-описанием окружающей среды.

4.Подбор пословиц, поговорок, примет русского народа, связанных с весной, анализ значимости народных наблюдений).

5.Прослушивание и обсуждение характера музыкальных произведений П.И.Чайковского, А.Вивальди, посвящённых природе, весне.

6.Анализ поэтических текстов, посвящённых весне.

7.Самостоятельный анализ языковых средств, нужных для художественного описания природы в прозаическом тексте.

8.Систематизация рабочих материалов к сочинению- описанию окружающей среды ( описанию природы).

9.Составление плана к сочинению-описанию окружающей среды ( описанию природы).



Предполагаемые результаты.

Личностные:

1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

2.осознание эстетической ценности русского языка;

3.расширение объёма словарного запаса.

Метапредметные результаты:

1.адекватное понимание информации (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли);

2.владение различными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

3.способность извлекать информацию из различных источников;

4.овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

5.умение воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости(план);

6.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

7.владение различными видами монолога;

8.способность осуществлять речевой самоконтроль.

Предметные результаты.

1.освоение базовых понятий лингвистики: функционально-смысловые типы речи, текст, типы текста;

2.овладение стилистическими ресурсами лексики;

3.проведение различных видов анализа слова;

4.понимание коммуникатино-эстетических возможностей лексической синонимии;

5.осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

6.создание текста –описания окружающей среды ( описания природы).

Оборудование:

Презентация, звуковой материал: «Апрель» П. И. Чайковского, «Весна» А. Вивальди.

Ход урока:

1.Организационный момент.



2 Вступительное слово учителя. ( Подготовка к восприятию нового).

Сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся научиться всматриваться в состояние окружающей среды, состояние природы, зримое и изображённое художниками слова и композиторами, переводить увиденное и услышанное в слова, высказывая своё суждение. А итогом нашей совместной работы станет подготовка к сочинению – описанию природы весной.



Эпиграф к уроку таков: Бывают дни , бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас…

3.Работа по теме.

3.1. Словарная работа.

-В чём заключаются особенности описания как типа речи?

-Объясните, как вы понимаете значение слова «состояние»?

-Приведите примеры, показывающие ваше внутреннее состояние (с помощью одного слова).

3.2.Новое. (Работа с учебным текстом)



В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи обычно отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.)

«Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет); наречиями на –о со значением состояния (холодно, душно), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина).

В таких описаниях часто используются предложения с порядком слов «сказуемое + подлежащее». Это не инверсия, это обычный порядок слов,

И всё сочетание в целом выполняет роль «нового» (светит месяц, идёт дождь).

Предложения в этом типе речи обычно соединяются параллельно.

-Что нового вы узнали об описании состояния окружающей среды?

3.3.Работа с художественным текстом (проза).

Подошла к концу зима. Замаслилась дорога. Потемнел и осел во дворе снег. В полдень на солнцепёке всё настойчивее барабанила капель. (По Е. Носову.)

-Какие элементы природы называются?



-Что в предложениях –описаниях «новое»?

-Какой порядок слов используется при описании состояния природы, прямой или инверсия?

-Как соединяются предложения в тексте?

-Почему автор говорит о дороге: «замаслилась» ?

-Какой вы увидели весеннюю дорогу, по которой идёте в школу?

-Что Носов говорит о снеге? Почему? А каким вы увидели весенний снег за окном?

- Как говорится о звуках, издаваемых капелью? Почему? (Громкий звук, торжествующий, радостный)

-Какие изобразительно-выразительные средства использованы для изображения картины наступающей весны? (Олицетворение)

-Почему именно этот троп используется? (Одухотворение природы)

Ф.И. Тютчеву принадлежат такие строки об одухотворённости природы:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

3.4. Работа с художественным текстом (поэзия).



Алексей Плещеев посвятил стихотворение весне. Весна (Отрывок)

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

-Чем эти два текста отличаются от предыдущего?

-Охарактеризуйте в данном тексте описание состояния природы. (Данное отсутствует, названы части природы: снег, ручьи, соловьи, лазурь, солнце)

-Назовите «новое» в состоянии природы (тает, бегут - личные глаголы повеяло - глагол безличный)

-В чём заключается особенность предложений данного текста? (сказуемое+подлежащее)

-Какова связь между предложениями?

-Какой смысл заключён в слове «лазурь»? Почему именно так говорит Плещеев о небе весной?

3.5. Пословицы, поговорки, приметы русского народа, связанные с весной.



Учитель.

Нас окружает природа, и мы - её часть. У каждого из вас есть, что сказать о её красоте и о том, что даёт природа человеку – жизнь и то , в чём жизнь выражается: в лесах, реках, растениях и животных, восходе и закате, смене времён года. Отношение русского народа к природе выразилось в пословицах, поговорках, приметах.

-Какие вы нашли пословицы, поговорки, приметы русского народа, связанные с весной?

Поговорим об апреле.

Это 4-ый месяц в году; слово латинского происхождения, означает - открывать; оно указывает на открытие весны. Древнерусские имена апреля – берёзозол или ещё цветень, последнее от расцветающей весны. В.И. Даль, известный русский собиратель фольклора, в книге «Пословицы и поговорки» выделил «Месяцеслов», где об апреле говорится:



В апреле земля преет.

В 1-ый день апреля праздновалась преподобная Мария Египетская. Народ говорил: «Марьи Египетския – зажги снега, заиграй овражки» - этим указывал на всеоживляющую весеннюю теплоту.

5-е апреля – св. мученика Федула. С этого дня начинают дуть тёплые весенние ветры. Простолюдины говорили: «Святой Федул тепляком подул». А если ненастная погода, то говорили: «Федул губы надул».

На Федула пораньше вставай да оконницу отворяй (то есть раму выставляй).

8-й день – св. апостолов Иродиона и Руфа. Св. Родион известен под именем ледолома, оттого что по народным наблюдениям около дня его памяти ломается и тает лёд. А о св. Руфе говорили: «Со дня Руфы земля рушится» (отходит от мороза, начинает давать прозябение траве, деревьями другим растениям.

11- й день – Антипы водопола. Реки очищаются ото льда.

12-й день – св. Василия Парийского. Говорит народ:

Василий Парийский землю парит. Весна землю парит.

15-й день – св. апостола Пуда. В этот день осматривали пасеки и говорили: «На день св. Пуда вынимай пчёл из-под спуда». Пчёлы считались пташками божьими. Кого пчела ужалит – тот грешник! Убить пчелу – грех, святотатство!

23 – е-день Георгия Победоносца. Русский народ видел в нём хранителя земли русской и её устроителя, покровителя полей и плодов земных.

Юрьев день весенний. Егорий вешний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. На Егория прилёт ласточкам. Коли на Юрья берёзовый лист с полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егория или с Егория. Егорий весну начинает, а Илья кончает.

25 – св. апостола Марка. На Марка прилёт певчих птиц стаями.

27 – св. Симеона – ранопашца. Повсеместно начинается ранняя вспашка полей.

28 – день апостола Ясона и мученика Максима. На Ясона – ветер тепляк – здоровяк. На Максима больных отпаивают берёзовым соком.

30 – день апостола Якова. Тёплая ночь и звёздная – к урожаю. Ясный восход солнца – вёдрое лето.

-В чём ценность народных наблюдений? (Для сельского хозяйства – жизненно-важного для крестьянина)

3.6. Люди искусства о природе.

Художник Тропинин утверждал: «Лучший учитель – природа, нужно предаться ей всей душой, любить её всем сердцем , и тогда сам человек делается чище, нравственнее, и работа его будет спорится…»

Трудно перечислить всех авторов, которые писали о природе, о временах года, о весне. Люди искусства запечатлели её в своём сердце.



(Звучит музыка пьесы П.И. Чайковского «Апрель».)

Мы прослушали музыкальную пьесу «Апрель».



-Кто её автор?

-Как эта пьеса называется? (У пьесы есть и второе название: «Подснежник».)

П.И. Чайковский – автор фортепианного цикла , посвящённого «Временам года». Пьес – 12. Каждая состветствует определённому месяцу. Написан цикл в 1876 году для журнала «Нувеллист».Ккаждой из пьес Пётр Ильич подобрал эпиграф из нескольких стихотворных строк русских поэтов. Вот какой эпиграф у этой пьесы:



Голубенький, чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом.

И первые грёзы

О счастье ином.

-Какую картину изобразил словами поэт А. Майков?



-Что вы думаете о характере музыки П.И.Чайковского? (Нежная, плавная, прозрачная).

-Почему именно такую музыку решил Чайковский посвятить апрелю?( В первый месяц весны снег начинает таять, он становится зернистым, прозрачным и на оттаявшей земле появляются подснежники). Следовательно , своей музыкой, звуками, композитор стремился изобразить не только апрель, но и подснежник? (Слайд с изображением подснежников.)

-Какое настроение создаёт музыка?

К теме времён года обращались и др. композиторы: И. Гайдн (оратория), А. Глазунов (балет), А. Вивальди (инструментальный концерт)

3.7 Сейчас будет звучать произведение Антонио Вивальди «Весна», исполняемое инструментальным оркестром.

3.8 И в литературе отразилась тема весны природы, света, воды, растений.

- Какие стихотворные произведения вы знаете?

Елена Стюарт.

Весна опять разводит нежность –

Бледнеет небо от весны!

У ног моих цветок подснежный

Ещё досматривает сны.

Проснётся,

В мире всё - начало.

И не отвесть влюблённых глаз.

Я столько раз весну встречала…

Но он–то, он-то в первый раз!

Ксения Некрасова.

Босоногая роща

Всплеснула руками

и разогнала грачей из гнёзд.

И природа по последнему слову техники,

Тонко – лиственные приборы

Расставила у берёз.

А прохожий сказал о них,

Низко склоняясь:

«Тише, пожалуйста, -

Это подснежники…»

-О чём эти стихотворения?



-Какой образ присутствует в них?

-Какое изобразительно-выразительное средство используют авторы в этих стихотворениях? (олицетворение, ПОДСНЕЖНИК – ЖИВОЕ)

-Какие эмоции переполняют автора?

-Как вы думаете, почему именно с подснежником связано представление о весне у поэтов, писателей, композиторов?

3.8 Самостоятельный анализ и работа с текстом. Прочитайте текст « Голубой апрель» А.Баркова. Самостоятельно проанализируйте .



Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш…, с зал…денелых сосулек пол…лась на землю капель. В деревне стало звонко-звонко,точно у каждой калитки повесили колокольчик. Вдруг на дорогу передо мной села желтогрудая птица. Скок-поскок, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела:

«Синь-синь-синь…»

Я тоже посмотрел вокруг. Всё голубое и синее:и небо.и пушистая верба.и тонкий ивн…чок. Даже пушистая опушка вся голубая от цветов пролески.

Птица пос…дела, покачалась на вербе и снова пропела:

«Синь-синь…»

«Верно, овсянка, -сказал дедушка. – Апрель голубой.»

-Почему апрель назван голубым? (Всё голубое: небо, верба, ивнячок, цветы-пролески)

-Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

(Сравнение: стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик.

Эпитеты: пушистая верба, тонкий ивнячок, пушистая опушка голубая. Апрель голубой)

-Что в данном тексте – «новое»? (Изображение состояния природы, выраженное личными (бегут, журчат, полилась)и безличными глаголами(стало звонко-звонко.) Предложения с порядком слов: «сказуемое-подлежащее»: Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. Инверсия: Апрель голубой!)

- Какова связь предложений?

3.9.Подведение итогов работы с текстами.

-Какая общая мысль прослеживается в произведениях (литературных и музыкальных), звучавших на уроке?

- Что их объединяет? (Любовь к природе, восхищение красотой, нежностью, очарованием весны.)

4.Организация домашнего задания.

4.1.Выявление личных впечатлений.

-Какой я увидел весеннюю природу?

-Дорогу, по которой идёте в школу?

-Каким вы увидели весенний снег за окном?

-Какими вы увидели деревья?

-Каким был свет солнца, озарившего картину весенней природы?

-Каким был весенний воздух?

-Какими вы услышали звуки (капели, талой воды, издаваемые птицами и т.д.)?

-Что для вас прозвучало в произведениях композиторвов, звучавших на уроке?

-Что в вас встрепенулось, когда «в окно повеяло весною»?

4.2 Таблица рабочих материалов к сочинению

Что наблюдаем

Рабочие материалы

Дорога




Снег

Голубоватый, с золотистым оттенком, потерявший белизну; на крышах – кремовый; в тени- синеватый; под солнцем-переливающийся, искрящийся, многоцветный; осевший,с оттенком желтизны.Тени на снегу глубокие синие

Деревья

Светло-коричневые, серые, тянущиеся к солнцу.

Небо

Светло-голубое, лазурное , с лёгкими белыми облачками

Свет солнца

Яркий, сияющий, тёплый,уютный

Воздух

Прозрачный, чистый, свежий.

Звуки

Звонкие, нежные, хрустальные

Настроение

Праздничное, радостное, приподнятое

_4.3. Составление плана к сочинению.

План.


1.Какой я увидел весеннюю природу?

2.Какие я услышал звуки весны?

3.Произведение искусства о весне, о котором я хочу рассказать.

4.Что встрепенулось во мне, когда «в окно повеяло весною»?



4.4Домашнее задание: самостоятельно написать сочинение по теме: «В окно повеяло весною…»

4.5.Рефлексия.

1.Рефлексия настроения: закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что вам понравилось, затем создайте рисунок, соответствующий вашему настроению.

2.Рефлексия содержания материала: создайте сенкан ( стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет определённые форму и содержание:

1-существительное, задающее тему стихотворения;

2-два прилагательных к этому существительному;

3-три глагола к существительному;

4-содержательная фраза;

5-одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.



Итоги урока.

*Сегодня я узнал..

*Было интересно..

*Было сложно..

*Я понял(а) , что…

*Я смог…


*Я попытался…




Веселые люди делают больше глупостей, нежели грустные, но грустные делают бо́льшие глупости. Эвальд Христиан Клейст
ещё >>