страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок Разработчик Поспелова М. Ю. учитель истории и обществознания - страница №1/1
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Проблема властив период правления Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) Модульно-блочный урок Разработчик Поспелова М.Ю. учитель истории и обществознания МОУ – гимназия № 1 г. Клин Московская область Цели и задачи урока:
Оборудование урока:
Этапы урока (на доске):
Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели. Если бы среди персонажей отечественной истории проводился конкурс в номинации «самая популярная личность» то царь Иван Васильевич Грозный, без сомнения занял бы место в первом десятке. Иван IV – наряду с Петром Великим, В.И. Лениным и Сталиным – входит в число тех деятелей, чьи имена постоянно вертятся на языке, чуть только заходит речь о российской истории. При этом с именем Ивана IV связывают большие достижения российского государства (зарождение империи, становление самодержавия, укрепление международного авторитета Российского государства); мрачные страницы российской истории («кромешная тьма», «концы в воду»); роковые тайны (библиотека Ивана Грозного, смерть наследника российского престола, сына, царевича Ивана). Т.о. личность Ивана IV – это одна из дискуссионных фигур в нашей истории. Целями нашего урока являются: - сформировать представление об этапах и их сути периода правления Ивана IV; - продолжить развивать умение сопоставлять различные исторические источники, обобщать материал, делать логические выводы; - находить решения поставленных проблем.
1 ученик на обратной стороне доски отразить и быть готовым прокомментировать систему государственного управления при Иване III. Остальные учащиеся ответить на вопросы теста «Входной контроль» (локальная компьютерная сеть). Входной контроль.
а) единая монета б) единая территория в) единая наемная армия г) единые законы д) единый хорошо развитый государственный аппарат е) единая налоговая система ж) единая религия з) единый всероссийский рынок
1) высший орган управления при великом князе а) вотчина 2) орган, управлявший личными землями князя б) кормление 3) территория, с которой должностному лицу в) волость предоставлено право собирать часть гос. доходов г) дворец 4) государственная канцелярия д) поместье 5) крупное земельное владение с правом продажи е) Боярская дума 6) административно-территориальная единица ж) казна 7) крупное земельное владение без права продажи
1) Куликовская битва а) 1505 – 1533 гг. 2) набег Тохтамыша б) 1380 г. 3) феодальная война в) 1462 – 1505 гг. 4) правление Ивана III г) 1480 гг. 5) падение золотоордынского ига д) 1433 – 1453 гг. 6) правление Василия III е) 1382 г. 7) введение Юрьева дня ж) 1497 г. Начало правления Ивана IV. - регентство Елены Глинской (1533-1538 г.г.) Краткое сообщение учащегося (опережающее задание). Иван лишился отца в трехлетнем возрасте. Вдова Василия III продолжила курс политической и экономической стабильности государства: - укрепление городов на западных рубежах;
Период правления Елены Глинской – время активизации борьбы за власть боярских группировок. Версии смерти Елены Глинской. - боярское правление (1538-1547 г.г.) Учитель: Это время жестокой борьбы боярских родов Бельских, Шуйских, Глинских осталось и в памяти народа и в памяти маленького Ивана.
Но Иван много читал, был увлеченной натурой. Тогда и сформировалось отрицательное отношение к боярам – нарушителям спокойствия государства. - венчание на царство (1547 г.) Учитель: Когда Иван IV вошел в «возраст» его венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля. ? Просмотрите видеоотрывок из фильма «Иван Грозный». Подумайте в чем важность и значение нового обряда венчания на царство, божественного «помазания», разработанного по византийскому образцу? Просмотр видеоотрывка, ответы учащихся. Внешнеполитическое значение: укрепление международного авторитета Российского государства, московской династии. Внутриполитическое значение: укрепление авторитета Ивана IV, способствовало централизации власти.
«История навала эпоху 13-летней их супружеской жизни золотой эрой Московского государства». Пожар в Москве 1547 г., затем эпидемия и голод. По Москве слухи: «Москву – де подожгли Глинские». Народная расправа над Глинскими. Царь, спасавшийся от пожара в селе Воробьево, еле успокоил явившийся к нему народ.
Иван Висковатый (думный дьяк), духовник Сильвестр, князь Андрей Курбский. Так называемая Ближняя Дума (новое правительство молодого царя) Реформы этого периода и называют периодом Избранной Рады (термин был введен князем А. Курбским).
Цели: стремление укрепить личную власть, ликвидировать центробежные стремления крупных феодалов. Учитель. Т.о. царь, государство искали новую форму управления. Но каким будет государство? ? Какие формы монархии вам известны? Назовите, дайте краткую характеристику. Ответы учащихся. Монархия сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, деспотия (самодержавие). Учитель. Многие историки так бы сформулировали тему урока: Иван IV – абсолютизм и самодержавие. Для того чтобы ответить на вопрос как решалась проблема власти в эпоху Ивана IV, познакомимся с реформами Избранной Рады.
Ответ ученика о сложившейся системе государственного управления, сложившейся при Иване III. (схема составлена на обратной стороне доски во время входного контроля, должна отражать основные органы, принципы управления, территориальное деление государства) Учитель. - Об изменениях в системе управления (работа с интерактивной доской). Царь
Земский собор Боярская дума Приказы
___________________________________________________________________ Воеводы, губные старосты, излюбленные головы 1549 г. – первый созыв Земского собора («Собор примирения») Приказы: Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий, Оружейная палата, Посольский, Поместный, Челобитный; приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца и др..
? Вспомните, когда был принят предыдущий Судебник, почему возникла потребность в новом Судебнике? Тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового свода законов (характерно для периода складывания сословно-представительной монархии). Судебник 1550 г. Подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, была увеличена плата за «пожилое». Население страны обязано нести было Тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха (400-600 га).
Что изменилось в организации суда? Найти не менее двух отличий.
? Работа с текстом исторического документа (текст документа проецируется на экран). Из «Никоновской летописи»: «Лета 1555 года. Приговорил царь и великий князь Иван Васильевич о кормлениях и о службе всем. И вниде (вошел) в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинились, наместники и волостели изо многих лет, презрев страх Божий и государские уставы, много злокозненных на них дел учиниша, и не быша им пастыри и учители, но сотворишася им гонители и разорители. Повелел царь и государь во городах и волостях разчинить (установить) старосты и сротские со страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтобы рассуждали в разбоях и татьбе. На грады и волости положити оброки по их промыслам и по землям, те оброки збирать в царскую казну свою дьякам; а бояр, детей боярских и всех воинов достоит (наградит) по отечеству и по дородству, а в городовых в четвертый год, а иных в третий год денежным жалованьем».
При Грозном кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост (губа-округ), избиравшихся из местных дворян (в сельской местности) и излюбленных голов (в городах). Власть наместников-кормленщиков заменялась воеводским правлением. ? Для какой формы монархии характерна данная система устройства органов государственной власти? Вывод. Сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.
Краткое сообщение учащегося (опережающее задание). ? Работа с текстом исторического документа (текст документа проецируется на экран). Отрывок из «Книги о великом и могущественном царе» англичанина Ричарда Ченслера, который побывал в Москве в 1553 – 1554 гг: «Сам Князь (Иоанн IV) одевается богато, выше всякой меры; его шатер покрывается золотой и серебряной парчой, до того усыпанной драгоценными каменьями, что чудно смотреть. Я думаю, что под солнцем нет людей, способных к такой суровой жижни, какую ведут русские. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного над головой; обычная их защита от непогоды – войлок. Каждый должен добыть и привезти провизию для себя и своей лошади на месяц или два; сам он питается водой и овсяной мукой, смешанной вместе, лошадь его ест зелень и ветки. Исключая иностранцев, князь не платит никому жалованья; воины из его областей служат на собственный счет, исключая, что стрельцам он дает жалованье на порох и пули. В его землях никто не получает ни гроша жалованья. Если же кто-нибудь заслужит перед ним, то князь жалует ему поместье или кусок земли, за что получивший обязан быть всегда наготове явиться с таким числом людей, какое укажет князь».
Ограничение на время походов принципа местничества. Было составлено «Уложение о службе». Дворянин начинал службу с 15 лет и мог её передать по наследству. Со 150 десятин и бояре, и дворяне должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». Было создано постоянное стрелецкое войско. В армию стали нанимать иностранцев. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.
? Работа с текстом исторического документа (текст документа проецируется на экран). Проанализируйте статьи Стоглава. Раскройте смысл решений Собора. СТОГЛАВВ 1551 году царь Иван Васильевич IV созвал церковный Собор, решения которого были сведены затем в сто глав, что и дало названию самому собору «Стоглав». Так как главную роль играл сам царь, то главы носят характер царских вопросов и ответов на них собора. 1. «8. О монастырях и иноках. Некоторые же стригутся (становятся монахами) покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать. А архимандриты и игумены некоторые также власти докупаются, да службы Божии и трапезы и братства не знает, покоят себя в кельи и с гостями. Да племянников своих вмещают в монастырь и доволят всем монастырским. А монастыри тем пустошат, а старых слуг и вкладчиков изводят. А священники и братия бедные алчны, и жадны, и всячески неспокойны, всякими нуждами одержимы. Весь покой монастырский и богатство и всякое изобилие с роды, и с племянники, и с бояры, и с гостьми, и с любимыми друзи истощили».
Еже в росты дают: угодно ли се Богови, и что писание о сем глаголет? Божественное писание и мирянам резоимство возбраняет, нежели церквам Божиим деньги в росты давати, а хлеб в наспы, где то писано во святых правилах? Отныне, по священным правилам, святителем и всем монастырям деньги давати по своим селам, своим крестьянам, без росту и хлеб без наспу, того для чтобы за ними крестьяне жили и села бы их были не пусты». Резоимство – ростовщичество; Наспы – обязанность вернуть хлеб с излишком. 3. «98. О монастырских слободах. Слободам всем новым тянуть с государскими людьми во всякое тягло, и с судом. А новых слобод не ставить и дворов многих в старых слободах не прибавлять. А с посаду вперед городских людей в слободы не называти и не принимати, разве казаков нетяглых людей». Слобода – поселение, Тягло - повинность в пользу государства. 4. «Вопрос 21. Да по грехам бесстрашие вошло в люди в церквах Божиих стоят без страха и в шапках. Якоже на торжищи, или на позорищи, или на пиру и говор, и ропот, и смрадные словеса. Вопрос 22. И пастыри и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А попы в церкви всегда пьяны и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда из их уст исходят. Попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя, а в монастырях такое же бесчиние творится. Митрополия повелела избирати протопопов священников искусных, добрых и житием непорочным. Дозирать по все дни по всем церквам священников и дьяконов, чтобы у них было сполна чинно и немятежно».
«Царь и великий князь Иван Васильевич Всея Руси приговорил со отцем своим Макарием митрополитом Всея Руси и со своим собором: что впредь архиепископам и епископам, и монастырям вотчин без царева ведома и доклада не покупать ни у кого, а князьям и детям боярским, всяким людям вотчину без доклада им не продати же: а кто купит или продаст и у тех, кто купит, деньги пропали, а у продавца вотчина, а взять вотчину на государя и великого князя безденежно».
Т.о. Стоглав укрепил религиозное единство страны, продолжил формирование единой государственной идеологии. Вывод. Политика Избранной Рады – это политика компромисса: сочетание интересов всех слое феодалов, различных групп общества. Историческая справка. Краткое сообщение учащегося (опережающее задание). 1553 г. – болезнь царя. Обострение боярской борьбы. Но царь выздоровел, и начались репрессии. Постепенно были отстранены от дел Сильвестр, А. Адашев. 1563 г. – бегство в Литву А. Курбского;
1564 г., декабрь отъезд царя в Александрову слободу 3 января 1565 г. отправлены две грамоты в Москву: боярам и простому люду. Просмотр видеоотрывка (Оглашение грамот в Москве). 5 января 1565 г. – делегация москвичей в Александрову слободу. Просмотр видеоотрывка. 2 период правления: опричнина (1565-1572 г.г.) Учитель. Опричнина – условия, на которых царь согласился вернуться к правлению («опричь» – кроме). Что же за условия: возникновение особого царского удела, состоящего из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением. Работа учащихся с картой. Какие земли вошли в состав опричнины?
Учитель. ? В чем же причины, цели введения опричнины? Ответы учащихся.
Учитель. Князь А. Курбский ввел термин для опричников – «кромешники» Почему?
Средства опричнины: террор, репрессии ( проив боярских семей, убийство митрополита Филиппа Колычева, имя Малюты Скуратова становится нарицательным). По ложному доносу об измене разгромлены города: Клин, Тверь, Торжок, Новгород. Сообщение учащегося о разгроме Клина во время похода на Новгород (опережающее задание).
В России произошло становление деспотического самодержавия. Проблема власти в эпоху Ивана Грозного. Итоги правления. Уже в XVI веке современники остро и страстно обсуждали проблему власти. Работа учащихся с историческими документами (локальная компьютерная сеть). ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ Документ 1. Правда русская или правда турецкая? В 1549 г. Иван Семенович Пересветов отправил Ивану IV две челобитные, в которых изложил свою программу реформ. Открыто высказывать то, что думал о русском государственном устройстве, Пересветов, опасаясь за собственную жизнь, не мог. Пришлось прибегнуть к иносказанию: поведать историю падения Константинополя в 1453 году. Почему Византия при «благоверном» и «христолюбивом» императоре Константине погибла под ударами турок во главе с Магмет-султаном? Император Константин был славным воином: «от его меча вся подсолнечная не могла сохраниться»! Но вельможи, его окружавшие, жаждавшие богатства «неправдою» - взятками, воровством, думали не о Боге, не о государстве, а только о себе. Они не хотели быть воинами, испытывать судьбу на поле брани: «играти с недругом смертною игрою». И хотя Константину даже предсказано было, что он станет великим полководцем, богатые вельможи сумели убедить его, что христианская кровь, пролитая в «иноплеменнической земле», взыщется на нем, когда наступит Страшный Суд. И царь «укротел»: перестал думать о военных подвигах и о самих «воинниках».
Иносказательно повествует Пересветов и о молдавском воеводе Петре: Был у Петра слуга – «московитин» Васька Мерцалов. И спросил как-то Петр у Васьки: есть ли в московском царстве «правда»? И стал тот говорить: «Вера, государь, христианская добра, всем сполна, и красота церковная велика, а правды нет». Расплакался воевода и сказал: «Коли правды нет, то и всего нет». В уста воеводы Петра были вложены слова и мысли самого Пересветова: «Истинная правда Христос есть». У турецкого султана «правда» установлена без православной веры, а в Русском государстве вера христианская в чистоте сохранилась, но «правды» нет. Пересветов мечтает об идеальном государстве: «Естли бы к той истинной вере християнской да правда турская, ино бы с ними ангелы беседовали!».
? Подведем итоги. Как бы вы разрешили на проблему власти в эпоху Ивана IV. Абсолютизм или самодержавие. Ответы учащихся. Учитель. Александровская слобода – символ социального договора Ивана IV с народом: государство заботится о народе, народ служит государству. Складывается своеобразная цепочка отношений: Государство Закрепляется формула: Служит «Все холопы». Дворянство Государство – главная ценность! Служит Крестьянство Дискуссии об Иване IV в отечественной историографии.
2. И.М. Катырев-Ростовский: «Царь Иван образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп; возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широки, мышцы толсты; муж чюдного разсуждения, в науке книжняго почитания доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятель. На пролитие крови и на убиение дерзостен велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многия грады своя поплени, и многия святителския чины заточи и смертию немилостивою погуби, и казни многая над рабы своими, жен и дщерей блудом оскверни. Той же царь Иван многая и благая сотвори, воинство велми любляше и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше. Таков был царь Иван». 3. Н.М. Карамзин «История государства Российского»: «Так, Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Имея редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства; хвалился твердости и властию над собою, умея громко смеяться в часы страха и беспокойства внутреннего; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты; хвалился, наконец, глубокою мудростию государственною, по системе, по эпохам, с каким-то хладнокровным размером истребляя знаменитые роды, будто бы опасные для царской власти, - возводя на их степень роды новые, подлые и губительною рукою касаясь самых будущих времен: ибо туча доносителей, клеветников, кромешников, им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе; и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново. Но отдадим справедливость и тирану: Иоанн в самых крайностях зла является как бы призраком великого монарха, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности…».
«Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования». 4. А.А. Зимин, А.Л. Хорошкевич «Россия времени Ивана Грозного»: «Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский поход» - вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути – превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии. Процветание Российского царства зиждилось не только на закрепощении русского крестьянства, но и угнетении народов Поволжья и Сибири».
Выберите одно из заданий. Учтите, максимальный балл по первому заданию "4" Задание 1. Ответьте на вопросы теста (локальная компьютерная сеть). Задание 2. Сформулируйте краткие тезисы по проблеме " Время Ивана Грозного – тупиковая модель общества и государства? Рефлексия. Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-балльной шкале. Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов. Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов. Мало что понял, необходимо ещё поработать - 4-6 баллов. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? Со всей работой справился сам, удовлетворен своей работой - 9-10 баллов Допустил ошибки - 7-8 баллов. Не справился - 4-6 баллов. Сформулируйте Ваше мнение об уроке, Ваши пожелания. Что понравилось, что нет?
Подумайте, будьте готовы к обсуждению.
|
ещё >> |