Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тест по повести Н. В. Гоголя «Шинель». 8 класс «Шинель» произведение... 1 22.33kb.
О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и 1 272.5kb.
Литература + история по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 1 91.21kb.
Название статьи: «Воспитательный потенциал цикла повестей Н. 1 71.31kb.
Сборнику Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1 51.15kb.
В какой из сборников Н. В. Гоголя входит повесть «Шинель»? А 1 9.23kb.
Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя «Ночь... 1 26.72kb.
Урок 37 42 Задание на дом. Прочитать главы повести Н. В. Гоголя «Тарас... 4 570.5kb.
Лестниц а, возводящаянанеб о 18 4139.21kb.
«Война и мир в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ив повести Н. 1 71.28kb.
Литература о жизни и творчестве Н. В. Гоголя 6 «Русь, куда несешься ты? 1 122.64kb.
Мероприятия, реализуемые в ходе акции в городе ижевске 1 330.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей - страница №1/1

Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литература, ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики, Санкт-Петербург
Цель урока: трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1. Начало урока

Сегодня у нас внеклассный урок по повести Н.В.Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя.


Эпиграф :

И веря; и не веря вновъ

Мечте высокого признанья,

Он проповедует любовь

Враждебным слогом отрицанъя.

Н.А.Некрасов


2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?»

Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов, которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен?

В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ приезжает в Петербург. Вскоре фортуна

к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..", знакомство с профессором Петербургского

университета Плетневым, через него - с Жуковским, с Пушкиным, а в Москве, где был поездом, с историком Погодиным, Аксаковым и актером Щепчиным. Это состояние удачливости, везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке, с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет. В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора".
3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя



Название цикла

Что в нем отражается в цикле

Авторское отношение к циклу

1 цикл «Вечера на хуторе…..»

Показана светлая жизнь, народные мечты о вольности

Благо

2 цикл « Миргород»


В нем присутствуют два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего

Благо и зло

3 цикл «Петербургские повести

Гибель поэзии и творчества; пошлость и гнусность, задавившее высокое в русском человеке, возрождение возможно только после смерти

Зло


4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге)
Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г.

письмо от 2 февраля 1830 г.

письмо от 2 апреля 1830 г.

5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот)
Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»

6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее.
Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном:
1/ Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакие­вича? В чем видит ее причину?
2/ Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.
3/ Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени, ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно значительное лицо недавно сделалось значительным, а до того был незначительным лицом»?
4/ Почему в бреду «сквернохульничая», Башмачкин постоянно обраща­ется к "значительному лицу» («ваше превосходительство»), а после смерти мстит не грабителям, а генералу?
5/ Гоголь пишет: ''Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, кото­рые решителъно не имеют никакого значения». Перечитайте с этой точки зрения две сцены - разговор Башмачкина с Петровичем и разговор с генералом во время аудиенцию. Какие чувства вызывает у вас в этих сценах Башмачкин. Какова при этом его роль косноязычия?
6/ Какова роль фантастики в повести?

Писатель Б.Б.Набоков считал, что, человек, которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший у него шинель. Полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель».

В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь».

Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства?


7/ Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели»

Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу отмети сходство и различие анекдота и «Шинели»



Анекдот

Повесть «Шинель»

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

2. Утрачен предмет роскоши

2.Утрачен предмет первой необходимости. Поэтому шинель становиться как бы действующим лицом. Недаром повесть названа «Шинель»

3. Лепажевское ружье- показатель некоторого достатка

3. А шинель? Написать ответ







4. Ружье пропадает по недосмотру владельца

4. А шинель? Написать ответ

5. В анекдоте оказался возможным благополучный конец: помогли товарищи

5. А в «Шинели»? Могут ли, в состоянии ли помочь товарищи? Написать ответ

6. Тема локальная, ограниченна, не выходит за определенные пределы, анекдот короток.

6. Тема «Шинели» - просто ли рассказ об утраченной вещи? Написать ответ



7. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести Н.В. Гоголя «Шинель»




Покажите мне смысл — и я совершу какую угодно глупость. Хенрик Ягодзиньский
ещё >>