Урок по основам православной культуры, литературы, посвящённый Дню Матери России - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок в 10 классе по основам православной культуры Учитель основ православной... 1 166.26kb.
Урок в 8 классе по Истории православной культуры земли Смоленской... 1 73.53kb.
Основы православной культуры 1 78.64kb.
Рабочая программа по основам православной культуры 9-11 классы 3 574.4kb.
Конкурса «Учитель года Сочи 2013» номинация «Учитель года Сочи по... 1 36.45kb.
Урок православной культуры 1 101.62kb.
Программа по основам православной культуры «Мир прекрасное творение» 1 28.53kb.
Презентация для освоения новой темы. Урок подготовлен на основе творческого... 1 88.77kb.
Занятие по «Основам православной культуры» 1 106.95kb.
Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» 1 62.55kb.
Интегрированный урок по основам православной культуры (орксэ) 1 15.29kb.
Программы закона божия 6 938.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по основам православной культуры, литературы, посвящённый Дню Матери России - страница №1/1

Краснодарский край Ленинградский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

станицы Крыловской

муниципального образования

Ленинградский район

Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери
(Интегрированный урок по основам православной культуры, литературы , посвящённый Дню Матери России)

Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ №4 - С. В. Ефанова

2010г.



Цели урока:
Образовательная: показать особенности земной жизни Пресвятой Богородицы, её характер, душевную красоту, высокодуховное стремление. Подготовить учащихся к восприятию святоотеческого слога, установить взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы, как прообраза женщины-матери.
Воспитательная: дать представления о красоте высокодуховной жизни Пресвятой Богородицы, способствовать формированию учащихся идеала и стремления к нему.
Развивающая: совершенствовать работу учащихся с первоисточником, справочной литературой; развивать навыки литературоведческого и языкового анализа; совершенствовать устную и письменную речь, уметь выступать перед аудиторией, представляя свою исследовательскую работу.
Оборудование:

Несколько икон Пресвятой Богородицы, фрагменты Священного Писания и Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, выставка Богородичных икон, стихи, музыкальные произведения, тексты художественных произведений русской литературы, фотоматериалы из музея Степановых.


Ход урока

УЧИТЕЛЬ. Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к ней, как к своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.

Кто сия? Покров лилейный

Осеняет ясный лик,

Долу взор благоговейный

Под ресницами поник.

Скрещены на персях руки;

В персях сдержан тихий вздох;

Робкий звук приемлет звуки:

«Дева! Сын Твой будет Бог!»

Этот юноша крылатый –

Искупления глашатай,

Ангел, вестник торжества,

Вестник тайны воплощенья.

А пред ним полна смиренья –

Дева – матерь Божества!

(В. Г. Бенедиктов)

Презентация отрывков из земной жизни Пресвятой Богородицы (готовят учащиеся).

Знакомство с выставкой Богородичных иконографических сюжетов.



УЧИТЕЛЬ. Просмотрев материал о земной жизни Богоматери, мы приходим к выводу, что вся её жизнь протекла возле Спасителя. Она не умела любить и служить иначе, как «… взирая на Иисуса Христа и сего распята». Только возле Спасителя, с крепкою верою в Него, как Сына Божия, с пламенной любовию к Богу, с твёрдою надеждою на Него и всякая женщина является истинной христианкой, исполненной достоинства, высокой в самом скромном положении своём. Нет такой христианской добродетели, которая бы не нашла образца в жизни и характере Матери Божией…
УЧЕНИК К Тебе, Царице милосердной,
К Тебе, о Матерь Божества,
С молитвой теплой и усердной
Мы устремляем все сердца.
За всех Ты молишь непрестанно
Христа – Судью грядущих дней,
И по Твоей мольбе желанной
Он шлет спасенье для людей.
Он дал тебе покров державный,
Так заступи, о Госпоже,
Народ наш русский православный:
Надежда наша вся в Тебе.
В русской литературе есть истинные образцы матерей, прообразов Пресвятой Богородицы. Вот, например, как описывает Н. В. Гоголь мать в повести «Тарас Бульба».

«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами ; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видеть их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждёт вас?» - говорила она, и слёзы останавливались в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо…

Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими.

- Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба, - моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете ! подойдите дети к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасёт.

Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

- Пусть хранит вас… Божья Матерь…».



УЧЕНИК.

Прекрасный лик,

Печальный взор,

Младенец на руках:

То Божья Матерь.

С давних пор

Она глядит сквозь годы и века.

Несет мне свет

Любви и доброты,

Несет мне скорбь

И нежность чистоты

И понимает

Все, чем я живу,

И верит –

Я ее пойму.


Что ждет,

Что будет впереди –

Неведомо пока.

Обняв дитя,

Прижав к груди,

Она идет ко мне

Издалека.

Еще свершится

Смертный приговор,

Еще распятье будет

И позор.

Но любит мать,

И бережно несет

Того, кто мир

Добром спасет.
Святая мать,

Как мне она

Знакома и близка.

Смотрю на лик

И в тишине

Я с нею


Говорю через века:

Скажи, зачем

Рожаем мы детей?

Неужто для распятий

И смертей?

Лишь одного

Для сына моего

Прошу я: счастья.

Больше – ничего.

автор неизвестен


Епистиния Фёдоровна Степанова тоже просила счастья у Матери Божией, но жизнь распорядилась иначе. Она потеряла во время Великой Отечественной войны своих девятерых сыновей. Это было неслыханное горе и одновременно величие подвига величие русской матери. За сотни и тысячи вёрст она вела священную войну. Вместе со своими сыновьями Епистиния Фёдоровна шла по тяжким фронтовым дорогам, их руками она разила ненавистных врагов, вдохновляла солдат на подвиги. Никого и никогда сколько бы лет ни прошло не могут оставить равнодушным ни подвиги сыновей, ни величие матери, ни её горе, высок и священен подвиг Матери.

(Показывается видеосюжет из музея Степановых.)

Подведение итогов урока.


УЧИТЕЛЬ. Давайте подумаем вместе над темой урока. Приведите свои аргументы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей матери, потому что Её Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».

О Заступница благая!

Зришь Ты, Дева Пресвятая,

Скорбь моей души.

Даруй слезы умиленья,

Сердцу – чувство сокрушенья

И страстей моих волненье,

Бурю утиши.

Даруй силу обновленья,

Целомудрие, терпенье,

Даруй сердцу мир.

Потреби державной силой

Ты в душе моей унылой,

Страстной, злой, самолюбивой

Гордости кумир.

Испроси грехов прощенье

И с Всевышним примиренье

Милостью покрой.

Да храня Его уставы,

Совершаю путь я правый;

Со святыми в Царстве Славы,

В лике их устрой!..

автор неизвестен





Использованная литература


  1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. – М., 2002.

  2. Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи. – М., 1997.

  3. Вагнер Г. К. В поисках истины. – М., 1993.

  4. Православная церковь на Кубани. – Кр., 2005.

  5. Софронова Н. В. Православный толково-орфографический словарь школьника.


Земная жизнь Пресвятой Богородицы

(Высочайший образец совершеннейшей христианской жизни,

в особенности для женщин)

Незадолго до Рождества Христова, в Назарете, галилейском городе, жила благословенная Богом семья – Иоаким и Анна, происходившая из древнего царственного дома Давидова. Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый. Но не богатство, а высокое благочестие соделало эту чету достойною особенной милости Божией. Предание свидетельствует, что вся жизнь Богоотцов Иоакима и Анны проникнута была духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Они были так праведны перед Богом, что чистотою и святостию превосходили всех прочих израилитян. Но было у них горе, которое делало их жизнь безотрадною: прошло уже более 50 лет их брачной жизни, и они не имели детей. И в наше время горько бывает бездетным людям под старость, а у евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников. Много и долго молились Иоаким и Анна о разрешении их неплодства, наконец дали обещание, если Господь окажет им Свою милость, посвятить своего младенца Богу. Молитва их была услышана: Бог даровал им дочь, которую они назвали Марией. Радость родителей была невыразима. И св. Церковь разделяет радость праведных Богоотцов, когда, празднуя день Рождества Богородицы (8 сентября), взывает вместе с ними всему миру: «Сей день Господень! Радуйтесь, люди!»



Св. Младенец был храним и воспитываем со всею нежностию и заботливостию благочестивых родителей и со дня на день видимо укреплялся. Предание говорит, что, когда Пресвятой Деве исполнился год, Иоаким сделал большой пир и созвал на него священников, книжников, старейшин и весь народ. На этом пире он поднёс к священникам Дочь свою, и они, благославляя Её, сказали: «Бог отцов наших! Благослови Дитя Сие и дай Емй имя славное и вечное во всех родах!» Присутствующие отвечали: «Да будет, аминь!» После этого он поднёс Дочь к первосвященникам, которые также, благословив Её сказали: «Боже великий! Призри на Дитя и благослови Его благословением последним, не имеющим преемства». Первосвященники этими словами намекали на рождение от Пресвятой Девы Марии Мессии – Христа.

Недолго оставалась Пресвятая Дева в доме своих родителей. Когда Ей исполнилось три года, благочестивые родители Её поспешили исполнить обет, данный ими ещё до рождения их возлюбленной Дочери. Ни привязанность родительского сердца, ни страх, внушаемый слабостию возраста и пола, ни тяжесть собственного одиночества в летах глубокой старости, ничто не поколебало решимости Иоакима и Анны. И вот они пригласили к себе всех своих сродников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Дщерь свою в лучшие одежды и торжественно повели Её в храм Иерусалимский. Впереди шли девы с возжжёнными свечами; за ними святые родители вели Богодарованную Дщерь свою, держа Её за руки, а позади шли сродники и знакомые – все с горящими свечами в руках. Со всех сторон стекались жители Иерусалима, привлекаемые невиданным дотоле зрелищем. Юные отроковицы, предшествуя Ей, пели псалмы Давидовы, а сами праведные родители Её, Иоаким и Анна, повторяли боговдохновенные слова своего праотца Давида: слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твоё, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего (Пс.49.11). И вышли в сретение Деве-Младенцу священники, служившие при храме; с песнопениями встретили они будущую Матерь Арихирея Великого – Господа Иисуса, а св. родители Её, обращаясь к своему святому сроднику, священнику Захарии, отцу Предтечеву, сказали ему: «Прими, Захарие, прими, пророче, нашу Дщерь, Богом нам дарованную! Прими и посели Её в жилище Божием; не испытуй тайны Божией, а ожидай, пока Сам Бог, призвавший Её во храм Свой,Ю. откроет о Ней волю Свою!» Храм Иерусалимский имел пятнадцать ступеней при входе: и вот едва праведные родители поставили Святую Деву на первой ступени, как Она, трёхлетний Младенец, окрыляемая духом любви к Богу , одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро взошла по всем ступеням до самого помоста церковного… Удивились все такому необычному восхождению Дитяти, а св. Захария, как пророк, прозревал духом в сем обстоятельстве будущую свадьбу Девы-Младенца; он взял Её за руку и, радуясь душою, повёл сначала во святилище, вещая к Ней: «Гряди, Чистая! Гряди, Преблагословенная! Вниди в радости в церковь Господа Твоего!» И радостно шла за служителем Божиим Отроковица Богоизбранная, и он, руководимый Духом Божиим, ввёл Её в самое внутреннее отделение храма, во «Святая Святых», за вторую завесу, куда не только женскому полу, но даже и самим священникам не позволено было входить: только один первосвященник, и притом раз в год, имел право входить туда с жертвенной кровью. Такое нарушение древнего обычая ветхозаветной Церкви – введение Девы во «Святая Святых», - поразило недоумением всех предстоявших во храме, удивило даже самих Ангелов, которые «вхождение Пречистыя зрящее, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых». Принесли святые родители при сём случае и дары Богу - жертвы благодарственные и, получив благословение от архиерея и от всех иереев Божиих, возвратились в дом свой со всеми сродниками. Они радовались и благодарили Бога, сподобившего их исполнить обет свой. А Пречистая Дева осталась при храме Божием: для молитвы удалялась Она во Святая Святых, а остальное время проводила в обители дев, временно посвятивших себя на служение Богу и живших в обширных пристройках храма Соломонова. Скоро научилась Она Слова Божия и навыкла разным рукоделиям: пряла шерсть и лён, шила шёлком и ткала одежды. По преданию церковному, Она собственными руками изготовила тот «не швейный хитон», весь сверху сотканный, который потом носил Сын Её – Господь на Иисус Христос (Ин. XIX, 23). Особенно любила Она приготовлять священные одежды для служивших во храме. Утро проводила Она в сердечной молитве, день – в рукоделиях и чтении Священного Писания, а вечер опять посвящала молитве. Самыми высокими добродетелями Её были невообразимая чистота мыслей и чувств, необъятное смирение и всесовершенная преданность воле Божией.

Иоаким и Анна нередко посещали свою благословенную Дщерь: особенно часто приходила к Ней святая Анна. Предание указывает в Иерусалиме даже дом, куда переселились из Назарета святые Богоотцы, чтобы быть ближе к возлюбленной Дщери своей.

Проживши девять лет при храме беспечально, Дева Мария на десятом году жизни в храме узнала первую земную скорбь. Она лишилась престарелых родителей: сначала умер Иоаким (80 лет), а потом и Анна. По смерти праведных родителей Она всем сердцем предалась Единому Богу и решилась всю жизнь Свою провести в присутствии Божием, под покровом храма. Но вот Ей исполнилось четырнадцать лет. Священники, зная Ей беспримерно святую жизнь, ясно в Её решимости пребыть девой вдохновение свыше, но, не имея примера, чтобы девы израильские посвящали себя перед лицом Божиим безбрачной жизни, обручили её Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в доме своём был хранителем Её девства. Иосиф жил в Назарете, потому что здесь более находил возможности пропитать себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, вспомоществуя содержанию его Своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что однажды Она читала книгу пр. Исарии и остановилась на словах: Се Дева во чреве приме, и родит Сына, и наречёт имя Ему Еммануил (с нами Бог) (Ис. 7, 44). Она размышляла: «Как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Материю Бога! И как бы Я желала быть хотя последнею служанкою при Ней».

И вот в это мгновение святых размышлений является к Ней небесный посланник Архангел Гавриил с благовестием о рождении от Неё Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария, давшая обет никогда не выходить замуж, спросила: «Как же это будет, когда Я непричастна браку?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святый найдёт на Тебя, и Сила Всевышняго осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета , родственница Твоя, слывущая бесплодною, несмотря на старость свою , шесть месяцев носит уже во чреве сына». Пресвятая Дева Мария уверилась тогда, что слышит волю Божию, и с покорностию приняла Своё назначение быть Материю Господа. « Я – раба Господня, - сказала Она, - да будет со Мною по слову твоему».

Узнав теперь о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая дева Мария в скором времени собралась посетить её. Пришла в Хеврон, в дом Захарии, и приветствовала Свою родственницу. Едва услышала Елисавета это приветствие, как младенец во чреве её, по Божию мановению, выразил что-то радостное необыкновенными движениями. Сама она исполнилась Святого Духа и торжественным голосом сказала: «Благословенна Ты преимущественно пред всеми жёнами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что Матерь Господа моего пришла ко мне? Вот, только лишь голос Твоего приветствия коснулся слуха моего, младенец радостно взыгрался во чреве моём… Как Она блаженна, что поверила! Изречённое Ей от Господа исполнится». В ответ на это приветствие Пресвятая Дева Мария в глубоком смирении прославила Господа песнию.

Она сказала: «Превозносит душа Моя Господа, и дух Мой веселится о Боге Спасителе Моём. Он призрел на смирение рабы Своея: и вот, отныне все народы будут провозглашать Меня блаженною. Всемогущий совершил великие чудеса надо Мною. Слава Его – самый священный предмет благоговейного поклонения; и милость Его из рода в род над богобоязненными. Он явил Своё могущество: расточил надменных мечтателей, низверг с престолов сильных и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, а гордых отпустил ни с чем; поддержал Израиля, раба Своего, помня милость, обещанную отцам нашим, Аврааму и потомству его до века».

Около трёх месяцев пробыла преблагословенная Дева с Елисаветою и возвратилась в дом свой, в Назарет.

По рождении Богомладенца, Она, Её и Божий Сын, а также и Иосиф должны были бежать из своего отечества в Египет, чтобы скрыться от Ирода, царя иудейского, искавшего убить Младенца Иисуса (Мф. 2,13). В Египте Святое Семейство оставалось до смерти Ирода. Когда же «умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2,20). Иисус, Мария и Иосиф возвратились в свою страну и поселились опять в г. Назарете. Здесь праведный Иосиф вскоре умер. И теперь Богоматерь всецело отдалась заботе о Богомладенце.

Ничто лучше не доказывает смирения и кротости Божией Матери, как совершеннейшее молчание Её во всё время служения Иисуса Христа роду человеческому. Но она, несомненно, когда Иисус Христос вышел на проповедь и обходил сёла и города Святой земли, не оставляла Его и ходила за Ним. Один раз мы видим Её на браке в Канне Галилейской, испросившей у Иисуса Христа первое Его чудо – претворения воды в ино (ИН. 2, 1-11). Для Неё было радостью, когда народ слушал учение Иисусово, но часто материнское сердце Её должно было страдать при виде тех гонений, которым беспрестанно подвергался возлюбленный Её Сын. Ничто, однако же, не может сравниться с теми страданиями, какие Пречистая Матерь переносила в последние дни земной жизни Иисуса Христа.

Сколь велики были душевные страдания Пречистой Матери, когда святейший Праведник, пришедший спасти мир, осуждён был на крестную смерть! Невыразимо тяжко было для Её сердца услышать, что возлюбленный Сын Её предан Его же апостолом, льстецом Иудою, взят врагами из Гефсиманского сада и приведен на допрос первосвященников и старейшин. Не видя Иисуса, Святая Матерь Его ещё более печалилась неизвестностью Его положения. Каковы же были чувства Её, когда Она увидела Сына Своего, представленного Пилатом народу, окровавленного, обезображенного, покрытого ранами и облечённого в одежду поругания, с терновым венцом на голове? Удручённая тяжким горем, Она стояла близ дома Пилата и, с трепетом сердечным, выжидала окончания страшного судилища. И вот, Она услышала приговор Пилата и увидела поднятие тяжёлого креста, который Спаситель должен был нести на Себе до места казни, с тем чтобы там быть пригвождённым к нему. Кто может изобразить чувства Святой Матери, когда Она убедилась, что Единородный Сын Её приговорён к распятию на кресте?

Начался крестный путь. Пройдя не более ста шагов в гору, Спаситель, изнемогая, упал под тяжестью креста. Пресвятая Дева с замиранием сердца зрела Его истощение. Она всю дорогу следовала за Иисусом и пришла на Голгофу. Здесь Пресвятая Дева Мария была свидетельницею позорной смерти Своего Сына; Она слышала удары молота, пригвождавшего к кресту руки и ноги Иисуса, и, несмотря на это, не рыдала, но поддерживаемая благодатию Божиею и затаив своё тяжкое, невыносимое горе, безбоязненно стояла у подножия креста и с глубокою душевною скорбию взирала на страдания Спасителя мира. Скорбь Свою Она подчинила покорности воле Божией. В распятом Сыне Своём Она видит жертву за грехи мира и разделяет вместе с Ним пламенное желание спасения людей. Христос видел со креста, какая скорбь терзала сердце Его Матери, и, желая преподать Ей какое-либо утешение, обратил к Ней взор, исполненный любви и нежной попечительности, и сказал, указывая на любимого ученика Своего Иоанна: Жжено, се Сын твой! – Се Мати твоя, - обратился Он и к Иоанну, перенося взгляд Свой на Пречистую Матерь, - взгляд, который был уже последним, прощальным приветом к Ней Предвечного Сына. После чего Иисус испустил дух Свой.

Кто может измерить глубину скорби Пресвятой Богородицы? Святая церковь так изображает скорбные Её чувствования:

«Вижу Тя ныне, возлюбленное Моё Чадо, на кресте висяща: и уязвляюся горце сердцем».

«Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа, лишены бых: увы Мне! Болезную сердцем…»

«Се свет мой сладкий, надежда и живот Мой благий, Бог Мой, угасе на кресте».

«Оружие сердце Моё пройде, о Сыне, не терпящи висима на древе Тя зрети!» и проч.

Пресвятая Матерь находилась при перенесении пречистого Тела Господа., положении Его во гроб и погребении и неутешно скорбела, прося Бога воскресить Его, да исполнится пророчество о Нём.

«Воскресни тридневноиз мёртвых, Слове, якоже рекл еси, да радующиеся славлю Тя!» - воспевает Святая Церковь.

Гроб, вместивший в себе смертные останки Иисуса, был запечатан печатию Синедриона. Но воля Божия должна была исполниться, и Спаситель рода человеческого преславно воскрес из гроба, и радостно узрела Пресвятая Богородица воскресшего Господа…

Со дня смерти Господа Пресвятая Матерь Его пребывала в Иерусалиме в доме святого Иоанна Богослова. В 50 день по воскресении Господнем Она вместе с Апостолами получила дары Духа Святаго.

Во время гонения Ирода Агриппы на христиан апостолы, с позволения Богоматери, избрали себе по жребию места для проповеди и оставили Иерусалим.

Пречистая Матерь Божия, исполненная более всех Божественной ревности, также имела участие в жребии и получила в удел для проповеди Евангелия Иверскую землю (нынешняя Грузия). С радостию приняв этот удел, Она стала готовиться к отправлению в Иверию, но Ангел Господень, явившийся пред Нею, возвестил Ей, что она должна остаться в Иерусалиме, потому что ей предназначено просвещать другую страну, о которой воля Божия объявится Ей в своё время. Всегда послушная воле Божией, Пречистая Дева поступила согласно с извещением Ангела и в то время, когда апостолы отправились, куда каждому из них досталось по жребию, Она осталась в Иерусалиме с Иоанном и Иаковом, братом Господним.

Во время пребывания Своего в Иерусалиме Пресвятая Дева часто посещала места, освящённые присутствием Иисуса Христа, и любила уединяться там, где Спаситель претерпел вольные страдания и смерть. Некоторые из иудеев, ненавидевших христиан, донесли первосвященникам и книжникам, что Матерь Божия каждый день приходит на Голгофу и там, пред гробом Христовым, преклоняет колена, плачет и воскуряет фимиам. Первосвященники приставили стражу ко гробу и приказали им строго наблюдать, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту, если же они увидят там Матерь Иисуса, то немедленно убили бы её. Стража бдительно следила за Пресвятою Девою, но Бог охранял её от воинов, не допуская их видеть Благодатную Марию, тогда как Она продолжала приходить каждый день, никем не замечаемая. Стражи, побыв довольно долгое время у гроба, клятвенно подтвердили, что ко гробу никто не приходил и что они во всё это время никого там не видали…

Епископ киприйский Лазарь, воскрешённый Господом, сердечно желал лицезреть Матерь Божию, но сам не смел прийти в Иерусалим, опасаясь иудеев, которые покушались некогда убить его. Св. Дева Мария, узнав об этом желании Лазаря, написала к нему утешительное письмо, прося прислать за Нею корабль. Тогда Лазарь немедленно снарядил корабль и отправил его к Пресвятой Деве. Матерь Божия, в сопровождении Иоанна и некоторых других спутников, отплыла к острову Кипру. Плавание началось благополучно и уже недалеко оставалось до Кипра, но вдруг подул сильный противный ветер, корабль понесся в сторону от острова Кипра и пристал к берегам Афонской горы.

Гора Афонская в то время была наполнена идольскими капищами, среди которых стоял огромный языческий храм Аполлона, в котором совершались различные гаданья, волшебства и другие языческие волхвования. Люди стекались сюда во множестве. Но едва только корабль, на котором находилась Св. Дева пристал к берегам Афона, злые духи, находившиеся в идолах, принуждаемые высшею силою, проговорили: «Люди нечестивые! Спешите сойти с горы и идите на берег встретить и принять Марию, Матерь Великого Бога Иисуса». Народ устремился к берегу моря и там увидел приставший корабль и сошедшую с него Богоматерь. С благоговением приблизились язычники к Матери Божией и с умилением слушали Божественное учение её о тайне воплощения Бога Слова, о пришествии Его на землю, о страданиях, воскресении и восшествии Его на небо. Святая Проповедница сотворила много чудес на Афоне и при отбытии Своём оставила, для назидания новообращённых христиан, одного из сопутствовавших Ей мужей апостольских. Благословляя народ при прощании, Она сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница этим людям и тёплая о них Ходатаица пред Богом». После чего Св. Дева, войдя на корабль, отплыла в Кипр. С тех пор Афонская гора имеет себе Покровительницею и Заступницею перед Богом – Матерь Господню.

Обрадовав Лазаря Своим прибытием на остров Кипр и благословив тамошнюю Церковь, Пресвятая Дева возвратилась в Иерусалим, где и оставалась до Своего блаженного Успения. Многие из новообращённых христиан спешили в Иерусалим, чтобы видеть Пресвятую Богоматерь и удостоится Её святой беседы, которая доставляла всем истинное утешение. Святой Амвросий такими словами изобразил характер Богоматери: «Она была Девою не только плотию, но и духом. Сердце Её было полно смирения, в словах Она была сдержана, в разговорах не скора, постоянно занята чтением, трудолюбива. Она никого не обижала, напротив – желала всем добра, никого не презирала, даже самого убогого человека, никого не укоряла, во всём видела только добро. От Неё слышались только слова благодати, а в делах проглядывала скромность, незлобие и милосердие».

Прославляемая и почитаемая всеми, Приснодева тем не менее горячо желала предстать перед лицом Своего возлюбленного Сына. День кончины Её открыт был Ей чрез Архангела.

На третий день после благовестия о сем все иерусалимские христиане собрались проститься с Божией Матерью. Пресвятая Дева утешала всех их и обещала быть всегдашней их Заступницей перед Богом. В это же время все апостолы из разных стран, где они проповедовали Слово Божие, чудесно принесены были на облаках в дом, где жила Богородица, для воздаяния Ей чести при погребении. В минуту смерти Её, в виду всех присутствовавших, явился окружённый Ангелами Господь Иисус Христос и принял душу Своей Матери. Ангелы же громко пели: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!»

Когда апостолы несли на погребение тело Пресвятой Матери в Гефсиманскую пещеру, от него совершилось несколько чудес, в виду которых многие самые яростные враги Христа обратились к Нему и стали славить Его имя.

По особенному устроению Божию, из всех апостолов не простился с Богоматерью при её кончине только апостол Фома. Он прибыл в Иерусалим на третий день после погребения Божией Матери и очень огорчился, что не удостоился видеть Пресвятую Деву пред Её блаженным Успением. Апостолы, чтобы утешить его, пожелали показать ему гроб и тело Божией Матери. Но каково же было их удивление и горе, когда они не нашли в гробу Её пречистого тела! Они стали просить Господа, чтобы Он указал им место, куда скрылось тело Пресвятой Марии. Вечером, когда они собрались вместе, явилась Сама Царица Небесная, окружённая Ангелами и небесною славою, и сказала им: «Радуйтесь! Я буду всегда с вами». Апостолы в умилении воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» после того видения апостолы уверились, что Сын Божий взял на небо Свою Пречистую Матерь, воскресив Её на третий день после Её Успения.

Как была чиста и чудесна жизнь Пресвятой Богородицы, так чудесно было и Её Успение. Она не умерла, но уснула для того, чтобы пробудиться для жизни вечной и вечного блаженства. Поэтому смерть Её мы называем успением, т.е. сном.

И после своего блаженного Успения Пресвятая Богородица не оставила мир без утешения и помощи. Много чудес было сотворено Ею, много раз Она утешала скорбящих, исцеляла больных и защищала беспомощных. В благодарность за такое покровительство Божией Матери святая Церковь установила много праздников, которые посвящены воспоминанию наиболее очевидных милостей и покровительства роду христианскому со стороны Царицы Небесной. Праздники эти называются «Богородичными».



Из представленного изложения земной жизни Богоматери можно усмотреть, что вся жизнь Её протекла возле Спасителя. Она не умела любить и служить иначе, как взирая на «Иисуса Христа и сего распята». Только возле Спасителя, с крепкою верою в Него, как Сына Божия, с пламенною любовию к Богу, с твёрдою надеждою на Него и всякая женщина является истинной христианкой, исполненной достоинства, высокой в самом скромном положении своём, способной доказать, что та, которая отвлекла мужа от Бога, может и привлечь его к Богу. Нет такой христианской добродетели, которая бы не нашла образца в жизни и характере Матери Божией… Душою глубоковерующею преклонимся пред несравненным величием смиреннейшей Девы Марии – Богородицы, честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов.









Люди становятся орудиями своих орудий. Генри Торо
ещё >>