Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки Цели урока: Образовательная: познакомить с особенностями опер - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок музыки. Тема урока: «Третий «кит» музыки песня». Учитель Попкова Т. 1 22.31kb.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. 1 71.19kb.
Урок музыки в 5 классе общеобразовательной школы Учитель музыки ... 1 61.42kb.
Интегрированный урок по всемирной истории и музыке в 7 классе. 1 129.41kb.
Урок музыки №22 в 1 классе по программе Т. И. Баклановой. Тема урока... 1 29.43kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе Учитель: Иванова... 1 67.04kb.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: " Времена года в музыке... 1 127.85kb.
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 48.52kb.
Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни... 1 123.38kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. 1 55.27kb.
Урок музыки (лекция) Цель урока: познакомить учащихся с гимном России... 1 129.55kb.
Репертуары театров оперы и балета гг. Алматы и Астаны на февраль 20 1 61.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки Цели урока - страница №1/1

"Первое путешествие в музыкальный театр".

Опера. Урок по музыке в 5-м классе


Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки

Цели урока:

Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра

Развивающая: продолжить развитие интереса к классической музыке, к вокальному искусству.

Воспитательная: продолжить эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.


Оборудование: мультимедийный проектор,ЭКРАН, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 3 и 1 классов, раздаточный материал со словами песен "Ой, ты тёмная дубровушка", "Заиграйте, мои гусельки .
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки от пятой ступени к первой).
II.Вводная часть.

Ребята, а вы были в театре? Вам понравилось?

К сегодняшнему уроку,Даша приготовила призентацию об истории театра

(выступление (на зкране картинки...)

Известно ли вам, что понятие " театр" и первых актёров подарила миру именно Древняя Греция.

Бог Дионис любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан, любили переодеваться в необычные одежды, например, козлиные шкуры, разрисовывали себе лица , надевали маски и пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога.
Не только жители Эллады разыгрывали театральные спектакли.

В Индии, Китае, Японии были созданы интересные и разнообразные формы зрелищ. Основой спектаклей стала музыка и пантомима.)


III. Изучение нового материала.
В Европе же появился театр, в нём именно музыка стала основой спектакля.

Что это за театр? (загадка) А чтобы вы,хотели узнать об Опере? (что такое опера?что необходимо,чтобы получилась опера? в чём её необычность?)

(Цель (выводится на экран) нашего урока урока: познакомиться с особенностями оперного жанра ,продолжить развитие интереса к классической музыке, к вокальному искусству.

И я приглашаю вас сегодня , совершить путешествие в музыкальный театр оперу .
Работа с текстом на стр. 48 прочитайте 1 абзац

Вопросы по тексту.

Где и когда появилась опера?

Почему именно в Италии?

Так что же такое опера?

(А в чём необычность этого спектакля?)
Совершенно верно. Итак, опера – это спектакль, в котором все персонажи не говорят, а поют. ( открываю на доске слово опера)

Сейчас,вы увидите видеофрагменты из оперы «Руслан и Людмила» (экран)

Какие виды искусства помимо музыки соединяет в себе опера?



( музыка, хореография, драматическое искусство, изобразительное искусство)

( открываю текст на доске)

Что ещё необходимо для создания оперы? (литературный текст)

Обратимся к учебнику на стр 49. ( со слова «Либретто»)
Так как же называется краткое литературное изложение сюжета оперы?

А что может быть положено в основу либретто?

Молодцы, ребята. Я думаю, вы сейчас без труда ответите на вопросы учебника.

на стр.49(1)

Прочитайте, пожалуйста, второй вопрос.

Я помогу вам ВСПОМНИТЬ музыкальные характеристики героев.

( Звучат фрагменты аудио записей: Песня Руслана ,Тема Черномора,Песня Снегурочки,Песня Ивана Сусанина,после каждого дети отвечают на вопрос)

Ребята, как вы думаете, композиторам удалось передать характер героев в песнях ?

Действительно, именно через песню героя композитор даёт музыкальную характеристику каждому персонажу оперы, и называется такая песня арией.

( открываешь текст на доске)

Ребята, сейчас я прочитаю стихи из литературного произведения, которое легло в основу либретто ещё одной оперы замечательного, на мой взгляд, русского композитора Римского-Корсакова. ( портрет на экран)



Как во славном Нове-городе

Был Садко, весёлый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских.
Из какого литературного произведения эти стихи? (из былины "Садко")

Кто сочинил эту былину? (русский народ.)


Продолжаем наше музыкальное путешествие и знакомимся с оперой-былиной "Садко" Римского-Корсакова, главный герой которой не просто певец-гусляр, но и отважный путешественник-мореплаватель.
Откройте учебники на стр. 52 и прочитайте, пожалуйста, абзац после стихотворения.

Послушайте вступление к опере "Садко"-"Океан -море синее"



Как композитор нарисовал музыкальную картину моря?

Слушаем вступление к опере.( анализ:характер,ритм,темп,лад.)

В какой форме написано вступление к опере?(в одночастной форме.Тема одна, это тема моря)

(на экране две репродукции "моря")

Посмотрите внимательно на репродукции и скажите,какая из них подходит к музыкальному призведению?Почему?(ха-р,репродукции соответствует ха-ру.муз.произведения,)

(на фоне вступления Океан -море синее" говорю текст.

Ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.)

Обратимся вновь к учебнику.(читаем абзац после стихов)



Послушайте песню Садко.

Что, по-вашему, чувствует Садко? (экран видеофрагмент 1куплет песни Садко) . (он обижен, взволнован, огорчён, раздосадован).

Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы.
Определите характер мелодии? (мелодия распевная, выразительная).

Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? (Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях)

Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей (в симфоническом оркестре - звучание арфы).

В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные. Давайте попробуем исполнить её все вместе, и попытаемся передать чувства героя.


IV. Вокально-хоровая работа.

РАСПЕВАНИЕ



Исполняем фрагмент песни, можно по нотам, добиваясь чистоты интонирования, кантиленного исполнения, и выразительности звучания. Можно использовать «свободное дирижирование»

А сейчас ребята, мы прослушаем вторую песню Садко, которая пробудила в Морской царевне человеческое участие. По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки".


Охарактеризуйте интонацию этой песни ? (экран дети слушают видеофрагмент второй песни Садко)

(удалая, восходящая, в мажорном ладу; по характеру - весёлая, хороводная, лёгкая, радостная, звонкая, запоминающаяся; много раз повторяется, развивается за счёт вариационного повтора).

Как дальше развивается образ Садко? (весёлый,радостный,удалой,любящий)

В третьем куплете уже сама Морская царевна подхватывает мелодию, переходя в дуэт.

А сейчас мы с вами разучим основную тему песни "Заиграйте, мои гусельки" и постараемся передать задорный, весёлый, удалой характер песни.

(работа с нотным текстом: прохлопываем ритм проговаривая слова,пропеваем внутренним голосом,исполняем основную тему вместе с учителем)

( дети поют)

Веселье, радость и счастье приходят только с любовью. Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство.Прощаясь с Садко героиня поёт колыбельную песню.

В какой форме написана колыбельная? (куплетная)

Ребята, какой мы видим образ Волховы: "фантастический или человеческий?"



(экран слушают видеофрагмент.колыбельной Волховы )
Давайте обратимся к картине М.Врубеля."Волхова" на стр.55, чтобы сравнить музыкальные и живописный образы Морской царевны, дайте ему характеристику (фантастическая, волшебная, необычная, сказочная, холодная, божественная)
V. Обобщение. Наше путешествие в музыкальный оперный театр подходит к завершению.

Сегодня мы узнали, что такое опера, и поняли в чём особенности этого театрального жанра.

На партах у вас лежат листочки с крассвордом (2мин.работа в парах) кто закончит поднимите руки.(поменялись взаимопроверка) (читаю вопросы на экране ответ)

Вопросы к кроссворду:

1. Как называется спектакль, в котором герои не говорят, а поют.

2. Этот вид искусства в опере представлен декорациями и костюмами.

3. Этот вид искусства является в опере основным

4. Вид искусства помогает актёрам показать чувства персонажей.

5. Этот пластический вид искусства в опере присутствует не всегда.

6. Краткое литературное изложение сюжета оперы.

7. Песня одного героя.


Ребята, мы в начале урока ставили перед собой цели,мы их выполнили?(да)

в этом мы убедились проверив решения крассворда.

Стихи на фоне увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила»)
Жизнь с оперой, о, как прекрасна!
А без неё нам жизни нет!
В ней Божий дух, в ней ангел счастья,
Прекраснейшей зари рассвет!

Искусство это вечно, вечно!


С ним хочется на свете жить!
Оно так чисто, человечно!
Как хочется всегда с ним быть!

Игорь Андрюшкин.

VI. Рефлексия. Ребята, вспомните, пожалуйста, где встретились персонажи оперы Римского-Корсакова Садко и Волхова?

А в море живут и волшебные золотые рыбки. Не случайно именно они помогут нам выяснить, насколько понравился вам наш урок-путешествие. Нарисуйте рыбкам улыбку, если ваш ответ «да».



Покажите своих рыбок. Вы все очень старались работать на уроке: внимательно слушали, анализировали, исполняли песни. На обратной стороне рыбок вы видите свои оценки за урок. .







Если тебя ударили по лицу, подставь другое! Геннадий Малкин
ещё >>