Урок по истории России в 6 классе. Тема: Опричнина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок истории в 8 классе Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. 1 154.61kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Урок по истории России в 9 классе по теме 1 120.39kb.
Урок №2 «Опричнина. Последние годы грозного царя» Учитель истории... 1 104kb.
Урок по истории России в 9-ом классе 1 63.81kb.
Опричнина 1 127.65kb.
Урок. «Чудо на реке Ханган» 1 75.04kb.
Урок истории в 8 классе. Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории... 1 29.26kb.
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период... 1 329.97kb.
Урок истории России в 9-м классе учителя І категории Анциферовой В. 1 88.39kb.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в... 1 144.54kb.
Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины 1 72.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по истории России в 6 классе. Тема: Опричнина - страница №1/1

Урок по истории России в 6 классе.

Тема: Опричнина.



Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков работы учеников с учебным пособием, картой, составление опорного конспекта, формирование умения рассуждать и доказывать свою точку зрения, дать моральную оценку действиям Ивана IV для достижения целей.

Задачи:

развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;


образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
воспитательная — формирование ценностных суждений.

Оборудование:

  • раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);

  • Карта « Российское государство в XVI веке»;

  • компьютер в кабинете; мультимедийный проектор;

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.

План урока:

1.     Причины и цели опричнины.

2.     Развитие опричнины.

3.     Итоги опричнины

- Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем время правления Ивана Грозного. Я бы хотела, чтобы в начале урока вы ответили на вопрос:

- За что Ивана Васильевича называли Грозным?



(Ответы учащихся)

Слайд № 2

3. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  УРОКА.

Ознакомление с задачами урока. (СЛАЙД 3)

ЗАПИСЬ  ТЕМЫ, плана  В  ТЕТРАДЬ.      (слайд 4)

- В течение урока вы будете делать записи для лучшего усвоения материала.


4. Проверка домашнего задания (стр. 212 )

Ответить на вопросы.

5. Изучение новой темы.

- На прошлых уроках вы узнали, что в 1547 году Иван Васильевич IV был провозглашен царём и стал проводить реформы. (слайд 5,6)

Но в 1553 году, после похода на Казань, царь тяжело заболел.

Призвав к себе бояр, он потребовал, чтобы они при его жизни присягнули его малолетнему сыну – царевичу Дмитрию.

Но бояре не желали видеть на престоле младенца, понимая, что вновь наступит время борьбы за влияние на царя между боярами. Да и члены Избранной рады также не торопились присягнуть на верность Дмитрию, считая, что престол должен перейти к Старицкому князю Владимиру Андреевичу.

Но Иван поправился, а обиду на бояр затаил, стал подозрительным, мнительным. А смерть наследника Дмитрия, и любимой жены Анастасии, сделала его жестоким и мстительным.

Первыми кто пострадал от царя, были члены Избранной рады: Адашев и Сильвестр. Первый был казнен, а второго отправили в ссылку в Соловецкий монастырь. Многие стали спасаться от ярости царя бегством за границу.

Царь решительно задумал ликвидировать самостоятельность бояр, лишить их какого-либо влияния на государственные дела, то есть стать единоличным правителем, достичь неограниченной власти.

С этой целью Иван Грозный объявил о введении опричнины.



(Слайд 9,10)

Итак, в 1565 он объявил о введении в стране Опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство.



Опричнина – название удела Ивана Грозного, существовавшего в 1565 – 1572гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом.

Опричнина – система внутриполитических мер Ивана IV для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (казни, земельные конфискации, массовые репрессии).

В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников.

Опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.

(Слайды 11)

Первоначально был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек.

В начале 1565 года царь направил в Москву две грамоты, которые должны быть оглашены на Красной площади.

Работа с документом 1

Первая была адресована митрополиту Афанасию, в которой он объявлял бояр и духовенство изменниками и расхитителями и сообщал о своем решении оставить престол. Вторая грамота была адресована жителям города, в которой он объяснял причины своего отъезда, заявляя, что на народ московский, он обиду не держит.

Горожане потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться. В столице началась паника. К царю выехала делегация.

Документ 2

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2) земщина – земли, которыми должны ведать бояре.



(слайд № 12)

Цели опричнины:

- стремление царя к единоличной власти;

- сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны.

Будучи опричным игуменом, царь исполнял все монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день. При этом есть мнение, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви

Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам.

Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях. Иван лично руководил походом.

Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч-Успенском монастыре митрополита Филиппа, который критиковал жестокость царя и опричников.



(Слайд № 13)

Шесть недель опричное войско грабило и разоряло Новгород, в некоторых источниках записано, что ежедневно по приказу царя казнили до 600 человек.

В 1569—1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000 граждан России. В самой Москве в 1569 г. гибло по 600 человек в день.

В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать. Многие его верные слуги из опричного войска были казнены, среди них и Федор Басманов (сообщение). Малюта Скуратов (сообщение).

Прочтите в учебнике материал об итогах правления Ивана Грозного, выделите главные. (стр. 219)

•      Хозяйственный упадок;

•      Бегство крестьян в Поволжье; на юге беглые крестьяне становятся казаками;

•      В 1581 году вводятся заповедных лет (запрещение переходить крестьянам в Юрьев день), начало крепостного права;

•      Боярско – княжеская власть стала зависимой от царя;

(Слайды 14,15,16)

Для закрепления изученного материала провести тестирование. Слайды 17-20


6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- За активную работу на уроке я поставила оценки следующим учащимся                           ( сообщение оценок). Думаю, что те, кто не получил сегодня оценок, немного подготовятся и у них все получится на следующем уроке. Запишите домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по параграфам 23-25.

- Всем спасибо за урок!



Рефлексия:

  1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
    2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
    3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

Для закрепления изученного материала провести тестирование.
Проверка усвоенного поводится с помощью ЦОР. Тесты выведены на экран. Взаимопроверка.




Страховой агент должен уметь две вещи: сначала — напугать, а потом обнадежить. Константин Мелихан
ещё >>