Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по истории, обществознанию, литературе в 8 классе. Тема. 1 91.29kb.
Урок по музыке во 2 классе 1-е полугодие, 7 урок по программе Сергеевой Г. 1 57.29kb.
Интегрированный урок по всемирной истории и музыке в 7 классе. 1 129.41kb.
Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки... 1 80kb.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: " Времена года в музыке... 1 127.85kb.
Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни... 1 123.38kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Программа декабристов введение одним из важнейших событий XIX века... 3 490.28kb.
Вопросы к экзамену по Отечественной истории (1801 1895 гг.) 1 22.36kb.
Методическая разработка открытого урока по теме Урок разработан преподавателем... 1 99.99kb.
Конспект урока по истории в 8 классе «Начало формирования общественного... 1 70.14kb.
«Мир реальности и мир «новой реальности» 1 182.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов в их деятельности - страница №1/1

Межпредметный урок по истории и музыке в 8 классе.

«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»



Межпредметный урок (история, музыка) по теме «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» проводится в 8 классе в течение 2 часов. Предмет «Музыка» реализуется через УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д., «История» - А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. В ходе интегрированного урока освещаются темы: по музыке «Романтизм в музыке 19 века. Русский романс», по истории «Итоги и последствия выступления декабристов». По ходу урока используется презентация.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки с тестовыми заданиями (по количеству учеников), лист с заданиями для самостоятельной работы (по количеству учеников), рабочие тетради.

План:

Учитель истории:

1.Организационный момент, проверка домашнего задания.

II. Постановка проблемы урока

  • Просмотр фрагмента художественного фильма

  • Работа по листу с заданиями для самостоятельной работы

  • Формулировка проблемы

III. Поиск пути решения проблемы и решение проблемы.

Учитель музыки:

  • Слушание песни «Соловей»

  • Слушание «Вот мчится тройка удалая»

IV. Вывод по проблеме урока

V. Итог урока

VI. Домашнее задание
Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся путём интегрированного изучения материала на совместном уроке истории и музыки.

Задачи:

Образовательные: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории; познакомить с музыкальным творчеством декабристов и композиторов, чьи музыкальные направления и взгляды сложились под влиянием декабристов.

Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению истинного подвига декабристов и их роли в развитии России 19 века.

Развивающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности; продолжить развитие умения анализировать музыкальные произведения, продолжить формирование навыков индивидуальной работы с текстом, учить выделять главное, разрешать проблемы, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация.

Методы:

  • Словесный,

  • Наглядный,

  • Практический,

  • Деятельностный.

Ход урока

1.Организационный момент, проверка домашнего задания.

Каждому учащемуся выдается тестовое задание, после выполнения проводиться взаимопроверка в парах, сверяют по слайду на презентации.

1.Восстание на Сенатской площади произошло

А) 27 ноября 1825г.

Б) 14 декабря 1825 г.

В) 29 декабря 1825 г.
2.Восстание Черниговского полка было подавлено.

А) 3 января1826г.

Б) 14 декабря 1825 г.

В) 29 декабря 1825 г.


3.Член Северного тайного общества, ярый республиканец, был признан «вне разряда » и повешен:

А) Рылеев

Б) Трубецкой.

В) Каховский


4. Тайная религиозно – политическая организация, провозглашающая своей целью совершенствование и объединение человечества

А) масонская ложа

Б) Северное общество

В) «Союз благоденствия»


5.Боевой порядок построения восставших вокруг памятника Медному всаднику (Петру 1) на Сенатской площади:

А) фаланга

Б) свинья

В) каре
II. Постановка проблемы урока:



Учитель предлагает учащимся делать в рабочих тетрадях записи основных тезисов, фамилий, т.к. это пригодится для подготовки к проверочной работе по данной теме.

Учитель истории :

– Роль декабристов в истории пытались отразить многие художники, поэты, режиссеры. Создан замечательный фильм «Звезда пленительного счастья». Сейчас мы с вами посмотрим один из эпизодов. После просмотра выполните задания, которые приготовлены каждому из вас.



На каждого ученика раздается лист с заданиями, которые они должны будут выполнить после просмотра фрагмента.

  1. Просмотр фрагмента художественного фильма «Звезда пленительного счастья», сцена казни.

Задания на листе:

1.

– Какой момент запечатлен в этом фрагменте?

– Как они вели себя декабристы?

2

Прочти документ и текст:

Манифест о событии 14 декабря 1825 года.

… Тогда как все государственные сословия, все чины военные и гражданские, народ и войска единодушно приносили присягу верности и в храмах божиих призывали на царствование наше благословение небесное, горсть непокорных дерзнула противостоять общей присяге, закону, власти и убеждениям. Надлежало применить силу, чтобы рассеять и вразумить сие скопище…

Сей суд и сие наказание, по принятым мерам обнимая зло, давно уже гнездившееся, во всем его пространстве, во всех его видах, истребит, как я уповаю, самый его корень, очистит Русь святую от сей заразы… Покажет, наконец, всему свету, что российский народ, всегда верный государю и законам, в коренном его составе так же непреступен тайному злу безначалия, как недосягаем усилиями врагов явных; покажет и даст пример, как истребить сие зло…

Текст:

Известно, что не только русских, но и иностранцев поразил вынесенный декабристам суровый приговор. Маршалы Англии и Франции, прибывшие в Петербург для поздравления Николая I с восшествием на престол, просили царя пощадить и помиловать декабристов. Их страны прошли через ряд восстаний и революций, и они хорошо знали, чем вызываются мятежи. Император Николай ответил: «Я удивлю Европу своим милосердием».

- Какова была цель суда над декабристами?

- Как император оценивает восставших?

- Почему многие люди были против столь сурового приговора?

- Сформулируй проблему



Учитель проводит работу с учащимися по листам, и сравнивают их поставленные проблемы, и после этого знакомит с общей, которая размещена на очередном слайде презентации.

Проблема:

Почему, не смотря на строгость приговора со стороны царя, большинство людей испытывали симпатию к декабристам, а их ссылка в Сибирь не искоренила воспоминания о них?



III. Поиск пути решения проблемы и решение проблемы.

Учащиеся выдвигают предложения о том, что они хотели бы узнать по данной проблеме, которые учитель записывает на доске. После этого выбирают наиболее значимые (на слайде презентации заготовлены два ниже приведенных пункта)

1.Как влияли декабристы на общественную жизнь страны даже после восстания?

2. Как влияли декабристы на культурную жизнь России?
Учитель истории:

Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К. Ф. Рылеев, Ф. Н. Глинка), ученые и художники (Н. И. Тургенев, Н. А. Бестужев).

Приведите примеры литературных произведений? ( например: Н.Некрасов «А могли бы, могли декабристы»; А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»; А.И. Одоевский «Струн вещих пламенные звуки» и т.д.) (На слайде презентации портреты Н.Некрасова, А.С. Пушкина, А.И. Одоевского)

- Какой можно сделать вывод из того, что вы только что услышали?



Учащиеся сами должны прийти к следующему выводу, учитель может помогать наводящими вопросами.

(Примерный ответ учащихся: Героический образ пострадавших за свободу делал декабристов примером для подражания и объектом почитания, народного уважения.)



Ответ показывается на слайде презентации.

Слово учителю музыки:

Проследим на примере музыкального искусства, как влияли декабристы на культурную жизнь страны. На рубеже 18-19 вв. в Германии сформировался романтизм - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения. Он получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик развития романтизма в России приходится на первую четверть 19 в. (слайд с определением - Романтизм )

Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Можно говорить о романтике как об особом типе личности — человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром.

- Романтизм в России связан прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.

Под влиянием романтизма появляется русский романс. Особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»). В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты – обращение к эпохальному прошлому) (на слайде : портрет А.А. Алябьева, годы жизни, значимые моменты )

Идеи декабристов оказали влияние на формирование взглядов композитора Александра Александровича Алябьева. Он родился в 1787 году в Тобольске. Как многие из дворянских детей, он не посещал школы и обучался дома, а затем в Московском университете. Служил он по горному ведомству.

Во время Отечественной ‘войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом. Вернувшись после окончания войны в Петербург, он сблизился с кружком литературных и театральных деятелей, куда входили: А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий; писатели-декабристы А. А. Бестужев и П. А. Муханов, композитор А. Н. Верстовский. В Петербурге Алябьев начал серьезно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность. Сочиняет квартеты и трио. Широкую известность завоевывает в середине 20-х годов песня "Соловей" на слова А. Дельвига. Она и поныне звучит на концертной эстраде, пользуясь заслуженной любовью.

Слушание песни «Соловей»

Учитель музыки:

Дайте характеристику песне (выслушиваются все желающие)



Примерная характеристика:

"Соловей" - одна из любимых и наиболее распространенных песен Алябьева. Все в ней скромно и просто. Песне предшествует оживленное фортепианное вступление в духе гитарного наигрыша. С первых же интонаций вокальной партии развертывается пленительно мягкая, задумчивая мелодия. Широкая и плавно закругленная, она сразу же захватывает, покоряет своей строгой красотой. Обычное в русских народных песнях отклонение из минора в параллельный мажор (ре минор — фа мажор) придает звучанию более светлый оттенок. Оживленный припев звучит контрастно. Он построен на музыке инструментального вступления. Замечательной исполнительницей этой песни была великая русская певица Нежданова, а в наше время Барсова, Пантофель-Нечецкая, украсившие ее пассажами и трелями, и другие. (на слайде портреты Барсовой, Пантофель-Нечецкой,)

Жизнь Алябьева была полна превратностей. С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра ( 1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах. В 1825 году он был несправедливо обвинен в убийстве во время карточной игры и арестован. Три года его держали в тюрьме. Наконец был вынесен приговор — ссылка в Сибирь с лишением всех дворянских прав. По-видимому, правительство стремилось избавиться от человека, дружившего с декабристами. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

Александр Александрович Алябьев принадлежит к числу самых выдающихся композиторов первой половины XIX века. Участник Отечественной войны и друг декабристов, он сумел выразить в своем творчестве новые, прогрессивные стремления русского искусства этого времени. С его романсами вошли в русскую музыку темы большого гражданского значения, идеи свободолюбия и патриотизма. В своих произведениях он значительно углубил психологическое содержание русского музыкального искусства, отобразил богатый мир чувств своих современников, их мечты и думы, их романтический порыв к свободе, их жажду утверждения свободной и независимой человеческой личности. И в этом отношении творчество Алябьева во многом родственно юношеской поэзии Пушкина и творчеству поэтов декабристов, с которыми его связывали не только общие взгляды, но и многие обстоятельства личной жизни, тяжелой личной судьбы. (Слайд: 1- сумел выразить новые, прогрессивные стремления русского искусства; 2- углубил психологическое содержание русского музыкального искусства, 3-отобразил богатый мир чувств своих современников, их мечты и думы)

Декабристы были очень образованными людьми, одаренными и очень талантливыми. Они владели не только иностранными языками, но и виртуозно играли на музыкальных инструментах. А знаете ли вы, кто автор слов известной народной песни? (звучит запись)



Слушание «Вот мчится тройка удалая»
Вот мчится тройка удалая.

В Казань дорогой столбовой

И колокольчик дар Валдая…

Звенит уныло под дугой.

Ямщик лихой – он встал с полночи

Ему взгрустнулося в тиши,

И он запел про ясны очи,

Про очи девицы – души:

“Вы, очи, очи голубые,

Вы сокрушили молодца,

Зачем, о люди, люди злые!

Вы их разрознили сердца?

Теперь я горький сиротина!”

И махнул по всем, по трем,

И тройкой тешился детина –

И заливался соловьем.

Оказывается, автор этих слов Николай Глинка – активнейший деятель раннего этапа декабристов. В своих воспоминаниях Михаил Лунин писал: “….в числе осужденных были истинные музыканты и исполнители: Свистунов, Ивашев, Юшневский, Вадковский. Федор Вадковский превосходно играл на скрипке. Свистунов – на виолончели, Александр Юшневский – на рояле. Верными себе остались они и в далекой Сибири, куда были сосланы после подавления восстания на Сенатской площади. Деятельность декабристов в области музыки адресовалась не только передовой части русского общества, но и более широким кругам. С концертами они выступали перед своими товарищами, местными жителями. Песни Шуберта и Мендельсона исполнял Александр Юшневский. В Петровске они создали хор, который пел и светскую и духовную музыку. В Минусинске хором руководил декабрист Свистунов (Слайд: Декабристы – музыканты: Свистунов – играл на виолончели, руководил в ссылке хором; Юшневский – играл на рояле, выступал с концертами; Вадковский – играл на скрипке)

Учитель музыки задает вопросы:

- Как вы думаете, оказали ли влияние декабристы на развитие музыкального искусства России, ответ аргументируйте?

- Можно ли сказать, что декабристы оказали влияние на культурную жизнь страны, ответ аргументируйте?
IV. Вывод по проблеме урока
Напоминается проблема урока:

Почему, не смотря на строгость приговора со стороны царя, большинство людей испытывали симпатию к декабристам, а их ссылка в Сибирь не искоренила воспоминания о них?

Можно ли утверждать, что истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.
V. Итог урока

Учитель предлагает составить учащимся синквейн на тему «Истинный подвиг декабристов».


VI. Домашнее задание:

Подготовится к проверочной работе по данной теме всем обязательно!

По выбору:

Эссе на тему

1.«Мой взгляд на творческую деятельность декабристов»



  1. Смогли бы декабристы оказать такое всестороннее влияние на развитие России не выходя на Сенатскую площадь

Или составить кроссворд на тему «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Межпредметная контрольная работа

Часть А

А1. Какое событие произошло 14 декабря 1825г.



  1. Убийство Александра II народовольцами

  2. Первая забастовка рабочих

  3. Выступление декабристов

  4. Образование северного общества

А2. Кто из композиторов участвовал в сражениях Отечественной войны 1812 года, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.



  1. М.И.Глинка

  2. А. А. Алябьев

  3. А.Н. Верстовский

  4. М.П.Мусоргский

А3. Какое направление преобладало в музыкальном искусстве первой трети 19 века?

1.Классицизм

2.Романтизм

3.Экспрессионизм

4. Реализм


А4. В восстании декабристов участвовали:

  1. Черниговский полк, Московский полк;

  2. Московский полк, Гвардейский морской экипаж;

  3. Лейб-гренадеры и солдаты Волынского полка

  4. Семеновский полк и офицеры Генштаба.

А5. Руководителем восстания был назначен:



  1. С.Трубецкой

  2. П.Каховский

  3. К.Рылеев

  4. И Пущин

А6. Какой музыкальный жанр первой четверти 19 века складывается под влиянием романтизма:



  1. Вальс

  2. Романс

  3. Вокализ

  4. Опера

А7. 13 июля 1826 года был казнен поэт – декабрист



  1. Пушкин

  2. Рылеев

  3. Пущин

  4. Трубецкой

А8. Руководителем восстания был назначен:



  1. С.Трубецкой

  2. П.Каховский

  3. К.Рылеев

  4. С.Муравьев

А9. Герой войны 1812 года, парламентер, присланный Николаем 1 к восставшим на Сенатскую площадь с предложением разойтись:



  1. М. Милорадович

  2. С.Трубецкой

  3. Н. Мордвинов

  4. А.Голицын.

А10. Кто является автором слов русской народной песни « Вот мчится тройка удалая»



  1. Свистунов

  2. Алябьев

  3. Н. Глинка

  4. Ивашев


Часть В
В1. Выберите верные утверждения:
А) оживление либеральных идей в России связано с :
1) итогами войны 1812 года и заграничного похода русской армии

2) влиянием идей бонапартизма

3) разработкой и обсуждением реформаторских проектов среди дворянства

4) нерешительностью властей в проведении реформ

5) гонениями на идеи либерализма.
Б) к программным положениям «Конституции» Н.М.Муравьева относятся:
1)федеративное устройство России

2) республиканская форма правления

3) выборность всех должностных лиц, в том числе императора

4) ограничение самодержавия по английскому образцу

5) введение гражданских прав и свобод.
В2. О ком идет речь?
Популярный среди солдат генерал-губернатор Петербурга, граф, почетный член Российской академии. В Отечественную войну 1812 года командовал авангардом при преследовании наполеоновских войск. Смертельно ранен П.Г.каховским во время восстания декабристов.

В3. Перечисли известных тебе музыкантов декабристов; назови не менее двух музыкальных произведения, написанных композиторами, на творчество которых оказали влияние взгляды декабристов.



Часть С

С1. Написать, в чем на твой взгляд, отображался романтизм в музыкальных произведениях композиторов – декабристов или их сторонников?



Примерный ответ:

отобразились богатый мир чувств своих современников, их мечты и думы, их романтический порыв к свободе, их жажду утверждения свободной и независимой человеческой личности. Например, творчество Алябьева во многом родственно юношеской поэзии Пушкина и творчеству поэтов декабристов, с которыми его связывали не только общие взгляды, но и многие обстоятельства личной жизни, тяжелой личной судьбы.



Литература:

  1. О.Н.Журавлева «Тесты по истории России 19 века». К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. 19 век. 8 класс» М:Экзамен/ 2005г

  2. Е.В.Симонов «поурочные разработки по истории России» К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. 19 век. 8 класс» М:Экзамен/ 2008г

  3. М.Нечкина «Декабристы». Москва, издательство «Наука», 1983 г.

Интернет ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/mezhpredmetnyi-urok-po-istorii-i-literature-po-teme- istinnyi-podvig-dekabris;

2. http://ru.wikipedia.org/wiki;

3. http://hummerstyle.com/news/r/dva-veka-russkoy-pesni-zhanry-vokalnaya-muzyka-69.








Труд — проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд
ещё >>