Урок «Отечественная война 1812 года» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Открытыйуро к поистори и натем у: «отечественна я война 1812 года»... 1 38.31kb.
200-летие победы России в Отечественной войне Отечественная война... 1 135.85kb.
Отечественная война 1812 года 1 47.11kb.
Классный час «отечественная война 1812 года» 1 36.15kb.
Урок окружающего мира в 4 классе «Отечественная война 1812 года» 1 132.89kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 137.54kb.
Великая отечественная война 1812 года 1 67.24kb.
Разработка урока: "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. 1 124.07kb.
Урок по теме «Отечественная война 1812 г в форме игры «Умники и умницы». 1 36.89kb.
"Отечественная война 1812 года" 1 147.32kb.
Реферат по теме: Герои Отечественной войны 1812 года Студент фатс... 7 906.15kb.
Конкурс «недаром помнит вся россия про день бородина» 1 40.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок «Отечественная война 1812 года» - страница №1/1

Повторительно-обобщающий урок
«Отечественная война 1812 года»
Учитель МКОУ Переваленской ООШ №1

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Величко Сергей Владимирович
Ход урока

I.Учитель: «На прошлом уроке мы закрепили изученную тему. Сегодня мы повторим и обобщим все те знания, которые получили по теме «Отечественная война 1812 года». Каждый из вас работал самостоятельно, используя различные источники, поэтому мы все узнаем и что-то новое по данной теме.

Отечественная война явилась величайшим испытанием для русского народа, и в то же время, поворотным пунктом в общественной и духовной жизни всей огромной страны. Эту мысль мы с вами будем развивать и подтверждать на следующих уроках.

План основных вопросов сегодняшнего урока перед вами.


Карточка каждому ученику.

Повторительно-обобщающий урок «Отечественная война 1812 года»


План

1.Причины войны. Обострение русско-французских отношений.

2.Цели воюющих сторон. Характер войны для её участников.

3.Соотношение сил накануне войны. Планы сторон.

4.Нашествие. Отступление русской армии. Срыв стратегических планов Наполеона.

5. Народный характер войны 1812 года.

6. Бородинское сражение. Военный совет в Филях. Оставление Москвы.

7.Партизанское движение.

8.Тарутинский марш-манёвр.

9.Изгнание неприятеля.

10.Историческое значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
II. Повторение основных вопросов.

1.В чем были причины войны? Что способствовало обострению русско-французских отношений?

2.Каковы были цели воюющих сторон? Чем угрожало России осуществление этих наполеоновских планов? ( Цитата. Граф Куракин писал в 1811 году, что война , которую готовит французский император против России, имеет цель «поставить Россию в то положение, в котором она находилась до… царствования Петра Великого, лишить того значения, которое она имеет в Европе».

3.Каков характер носила война для России? Для Франции?

4.Каким было соотношение сил? Послушаем сообщение. Ученик «Новейшие исследования историков опровергают мысль о существенном отставании военно-промышленного потенциала России. (Перед войной на складах Росси хранилось 323 тыс. пудов пороха, около 300 тыс. снарядов, 44 млн. патронов, тогда как у Наполеона было 95 тыс. пудов пороха, 35 тыс. снарядов, 7,5 млн. патронов. Русская армия располагала полугодовым запасом продовольствия, а французы – трехмесячным, В ходе войны русская армия не испытывала трудностей в снабжении снарядами, порохом, свинцом.(О роли М.Б. Барклая-де-Толли в подготовке к войне)

,Но! - Сравните принцип комплектования армий. Давайте сделаем выводы.

5.Что вы знаете о планах сторон? ( Сообщение «Четыре плана» - план генерала Фуля, «скифская стратегия», план Барклая-де-Толли, Отступление к Дриссе –вмешательство Александра I). А план Наполеона? ( Разгромить русскую армию в генеральном сражении).

6. Показать на карте вторжение Наполеона, расположение русских армий.

-Почему московское направление стало главным? Ведь в планах Наполеона его не было? (Вывод: Были сорваны стратегические планы неприятеля).

Краткое сообщение о смоленском сражении.- (Факты: отряд генерала Неверовского помешал обходу Смоленска войсками Мюрата, пять шестых отряда погибло в бою. Оставшиеся в живых прорвали кольцо и присоединились к главным силам. Почти двое суток отстаивали свои позиции под Смоленском корпуса Раевского и Дохтурова, обеспечивая выход главных сил из города).- Оцените эти факты.

7.С самого начала война становится народной. Докажите это. В тексте учебника найдите подтверждение того, что война была народной. Зачитать.
III. Учитель о воронежском ополчении, оценке данной ему М.И. Кутузовым.

IY. Бородино.

- Какое сражение в этой войне мы считаем главным?

-Чего ждал от этого сражения Наполеон?

-Какую тактику сражения выбрал Кутузов?

- Кто кому навязал план сражения?

-Почему в своем донесении Александру I Кутузов писал, что место для сражения выбрал наилучшее. Докажите это – работа с картой у доски.

-Какие произведения русской литературы, посвященные Бородинскому сражению, вы знаете?

-Сообщении об участии воронежцев в Бородинском сражении.
V.Военный совет в Филях.
Учитель зачитывает донесение Кутузова Александру I о причинах, вызвавших оставление Москвы.

«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия… Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор имею сохранить надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, то погибнут и Москва, и Россия». «Москва как губка всосет в себя французов».

Вывод: Кутузов видел в вынужденном оставлении Москвы на только спасении армии и выигрыш во времени, необходимый для подготовки контрнаступления, но и удар по французской армии. Солдаты Наполеона превратились в Москве в армию мародеров. Французское войско было деморализовано. Главная причина этого – потеря французами веры в победу.

Учитель: Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенных

Москвы коленопреклоненной

Нет. Не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
О каком пожаре идет речь? Только ли о пожаре Москвы говорит М.Ю.

Лермонтов?


VI. Партизанское движение.

Сообщения о героя-партизанах.

О ком эти строки поэта Языкова «Жизни баловень счастливый, два венка ты заслужил» О каких венках идет речь? (Денис Давыдов – венок поэта и венок героя-партизана) Пафос национального самосознания и патриотизма звучит в стихах самого Дениса Давыдова: «За тебя на черта рад….»
VII. Тарутинский марш-манёвр

- В то время, как Наполеон вступал в опустевшую Москву, русская армия совершила знаменитый «блистательный» Тарутинский марш-манёвр. Почему мы говорим «блистательный»? Докажите. Работа у карты.

- Как назвал Кутузов дни, проведенные в Тарутино?
VIII. Изгнание неприятеля.

-Как началось изгнание неприятеля? – Работа у карты.

- Оцените бои за Малоярославец. Участие воронежского ополчения. Переправа через реку Березина. (К чему привела несогласованность действий Чичагова и Вигтенштейна?)

- В чем проявился талант Кутузова при изгнании неприятеля? Что такое «параллельное преследование»?

- в чем разница позиций Кутузова и Александра I на продолжении е войны? (Учебник стр.44 зачитать) Чья позиция вам ближе? Почему?
IX. Военные причины победы. Сообщение.

В Бородинской битве русская армия обескровила врага и нанесла ему невосполнимые потери – было убито более 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов.

Русские войска потеряли убитыми 38 тыс. (30%), в том числе 23 генерала, сохранив высокую стойкость и волю к победе. Русская армия показала образцы военного искусства: маневр резервами из глубины и вдоль фронта в ходе сражения, удачное применение кавалерии против флангов противника, упорство и активность обороны, непрерывные контратаки во взаимодействии пехоты, кавалерии и артиллерии.

Наполеон не достиг своей цели – разгрома русской армии- и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам генерала А.Ермолова, при Бородине «французская армия расшиблась о русскую».

Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесению царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».
X. Историческое значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Обращаем внимание учащихся на значение война для идейного развития русского общества. Победа в войне способствовала патриотическому подъёму в разных слоях общества, росту национального самосознании я народа. По случаю победы в знаменитом приказе Кутузова говорилось: «Храбрые и победоносные войска. Наконец вы на границе империи. Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». И это понимание своей роли в спасении Родины от иноземного порабощения долго сохранялось в среде солдат и крестьян. Патриотическим порывом были охвачены и передовые слои дворянства. Треть будующих декабристов были участниками Отечественной войны. Пестель был ранен в Бородинском сражении, за отличия в боях награжден золотым оружием и пятью орденами. Сергей Муравьев-Апостол, участник Бородинской битвы, также получил за храбрость золотое оружие. Десятки студентов Московского университета ушли добровольцами в армию (среди них был А.С.Грибоедов). А.И.Герцен писал, что «с 1812 года начинается наша новая история». Декабристы говорили, что они «были дети 1812 года». Определяя значение 1812 года в русской истории, В.Г.Белинский отмечал: «Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала».


-Приведите примеры связи войны и декабристского движения, войны и русской культуры.

XI. Работа с раздаточным материалом.

Определите, чьи это слова, и по какому поводу сказаны.

I вариант

1. « В Европе есть немало хороших генералов, но они видят сразу слишком много целей. Я вижу только одно – массы неприятельских войск».
2. «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа… доставит вам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество».
3. «Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови».
4. «За нами Москва, за нами мать русских городов».
5. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
6. «… Французская армия расшиблась о русскую».
7. «С потерей Москвы не потеряна ещё Россия… Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор имею сохранить надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, то погибнут и Москва, и Россия».

8. «Тарутинские укрепления … будут сами по себе неизгладимыми следами русского мужества и русской славы».


II вариант

  1. «Трудно остановить народ, ожесточенный всем тем, что он видел, народ, готовый жертвовать собой для Родины».

  2. «Мы могли бы обходить селения, но я хотел распространить слух, что войска возвращаются, утвердить поселян в намерении защищаться и склонить их к немедленному извещению нас о приближении неприятеля».

  3. «С… твердостью переносили они все удары, сопряженные с нашествием неприятеля, скрывали в леса свои семейства с малолетними детьми, а сами вооруженные искали поражения…хищникам,… поселяне, присоединяясь к партизанам, весьма им способствовали в истреблении врага…».

  4. «Пройдем границы…, но не последуем примеру врагов… Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кроткость в обхождении с обывателем покажет, что не порабощения и славы мы желаем, но ищем освободить от бедствий и угнетения даже самые те народы, которые вооружились противу России…».

  5. «…с 1812 года начинается наша новая история».

6. «Марши должен летучий отряд… делать скрытными, по малым дорогам. Отобранным у неприятеля оружием вооружить крестьян… Мужиков ободрять подвигами».

7. «Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала».

XII.Подведение итогов. Оценки.

XIII. Домашнее задание. заполнить таблицу



«Общества декабристов»


Общества декабристов

Название

Годы деятельности

Место деятельности

Виднейшие представители

Название программы




















Науки нет, есть только науки. Николай Бердяев
ещё >>