Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. П. 2012 г. Урок музыки в 5-м классе по теме " - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: " Времена года в музыке... 1 127.85kb.
Урок музыки в 5 классе общеобразовательной школы Учитель музыки ... 1 61.42kb.
Урок музыки во 2-м классе по теме "Композитор имя ему народ" 1 57.77kb.
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 48.52kb.
Урок музыки в 5 классе). Учитель музыки Тютерева И. А. 2012-2013... 1 55.19kb.
Урок подготовили учителя мбоу оош №2 г. Собинки Владимирской области... 1 47.8kb.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыкальный портрет" 1 61.38kb.
2012 Урок музыки в 5 классе. Тема урока: Музыка в кино. Цель: Показать... 1 34.45kb.
Урок музыки в 8 классе Преподаватель: Тяпкина Н. А. 2005 Цели : дать... 1 43.69kb.
"Звуки музыки" 1 29.14kb.
Программа для II viii классов, которую 1 38.36kb.
Рассказ учителя об истории создания оперы. (Слайд1-4) рождение оперы 1 96.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. П. 2012 г. Урок - страница №1/1

МКОУ Смаглеевская СОШ

Урок музыки в 5-м классе

по теме "Опера"

Учитель музыки

Гиленко Т.П.

2012 г.


Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера"
Цель урока: познакомить учащихся с жанром оперы, на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Задачи:

  • образовательная – знакомство с жанром «опера»;

  • развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся;

  • воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы: ретроспективы и перспективы; наглядности; музыкальной импровизации;

Оборудование:

  • телевизор и DVD проигрыватель,

  • проектор и компьютер,

  • баян.

Ход урока

  1. Организационный этап




  1. Повторение «Рассказы, басни, сказки о музыке и музыкантах»

1. Введение в тему урока.

Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки Хор «Славься», из оперы «Иван Сусанин».


III. Познавательный этап

1. История создания оперы.

(показ презентации урока: слайд № 1, 2,3,4)

рождение оперы

Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием кискусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор ОттавиоРинуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди.

(слайд № 6)

Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

(слайд № 7)

« В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спустился за ней в подземное царство мертвых.

Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов.

Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»

Грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не сюжет – миф этот был уже давно всем известен, а то, как актеры исполнили его.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.

« - Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни…

- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие…

- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии, произносись нараспев. Мы вспомнили, что в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнениедревних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.

Пери переложил на музыку то, что создал поэт ОттавиоРинуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.

- Удачная находка! – воскликнул слушавший Монтеверди…»

Это действительно была удачная находка. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм, операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».

И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.

Реформа Монтеверди.

Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться«ариями»(что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания).

Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли. Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.

Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.



Значение термина «опера».

Что же значит это слово?

«Опера», - в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».

Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось – «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось и осталась лишь короткая приписка – «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.

- Это история возникновения оперы как жанра. И сейчас мы с вами познакомимся свозникновением первой национальной русской оперы.

2. Предыстория возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

(слайд № 8, 9, 10)

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.

Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.

Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы,направленные против «мятежников», ;среди них были и его друзья.

(слайд № 11)

М.И.Глинка задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует:

по Италии, - где изучал bellcanto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.

В Италии Глинка задумал написать оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина». Из романсов к этому времени выделялись «Венецианская ночь» и «Победитель».

Переезжает в Берлин. Начал писать увертюру- симфонию на русские темы, но не завершил.

Вернувшись в Россию, на одном из музыкальных вечеров в доме В.А.Жуковского, «где еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов, музыкантов… А.С.Пушкин, князь Вяземский, Н.В.Гоголь были постоянными посетителями…»

(слайд № 12)

К стремлению Глинки Жуковский отнесся нетолько сочувственно, но и указал ему как на сюжет для оперы на историю героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина, эпизод из истории Смутного времени на Руси, неоднократно привлекавший к себе внимание русских писателей на рубеже XVIII-XIX столетий.

На этот сюжет уже была написана оперы Кавоса, на ту же тему создал стихотворную думу «Иван Сусанин» поэт-декабрист Рылеев (1825).

«В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III…»

(слайд 13)

Улица села Домнино. Здесь собрались воины народного ополчения и крестьяне, среди которых Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида мечтает о возвращении жениха, ратника Богдана Собинина и о свадьбе с ним . На что Сусанин сначала отвечает: «Не до свадеб, пока Русь страдает под игом врагов». Но узнав от Собинина, что поляки в Москве уже окружены, он уступает общим уговорам и соглашается.

(слайд 14 - 16)

В избе Сусанина неожиданно появляетсяотряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Узнав, что Сусанина увели поляки, Собинин решает направиться с отрядом на спасение отца Антониды.

(слайд 17)

Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Поляки , проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завел их в непроходимую глушь.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

(слайд 18 )

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

4 ноября вся страна отмечает праздник Казанской Богоматери (Защитница семьи и всех людей).

Блок слайдов «послушаеммузыку»
IV. Разучивание р.н.п .«Зимою морозной», посвящённой подвигу Сусанина.
V. Итог урока

1. Выполнение творческойработы.



Составить по 2 вопроса для теста , с вариантами ответов по:

  • создание оперы как жанра

  • биография композитора

  • опера «Иван Сусанин»


VI.Домашнее задание

  1. Составить кроссворд по теме «Опера»

  2. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»

  3. Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».





Бог — писатель, а мы все — герои и читатели одновременно. Айзек Зингер
ещё >>