Урок музыкального искусства в 5-ом классе Тема семестра : Музыка и искусство слова Тема урока: Музыка в поэтических произведениях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок музыкального искусства в 5 классе Учитель: Железниченко Лариса... 1 62.92kb.
2012 Урок музыки в 5 классе. Тема урока: Музыка в кино. Цель: Показать... 1 34.45kb.
Календарно-тематический план № п/п Дата Тема урока, тип урока 1 308.19kb.
Урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса... 1 24.77kb.
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы... 1 86.06kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.11kb.
План конспект урока изобразительного искусства и основ православной... 1 50.45kb.
Г. Сочи Проект урока изобразительного искусства в 8 классе Тема урока... 1 67.09kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. 1 111.87kb.
Урока «Можем ли мы увидеть музыку?» 1 52.03kb.
Разработка урока «цветная музыка» 1 54.02kb.
Детка, ты полон желания принести пользу всему советскому народу,... 1 19.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок музыкального искусства в 5-ом классе Тема семестра : Музыка и искусство слова - страница №1/1

Гафарова Лимара Эсатовна,

Гимназия №11 им. К.А. Тренёва г. Симферополя

Урок музыкального искусства в 5-ом классе
Тема семестра: Музыка и искусство слова

Тема урока: Музыка в поэтических произведениях

Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»

Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. Крылов

Тип урока: углубление и закрепление знаний

Жанр: урок- путешествие в страну Искусства

Цель: расширить представление учащихся о связи двух искусств литературы и музыки, о том, что в литературных поэтических произведениях музыка может быть «главным действующим лицом».

Задачи:

образовательная:

- познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Квартет», разыграть по ролям;

- познакомить с украинским композитором В.А. Барвинским;

- прослушать фрагмент Струнного квартета №3 В.А. Барвинского, определить характер и настроение музыки;

- дать объяснение понятий: басня, квартет – как ансамбль и квартет – как название музыкального произведения.

развивающая:

- развивать вокально-хоровые навыки (работа над интонацией и ритмом в песне), зрительную и слуховую память, внимание и воображение, эмоциональную свободу.

- формировать понятие роли музыки в литературных произведениях.

воспитательная:

- воспитать отношение учащихся к труду и пониманию того, что любому делу нужно учиться.



Приёмы: слушание, исполнение,  сюжетно-ролевая игра

Оборудование:

- технические средства: мультимедийный проектор (презентация темы), магнитофон (аудио запись CD 5 класс);

- оформление доски: тема семестра, художественное название урока, эпиграф, портреты И.А.Крылова и В.А. Барвинского;

- словарь эстетических эмоций;

- схема названия музыкального произведения;

- набор образовательной игры.



Музыкальный материал:

- В.А. Барвинский. Струнный квартет №3

- И.А.Крылов. Басня «Квартет».

   - «Волшебный смычок», норвежская народная песня



Ход урока
Музыкальное приветствие.

Объявление темы семестра « Музыка и искусство слова» (слайд №1)

Учитель: Сегодня у нас необычный урок не только тем, что у нас гости, но и тем, что мы впервые отправимся в путешествие на планету под чудесным названием «Искусство». Побываем в разных странах - в стране поэтов, стране композиторов, а после встречи с ними мы обязательно попадём на певческое поле.

На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка звучит не только в сказках, но в других жанрах литературы.



Наша первая остановка – страна Литература.

Узнать, в каком литературном жанре ещё музыка может быть одним из «главных действующих лиц» нам помогут фрагменты поэтических произведений (чтение отрывков) (слайд №2)


КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ

Осел, увидел Соловья,


И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?

Учитель: Кто догадался, о каком литературном жанре идет речь?

Конечно БАСНЯ – (слайд №3)



Басня – что же означает это слово? (слайд №4) ( проговаривание понятия вслух).

Учитель: для басни характерно: краткая форма, действующие лица – животные. Высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Что объединяет героев в сюжете басен?
Учитель: Верно, в этих баснях все герои поют. А кто автор этих басен? Иван Андреевич Крылов - известный великий русский писатель, работавший в жанре басни (демонстрация портрета И.А.Крылова) (слайд №5)
Учитель: Давайте обратимся к теме нашего урока:

Музыка в поэтических произведениях (запись на доске)

Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, если решите уравнение. (Слайд №6) Дуэт + квинтет - трио =? /квартет/

 (картинки с определенным количеством ключей ученик прикрепляет на доску)

Учитель: И мы можем точно сказать - название еще одной басни И.А. Крылова “Квартет(слайд № 7)
Учитель: Что такое квартет? (слайд № 8)

Приготовились! ( Квартет-проговаривание определения понятия используя метод хорового чтения). Приведите примеры квартетов.



Учитель: Очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении, которых участвуют 4 музыканта.

«КВАРТЕТ» - ролевая игра


Проказница-Мартышка,

Осел, Козел, да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки.

И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки
( муз. фрагмент)

Дерут, а толку нет.

"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!


Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет (муз фрагмент)

Он все-таки на лад нейдет.

 "Постойте ж, я сыскал секрет?-


 Кричит. Осел,-

Мы, верно, уж поладим,


 Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд; (муз фрагмент)

А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы.


И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой Все к нему, чтоб их решить сомненье.

"Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,


Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!" -


"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

И уши ваши понежней,-


  Им отвечает Соловей,-
  А вы, друзья, как ни садитесь;
  Всё в музыканты не годитесь".
Анализ фрагмента – какая проблема была у музыкантов в квартете И.А. Крылова? Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне – показ инструментов (Слайд 9)

Как вы думаете, почему контрабас И.А. Крылов называет “басом”? Да потому, что у этого инструмента самый низкий звук в квартете, а музыка - выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.



Скажите ребята, почему не получилась музыка у героев басни? В чем мораль сей басни? Чем нужно владеть, чтоб музыка получилась?

Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.



Учитель:

Наша вторая остановка – страна Музыка . Послушайте, как эти же инструменты звучат в руках настоящих музыкантов. Предлагаю вам прослушать фрагмент музыкального произведения, которое исполняет струнный квартет (слайд № 10).

Квартет - это название произведения, которое исполняют 4 исполнителя (слайд № 11). Автор - этого струнного квартета украинский композитор 20 века Барвинский Василий Александрович украинский композитор, пианист, музыкальный критик, педагог, дирижёр. Известный представитель украинской музыкальной культуры XX века (портрет композитора слайд №12- 13)

Звучит фрагмент Квартета №3 В.А. Барвинского.

Учитель: Давайте обратимся к нашему эпиграфу: « Что б музыкантом быть, так надобно уменье…». В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Пятиминутка

Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит …(скрипка)

(Слайд № 14 и позже 15)


Последняя остановка – певческое поле.

Учитель:

- Вспомните, с какой песней мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто нам расскажет, о чем говорилось в песне и кто ее главные герои?

Учитель: В песне говорится о музыке, которая обладает великой силой и побуждает человека жить и творить добро, ведь добро - необходимо человеку, как пища.
Вокально-хоровая работа

1.Дыхательная разминка:

- « Вдыхаю носом - выдыхаю ртом без звука»;

- «Задуваю свечу».

2. Пение по ладовым жестам

3. Работа над интонацией песни, дикцией (слайд №16)

4. Пение песни в сопровождении инструмента в медленном темпе.

5. Исполнение песни по ролям
 Учитель: Мы совершили путешествие на планету под названием Искусство. Что же нового для себя мы узнали? (образовательная игра «Лото»)

1. Искусство, которое рассказывает о жизни, используя как средство передачи мыслей и чувств – слово (литература).

2. Краткий рассказ нравоучительного характера (басня).

3. Русский писатель баснописец (Крылов Иван Андреевич).

4. Украинский композитор 20 века (Барвинский Василий Александрович).

5. Самый низкий инструмент в струнном квартете (контрабас).

6. Струнный смычковый инструмент (скрипка).

7. Помощник скрипки (смычок).

8. Коллектив музыкантов из 4 человек (квартет).



Итог урока

Мы сегодня побывали в 2 странах: литературы и музыки, а также - на певческом поле и возвращаемся в нашу гимназию с яркими впечатлениями, новыми знаниями.

Какую же роль играет музыка в литературе? Музыка обогащает литературу.



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …» согласны ли Вы с мнением автора басни?

Домашнее задание: объединитесь в группы и попытайтесь разыграть одну из басен И.А. Крылова, в которой музыка играет «главную роль».

Оценивание работы учащихся на уроке.




Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы. Денис Фонвизин
ещё >>