Урок музыкального искусства в 5 классе Учитель: Железниченко Лариса Валерьевна Тема семестра : Музыка и визуальные образы Тема урока - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок музыкального искусства в 5-ом классе Тема семестра : Музыка... 1 72.96kb.
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы... 1 86.06kb.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко... 1 47.81kb.
Г. Сочи Проект урока изобразительного искусства в 8 классе Тема урока... 1 67.09kb.
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Интегрированный урок информатика музыка в 5 «А» классе Тема урока... 1 100.81kb.
Пасха. Конспект урока в 4 классе. Губанёнкова Лариса Алексеевна,... 1 59.1kb.
Календарно-тематический план № п/п Дата Тема урока, тип урока 1 308.19kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.47kb.
Урок русского языка во 2 а классе. Учитель: Богданова Е. Н. 1 34.96kb.
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 48.52kb.
Притча о десяти девах 1 56.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок музыкального искусства в 5 классе Учитель: Железниченко Лариса Валерьевна Тема - страница №1/1

Урок музыкального искусства в 5 классе

Учитель: Железниченко Лариса Валерьевна



Тема семестра : Музыка и визуальные образы

Тема урока: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Тип урока: углубление и закрепление знаний.

Жанр урока: урок- экскурсия;

Музыкальный материал:

  1. С.Рахманинов, Прелюд до-диез минор

  2. Колокольный звон

  3. «Песня Сульпитиуса», муз.Е.Крылатов, сл.Ю.Энтин

Дидактическое обеспечение урока:

  1. аудиозаписи по слушанию музыки;

  2. словарь эстетических эмоций;

  3. схемы анализа и названия музыкального произведения;

  4. портреты: композиторов Сергея Рахманинова, В.Раковского;

  5. понятийный словарь: прелюд, Сергей Рахманинов, виды искусства учебник: О.Волошина «Музыкальное искусство» 5 класс, с.115-116

  6. презентация к уроку

  7. Владимирский собор в Киеве (видео материал)

Задачи:

Образовательная:

  1. углубить знания о творчестве С.Рахманинова;

  2. раскрыть перед учащимися характерные черты архитектурного искусства, его ассоциативные связи с музыкой;

  3. проверить знания понятийного материала по изученной теме:

виды искусства; жанр, вокализ, кантата, пейзаж, либретто;

  1. дать понятие «прелюд»;

Развивающая: развивать образное восприятие музыки, творческое воображение, творческие способности;

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного и возвышенного.

Эпиграф: « Архитектура – застывшая музыка»

И.Гете


Ход урока

Сегодня нас ждет удивительная экскурсия. Экскурсия в мир, где живут вместе музыка и архитектура. Мы продолжаем работу над темой «Музыка и визуальные образы», убедимся в том, что все виды искусства служат главному – искусству жить на Земле (звучит музыкальный эпиграф «Песня Сульпитиуса») Чтобы наша экскурсия состоялась, нам необходимо получить приглашение. Для этого нам надо расшифровать высказывание великого немецкого поэта И.Гете.




ту



му

Ар



ка

зас



хи

тыв



тек



зы

шая



ра

Тема нашего урока «Музыка рисует архитектуру». Не случайно великий немецкий поэт И.Гете назвал архитектуру застывшей музыкой

Что общего между архитектурой и музыкой – об этом мы поговорим на уроке. Проверка знаний понятийного материала по изученной теме:

-виды искусства

-жанр

-вокализ


- кантата

-пейзаж



dscn2636_thumb.jpg
-либретто

Какие жанры музыки вы знаете? Какие формы музыкальных произведений вы знаете? Архитектура и музыка. На первый взгляд, кажется, что эти виды искусства совсем не связаны между собой. Но это не так. Перед вами один из соборов г.Киева Свято – Владимирский. Посмотрите на него внимательно. Расскажите об этом архитектурном сооружении, используя слова – подсказки: величественное, стройное, возвышенное, гармоничное. (Работа в парах)



«Мозговой штурм» (Работа в группах) Что может объединять музыку и архитектуру? (Симметрия, композиция, структура, форма, пропорциональность и т.д.) Очень часто архитектурные сооружения возводились на протяжении многих лет, а иногда и десятилетий, чтобы потом на протяжении веков и тысячелетий удивлять каждого своей красотой, пропорциональностью и утонченностью. Каждый день мы с вами видим архитектурные сооружения: дома, театры, учебные заведения, вокзалы и др. Они построены по проектам архитекторов. Каждый из них имеет свое назначение и архитектурную ценность. Большинство жилых домов – достаточно типичные, а некоторые сооружения – театры, музеи, соборы, церкви передают неповторимость и красоту окружающего мира. Давайте еще раз посмотрим на фотоиллюстрацию Владимирского собора в Киеве. Владимирский собор уникален своими росписями. Храм состоит из семи куполов. Центральный из них позолочен, остальные шесть – синие с золотыми звездочками. Два раза по 15 минут каждый рабочий день звонит колокольня собора. Примерно в 10:15-10:30 и в 16:15-16:30. (Звучит колокольный звон) Искусство звона - старинное искусство. Вслушиваясь в звон, мы можем отличить торжественный и праздничный, от тревожного и печального. Музыка звона имеет свой темп, ритм, динамику и лад. Как колокольный звон коснулся вашей души? Это прекрасное сооружение является национальной святыней, своего рода летописью времен Киевской Руси (видео Владимирского собора в Киеве)

«Поиск информации» С целью усвоения новой информации, учащимся предлагается составить как можно больше вопросов к странице 115-116 (учебник «Музичне мистецтво» 5 класс О.Волошина). После завершения работы в каждой группе определяется победитель. Каждая группа задает соперникам по три вопроса. Оценивается быстрый ответ.

Вопросы:

  1. Где находится собор?

  2. Когда было начато строительства собора?

  3. В честь кого был назван собор?

  4. На протяжении скольких лет возводился?

  5. Что особенное в этом соборе?

  6. Сколько колоколен?

  7. Где они находятся?

  8. Чем являются колокола Владимирского собора?

Вопросы:

  1. Что означает искусство звона?

  2. Какой бывает звон?

  3. Какая музыка звона?

  4. Какие особенности?

  5. У кого было чуткое отношение к искусству православных храмов?

  6. Что напоминал звон С.Рахманинову?

Вопросы:

  1. Что такое прелюдия? (проговорить всем классом)

  2. Какие чувства передаются в прелюдии?

  3. Какой музыкальный образ появился в этом произведении?

Язык музыки особый, не похожий на другие виды искусства.

Игра « Композиторы». Представьте, что вы - композиторы. Какая музыка может передать красоту и величество собора? Расскажите о средствах выразительности, необходимые для создания музыкального образа прелюдии (работа в группах). Послушайте внимательно произведение и дайте ответ на вопрос - напоминает ли вам Прелюд С.Рахманинова церковный звон или композитор хотел передать своей музыкой высокие духовные чувства?

Слушание. С.Рахманинов. Прелюд до - диез минор.

Какими средствами выразительности композитор передал ощущение пространства, величества, стройности музыкального «сооружения»? Совпадают ли ваши впечатления от музыки прелюдии и просмотра фото Владимирского собора? Для этого обратимся к путеводителю, который лежит на ваших партах, в котором написаны эмоциональные характеристики музыки.



1 группа создает «Сенкан»

Прелюд

Величественная, взволнованная

Волнует, впечатляет, беспокоит

Прелюд С.Рахманинова - вечная музыка, которая впечатляет своей неповторимостью.

Душа

2 группа подбирает «Ассоциации»

Прелюд Рахманинова – торжественная – взволнованная – контрастная – напряженная – тревожная



3 группа изображает колокольный звон на детских музыкальных инструментах

Как музыка архитектуры коснулась струн вашей души? (учащиеся представляют свои творческие мини-проекты)



Распевание



Вокальная работа над песней В.Раковского «В долонях рідної землі»

- показ песни;

- беседа об ее содержании;

- озвучивание литературного текста и музыкальной интонации (работа над дыханием, дикцией).

Какими красками вы бы изобразили свое впечатление от музыки С.Рахманинова? Что же объединяет архитектуру и музыку? Что же хотел нам сказать И.Гете словами «Архитектура – застывшая музыка». Какую вы услышали музыку архитектурных строений?

Прием «Шесть шляп»


  • «Белая шляпа» (называет факты, информацию, полученную на уроке)

  • «Жёлтая шляпа» (называет только» плюсы» то что понравилось в теме урока)

  • «Чёрная шляпа» (только «минусы» то что не понравилось)

  • «Красная шляпа» (говорит о чувствах, которые возникли от впечатлений, полученных на уроке)

  • «Зелёная шляпа» (где можно использовать полученный опыт и информацию)

  • «Синяя шляпа» (делает выводы, обобщения)

Мне было очень приятно с вами путешествовать. Вы были очень интересными, эмоциональными, внимательными. И хочу вручить вам памятные дипломы.

«Самый активный ученик» - оценка 10 - 12 баллов



«Знатоки музыкальных и архитектурных образов» - оценка 10 - 12 баллов

Домашнее задание.

1 группа подобрать к другим архитектурным строениям музыкальные произведения;

2 группа написать статью в школьную газету;

3 группа нарисовать собор.




Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве. Михаил Жванецкий
ещё >>