Урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». «Гений и злодей» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тест по лирике М. Ю. Лермонтова Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова 1 27.53kb.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» 1 26.17kb.
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. 1 52.49kb.
Урок литературы в 6-ом классе. Проблемный анализ стихотворения М. 1 36.58kb.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Судьба поэта 1 117.2kb.
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" 29 января 1837 год 1 19.48kb.
Смерть поэта стихотворение Лермонтова 1 135.07kb.
Урок литературы в 10 филологическом классе А. С. Пушкин. «Моцарт... 1 243.05kb.
Конспект урока литературы с элементами подготовки к гиа. Учитель... 1 59.75kb.
Урок математики в 5 классе. Урок-экскурсия по Ивантеевке Самоанализ 1 101.77kb.
Творчество Алексея Гавриловича Венецианова подвиг правды и поэзии 1 149.35kb.
Карточки к урокам по А. С. Пушкину (материалы к урокам для подготовки... 1 96.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть - страница №1/1

Предлагаемый урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

« Гений и злодей »

(анализ стихотворения А.В. Кольцова «Лес»).


Прострелено солнце!..

А.В.Кольцов
Цель: раскрыть в народнопоэтических образах «Леса» вечную тему гения и злодейства, показать боль утраты, переживаемую современниками Пушкина.
Оборудование:

портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова,

фонограмма с записью музыкального произведения «Реквием» Моцарта, тексты стихотворения Лермонтова «Смерть поэта», А.В. Кольцова «Лес».

Ход:


  1. Вступительное слово учителя.

Знакомство Кольцова с Пушкиным произошло незадолго до смерти последнего. Кольцов встретился с ним в начале 1836 года. Пушкин, узнав о приезде из Воронежа Алексея Васильевича, пригласил его к себе. Пушкин, исполненный сочувствия ко всему талантливому, долго беседовал с Кольцовым, отобрал несколько его стихотворений и одно из них («Урожай») напечатал в журнале «Современник»

(Тихо звучит «Реквием» Моцарта). В январе 1837 года был убит Пушкин. Весть о гибели Пушкина потрясла Кольцова. Михаил


Лермонтов написал в эти дни «Смерть поэта», а Алексей Кольцов- стихотворение «Лес».

В совокупности стихи Лермонтова и Кольцова закрепили для потомков колоссальный масштаб личности Пушкина .

Погиб поэт!- невольник чести-

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

13 марта 1837 года Кольцов написал А.А. Краевскому письмо: «Александр Сергеевич Пушкин помер; у нас его уже более нету!.. Едва взошло солнце русское, едва осветило широкую русскую землю небес вдохновенным блеском, огня животворной силой; едва огласилась могучая Русь стройной гармонией звуков; едва раздалися волшебные песни родимого барда , соловья – пророка…»

О, лейтесь, лейтесь же ручьями

Вы, слезы горькие, из глаз:

Нет больше Пушкина меж нами,-

Бессмертный Пушкин наш угас!



  1. Выразительное чтение стихотворения А. В. Кольцова «Лес» (можно подготовленными учениками).


3.Анализ стихотворения.

(Учитель) Стихотворение имеет посвящение. Почему в лермонтовском стихотворении нет посвящения?

(Ученик) В стихотворении Лермонтова есть образ поэта, а у Кольцова нет образа Пушкина, а есть образ леса.

(Учитель) Верно, здесь нет прямого олицетворения: Пушкин – лес. Здесь отношения бесконечно сложные и бесконечно богатые рождаемые ассоциации. Образ леса не остается только образом леса, но не становится и образом Пушкина. А какие образы вы можете назвать в целом стихотворении?

(Ученик) Образ леса, который сравнивается с Бовой, образ бури, образ тучи, образ черной осени. (прочесть в тексте).

(Учитель) Какой образ является главным?

(Ученик) Образ леса.

(Учитель) Давайте вспомним, какие микротемы мы выделяли в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта» ?

(Ученик) Следующие микротемы: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийцы», «Суд».

(Учитель) На сколько частей можно условно разделить стихотворение и по какому признаку?

(Ученик) На три части, так как три раза встречаются вопросительные предложения:

«Что, дремучий лес,

Призадумался,

Грустью темною

Затуманился?»
«Где ж девалася

Речь высокая,

Сила гордая,

Доблесть царская?»


«Где ж теперь твоя

Мочь зеленая?»


(Учитель) Вообще в стихотворении есть три плана, три образа: лес – Бова – Пушкин. Два из них названы. Третий все время лишь угадывается. С ним все соотносится, но он непосредственно ни разу не возникает. Он выявляется через взаимодействие двух первых.

Какие глаголы передают состояние леса в первой части?


(Ученик) «Призадумался», «затуманился», «Стоишь - поник», «не ратуешь»
(Учитель) С каким сказочным героем сравнивается лес?
(Ученик) С Бовой – силачом, сказочным богатырем.
(Учитель) Какие сложные философские начала взаимодействуют?
(Ученик) Бова – одушевленное существительное,

лес – неодушевленное.

Следовательно, борьба одушевленного и неодушевленного, человеческого и природного начал.
( Учитель) Действительно, взаимодействие очень сложное. Какой главный литературный прием используется в стихотворении?
( Ученик) Олицетворение.

(Примеры приводятся учениками).


( Учитель) Конечно, мы не видим прямой образ Пушкина, но через образ «лес – Бова» мы угадываем образ поэта в самой трагической развязке.

Вторая часть стихотворения тоже начата с вопроса. Если первая часть траурная, то вторая - мажорная, торжественная.

Каким же был лес - богатырь, лес – Бова? (Работа с текстом)
(Ученик) У тебя ль было …

Заливная песнь соловьиная…

Дни – роскошество.

Лес жил полной жизнью, радовался,


(Учитель) Какой главный образ угадывается?

(Ученик) Образ поэта.


(Учитель) Это так: Пушкин – наше все: день и ночь, любовная песня и боевой гимн.

Какая главная тема во второй части?


(Ученик) Тема борьбы со злыми силами: бурей.
(Учитель) А давайте найдем здесь народные поэтические средства, придающие фантастическую образность произведению.

(Ученик) Сказочные образы лешего, ведьмы.


(Ученик) Просторечья: «Обоймет»,

«Вороти назад!

Держи около!»
(Учитель) Какая же борьба идет?
(Ученик) Борьба леса и бури, добра и зла, тьмы и света.

Буря всплачется

Лешим, ведьмою

И несет свои

Тучи за море.

(Учитель) Третья часть – финал, итог, разрешение, «гибель богов». Скажите, какой звук часто повторяется и почему?


(Ученик) Звук «О» повторяется в каждой строке. Наверное, символизирует вой, стон, плач.
(Учитель) Вспомните строки Лермонтова об убийстве поэта.
(Ученик) «Его убийца хладнокровно

Навел курок…»


(Учитель) А как здесь совершается убийство?
( Ученик) « Не осилили тебя

сильные,

Так дорезала

Осень черная».

(Учитель) У Лермонтова – убийца, у Кольцова – «дорезала»- разбой –разбойник. В народнопоэтических образах Кольцова выражен тот же смысл, что и у Лермонтова. Поэта убили.

Воскресает старая народная легенда об убийстве безоружного спящего рыцаря, не случайно использованная Кольцовым. Ведь именно здесь абсолютно сильный оказывается абсолютно бессильным. Найдите антонимичные образы (как убили).

(Ученик) С богатырских плеч

Сняли голову-

Не большой горой,

А соломинкой…

(Учитель) Какова же, по вашему мнению, главная мысль стихотворения «Лес».

(Ученик) Силы не ломают великих, их губит зависть, интриги, сплетни.


Вывод. (Учитель) Гений абсолютно силен, как никто, в жизни, в бою, в творчестве, для него абсолютно исключены дела низости и коварства – это не его стихия. Повторяется история пушкинского Моцарта.

(Снова тихо, фоном звучит «Реквием» Моцарта).

Лермонтов гениально показал это в стихотворении «Смерть поэта», Кольцов, на мой взгляд, не менее гениально выразил главную мысль в ярких народнопоэтических образах.

В «Лесе» Кольцова немало многоточий, которые позволяют нам выйти за рамки произведения, самим додумать, дочувствовать какие-либо ассоциации.



Многомысленнно и завершающе многоточие. Оно не завершает, не замыкает наше чувство в пределах стихотворения, дает ему продолжение, дает выход горечи, вопросу, недоумению. Вечному недоумению.

Домашнее задание. Написать отзыв на стихотворение А.В. Кольцова «Лес».




В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. Моисей Сафир
ещё >>