Урок литературного чтения. 4 класс. Внеклассное чтение. Сказки литературные и народные. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Учитель: Науменкова... 1 56.12kb.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 50.64kb.
Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»; Александр Радищев... 1 53.27kb.
А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке 1 37.52kb.
Topošajiem pirmklasniekiem Русские народные и литературные сказки... 1 215.48kb.
Уроки произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Тема:... 1 70.48kb.
Внеклассное мероприятии по произведениям А. С. Пушкина для учащихся... 1 91.28kb.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 46.81kb.
На лето завести читательский дневник из простой тетради 12 листов. 1 29.04kb.
Сказка по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 135.99kb.
Сказка о рыбаке и рыбке идругие сказки Александра Пушкина. Цели:... 1 56.29kb.
Участие экспертов в процедурах закупки 1 275.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок литературного чтения. 4 класс. Внеклассное чтение. Сказки литературные и народные. - страница №1/1

Урок литературного чтения. 4 класс.

Внеклассное чтение. Сказки литературные и народные.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели: совершенствовать умение производить сравнительный анализ текстов; развивать память, мышление, речь, воображение, способность к творчеству; учить правильно оценивать уровень собственных учебных достижений; прививать интерес к творчеству А. С. Пушкина; воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Цель урока для учащихся: сегодня на уроке вы вспомните сказки А.С. Пушкина, дадите оценку поступкам главных героев, найдете отличие народной сказки от пушкинской, сможете ответить на ключевые вопросы урока.
Д/з: Прочтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ход урока:

Оргмомент:

- Представьте, на ваших ладонях лежит цветок Добра….

- Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу.

- Вас обвевает ласковый ветерок, будит воображение, придает бодрость, заряжает энергией.

-Чувствуете, как добро входит в вас?

- Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.


1. Мотивационный момент:

- Назовите первые формы фольклора, с которыми человек встречается с рождения в период детства? (колыбельная, потешка, считалка, загадка, скороговорка, сказка).

- С каким жанром вас родители знакомят в первую очередь?

- Какой жанр нравится больше всего? Почему?

-Разгадайте фразу: это сказочный волшебный герой - представитель животного мира, поймать которого хотя бы раз в жизни мечтал не только ребенок, но и взрослый.

ТАЛОЯЗО БРЫАК

- Как вы думаете, почему именно эту фразу я зашифровала?

- Во многих странах мира (Германии, Франции, Англии, Китае и др.) есть много сказок про жадную старуху. Индийская сказка называется «Золотая рыба». А вот в сказке братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене» старик поймал не золотую рыбку, а камбалу-рыбу. Одна из русских народных сказок называется «Золотая рыбка», по сюжету очень близка к пушкинской, считается, что именно она легла в основу его сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Сообщение темы и цели урока для учащихся.

Цель урока для учащихся: сегодня на уроке вы вспомните сказки А.С. Пушкина, дадите оценку поступкам главных героев, найдете отличие народной сказки от пушкинской, сможете ответить на ключевые вопросы урока.
Ключевые вопросы (записаны на доске):

- Почему рыбка исполнила больше, чем три желания?

- Почему в названии сказки А.С. Пушкина 2 главных героя, но отсутствует третий – старуха?

- Во многих странах мира есть сказки о жадной старухе? Почему?
3. Актуализация знаний (работа в парах и фронтально).

Задания для работы в парах (4-5 мин., окончание работы показывают «светофорами):

а) Александр Сергеевич Пушкин написал:

- Сказку о …….. (попе и …); 
- Сказку о………(царе Салтане….);
 
- Сказку о ………(рыбаке и рыбке);
 
- Сказку о ………(мертвой царевне…);
 
- Сказку о……….(золотом петушке).

(после озвучивания учениками полного названия сказок А.С.Пушкина обращаем внимание на выставку книг, которая стоит на специальном стенде)


б) Соотнести сказки с пословицами:

Много желать – добра не видать.

Много захочешь – последнее потеряешь.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному всё мало.
в) Кого из героев каждой сказки характеризуют эти пословицы?

Очередность ответа пар устанавливается с помощью «именных» палочек.


Задание для фронтальной работы (с помощью методников А,Б,В). Нужно найти лишнего персонажа, чтобы «отправить» его в свою сказку.

Сказка о Попе и о работнике его Балде

А) Поп

Б) Бабариха

В) Бес

Сказка о царе Салтане

А) Гвидон

Б) Черномор

В) Балда

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

А) Шамаханская царица

Б) Елисей

В) Чернавка

Сказка о золотом петушке

А) Мудрец

Б) Дадон

В) Соколко
4. Знакомство с русской народной сказкой. Читает учитель, дети следят или читают по ролям учитель и подготовленные ученики. (Приложение 1).
5. Беседа по прочитанному:

Обсудите вопрос в парах (очередность ответа - «именные» палочки):

– Почему старик не откажется ходить к морю или не загадает желание для себя?
Фронтальный опрос:

-Какими деталями отличается сказка Пушкина от народной? (старик закидывал в море невод 3 раза в пушкинской сказке и 1 раз в народной, первая просьба - хлеба, …)


-Как характеризует старика первый эпизод, где он встречается с рыбкой? (добрый, простодушный, не привык извлекать корысть из чужого несчастья, …)
-Что можете сказать о его поведении во время первой беседы со старухой? (искренне, просто, без сожаления все рассказывает, ничего не утаивает, но слабый и покорный, привыкший подчиняться, не любящий брани, …)
-Перечислите просьбы старика к золотой рыбке. Разделите их на 2 группы. По какому принципу их разделили? (Подвести к выводу, что просьба хлеба и новой избы - это то, без чего трудно жить, а все остальные – это роскошь,…)
- Какой смысл заложен в выражении «Насилу нашли рыбака на заднем дворе, повели к царице»?
- Какой детали в своей сказке Пушкин, в отличие от народной, где она упоминается лишь однажды, уделяет значительное внимание, делает её еще одним важным персонажем сказки? (Изменяющееся «поведение» моря)
- Что с помощью описания моря автор хотел нам донести? (ощущение остроты событий, усилить их эмоциональное восприятие, ...)
- Прочитайте эпизоды в сказке Пушкина о том, как изменялось «настроение» моря, золотой рыбки.
- Какое отношение к себе, на ваш взгляд, вызывает у автора и народа золотая рыбка? Почему?
- Совпадает ли количество желаний, загаданных старухой в обеих сказках?
- Сколько желаний принято исполнять в сказках?
- Почему, на ваш взгляд, рыбка исполнила больше, чем три желания? (ключевой вопрос)
6. Работа в группах.

Вывешивается (или записывается) на доску памятка для работы в группе:

«3 «НЕ»:

- НЕ перебивай!

- НЕ критикуй!

- НЕ спеши!
Условное распределение ролей в зависимости от количества участников (с помощью «именных» палочек):

Капитан– дает ответ.

Секретарь– записывает идеи и предложения.

Секундант – следит за временем.

А все остальные являются активными участниками группы.

Обсудите в группах вопрос:

- Предположите, какие бы желания золотой рыбке загадали президент страны, главный врач больницы, учащийся школы?

Время на работу – 4-6 мин., окончание работы показывают «светофорами».



НаШтоБуЗУ (запись на доске):

  1. Запишу не менее 2-ух желаний президента, врача, учащегося.

  2. Запишу 1 личное желание (каждый участник группы).

  3. Расположу (пронумерую) желания в порядке: от менее значимого к более важному.

Презентация ответов групп.

Дополнительные вопросы для групп:

- Какие из предложенных вами желаний носят личный, а какие общественно-значимый характер?

- Чем это можно объяснить?

Взаимооценка работы групп по схеме:

1. Названо не менее 10 желаний.

2. Аргументированность при ответе по 3-му пункту.

3. Ответ на дополнительный вопрос.

4. Соблюдение правил работы в группе.
Конкурс «Лицедей» (учащиеся отвечают по желанию)

Прочитать (и оценить) отрывок, соблюдая критерии:


  1. Чтение отрывка без запинки.

  2. Чтение с выражением (помню о логических паузах!).

  3. При прочтении отрывка использую мимику и жесты.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп!

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался.

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо:

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе!»
7. Подведение итога.

- Прочитайте пословицы и выскажите мнение: приобрели ли новое значение известные вам пословицы? Какое?
Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

Не все то золотая рыбка, что блестит.

Мала золотая рыбка, да дорога.
-Сформулируйте их так, чтобы они приобрели первоначальный вид.
В конце индийской сказки есть такие слова:

Эх, жена, жена... Говорил ведь я тебе: много хочешь — мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?


-Какой вывод можно сделать из этих слов?
-Какие выражения являются пословицами и поговорками?
Народная сказка заканчивается такими словами:

- Начали они жить по-прежнему, рыбак опять стал ловить рыбу, но никогда больше ему не попадалась золотая рыбка.
-Какую мысль этими словами народ-автор хотел выразить?
- Какими словами, прочитайте, А.С. Пушкин заканчивает свою сказку?

-…На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.
- Найдены ли вами за время работы на уроке ответы на ключевые вопросы? (готовность показывают «светофорами»)
- Кто готов озвучить свои мысли, предположения?
8. Рефлексия.

Обращаемся к цели урока:

- Давайте обсудим и аргументируем, все ли цели были вами достигнуты? Все ли было понятно?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:



  • узнал что-то новое;

  • что получилось (не получилось);

  • над чем надо поработать и как это лучше сделать.

- Просигнализируйте светофорами готовность оценить себя вслух. («Зеленых» – вызываю, «желтые» послушают и оценят себя позже, у «красных» спрошу о затруднениях).


- Читайте Пушкина,

учите Пушкина,

а главное -

любите Пушкина!
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!
Коллективно перефразируем, например:

Сказка – ложь, да в ней намёк, всем нам жизненный урок!!
9. Домашнее задание (на выбор):

А) Придумывание концовки или продолжения сказки.

Б) Передать цепочку событий сказки цветом (с помощью красок или цветных карандашей), подписать каждый цвет строками из сказки.

Приложение 1



Золотая рыбка

Русская народная сказка

На берегу моря в ветхой избушке жил рыбак со своей женой и были они очень бедны. Рыбак сделал сеть и стал ловить в море рыбу.

Как-то раз закинул он сеть, начал тянуть. Смотрит, а в сети всего-навсего одна рыбка, зато не простая - золотая. Взмолилась рыбка человечьим голосом:

- Не губи меня, пусти лучше в синее море, я тебе пригожусь: что пожелаешь, то и сделаю. Рыбак подумал-подумал и говорит:

- Мне ничего от тебя не надобно: плыви себе в море!

Бросил он золотую рыбку в воду и воротился домой. Спрашивает его жена:

- Много ли рыбы поймал?

- Да всего-навсего одну золотую рыбку, и ту бросил в море. Пожалел я её, не взял с неё выкупа, на волю пустил.

- Ах, ты, дурак! Попалось тебе в руки счастье, а ты и владеть им не сумел!

Рассердилась жена, ругает мужа с утра до вечера, не даёт ему покоя:

- Хоть бы хлеба у неё выпросил. Ведь скоро сухой корки не будет -что есть-то станем?

Пошёл рыбак к морю, спрашивает его золотая рыбка:

- Что тебе надо?

- Жена рассердилась, за хлебом прислала.

- Ступай домой, будет у вас хлеба вдоволь. Воротился рыбак.

- Ну что, жена, есть хлеб?

- Хлеба-то вдоволь, да вот беда: корыто раскололось, не в чем бельё стирать. Ступай к золотой рыбке, попроси, чтоб новое дала.

Пошёл рыбак к морю, опять позвал золотую рыбку.

- Что тебе надо? - спрашивает золотая рыбка.

- Жена прислала, новое корыто просит.

- Хорошо, будет у вас корыто.

Воротился рыбак, только в дверь - а жена опять на него накинулась:

- Ступай, - говорит, - к золотой рыбке, попроси, чтоб новую избу построила; наша того и гляди развалится! Закручинился муж, пришёл к морю, позвал золотую рыбку и просит построить новую избу.

- Не тужи! - отвечает рыбка. - Ступай домой, всё будет сделано. Воротился рыбак домой - на дворе стоит изба новая, дубовая, с резными узорами. Выбегает к нему навстречу жена, ещё пуще прежнего сердится:

- Ах, ты, дурак, не умеешь ты счастьем пользоваться! Выпросил избу и, чай, думаешь - дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть царицею. Пошёл рыбак на море, позвал золотую рыбку и жалуется ей:

- Вздурилась моя жена пуще прежнего: не хочет быть крестьянкою, хочет быть царицею.

- Не тужи, ступай домой, всё будет сделано.

Воротился рыбак, а вместо дома высокий дворец стоит под золотой крышею, кругом часовые ходят. Позади большой сад раскинулся, а перед дворцом - зелёный луг, и на том лугу войска собраны. Рыбачка нарядилась царицею, выступила на балкон с боярами и начала делать тем войскам смотр: барабаны бьют, музыка гремит, солдаты «ура» кричат.

Ни много ни мало прошло времени, наскучило жене быть царицею, велела она разыскать мужа и представить пред свои очи светлые. Поднялась суматоха: генералы суетятся, бояре бегают. Насилу нашли рыбака на заднем дворе, повели к царице. Привели рыбака к царице, она ему и говорит:

- Ступай к золотой рыбке да скажи ей: не хочу быть царицею, хочу быть морской владычицей, чтобы все моря и все рыбы меня слушались.

Рыбак стал было отнекиваться, но жена разошлась: коли не пойдёшь - голова с плеч!

С тяжёлым сердцем пришёл рыбак к морю, позвал рыбку, а её нет и нет. Позвал в другой раз - опять нет. Позвал в третий раз - море зашумело, взволновалось; и выплыла из тёмных волн золотая рыбка:

- Что тебе надо?

- Совсем жена разума лишилась: уже не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми водами властвовать, всеми рыбами повелевать.

Ничего не сказала золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря.

Рыбак воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, на его месте стоит ветхая избушка, в избушке сидит жена в изодранном сарафане, а перед нею разбитое корыто. Так была наказана рыбачка за жадность.



Начали они жить по-прежнему, рыбак опять стал ловить рыбу, но никогда больше ему не попадалась золотая рыбка.




Чтобы выйти из-за игорного стола с тремя сотнями, нужно сесть за него с тремя тысячами.
ещё >>