Урок литературы в 10 филологическом классе А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и толпа, гений и злодейство - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. Б. Тралкова А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» Пьеса «Моцарт и Сальери» 1 73.88kb.
Маленькие трагедии А. С. Пушкина. Моцарт и Сальери 1 177.66kb.
Исследовательская работа ученицы 6Б класса средней образовательной... 1 70.94kb.
Урок-спектакль по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» 1 32.68kb.
Моцарт и Сальери, дубль два. "Прости меня, Александр Сергеевич! 1 46.65kb.
Гений места. Классика литовской фотографии 5 февраля – 23 марта 2014 1 31.52kb.
Урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М. 1 57.78kb.
Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» 1 81.97kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. 1 55.27kb.
Уинсли Кларксон Рональдо! Двадцатиоднолетний гений и 90 минут, которые... 22 3261.85kb.
Конкурс Учебно-исследовательский сетевой проект «Гений русской науки» 1 21.5kb.
Чернолесские Прадедушка – Чернолесский Александр Ксенофонтович 1 30.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок литературы в 10 филологическом классе А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений - страница №1/1

Родниковский УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия»

Симферопольского района АРК

Урок литературы в 10 филологическом классе

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

Гений и толпа, гений и злодейство.

Подлинное искусство ( Моцарт) и ремесло(Сальери)

Учитель А. В. Бондарчук

Цели:


образовательная: анализируя текст трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке;

помочь учащимся увидеть незаурядность и величие гениального Моцарста и низменность завистника Сальери;



развивающая: развивать умение ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитательная: воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, литературных произведений о духовной красоте и внутреннем богатстве личности;

формировать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, раскрыв понятия греха, гордыни;


развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать, првивать эстетические ценности;

воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина – непревзойденного гения литературы.

Оборудование:

портрет А.С.Пушкина в 30-е годы XIX века ( Художник П. Ф. Соколов);

портрет В. А. Моцарта;

портрет А. Сальери ;

сборники произведений А.С. Пушкина с трагедией «Моцарт и Сальери»;

рабочие тетради,

телевизор, DVD;

диск с художественным фильмом «Маленькие трагедии» режиссера М. Швейцера ( 1979), в котором Моцарта и Сальери сыграли В. Золотухин и И. Смоктуновский.

Эпиграф к уроку А гений и злодейство

Две вещи несовместные. Не правда ль?

А. С. Пушкин

Оформление доски. На одной доске- тема урока, эпиграф, портрет А. С. Пушкина ,

центры ассоциативных кустов ( слова

гениальность и злодейство напечатаны)

На второй доске - нотный стан, скрипичный ключ,ноты.

Портреты Моцарта и Сальери не рядом, а один над другим или один выше, другой – ниже.

Но так, чтобы осталось место для работы. В процесссе урока дети распределят кусочки цветной бумаги под портретами с чертами характеров композиторов.



  1. Оргмомент. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над произведениями непревзойденного русского гения – А. С. Пушкина и проанализируем одну из четырех «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери».

Пьесы были написаны в 1830 г в Болдино, в период вынужденного пребывания Александра Сергеевича в этом отдаленном нижегородском родовом имении с связи с холерным карантином. Здесь поэт и написал 4 пьесы: « «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:


  • гордость, презирающая всех;

  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

  • зависть, доводящая до злодеяния;

  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;

  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

В трагедии «Моцарт и Сальери» раскрылась губительная сила зависти. И мы можем сегодня еще

раз убедиться в этом, работая с текстом произведения. Но прежде обратимся к пушкинским

словам, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся



  • Работа с эпиграфом / интрига урока/

А гений и злодейство -

Две вещи несовместные. Не правда ль?

А. С. Пушкин

На доске написан эпиграф, но слово несовместные з акрыто.

Детям предлагается высказать свое мнение о продолжении пушкинской цитаты. Учащиеся могут предложить несколько вариантов: разные, противоположные, противоречивые, взаимоисключающие… Принимаются все варианты, озвучивается пушкинский: несовместные. После этого читается риторический вопрос: Не правда ль?

И далее учитель говорит о том, что ответить на этот вопрос учащиеся смогут только проанализировав содержание трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Чтобы это сделать, необходимо прежде всего разобраться со значением слов гений ( гениальность) и злодейство



  • Составление ассоциативных кустов к словам гениальность и злодейство

Божий дар

интеллектуальные Гениальность необыкновенные способности

способности творческий потенциал

редкий дар

творческие способности талант (?)

тяжкое преступление

Злодейство аморальный поступок

грех


преступление норм закона

Создавая ассоциативные кусты, учащиеся фиксируют на доске понятия, которые они связывают со словами злодейство и гениальность. Учитель, обобщая, говорит о том, что можно согласиться с такими трактовками , но обращает внимание на следующую деталь: нельзя воспринимать как одно и то же талант и гениальность.



В тетрадях записываем определения :

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, или присущие от рождения определённые способности и умения.

Гениальность – это необычайно высокие интеллектуальные способности.
Необходимо акцентировать внимание детей на том, что это близкие, но РАЗНЫЕ понятия.
Учащиеся без затруднения ответят, что в трагедии А. С. Пушкина геиален Моцарт, а Сальери – талантлив.

И вновь возвращаясь к эпиграфу урока, учитель предлагает ответить на вопрос, поставленный Пушкиным в ХIХ веке.





  1. Работа по теме урока.

  • Сообщение учащихся о реальных прототипах трагедии «Моцарт и Сальери»

- Героями трагедии А. С. Пушкина являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери.

- Известно, что Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье.

- Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер.

- В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

- Не спеши говорить об этом эпизоде. Несколько слов об итальянском композиторе. Он тоже достоин нашего внимания. Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене.

- Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер.

- А теперь все-таки давай остановимся на истории, которая произошла на премьере постановки пьесы Моцарта «Дон-Жуан» в Венском театре. В одной из заметок того времени есть упоминание о том, что, когда весь театр упивался гармонией Моцарта, раздался свист. Все обернулись и увидели Сальери, который в бешенстве, снедаемый завистью, покинул театр.

- Более того есть сведения о том, что перед смертью, мучаемый тяжелым недугом, Сальери признался в отравлении Моцарта.

- Да, но информация до сих пор вызывает сомнения и толки. Насколько она реальна, сказать нельзя.

- И тем не менее, точно мы можем сказать одно: легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к преступлению.

Учитель, подводя итог сказанному учениками, говорит о том, что Моцарт и Сальери в трагедии Пушкина – это два типа художника, два способа восприятия жизни, две жизненные позиции.


  • Анализ текста.

Учитель, начиная работу по анализу текста, отмечает, что в трагедии «Моцарт и Сальери» всего две краткие сцены, действие в них происходит в течение нескольких часов. Это пьеса без ярко выраженного конфликта, без явной борьбы между героями. И эта внешне «бесконфликтная» пьеса тем не менее конфликтна, хотя одно из действующих лиц (Сальери) – фигура нападающая, а другое (Моцарт) – не только не нападает и не обороняется, но даже не подозревает о наличии конфликта.

  1. Выразительное чтение наизусть монолога Сальери в 1 сцене.

Монолог большой. Поэтому целесообразно разделить его на части. Учитель показывает образец чтения первого фрагмента – за ним учащиеся читают поочереди.

  1. Словесный волейбол

-Какое впечатление производит монолог Сальери?

Искренний монолог героя можно воспринимать как автобиографию. Сальери рассказывает о том, насколько труден был путь к признанию и славе

- Каким можно представить себе этого человека?

Это целеустремленный человек, уверенный в своей правоте: считает, что его творческое кредо должно быть нормой для всех.

- Что удивляет в его рассказе о пути к славе?

Он рожден с любовью к искусству, воспитан на церковной музыке. Рано отверг простые забавы, занимался только музыкой. Но как? «Музыку…он разъял как труп», «поверил алгеброй гармонию», «ремесло поставил подножием искусству», и только после этого, считая себя искушенным в науке, позволил себе «предаться неге творческой мечты».

- Как Сальери относится к музыке?

Как к ремеслу, а не процессу творчества. И это представление о музыке никак не соответствует истинной гениальности.

- Чем заслуживает все-таки Сальери уважение, несмотря на такое представление героя о творчестве?

Он труженик, всего добивался долгие годы. Совершенствовал свое мастерство, оттачивал его, учился творить, подражая своим учителям. Он уверенно шел к цели и добился славы.

- В чем Сальери находит мужество признаться сам себе?

Он завидует гениальности Моцарта.

- Почему же он завидует?

Музыка Сальери оторвана от жизни, в ней нет того жизнеутверждающего содержания, как в музыке ненавистного Моцарта, нет гармонии, привлекающей людей и вызывающе их восхищения.

- Меняется ли настроение Сальери на протяжении монолога? Почему?

Меняется несколько раз. Сальери страшно признаваться в том, что он завистник. Он завидует «глубоко и мучительно» Моцарту-«безумцу». Это угнетает героя и не дает покоя


Вывод: Сальери – целеустремленный деятель-творец, уверенный в том, что к практике надо идти от предварительно усвоенной теории. Сначала теория, наука, трудолюбие, аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а потом уже созидание, ТВОРЧЕСТВО ПО ЗАКОНАМ ЗАРАНЕЕ УСВОЕННОЙ «алгебры». / Это путь талантливого, упорного человека, но НЕ ГЕНИЯ !/

  1. Инсценировка эпизода с уличным скрипачом и его анализ.

Эта сцена очень важна для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех проявлениях жизнелюбца Моцарта в противовес аскету Сальери.

Учащиеся отметят, что эпизод построен на контрастах: Моцарт хохочет, одаривает старика, а Сальери беснуется, негодует и прогоняет скрипача. А после исполнения Моцартом нового произведения конфликт еще более усугубляется. У Сальери появляется мысль уничтожить Моцарта. Он говорит уже не от своего лица, а от лица всех «жрецов, служителей музыки».



  1. Распределительная работа

Анализируя увиденный отрывок, учащиеся под портретами Моцарта и Сальери прикрепляют листы бумаги с указанием черт характера (положительных и отрицательных) обоих героев.

Моцарт


+ _

легкость несерьезность

чувство юмора наивность

доброта пренебрежение своим даром

Сальери

+ -


чувство прекрасного зависть

трудолюбие коварство

сила воли злоба

самоотречение гордыня

терпеливость способность на предательство

механическая рассудительность



  1. Цитатная мозаика

Учащиеся работают с раздаточным материалом, читают выразительно цитаты из текста произведения, называют автора слов, говорят, о ком идет речь.

Цитата

Кто сказал эти слова ?

… озаряет голову безумца, гуляки праздного?





Боже! Ты, …………, недостоин сам себя!





Он же гений, как ты да я.





Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я!





Нас мало, избранных, счастливцев праздных…






За твое здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии






Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно!




А ныне – сам скажу - я ныне завистник!




А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?




После заполнения учащимися должно получиться следующее

Цитата

Кто сказал эти слова?

… озаряет голову безумца, гуляки праздного?


Сальери о Моцарте

Боже! Ты, …………, недостоин сам себя!


Сальери о Моцарте

Он же гений, как ты да я.


Моцарт о Бомарше

Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я!




Сальери о Моцарте

Нас мало, избранных, счастливцев праздных…



Моцарт о себе и Сальери

За твое здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии



Сальери - Моцарту

Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно!

Сальери

А ныне – сам скажу- я ныне завистник!

Сальери

А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?

Первым произносит эти слова Моцарт, в конце трагедии их повторяет Сальери



Вывод: в 1 сцене четко проявляется конфликт, который во 2 части произведения приведет к трагедии.

  1. Чтение по ролям

сцены 2 от слов « Признаться, мой Реквием меня тревожит…» и до слов «Слушай же, Сальери, мой реквием!»

7. Вопросно-ответная беседа

-Как меняются роли героев в диалоге о заказе Реквиема, о черном человеке, о Бомарше?

Оптимист Моцарт становится пасмурным и искренне встревоженным, а мрачный завистник Сальери, когда-то приятель Бомарше, автор Тарара, теперь хладнокровно готовящийся к убийству, - весел и беззаботен.

- Можно ли считать простодушно брошенную Моцартом фразу:

Он же гений,

Как ты, да я . А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ль? – роковой?


Конечно! В этой фразе то, что терзает Сальери. Он признался себе, что способен на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны.
- Как понял слова Моцарта Сальери?

Сальери понял, что он не гений

- Каков же результат?

Замечание Моцарта ускорило решение Сальери, и он бросает в яд в стакан Моцарта.



  1. Фрагмент телеспектакля «Моцарт и Сальери. Реквием»

--Кульминация пьесы – исполнение Моцартом Реквиема. Почему именно этот фрагмент?

Смысл этой сцены в том, что Моцарт, по замыслу Пушкина, отпевает самого себя. Но кроме этого, он наносит удар по логике Сальери. Последний понимает теперь, не только то, что Моцарт – не гуляка праздный, а и то, что устраняя из жизни Моцарта, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости – наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить этот гений.

- Анализируя последние строки пьесы, необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО обратить внимание учащихся на Сальери, которого Пушкин в завершении показал отвратительным завистником, коварным «другом», хладнокровным убийцей. Он плачет, но слезы его неискренние. Он пытается оправдать себя по аналогии с другим «убийцей»:

……………………… Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Но мысль эта так же безосновательна, как и весь ход мыслей Сальери. В этом убеждает читателя А. С. Пушкин драматичес

ким финалом произведения. А в светлом, гуманистическом образе Моцарта, наивность и доверчивость которого на первый наш взгляд лишают его той внутренней силы, какой обладает мрачно-рассудительный аскет Сальери, воплощена мысль автора о бессмертии и внутренней свободе гения, иногда скрытого от взглядов толпы, но всегда создателя «золота» для потомства, и значит, всегда имеющего наследников.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

  1. Дискуссия

Просим учащихся высказать свое мнение на вопрос Пушкина, сформулированный в эпиграфе: гений и злодейство – две вещи несовместные. Не так ли?

  1. Составление даймонда.

Учащимся предлагается составить даймонд по трагедии «Моцарт и «Сальери». В качестве исходных понятий рекомендуем взять слова гений и злодей.

  1. Гений

  2. Творческий, божественный

  3. Творит, восхищает, изумляет

  4. Гений создает – злодей уничтожает

  5. Уничтожает, разрушает, убивает

  6. Аморальный, безнравственный

  7. Злодей



Правила составления даймонда

  1. Существительное –антоним к существительному в седьмой строке

  2. Два прилагательных, характеризующих существительное в первой строке

  3. Три глагола, характеризующих существительное в первой строке

  4. Существительное первой строки и характеризующий его глагол противопоставлены

существительному в седьмой строке и связанному с ним глаголу.

  1. Три глагола, характеризующих существительное в седьмой строке

  2. Два прилагательных, характеризующих существительное в седьмой строке

  3. Существительное –антоним к существительному в первой строке



  1. Дом. зад

1 группа / учащиеся с ВУУД и ДУУД/ - сочинение-миниатюра « Гений и злодейство несоместимы?»

2 группа / учащиеся СУУД/ устно ответить на вопрос: « Кому и почему завидовал Сальери в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери?»





Цитата

Кто сказал эти слова и о ком?

Как эти слова характеризуют говорящего?



… озаряет голову безумца, гуляки праздного?





Боже! Ты, …………, недостоин сам себя!





Он же гений, как ты да я.





Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я!





Нас мало, избранных, счастливцев праздных…






За твое здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии






Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно!




А ныне – сам скажу - я ныне завистник!




А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?






Цитата

Кто сказал эти слова и о ком ?

Как эти слова характеризуют говорящего?



… озаряет голову безумца, гуляки праздного?





Боже! Ты, …………, недостоин сам себя!





Он же гений, как ты да я.





Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я!





Нас мало, избранных, счастливцев праздных…






За твое здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии






Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно!




А ныне – сам скажу - я ныне завистник!




А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?





Из истории создания «Маленьких трагедий» [3]

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

(сообщения учеников)

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.

Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)

С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)

4. Герои трагедии



(работа в группах)

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Сальери


Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,

тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:

Ба! право? может быть...
Но божество мое проголодалось.

Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений»:

Сальери

Что ты мне принес?

Моцарт

Нет – так; безделицу. Намедни ночью


Бессонница моя меня томила.
И в голову пришли мне две-три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье...

Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта. Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро», а у Сальери – арию из оперы «Дон-Жуан». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд.

Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – олицетворение смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:

Моцарт


Он же гений.
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?

«Заметьте: Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово "гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он преважно согласится с этим; начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно. В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтобы все гении были таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери», – писал В.Г. Белинский в одиннадцатой статье «О творчестве Пушкина».

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Все говорят: нет правды на земле.


Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью. Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:

Сальери

Отверг я рано праздные забавы;


Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. <...>
Ремесло
Поставил я подножием искусству...

В его музыке «гармония» поверялась «алгеброй», умерщвленная музыка препарировалась, как труп. Иными словами, она создавалась на основе владения техническими приемами. Сальери не понимал, что подлинное художественное произведение невозможно сконструировать чисто технически, оно всегда плод вдохновения, даруемого свыше. Он стал последователем Глюка и упорным трудом наконец добился признания и славы, потому считает служение искусству своим подвигом и с презрением относится к непосвященным, возносится над ними, считая ремесленниками.

Почему в душе Сальери, как он сам говорит об этом, рождается непримиримая зависть к Моцарту? Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку, «гуляке праздному», а не ему, неустанному труженику. Он завидует гениальности друга. Некоторые исследователи полагают, что в его словах, сравнивающих завистника со змеей, отражается понимание зависти как бесовского наваждения, ибо змея – одна из ипостасей сатаны. Так соединяются непримиримые конфликты Сальери с миропорядком и с Моцартом. Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется, несправедливость неба.

Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность как композитор. Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха». Он много лет носит яд, бывший «даром любви», и отправляет его в «чашу дружбы».

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

Ты заснешь


Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

Учащиеся записывают, потом зачитывают свои варианты, доказывая примером из текста наличие той или иной черты. Отрицательные черты Моцарта: несерьезность, пренебрежение своим талантом, наивность; положительные: одаренность, легкость, чувство юмора, доброта. Отрицательные черты Сальери: зависть, коварство, злоба, гордыня, способность на предательство, механическая рассудочность, положительные: чувство прекрасного, трудолюбие, сила воли, самоотречение, терпеливость и т.д. Делается вывод, что Моцарт не такой уж идеальный у А.С. Пушкина, а Сальери тоже не совсем отрицательный, то есть характеры героев реалистичны.

Слайд 8.Как вы понимаете, чем талант отличается от гениальности? (Учащиеся высказывают предположения)



Давайте зачитаем определения из толкового словаря.

Талант – выдающиеся способности.


Гениальность – высшая творческая способность, вдохновение.

– Талантливый человек может творить, а может и не творить, а гениальный не может не творить. Давайте посмотрим, что рождает в душе Сальери зависть к гениальности Моцарта.



Инсценировка эпизода со слепым скрипачом.

– Какую роль играет этот эпизод в композиции трагедии? (кульминация, так как созревает у Сальери мысль о преступлении.)


Но ведь мысль, это еще не убийство. Почему же мы тогда говорим, что именно этот момент кульминационный? (В этом разрушительная сила зависти или другого смертного греха: попав в душу, зависть рождает преступную мысль, которой не в силах противиться человек, он становится заложником своей страсти).

Итак, в центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным, светлым гением, щедрым от безмерности своего таланта, от человечности. Лиричности, возвышенности Моцарта противостоит сухой рационализм, расчётливость Сальери. А если взглянуть на это ещё шире – здесь раскрывается одно из главнейших противостояний жизни: гений и злодейство, “две вещи несовместимые”. Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой “тяжкий долг”.


Заявка на участие в конкурсе

«Русский медвежонок» в 2012 году
Район (город) ________________________________________________________

(название района или города)


Образовательное учреждение ___________________________________________

(полное название школы)




Возрастная группа

Количество участников

Группа «2-3 классы»




Группа «4-5классы»




Группа «6-7 классы»




Группа «8-9 классы»




Группа «10-11 классы»




ИТОГО



Количество бесплатных участников конкурса (дети-сироты, воспитанники интернатов) _______________________________________________________________

Почтовый адрес ОУ с индексом ______________________________________________

Адрес электронной почты ___________________________________________________

Телефон ОУ (с кодом) _____________________________________________________

ФИО директора ОУ (полностью) _____________________________________________

ФИО организатора конкурса в школе (полностью) ______________________________

Телефон организатора (мобильный) __________________________________________________________________________

А.С.Пушкин «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство. Гений и толпа.

Эпиграф Гений и злодейство – две вещи несовместные. Не так ли?



  1. Мотивация учебной деятельности

Создание ассоциативного куста

Сальери Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!

Я знаю, я!

Моцарт Он же гений, как ты да я

М и С – двух сыновей гармонии,

Нас мало избранных, счастливцев праздных.

Недавно радиостанция \"Свобода\" провела серию интересных, остро-журналистских передач (автор и ведущий Марио Корти) под всё тем же названием \"Моцарт и Сальери\". В одной из них рассказывалось, что известный французский писатель и поэт, граф Альфред де Виньи (Vigny, Alfred Victor, Compte de, 1797-1863) обратился к знакомому биографу Моцарта с вопросом, можно ли доказать, что Сальери отравил Моцарта. Получив отрицательный ответ, писатель сказал, что ему жаль, был бы интересный сюжет.


7. Мотивацию, столь недостающую версии "Моцарт-Сальери" мифа об отравлении, развил А.С.Пушкин. Мотив этот был вполне романтический: адская зависть обыкновенного, земного таланта к небесному Гению. Всё, что талант достигает упорным, изнуряющим трудом, Гений превосходит легко, мгновенно, как бы играючи. У таланта развивается жгучая обида перед такой несправедливостью, об Источнике которой даже и подумать страшно. Перед этой тайной Завистью, именно Завистью с большой буквы, ибо она уже обособляется в самостоятельное мировое Начало, все земные успехи таланта бледнеют, превращаются в ничто. Свою идею Пушкин великолепно реализовал в маленькой трагедии "Моцарт и Сальери", которая персонально для меня является лучшим произведением русского поэта.

«Маленькие трагедии» — сборник А. С. Пушкина , состоящий из 4-x произведений:

«Скупой рыцарь»;

«Моцарт и Сальери»;

«Каменный гость»;

«Пир во время чумы».

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам.



«Моцарт и Сальери» - целая трагедия, глубокая, великая, ознаменованная печатью мощного гения, хотя и небольшая по объему. Ее идея – вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения.

В. Г. Белинский






Совещания не родили ни одной великой мысли, но похоронили некоторое число идиотских. Фрэнсис Скотт Фицджеральд
ещё >>