Урок как форма краеведческой деятельности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок тема «категория времени в русской исторической живописи XIX... 1 303.8kb.
Урок по типологии может быть определен как урок изучения нового материала... 1 156.87kb.
Урок в 9-11 классе Тема урока: «Музыкальная гостиная» Тип урока:... 1 29.5kb.
Семинар «Ресурсные возможности туристско- краеведческой деятельности... 3 713.97kb.
Урок в 6 классе по учебнику Н. И. Сонина «Живой организм» 1 81.13kb.
Русская Правда первый свод законов Древней Руси 1 32.95kb.
Занятие №1 Русский язык и культура речи как научная 1 30.13kb.
Информационная карта 1 108.42kb.
Проект эколого-краеведческой тропы «урочище молевское» 1 116.67kb.
«Мои знаменитые земляки»: опыт генеалогических исследований отдела... 1 51.08kb.
Политические акции как форма деятельности политических партий: региональный... 5 436.97kb.
Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой... 3 456.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок как форма краеведческой деятельности - страница №1/1

Музейный урок как форма краеведческой деятельности.

Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.



Мастер-класс - форма организации обучающего или демонстрационного занятия.
По преследуемым мастер-классом целям различают два основных вида мастер-классов:

  • обучающий, где основной целью обучения является овладение обучаемым лицом изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями);

  • демонстрационный, где основной целью занятия является демонстрация идей, возможностей или достижений в обозначенной сфере обучаемому лицу.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Чем же я могу поделиться? На протяжении всей педагогической деятельности большое внимание я уделяю краеведению.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, ее прошлое. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народа.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории, традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Познание окружающего нас мира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории.

Каковы цели краеведческого образования?

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- осознавал проблемы окружающего микромира;

- интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию – о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Таким образом, цель краеведческого образования – способствовать духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о родном крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Важное место в изучении истории родного края играет школьный музей. Только в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей и реализован принцип – «музей для детей и руками детей».

Необходимым условием для успешного решения этих идей задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, творческое отношение учащихся к делу и знание основ современного музееведения. Овладение основами музейного дела – первейшая задача руководителя и актива школьного музея.

Наш музей создан в 1995 году. Создателем и бессменным руководителем являюсь я. В музее проводится краеведческая работа по трем направлениям: история школы, история села и «Великая Отечественная война в истории села». Вот уже в течение десяти и более лет проводится сбор информации по этим направлениям, собран большой материал для работы. На его основе проводится проектно - исследовательская работа. Учащиеся старших классов работают над проектом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Моя родословная».

Для систематизации краеведческой работы мною программа «Школа юного краеведа». Она предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей родного края, музееведением.



Цели и задачи программы.

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории, культуры) и желающего принять активное участие в его развитии, изучение истории родного края, подготовка экскурсоводов для школьного музея

Образовательные задачи – через изучение истории родного края лучше узнать и понять историю страны

Воспитательные задачи:

-развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России, Башкортостану и своему родному району, селу;

-формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю;

-укрепление семейных связей: изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек;

-воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека.

Развивающие задачи:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

-формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

-развитие у учащихся исторического сознания, включая в это понятие осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, понимание быта и менталитета разных эпох, ощущение сегодняшнего дня как части истории.

Программа рассчитана на 1 год изучения, 34 часа (1 час в неделю) и предусматривает различные формы занятий: практикум, лекцию, экскурсию, исследование, что поможет учащимся применять свои знания в различных видах и способах деятельности. Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 5 – 9 классов. Она предполагает изучение истории села и района.

На республиканском конкурсе методических материалов в 2012 г. программа была удостоена 3 места и награждена Почетной грамотой Министерства образования.

Одной из форм краеведческой работы является музейный урок.

 Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы (основного или факультативного) непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в музей. 


Ботякова О.А. Формы культурно-образовательной деятельности музея. Проблема классификации.


Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.


Музейный урок «Вахта памяти»
Цели:

1) Расширить знания учащихся о Великой Отечественной  войне, о своих родственниках и земляках- ветеранах войны;

3) Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, участникам Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ – победитель.

4) Развивать творческие каждого ученика


Оборудование: экспозиции музея «Никто не забыт и ничто не забыто» (биографические сведения и военный путь земляков)
Предварительная подготовка: Учащиеся должны узнать от родителей о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Рекомендована литература – многотомник «Память». Ребята подготовили стихи.
Ход занятия: выступление учащихся по сценарию

Рассказ учителя: Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Для многих, это величайший подвиг народа за всю мировую историю, и в то же время, это такая трагедия, которая ни в коем случае не должна повториться.
Более 200 человек были мобилизованы на фронт из села. 120 из них не вернулись.
Выступления учащихся о своих родственниках. По стенду учитель знакомит детей со своими родственниками.
В сорок первом, в сорок пятом

Был наш дедушка солдатом,

Защищал он край родной

Под Одессой и Москвой,

Под Орлом, под Сталинградом…

Есть у дедушки награды.

Он рассказывает мне

Как сражался на войне



Практическая часть урока.

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Написал я все, что надо,

А увижусь - доскажу,

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

 

Угол первый - самый главный.



Этот угол я загну,

Чтоб с победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго,

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

 

Ну а третий, ну а третий



В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать тебя своей.

 

Так лети с приветом жарким



На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо!

Б. Лихарев



- А сейчас, дети, мы с вами сделаем одну вещь. Во время войны, когда большинство мужчин были оторваны от работы и призваны в армию, когда основной заботой страны и народа было снабжение фронта, всего не хватало: от еды и одежды до почтовых конвертов. К тому же военная цензура письма всё равно вскрывала. Поэтому в ходу были, так называемые, "солдатские треугольники". Возьмите тетрадный лист. Расположьте его вертикально. Правый верхний угол листа перегните так, чтобы верхняя сторона листа совпала с левой боковой стороной листа. Сделали? Теперь левый уголок перегните вправо, чтобы линия сгиба совпала сама с собой, а левая боковая сторона листа с верхней стороной. Сделали? Теперь нижнюю часть листа перегнём по нижнему краю получившегося треугольника, и вернём его обратно. Это мы сделали для того, чтобы потом нам легко было вставить клапан в кармашек. Сделали? Теперь уголки нижней части листа согнём до треугольника. Сделали? Теперь получившийся клапан заправьте в верхний кармашек треугольника. Сделали? Всё солдатский треугольник готов. 

Таким образом, данный урок дает возможность детям соприкоснуться с живой историей, оставляет след в душе маленького человека.




По-настоящему начинаешь беспокоиться за своего мальчика лишь тогда, когда он, уходя, закрывает за собой дверь совершенно бесшумно.
ещё >>