Урок: «иван грозный. Реформы избранной рады» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Иван IV ( 1533-1584гг) 1548-1560 реформы избранной рады 1 172.56kb.
Иван IV ( 1533-1584гг) 1548-1560 реформы избранной рады 1 178.12kb.
Урок по истории России для 10 -го класса «Иван Грозный и его реформы... 1 89.48kb.
А. Н. Толсто й иван грозный 4 764.72kb.
Реферат Иван Грозный как защитник православия 1 242.61kb.
«дорогавкосмо с» 1 110.32kb.
Реформы Избранной рады, внешняя политика Ивана IV, опричнина 1 80.51kb.
Реформы 1549-1560 г. Реформы 1549-1560 г 1 183.79kb.
Задания по истории России XVII века 1 51.46kb.
Реформы избранной рады 1 33.71kb.
Иван IV васильевич грозный 1 30.69kb.
Правовое обеспечение деятельности уголовной юстиции в московском... 1 172.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок: «иван грозный. Реформы избранной рады» - страница №1/1

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МБОУ «СОШ №17»г. Новочебоксарска.

АЛЕКСАНДРОВА АЛИНА НИКОЛАЕВНА.

УРОК: « ИВАН ГРОЗНЫЙ .РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ»

ЦЕЛЬ:

Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана XIV, сути и характере реформ.

Развивающая : создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом и документами.

Воспитательная : воспитывать интерес к личности Ивана XIV; формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: централизованное государство , Земский собор, Избранная Рада, стрелецкое войско, Судебник.

Основные даты: 1533-1584г.г.- Правление Ивана IV; 1547г.- Провозглашение Ивана IV царем; 1549г.- Первый Земский собор; 1550г.- Судебник Ивана IV.

Форма урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, рабочие листы с заданиями, выставка книг, посвященных Ивану IV, таблички с обозначением группы, магниты, элементы костюма Ивана IV, мультимедийная система, жетоны «следы ног».

Опережающие задания:

Всему классу: найти поговорки

Индивидуальные: сообщение о Иване IV.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: приветствие, отметка в журнале отсутствующих.

Эмоциональный настрой детей:

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет , оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Совершая хорошие поступки.

Кто хочет прославиться , совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. Чтобы увидеть, кто оставил значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

За правильные ответы даю жетоны» Следы ног»

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Боярское правление.

  2. Личность Ивана XIV.

  3. Укрепление центральной власти.

  4. Реформы государственной власти.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы с вами приступаем к изучению очень важного этапа в истории России- эпохи Ивана IV. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории России в правление Ивана IV. В ходе урока попробуем

  1. Охарактеризовать личность Ивана IV

  2. отметить причины , которые вызвали необходимость реформ в стране;

  3. Доказать , что реформы Избранной рады прежде всего укрепляли центральную власть.

Эпоху Ивана IV мы будем изучать в течение нескольких уроков. Традиционно историки делят время правления Ивана IV на два периода:

1 период - реформаторский;

2 период, получивший противоречивую оценку у историков - опричнина.

А сегодня мы рассмотрим первый период правления Ивана IV.

Итак, тема урока: «Начало правления Ивана IV и реформы Избранной Рады».

Учитель: В 1533году умер Василий III. Перед смертью он назначил над своим трехлетним сыном Иваном опекунский совет из семи влиятельных бояр. Ребята, как вы думаете , мог ли 3-летний Иван править страной самостоятельно? Конечно, нет. Великий князь наказал боярам «беречь» сына и приобщать его к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную работу государственного аппарата, необходимы были реформы.

ВОПРОС: Что такое реформа?

Ответ: Реформа - важное изменение в жизни страны.

Вдова Василия III,Елена Глинская, взяла управление государством в свои руки, она фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее пяти лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Работа с текстом учебника.

ЗАДАНИЕ: Прочитать 3 абзац п.1 на стр.193 и дописать название реформ.

Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?

РЕФОРМЫ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ : (на доске)

  • введение…( денежной единицы - московский рубль)

  • создание…( денежной системы)

  • основание…(Монетного двора)

  • введение … (единых единиц длины и веса)

ВОПРОС: Чему способствовали проведение данных реформ?

Ответ: Централизации государства.

Учитель: После смерти Елены Глинской в стране снова началась борьба за власть между боярами: убийства, отравления стали обычном делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана.

Сообщение учащегося о детстве Ивана IV.

Когда в семье великого князя Василия III родился мальчик, повивальная бабка взяла его на руки, посмотрела на младенца и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо. Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старушку ножкой в живот. Она вскрикнула:»Нет! У ребенка- два сердца: одно- доброе, другое- злое».

(ученик показывает ученикам символические сердца: красное- все доброе в жизни Ивана IV и черное- как символ зла. Вначале идет описание символического «красного сердца», затем – «черное сердце»).

Итак, детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он через 20 лет дал в своем письме к Андрею Курбскому.

Совместное чтение документа «О боярском правлении» стр.200

учебника.

Физкультминутка.

Много земля русская бедствий испытывала. И просили помощи люди русские и у Бога , и у земли Матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздрася, земля русская ( разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезушки (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх ручки ( поднимаем вверх руки)

Да у Бога просили помощи ( и тянемся)

Люди русские так трудилися ( Сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила ( крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение (шагаем на месте, руки на поясе))

И избави нас от страдания. ( поднимаем и опускаем руки).

Учитель: В 1547г., когда Ивану исполнилось 17 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Вопрос: До этого времени кого называли царями на Руси?

Ответ: Императоры Византии и ханы Золотой Орды.

Венчание на царство поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван IV стал самодержавным государем. Первое, что сделал царь- это укрепил и расширил органы управления. Царь создал Совет, в который вошли близкие царю люди: Андрей Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, дворянин Адашев. (слайд Этот Совет стал называться Избранная Рада. Царь и Избранная Рада задумали провести в стране реформы, которые должны были способствовать окончательному собиранию и объединению всех русских земель вокруг сильной центральной власти, т.е. сформировать централизованное государство. Избранная Рада понимала, что это очень сложная и длительная задача. Решить ее можно лишь при поддержке широких слоев населения. С ними мы сейчас и познакомимся.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие. Из современности попасть в прошлое. 1549г., когда молодой царь собрал совещание представителей основных сословий, где говорил о злоупотреблениях боярства и вынес на обсуждение реформы Избранной рады.

Вопрос : Есть ли подобный орган правления сегодня у нас?

Ответ: Государственная Дума.

Это собрание получило название Земский собор.

Иван Грозный:

Отныне впервые великий князь московский, венец царя всея Руси на себя возлагает и тем навеки многовластию, злокозненному боярскому на Руси предел кладёт.

Отныне русской земле единой быть, чтобы Русь в едином клане держать сила нужна, а посему отныне учреждали мы войско служивое, постоянное, стрелецкое , а кто в войско тех государевых сам не сражается тому в великих походах царских деньгами участвовать. Также и святым монастырем отныне великими своими доходами в воинском деле участвовать, ибо казна их множится, а русской земле пользы с того нет.

Нужна сильная власть, ибо токмо только при сильном, слитном, едином государстве внутри, твердым можно быть во вне. Два Рима пали, а трети Москва, стоит, а потом Риму третьему державе московскому единому отныне хозяином буду я один. Сам буду судьей и обороной для всех.

Бояре:

Будем служить государь вправду, безо всякия хитрости.

ДИАЛОГ ИВАНА ГРОЗНОГО.

1. Извольте князь Андрей Курбский вас послушать.

Я согласен с вами государь. Сильная власть со своим войском. Нужна новая организация , хорошо вооруженная и постоянная. Что же наша отчизна как отторгнута? Реки, Волга, Днепр под нашей державой, в сих руках, ибо нужно нам вернуть отцовские земли.

2. Алексей Адашев что думает?

Да государь, надо кончить с произволом бояр. Я как дворянин предлагаю ограничить право наместников и подумать о размерах корма, ведь простой люд челом бьет, много кровопролития и осквернения душ содеяны в том.

3. Прихожане я слышал челом бьют, говорят в церквях монастырях порядка нет. Вы святейший митрополит Макарий как думаете решить этот вопрос? Ваша правда государь ,надо провести церковную реформу..

4. Соглашаетесь ли вы священник Сильвестр.

Я духовенство должно заниматься духовным совершенствованием человека, а не думать о богатстве. А порядки исправить надобно, ибо епископы сокрушаются, что некоторые священники и лаются, и сквернословят, и пьяны в церкви святой алтарь входят и до кровопролития бьются.

УЧИТЕЛЬ: Опираясь на вновь созданные органы, в 50-е годы XVI века были проведены следующие реформы: (слайд)

1550г.- Новый Судебник

Вопрос: Что такое Судебник?

Ответ: Первый свод законов единого государства.

Вопрос: Вспомните, когда и кем был принят первый Судебник?

Ответ: 1497г., Иван III

1556г.- Реформа местного управления.

1551г.- Церковная реформа.

1550г.- Военная реформа.

Ребята вы видите, вы сегодня сели группами. И это не зря. Ведь сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня представители Земского Собора, собрались обсудить основные положения реформ Избранной Рады. И мы с вами должны выделить основные направления внутренней политики, оформив кластер.( на доске оформлен кластер, куда будут вноситься реформы Избранной рады по ходу рассказа)



Работа с учебником. ( изучив тексты, группы представляют их и отвечают на вопросы к тексту)Закончить предложения…

1 группа: выявляет основные положения Судебника на стр. 197.

2 группа: выявляет основные положения военной реформы на стр. 198.

3 группа: выявляет основные положения церковной реформы на стр. 197.

4 группа: выявляет основные положения реформы местного управления на стр. 198.

Вопросы для 1 группы:

1.Увеличен размер пожилого при переходе……( крестьян из одного хозяина к другому в Юрьев день.

Вопрос : Что значит выражение «Юрьев день»

Ответ: Единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего( 26 ноября) и неделя после.

  1. Вводились наказания…(за взятки)

  2. Высшим законодательным органом при царе стала…(Боярская Дума)

  3. Ужесточались наказания…(«лихим людям»)

Вопросы для 2 группы:

  1. Были созданы… войска (стрелецкие), которые были вооружены… (огнестрельным оружием - пищалями)

  2. За службу стрельцы получали…( денежное жалованье, ручное огнестрельное оружие, обмундирование)

  3. Стрельцом мог стать…(любой свободный человек, независимо от знатности)

  4. В мирное время стрельцы жили в…(семьях, да еще занимались ремеслом и торговлей)

Вопросы для 3 группы:

  1. Церковный собор принял…( сборник документов) и получил название …( Стоглавый), так как состоял ( из ста глав)

  2. Собор признал всех местных святых…( общерусскими)

  3. Привел к единообразию …( церковные обряды)

  4. Разработал правила поведения для …(духовенства)

Вопросы для 4 группы:

  1. Была отменена система…(«кормлений»)



  1. На местах учреждены должности…( губных старост) и …(земских старост) , где большинство населения составляли…(черносошные крестьяне)

Вопрос: Кто такие черносошные крестьяне?

Ответ:

  1. Губа- это…( территориальный округ ,совпадающий с волостью или уездом)

  2. Функции выборных органов:

-вершили…(суд)

- следили…(за соблюдением законов и порядка)

- собирали…(подати)

Учитель: В годы правления Избранной Рады были созданы новые органы центрального управления, так называемые приказы. Каждый приказ занимался определенными государственными делами.

ПРИКАЗЫ

ФУНКЦИИ

Посольский

Внешняя политика

Челобитный

Принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним

Разрядный

Сбор дворянского ополчения, назначение воевод, ведал военным делом

Поместный

Вопросы землевладения

Разбойный

Преследование «лихих людей»

Таким образом, реформы Ивана IV и Избранной Рады были направлены на усиление центральной власти.

Учитель: Народ по разному относился к правлению Ивана Грозного и придумал поговорки об этом времени.

Ребята, вы должны были работать с источниками , также в интернете найти поговорки о времени правления Ивана IV.

Итак, далее ответы учащихся.

Например, 1. Бог на небе, царь на земле.

  1. Грозно, страшно, а без царя нельзя.

  2. 3. Народ- тело, а царь- голова.

  3. Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле.

  4. Родится Тит - широкий ум . ( предсказание о рождении Ивана)

  5. Без бога свет не стоит, без царя земля не правится.

Закрепление изученного материала:

На основе того, что вы узнали на уроке, давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока?

Контрольный тест по теме « Правление Ивана IV»

1. После смерти Василия III на престоле оказался Иван IV, который правил

А) 1505-1533г.

Б) 1533-1584г.

В) 1462-1505г.

Г)1584-1598г.

2.Иван IV венчался на царство в

А) 1547г.

Б) 1549г.

В)1550г.

Г)1552г.

3. В 1549 году

А) создано стрелецкое войско

Б) было отменено местничество

В) был созван первый Земский собор

Г) ликвидированы кормления

4.Круг близких помощников царя назывался

А) Избранная Рада

Б )Государственный Совет

В) Боярская Дума

5. В Избранную Раду из перечисленных государственных деятелей не входил:

А) Адашев

Б) Сильвестр

В) Макарий

Г) Годунов

6. При Иване IV были проведены реформы……….., которые были направлены….

Учитель: Сегодня мы затронули лишь внутренние реформы Ивана IV. Плодотворную деятельность он вел и во внешней политике. Об этом говорит вот эта дата: 1552-2012г.г. Что это за дата ребята? Это присоединение Чувашии к Русскому государству. Это также произошло при Иване IV. Об этом наш разговор на следующем уроке.

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

А кто больше всех наследил? (Ребята поднимают свои “следы ног”)

У кого больше всех следов?

Выставление оценок за активную работу на уроке.

Домашнее задание:

1.Параграф 23, содержание и ответить на вопросы.

2. Составить кроссворд по реформам Избранной РАДЫ.




Кто вспомнит те времена, когда он действительно отдыхал по воскресеньям, а не по понедельникам? Фрэнк Хаббард
ещё >>