Урок истории в 12 летней школе» ( Всемирная история 7 класс) Тема «Введение в историю средних веков» Разработка: учителя истории «вы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по истории Средних веков 6 класс Тема: Наследие Средних веков... 1 89.67kb.
Всемирная история. История мировая, всемирная, учебник 1 78.38kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Рабочая программа по истории 6 класса на 2012-2013 учебный год учителя... 1 49.8kb.
Итоговый тест по истории Средних веков Какие временные рамки получили... 1 32.85kb.
6 «Б» класс Шевлякова Алла Григорьевна учитель истории, обществознания... 1 187.21kb.
Программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова Е. 1 324.12kb.
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) 3 372.26kb.
Тематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику Е. 1 104.46kb.
Вопросы по истории средних веков 1 41.38kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе 3 532.28kb.
Доктрина о Христе: человечность 6 580.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок истории в 12 летней школе» ( Всемирная история 7 класс) Тема «Введение в историю - страница №1/1

УКРАИНА
Куйбышевский районный в г. Донецке совет


Отдел образования

Донецкий лицей № 71 им. П. Ф. Батулы

Донецкого городского совета

Донецкой области

Материалы

к конкурсу для учителей « Компетентностно ориентированный урок истории в 12 – летней школе»

( Всемирная история 7 класс)

Тема «Введение в историю средних веков»
Разработка:

учителя истории

«высшей категории»

педагогическое звание «Учитель – методист»

Предковой К.И.

План конспект – урока по теме:

«Вводный урок»

Цели урока


  • Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.

  • Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 6 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.

  • Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.

Тип урока: Комбинированный.

Тип урока:  комбинированный.

Методы обучения:  эвристическая беседа, лекция, иллюстрация, видеометод, работа учащихся с учебником.

Оснащение урока:  Карта мира, Европы, Азии.

Основные понятия и термины урока:.» Средние века»,раннее, развитое, позднее Средневековье.

Хронология: 

- 476 – 1492 - периодизация средних веков

Исторические личности: Ромул Августул, Христофор Колумб.

Ожидаемый результат урока: После этого урока ученики смогут: назвать хронологические рамки средних веков, показать на карте географические объекты, связанные с темой урока, применять и объяснять на примерах изученные термины и понятия высказывать собственную точку зрения.

Оборудование:

  1. Учебник по истории Средних веков (7 класс) .

  2. Рабочая тетрадь по истории Средних веков .

  3. Доска.

  4. Мультимедийная презентация.

  5. Проектор, компьютер, экран.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний:

Учитель начинает урок с беседы с целью выявления уровня знаний учащихся по истории. Ставит вопросы :



  1. Что такое история?

  2. Что вы изучали по истории в 6 классе?

  3. Что больше всего вам запомнилось из изученного материала в 6 классе?

Подводит итоги ответов учащихся, объясняет термин «история», повторяет с учащимися периодизацию истории. Останавливается на понятиях « средние века».

III. Изучение нового материала:

План урока:

  1. Что изучает история Средних веков?

    • Место Средневековья в мировой истории.

    • Происхождение термина.

    • Хронологические рамки.

    • Источники по истории Средних веков.

    • Ответ на главный вопрос.

  2. Мир варварства.

    • Происхождение термина.

    • Древние германцы.

IU. Закрепление.

U. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.



II. Изучение нового материала.

Презентация



1. Что изучает история Средних веков?

Урок начинается с показа титульного слайда презентации, сопровождающегося стилизованной инструментальной композицией. На доске записаны все этапы человеческой истории (от Первобытности до Новейшей истории).

Под аккомпанемент мелодии учитель говорит несколько слов об особенностях той эпохи, с которой знакомятся учащиеся. Особо обращая внимание на ассоциативные знания учеников (замки, рыцари, крестовые походы и т.д.) и контрасты Средневековья (“чёрная смерть”, Столетняя война, высокий уровень смертности, но необычайное жизнелюбие, нашедшее своё отражение в яркой городской культуре, архитектурных памятниках и т.д.). Важно подчеркнуть, что все эти особенности эпохи будут раскрыты и изучены на уроках.


  • Место Средневековья в мировой истории

Работа со слайдом №2.

На слайде появляется лента времени, разделённая на три составляющие. Сначала учитель характеризует эпохи до и после Средних веков (на ленте времени появляются надписи “Древний мир” и “Новое время”). Только затем определяется место Средневековья.

Далее учитель просит назвать значимые события и явления эпохи Древнего мира. Учащиеся быстро дают многочисленные и разнообразные ответы (культура Древнего Египта, Вавилон, Персидская держава и её завоевания, достижения древних греков и римлян). Среди них важно выделить понятие Античности. Обычно учащиеся быстро вспоминают и его значение. Это позволяет связать эпоху Древнего мира с Новой историей и эпохой Возрождения (на слайде появляются соответствующие иллюстрации) и перейти к вопросу о происхождении термина “Средние века”.


  • Происхождение термина

Давая характеристику периоду Возрождения (самую общую) важно указать на то, как воспринимал себя тогда человек, какое место в мире он себе отводил, что считал главным.

Античность и Возрождение – две точки взлёта человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – “провал” Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. “Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин “Средние века”.

Но не следует на этом останавливать объяснение происхождение термина. Необходимо рассказать, о том, что со временем учёные разрушили представление о Средних веках как о посредственности, серости, упадке человеческой культуры, доказав значимость данного периода для всего дальнейшего хода развития (символом этого становится замок, появляющийся на слайде).


  • Хронологические рамки

Работа со слайдом № 3.

Учащиеся быстро и, как правило, безошибочно, называют те события, которыми заканчивается история Древнего мира. Здесь важно помочь учащимся вспомнить дату крушения Римской империи, поскольку именно она становится датой начала Средневековья.

Далее учитель рассказывает о различных взглядах историков на вопрос об окончании периода Средних веков, более подробно останавливаясь на современной общепринятой хронологии.

Надпись на третьем слайде, определяющая рамки периода, переносится учащимися в тетрадь.



  • Источники по истории Средних веков

Поскольку материал об исторических источниках подробно разбирался в самом начале курса истории в 5 классе, важно начать с активизации знаний учащихся.

Учителю необходимо добиться чёткого и грамотного ответа на вопрос о том, что же такое исторические источники и какими они бывают.

После успешного завершения данной работы можно переходить непосредственно к рассмотрению различных типов источников, способствующих изучению периода Средневековья.

Иллюстративный материал презентации поможет учащимся быстро разобраться в материале (походу работы, учащиеся делают записи в тетрадях). Для актуализации полученных знаний учитель может провести активную работу с учащимися по вопросам о том, какую информацию можно извлечь из того или иного источника, какое это имеет значение для историков.

Ещё одним интересным заданием для учащихся может быть поиск в учебнике иллюстраций, содержание которых можно отнести к тому или иному виду исторических источников.


  • Ответ на главный вопрос

Итогом работы станет ответ на вопрос о том, что же изучает история Средних веков. Здесь можно использовать материал учебника (стр. 7) или выводы самих учеников.

2. Мир варварства.

  • Происхождение термина

Как правило, учащиеся и сами могут вспомнить происхождение и значение термина “варвар”. Если же они затрудняются с ответом, следует им напомнить, что слово “варвар” ведёт своё происхождение из Древней Греции. Греки именно так называли всех иностранцев (в том числе и римлян). Сами древние римляне, восприняв это наименование, отнесли его к своим северным соседям.

Работа со слайдом № 9 (карта Римской империи её северных соседей).

На данном этапе следует напомнить учащимся о правилах работы с картой (с какой стороны стоять, как показывать границы государств и другие географические объекты). Важно не забыть и о правилах безопасности при работе с проектором.

К работе с картой активно привлекаются учащиеся.


  • Древние германцы

Работа с этим материалом должна опираться на знания учащихся, полученные ими в 6 классе.

Учащиеся легко и правильно характеризуют германцев как народ, стоявший ниже римлян по уровню развития. Здесь можно вспомнить о природно-географических факторах. Ученики с помощью карты быстро отмечают тот факт (и дают ему объяснение), что более развитыми народами были непосредственные соседи Римской империи.

Далее даётся характеристика образа жизни и занятий германцев. Указывается, что большинство германских племён вели осёдлый образ жизни, занимались скотоводством, земледелием, ремеслом. Был развит товарообмен. Германцы не знали городов. Жили в небольших посёлках, далеко отстоящих друг от друга, разделённых лесами и пустошами.

Работа со слайдом № 10 (реконструкция германского поселения).

Опираясь на материал курса истории за 6 класс, учащиеся (в тетрадях) с помощью учителя (на доске) быстро составляют цепочку, схематично характеризующую общественное устройство германцев:



Большая семья —> род —> племя —> племенной союз (
бургундцы, остготы, вестготы, англы и т.д.).


Работа со слайдом № 11 (германцы-воины).

Здесь важно отметить тот факт, что германцы были очень воинственными, совмещая мирные занятия с военными походами.

Рассматривая мир варварства нельзя обойти вниманием облик древних германцев. Здесь стоит обратиться к источникам, помещённым в учебнике и заданиям рабочей тетради .

Работа со слайдом № 12 (схема 1).

Учащиеся легко отвечают на вопрос о том, как осуществлялось управление племенем, кто входил в народное собрание. Здесь вводится новый термин – тинг.

Схема позволяет определить основные функции тинга. Всё это переносится учащимися в тетрадь.

Работа со слайдом № 13 (схема 2).

Изменения, произошедшие с течением времени в структуре управления племенем, отражены во второй схеме. При работе с ней затрагивается вопрос о появлении знати (война, военная добыча) и появлении у вождя политических функций руководителя племени (запись в тетрадь).



Работа со слайдом № 14 (боги германцев).

Ещё одним важным дополнением к характеристике мира варваров являются их религиозные верования. Из-за недостатка времени даётся только самое общее представление о германском язычестве (на примере нескольких богов). При этом учащиеся должны вспомнить то обстоятельство, что именно язычество характерно для ранних форм развития общества.

Музыкальное сопровождение этого слайда позволит учащимся глубже проникнуться атмосферой той далёкой эпохи.

3. Закрепление.

Закрепление изученного материала можно провести в форме фронтальной беседы..



4. Домашнее задание.

1). Читать пересказывать материалы учебника стр. 10 – 14.

2). Отвечать на вопросы стр. 14 учебника.




Счастье — это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе. Джордж Бернс
ещё >>